Игры, в которые я поиграл, пока не играю в доту - Celeste

Транс-цендентальное скалолазание для людей с железной хваткой

Игры, в которые я поиграл, пока не играю в доту - Celeste

Среди пройденного в бездотное время был и Celeste, удивительный по многим параметрам платформер, который стал одной из самых сложных пройденных мной игр за последние полгода (а то и за несколько лет).

Пожалуй, самое любопытное в этой игре - это сочетание несочетаемого. Мизерное сочетание пикселей на квадратный метр, но потрясающая атмосфера. Поддерживающие сообщения между уровнями в духе “ты сможешь, ты справишься, ты умничка”, но совершенно безжалостный платформинг. Игра, в которой явно делается упор на геймплей, но вместе с тем совершенно прекрасный, пусть и местами банальный сюжет.

Но обо всем по порядку.

Пиксели точеные

Встречают, как известно, по одежке, а одежка у Celeste состоит из очень маленького числа пикселей. Последние лет 10, наверное, пиксельная графика - это такой своеобразный признак индюшатины, но местная графика может поначалу вызвать приступ крови из глаз даже у самых отъявленных фанатов цветных квадратиков.

На первый-второй пиксель рассчитайсь!
На первый-второй пиксель рассчитайсь!

Причем это не то чтобы связано с неумением авторов рисовать что-то более красивое, примерно как в случае с абстракционистами и кубистами, которые просто выбрали свой собственный стиль и вполне себе умеют творить в реализме, просто не хотят.

Это понятно, к примеру, по главному меню, по портретам персонажей во время диалогов или по общему уровню арт-дирекшена, который вовсю использует пиксельный минимализм для достижения нужного эффекта.

Ну вот, наверху нормальное же лицо отрисовано. Че всю игру-то так не сделать?
Ну вот, наверху нормальное же лицо отрисовано. Че всю игру-то так не сделать?
Бывает тут и красиво. Особенно под водой.
Бывает тут и красиво. Особенно под водой.

В это сложно поверить, но тут есть и “старый игровой автомат”, на котором можно поиграть в ДЕМЕЙК этой игры. Вот после него графика в оригинальной игре действительно кажется 4K-геймингом.

Да, она выглядит так.
Да, она выглядит так.

Что же до музыки, то здесь она выше всяких похвал. Я не очень умею определять жанры, но здесь прекрасны как романтичные баллады в редкие моменты отдохновения или в начале уровней (когда еще все относительно просто), так и динамичные запилы во время забегов с местными боссами.

Одним из самых запоминающихся были аудиовизуальные ощущения от первой “погони от себя”, вот кусочек музыки оттуда с таймкодом.

Сцена погони в Celeste

В общем и целом, поначалу отторгающая внешка уже к середине игры начинает… нет, всё же не нравиться, не в моем случае. Скорее не мешать. А вот музыка радует на протяжении всей игры, что лично в моем случае куда более важный фактор: музыку и особенно звуки в играх я ценю, наверное, больше всего остального.

Встань, страх преодолей

Следующее противоречие - это, конечно, зубодробительная (для казуала в жанре вроде меня) сложность платформинга и постоянное поглаживание тебя по голове и утешения из каждого утюга.

Платформинг

Платформинг здесь основа геймплея. Здесь никого нельзя убить не только потому, что у главной героини нет для этого приемов, но и потому, что монстров на уровнях не так много, появляются они либо в местных "босс-секциях", либо ближе к концу игры (и там тоже, по сути, бессмертны).

В целом, все просто: у тебя есть экран, где тебе нужно пройти из точки А в точку В, построив "идеальный маршрут" с помощью прыжков, дэшей, воллджампинга и тому подобных приемов. Умер - начинаешь экран со стартовой точки.

Иногда можно еще заглянуть и в менее очевидные части экрана, где можно найти дополнительный уровень или клубнику - местный коллектибл, который всегда растет в труднодоступных местах, и чтобы его собрать, надо не просто его коснуться, но и прийти в безопасную зону.

