История развития Diablo II Resurrected

В преддверии Diablo IV небольшой лонг о том, как менялась игра с релиза до версии 2.7

История развития Diablo II Resurrected

Это своего рода post mortem со стороны игрока к Diablo II Resurrected, где на battle. net сейчас еле теплится жизнь (по сравнению с активной игрой в нулевом и первом сезонах) . Более полутора лет с момента релиза к игре выходили обновления, менявшие игру. Нет оснований ждать такой же активной поддержки в дальнейшем (хоть про поддержку Diablo II Ressurected ничего не говорили, развитие Diablo III официально остановилось) , поэтому сейчас можно поставить точку и посмотреть, что конкретно изменилось в игре за всё время.

Не буду перечислять всё, что добавлялось каждым патчем, для этого есть официальные патчноуты. Я расскажу, как менялась игра в целом — какие появлялись новые билды и возможности, сильно влияющие на геймплей.

Релиз Diablo II Resurrected

23 сентября 2021 года вышел сам ремастер. С точки зрения нехардкорного фаната игры он был почти идеален — взяли старую игру и полностью обновили графику, видео, звуки, не трогая оригинальные механики, цветовую палитру и общее настроение.

История развития Diablo II Resurrected

Самые заметные улучшения в геймплее были:

  • Общий сундук. Теперь для переброски вещей между персонажами не надо было заниматься муловедением онлайн, молясь на стабильность сервера. Ушла необходимость городить костыльные решения с несколькими запусками игры для обмена между локальными персонажами.
  • Доступ для всех к рецептам крафта и рунным словам, которые до этого работали только в рейтинговом режиме в онлайне.
  • Доступ в одиночной игре к вызову клона Диабло и Pandemonium Event (убер-квест) .
  • Возможность играть на геймпаде.
  • Много незаметных на первый взгляд улучшений, вроде неисчезающего портала к Нихлатаку и незакрывающегося коровьего уровня.

Всё эти нововведения уже давно были реализованы в моде PlugY к оригинальной игре, но они не были доступны игрокам на официальном battle.net до выхода resurrected.

Главным минусом момент запуска ремастера была сетевая часть игры — стандартные проблемы с серверами у Blizzard: очереди на вход, дисконекты. Эти проблемы преследовали игроков относительно долго — пару месяцев. Я, например, на старте из-за них играл исключительно в сингл. И, когда через месяц мне игра сообщила, что нужно выйти онлайн для проверки лицензии, и поставила в очередь на вход, пламя моей горящей жопы было видно на Татуине.

Кроме того, игроки высказывали недовольство по поводу дизайна игровых персонажей: амазонки и ассасина, и нескольких неигровых женских персонажей. Близзард обвиняли в том, что персонажей сделали старыми, страшными, мужеподобными и слишком одетыми по сравнению с оригиналом.

Лицо Аське могли бы сделать и посимпатичнее.
Лицо Аське могли бы сделать и посимпатичнее.

Патч 2.3 и quick cast

В начале декабря 2021 вышел патч 2.3. Главным нововведением стал quick cast (быстрое использование). И, боже, как мы в эту игру вообще играли без него?!! А играли, кто не в курсе, вот так. Вы назначаете на заклинание или действие горячую клавишу. Когда вы её нажимаете, персонаж не производит это действие, нет. Оно просто становится доступным для левой или правой клавиши мыши. Далее вы щёлкаете мышкой, и вот теперь персонаж действует.

Теперь же вы нажимаете на назначенную клавишу, и всё! Было ощущения, будто до этого нас заставляли ходить по Санктуарию в тяжёлых резиновых сапогах на 2 размера больше, а сейчас выдали индивидуально подобранные трекинговые ботинки.

Остальные нововведения были не так значительны, но в целом тоже делали игру удобнее:

  • Отображение назначенных умений. Раньше нужно было запоминать, на какие клавиши что назначено.
  • Настройка сложности в одиночной игре. Это графический аналог команды /plaers x (в народе x ppl), которая эмулирует увеличение количества игроков в игре, повышая живучесть и урон мобов и увеличивая количество выпадаемого лута. Раньше для изменения сложности нужно было прописывать команду в консоль, теперь эту опцию сделали доступной в настройках игры в виде ползунка.
  • Показ промахов рукопашных и стрелковых атак.
  • Возможность назначить на клавишу мыши действия «только идти» (без атаки).
  • DLSS.

Патч 2.4 и первый рейтинговый сезон

В конце апреля 2022 с обновлением игры стартовал первый рейтинговый сезон (Ladder), который игроки ждали семь месяцев. Правила просты: у кого на данный момент больше всего опыта, тот находится наверху таблицы рейтинга. Кто первый достиг последнего, 99-го уровня, тот закрепился наверху навсегда (для этого сезона).

С этим патчем началось отдаление ремастера от исходной игры именно по игровым механикам. Если релизная версия — это фактически голая Lord of Destruction + PlygY + графика, то после 2.4 в игре поменялось очень многое.

