«Ценность слива ошеломляет»: почему утечка исходного кода игр Nintendo так важна и чем она опасна

Скорее всего, компания лишь ещё сильнее огородится от фанатов.

В конце июля в сеть попал так называемый gigaleak — масштабный слив данных с исходным кодом десятков классических игр от Nintendo — Super Mario 64, The Legend of Zelda: Ocarina of Time, Yoshi's Island и многих других. «Утекли» не только релизные билды, но и ранние — как вышедших, так и отменённых проектов.

Датамайнеры нашли в коде много чего интересного — например, оригинальную модель Луиджи в Super Mario 64 (в релизной версии героя не было), вырезанного персонажа для Animal Crossing или отменённую ролевую игру про хоккей.

Но это не самое важное: благодаря наличию исходного кода игрокам открылись бесчисленные возможности в эмуляции классических тайтлов и их модификации. Более того, по ранним билдам и заметкам авторов можно наконец узнать, как разрабатывались игры почти двадцать-тридцать лет назад. В The Verge рассказали, чем так важна эта находка и к чему она может привести.

Super Mario 64
Super Mario 64

Утечка исходного кода или ранних скриншотов игр — не редкость для индустрии. Каждый год в сети то и дело оказываются записи геймплея отменённых проектов — в основном, это касается давно забытых IP.

Но gigaleak — это слив беспрецедентного масштаба. Датамайнеры могут посмотреть, как разрабатывались культовые игры, положившие начало одним из самых прибыльных франшиз Nintendo. И это при том, что компания известна своей закрытостью — по сей день игроки почти не знают, что происходит за её стенами. А все свидетельства Nintendo удаляет.

Исходный код игр тридцатилетней давности — ещё и от одной из самых закрытых компаний — имеет почти что музейную ценность. С момента слива не прошло и недели, но за это время игроки отыскали подробности разработки десятков игр. Датамайнер MrTalida сравнивает это с просмотром шедевральных картин Леонардо да Винчи через рентген — так можно увидеть все слои краски на полотне.

Утечка даёт нам важный исторический и хронологический контекст, которого обычно не хватает в финальных продуктах на релизе. Каждый прокоментированный блок кода, каждый ранний черновик спрайта, каждый билд с неидеальным управлением и вырезанными механиками — все они дают невероятно ценную информацию о том, как создавались эти игры и почему.

В каких-то случаях мы можем даже выяснить, кто работал над каждым конкретным аспектом игры — со временем эти знания пропадают.

MrTalida, датамайнер

В gigaleak можно найти в том числе вырезанные локации из культовой The Legend of Zelda: Ocarina of Time или, например, первые пробы Nintendo в 3D-графике. Такие детали чрезвычайно важны в контексте истории игровой индустрии — и потому удивительно, что сама компания ими не делится.

Dated from July 1994, this is possibly the first, or one of the first 3D model Nintendo ever made of Link, as an experiment on the Super FX chip. (colors were manually added). https://t.co/0tV6DGaUjH
«Ценность слива ошеломляет»: почему утечка исходного кода игр Nintendo так важна и чем она опасна
Датируется июнем 1994 года — скорее всего, это одна из первых трёхмерных моделей Линка от Nintendo в рамках эксперимента на чипе Super FX.

Полный исходный код классики вроде Super Mario Kart, ранние спрайты для The Legend of Zelda: A Link to the Past, множественные ранние билды Yoshi's Island, трёхмерные модели от Ёсиаки Коидзуми (геймдизайнера Mario и Zelda) для первых технологических тестов Nintendo 64 — объём утечки превосходит все ожидания, это прецедент.

MrTalida, датамайнер

Но, с другой стороны, поднимается вопрос об этичности использования подобных утечек. Во-первых, источник данных до сих пор неизвестен — скорее всего, их добыли нелегально. И если выяснится, кто слил gigaleak, у него будут явные проблемы с законом.

Во-вторых, среди найденной информации оказался не только безобидный исходный код видеоигр, но и персональная информация сотрудников — например, переписки по электронной почте. Так, в gigaleak нашли многочисленные упоминания некой закулисной драмы у создателей Star Fox о хранении и передаче порнографии внутри офиса.

the real reason star fox 2 got cancelled and never released was because its staff was too busy focusing on internal drama on *checks notes*
PORN https://t.co/NeJ8PczILJ

В каком-то смысле gigaleak напоминает масштабную хакерскую атаку на Sony Pictures в 2014 году — тогда слили пять невышедших фильмов студии и множество документов, компрометирующих топ-менеджмент и ключевых сотрудников компании.

Впрочем, не все датамайнеры разделяют беспокойство об этике.

Само собой, копаться в утечках неприятно — но, видимо, любопытство перевешивает мой моральный компас. Поэтому не могу сказать, что я расстроен этими данными. Объём новых знаний и осознание ценности утечки порой ошеломляют.

MrTalida, датамайнер

Также утечка обнажила проблемы в кибербезопасности Nintendo — gigaleak в очередной раз показала всей индустрии, что крупным компаниям стоит вложиться в системы защиты.

А сама Nintendo, скорее всего, после сливов ещё яростнее начнёт преследовать всех, кто «незаконно» использует её IP — например, выпускает моды или публикует видео про игры издателя на YouTube.

Real talk: this Nintendo leak is bad on so many levels. It hurts them, it hurts fans, and it turns the topic of preservation into a topic of security and tightening the grip on intellectual property regardless of its historical or educational value to history.
По сути — утечка создаёт кучу проблем. Она неприятна Nintendo, она неприятна фанатам, и потому разговор о сохранении [исторических данных] превращается в разговор о безопасности и ужесточении контроля над IP — независимо от исторической или образовательной ценности информации.

Nintendo до сих пор никак не прокомментировала утечки. Но из всей ситуации с gigaleak стало ясно одно — в отличие от многих других компаний, Nintendo продолжает хранить исторические данные о своей деятельности. Просто издатель не хочет ими делиться.

В идеальном мире утечка вдохновила бы Nintendo быть более открытой об истории своих разработок — сотрудничать с архивистами, чтобы игроки смогли увидеть все эти «как-всё-могло-быть». Было бы здорово, если бы Nintendo сама распространила ассет с Луиджи от Mario 64, о котором ходило столько легенд, правда? [...]

Но в глубине души я знаю, что у слива будут [другие] последствия — Nintendo закроется от общественности ещё сильнее.

Protodude, датамайнер
400400
347 комментариев

Комментарий недоступен

342

Тащемта считаю всех кто хранит свои вещи под замком и не дает ими пользоваться пидоры. Особенно Олеги.

132
95

Nintendo: "Эй, я не пидр!"
Говоров Олег: "Но ведь мы занимались любовью!"
Nintendo: "Чувак, ты просто отсосал у меня пару раз."

41

Комментарий недоступен

7