На каждом уровне добавляется что-то новое: либо новый способ перемещения, либо новая преграда. Например, на втором уровне появляется цветной блок-желе, через который можно дэшиться с характерным булькающим звуком.

Lol, you jelly
Lol, you jelly

Ну а в качестве преград может появиться, например, ветер. Почему-то именно ветер я ненавижу в платформерах больше всего, и когда он мне впоследствии попался в Blasphemous, я испытал самый настоящий вьетнамский флешбек.

Ветер - это невесело. Правда.
Ветер - это невесело. Правда.

В итоге к концу игры вполне могут появиться уровни, где прохождение экрана требует идеального выполнения нескольких десятков действий подряд, полного понимания работы всех механик и недюжинного терпения.

Есть здесь и несколько босс-секций, которые подразумевают прохождение "экранов" на время. Цейтнот и резко усиливающаяся по эмоциональному напряжению музыка разгоняют темп происходящего, а сама секция является проверкой того, как хорошо ты выучил новую механику уровня.

Эмоциональная поддержка

Все вокруг, если только эти люди не твое собственное отражение (и не бабка в хижине у подножия, да и та любя), говорят тебе о том, что ты справишься и у тебя все получится. Местный хипстер Тео и вовсе в тебе души не чает: это такой простой малый, который, судя по всему, все препятствия по ходу подъема на гору преодолевает шутя, каждый раз вселяет в тебя уверенность в твоих силах.

Эй, детка, у тебя все получится, ты классная!
Эй, детка, у тебя все получится, ты классная!

Но не только Тео косплеит Гарольда на трибунах, в одиночку поддерживающего твое покорение вершины. Сама игра постоянно подкидывает подсказки между уровнями уровня “если тебе сложно, не переживай, ты справишься” или “не можешь подобрать вон ту клубничку, не беда, любишь - отпусти”.

Вообще, если я правильно понял концовку, это наглая ложь! Но получать такое все равно неожиданно.
Вообще, если я правильно понял концовку, это наглая ложь! Но получать такое все равно неожиданно.

Но цель твоя - вершина?

Пара слов о сюжете. Он, с одной стороны, довольно банальный, с другой стороны - крайне интересно подан, а с третьей стороны - пытается казаться глубже, чем он есть на самом деле.

Подъем на гору как метафора любого сложного жизненного пути и даже “вечной борьбы” известен еще со времен мифа про Сизифа, пусть и с некоторыми оговорками. А мудрые советы в духе “даже если ты не скалолаз, ты можешь залезть на гору” или “главное - это преодолеть себя и смириться с собой” могут и вовсе окончиться трагично: уверен, найдутся люди, которые реально пойдут покорять горы без должной тренировки, основываясь лишь на силе собственного духа.

Готовы? Воздуха набрали?
Готовы? Воздуха набрали?

Но среди всех моментов сюжета меня совершенно покорил один момент:

Уже под конец игры, когда ты преодолел порядочное количество сложных испытаний, но из-за подлости Badeline (“злой” альтер-это главной героини) падаешь не только в то место, откуда начал, но и гораздо ниже, ты вновь встречаешься с Бэделин. Гонишься за ней, догоняешь, а дальше происходит примерно такой диалог (вольный перевод и интерпретация - мои):

  • Ладно, ты победила, я не буду тебе больше мешать. Забирайся на свою гору.
  • Бэделин, послушай, ты часть меня, я без тебя никуда не пойду.
  • Зачем я тебе нужна? Я только тебе мешаю, я всегда только и делала, что тянула тебя вниз.
  • Это не имеет значения. Мы - это часть одного целого, я без тебя - лишь половинка себя.
  • А что если у меня не получится забраться на гору?
  • Да и хрен бы с ней, с горой этой. Не это главное в жизни.

Вот это “хрен бы с ней, с горой” вместо очередного “да че ты начинаешь, у тебя все получится” меня и удивило больше всего. Особенно удивительно это слышать, когда ты читаешь этот диалог с мозолью на большом пальце от левого стика контроллера, когда прошел почти всю гору до самой вершины и опустился вниз.

Это, казалось бы, простое откровение как-то запало мне в душу. Может быть, настоящее восхождение на гору - это друзья, которых мы встречаем на пути, и примирение с собой.

Ночью героин, утром эстроген

Не менее любопытно и то, как эта игра воспринимается в западных интернетах. Помните, когда-то давно была новость про то, что “совет безопасности Твича” нанял главного по комфортности в этом самом твиче, и это оказался человек, идентифицирующий себя как олень?

Мне тогда стало интересно, а во что, собственно, играет этот олень: очень хотелось понять, в какие игры играют подобные люди. Олень как раз играл в Celeste, и так я об этой игре, в общем-то, и узнал.

Так вот: выбор игры оказался не таким уж случайным. Уже после создания игры студия Matt Makes Games была переименована в Maddy Makes Games, разработчик Мэтт Торсон стал Мэдди Торсон и, разумеется, рассказал о том, что и сама главная героиня - это тоже транс, и залезание на гору - синоним транс-перехода и принятия себя такой, какая ты есть.

К этому можно относиться по-разному, в зависимости от того, на каком квадратике политических координат вы находитесь, но мое мнение простое: это, в любом случае, реткон, а реткон - это плохо.

Впрочем, зато на сабреддите по этой игре довольно забавные мемы на эту тему.

Вот типа того, да.
Вот типа того, да.
Я прошел только Кор, честно-честно!
Я прошел только Кор, честно-честно!

На всякий случай скажу, что автор этих строк после прохождения игры никакого шевеления в сторону смены пола не почувствовал. Возможно, он просто бесчувственная скотина.

Вердикт

Где-то тут, на ДТФ, я видел чудесное определение Celeste как “Super Meat Boy для девочек”. С таким посылом я ее и запускал, но в процессе понял, что и “для мальчиков” тут есть, чем заняться, а уж если учитывать оригинальный посыл разработчика, то и вообще игра-то в первую очередь на мальчиков и рассчитана.

Но я предлагаю не обращать особого внимания на транс-флёр этой игры и попробовать ее в отрыве от всего этого. И тогда перед вами предстанет отличный представитель платформенного жанра, с очень высокой сложностью, потрясающей музыкой, странно-красивыми уровнями и неплохим для игры с таким геймплеем посылом.

Сколько потратил часов: 33.4

Рекомендую: ДА

Оценка: 7.5

5.8K5.8K показов
469469 открытий
11 репост
5 комментариев

Но я предлагаю не обращать особого внимания на транс-флёр этой игры и попробовать ее в отрыве от всего этого. У народа пригорело именно от реткона. Когда ты выпускаешь игру, а спустя несколько лет объявляешь, что она про труна. Хотя флажок в дополнении к игре, по-моему, был.
Ну и про геймплей хотелось бы виде двух абзацев. Прыгаем на головы? Избегаем врагов? Врагов вообще нет? И тому подобное. Понятно, что можно загуглить какой-нибудь ролик с геймплеем, но хотелось бы и текстом. Что не просто "сложно", а именно как "сложно".

Ответить

я сам долгое время не играл в селест по этой причине.

про геймплей - точно, слона-то я и не приметил) спасибо, добавлю!

Ответить

Честно говоря, принимать себя и быть в ладах с собой важно не только для трансов, так что фиг бы с тем ретконом.

Ответить

Золотые слова. Поэтому игра от этого хуже не становится, на самом деле.

Ответить

По-хорошему очередной платформер на разок. Гуакамеле из той же оперы. Хотя там визуал прикольный.
Авторы - больные люди, их надо в психушку отправить, а не давать заниматься самоповреждением.

Ответить