Общие изменения

  • Поменялась механика Cast Delay. Раньше при использовании навыка, имеющего задержку после применения, персонаж терял возможность использовать многие другие навыки на время этой задержки. Теперь для каждого навыка ввели свой таймер. Это в том числе убрало неприятный глюк, когда сработавший во время атаки какой-нибудь навык с вещей с Cast Delay, прерывал атаку персонажа и блокировал часть навыков на некоторое время. Амазонки со Strafe, ассасины с Blade Fury и друиды-волки ликовали.
  • Изменения скорости атаки. Хотя официально в патчноуте сообщается о переработке только друида, изменения произошли с амазонкой и её навыком strafe. Плюс поменялись все билды, которые использовали навыки друида по перевоплощению. Сложность в том, что зависимость скорости атаки персонажа от параметра Increase Attack Speed (IAS), который есть на вещах, нелинейная. Она скачет ступеньками и также нелинейно зависит от типа оружия и того, находится ли IAS на оружии или на других вещах. Для подбора оптимальных вещей игрокам пришлось ждать, пока умельцы расковыряют новый код и создадут новые калькуляторы скорости атаки.
  • Блок во время применения навыка теперь не прерывает навык. Все персонажи с щитом вздохнули с облегчением.
  • Изменение механики hit recovery ослабило доминирование ассасинов в PvP.
  • Поправили поведение мобов со свойством Mana Burn, которые до этого сжигали к херам всю ману одним касанием. Сорки с Energy Shield больше не падают в обморок от одно вида этой надписи над мобом. Да и всем остальным жить стало лучше.
Наглядная демонстрация cast delay, старой проблемы с mana burn и иммунитета (над которой поработают в следующем патче)

В целом исправили целую кучу мелких багов в механиках, которые не то, чтобы портили игру, но часто досаждали.

Рунные слова

  • Insight теперь можно собирать в луках. Это облегчило жизнь как амазонкам при прохождении игры с луками, так и всем игрокам, которые теперь стали выбирать мерка из первого аката на начальных стадиях игры
  • Infinity, Obedience и Pride теперь можно собирать в копьях. Это расширило ассортимент болванок для наёмника и развило пару новых билдов.
  • Plague для когтей и мечей очень оченили ассасины и пригодилось наёмнику-варвару.
  • Obsession для посохов используют зажиточные сорки, которые могут позволить себе купить болванку, которая может стоить в сотни раз дороже, чем руны для рунного слова.
  • Flickering Flame для головных уборов стал BiS для всех билдов, использующих огненные навыки. Особенно, для друидов, у которых есть классовые шапки с бонусами к навыкам.
  • Pattern для когтей и Wisdom для головных уборов — ситуативные вещи при прохождении, которые мало кто использует.
  • Mist для луков тоже не получил популярности, потому что не смог конкурировать с уже существующими вещами в игре.
  • Unbending Will для мечей должен был помочь варвару худо-бедно пройти Hell за счёт своей дешивизны. Но под него в игре существует всего две болванки, одна из которых бесполезна из-за низкого урона. А механика дропа в игре такова, что варвару проще добыть руны на гораздо более дорогое и более сильное слово Oath, под которое подходит полтора десятка разных болванок, чем выбить одну конкретную болванку под Unbending Will.

Локации для фарма

Патч принёс шестнадцать новых локаций 85-го уровня. Это такие локации, где может выпасть любая вещь в игре, и куда обычно ходят фармить. Не все из них оказались удачными, но нововведение сильно разнообразило игру. Любители повыбивать вещи смогли покинуть опостылевшые Pit и Chaos Sanctuary. Главной достопримечательностью стала локация Stony Tomb, которая подходит для фарма любыми огненными билдами.

Призыва клона Диабло

История развития Diablo II Resurrected

В патче поменяли механику события вызова клона Диабло. Раньше для призыва нужно было продать любому NPC около 125 уникальных колец Stone of Jordan (в одиночной игре нужно продать только одно кольцо), после чего на серверах с определённым IP-адресом появлялся клон Диабло, при убийстве которого выпадал Annihilus — мощный талисман. Игроки вступали в специальные кланы, делали взносы для призыва клона и получали информацию, на каком IP и когда будут продаваться кольца. С помощью специальной утилиты они узнавали IP сервера, к которому подключилась игра, и пересоздавали игры до тех пор, как не выпадет нужный IP. То есть доступ к событию был только у тех, кто получил информацию о нём, или случайно оказался в нужное время на нужном сервере. Талисманы Annihilus можно было недёшево продать.

Теперь клон приходит во все игры, созданные в регионе, где продаются кольца, а не на определённом IP-адресе. А регионов всего три: Европа, США и Азия. Плюс теперь в игре отображаются стадии призыва клона в зависимости от того, сколько колец уже продано. Как результат — чуть ли не ежедневные призывы клонов в каждом регионе. А к концу сезона их может свалиться и десяток за день. Annihilus полностью обесценились. Если раньше их держали по паре штук на аккаунте, перекладывая между персонажами, то теперь что-то стоят только талисманы с высшими характеристиками.

Наёмники

Значительно усилили наёмницу из первого акта. Теперь она может носить амазонские луки и рунное слово Insight в луках. Учитывая, что в отличие от других, девочка не лезет на рожон и вообще старается не отсвечивать перед мобами, она стала лучшим наёмником на ранних этапах игры, если персонажу нужна аура Meditation. Потому что денег на воскрешение тупенького копейщика на этом этапе просто нет.

В пятом акте добавили варвара с навыком Frenzy. При должной экипировке из него получается неплохой наёмник-убийца, который конкурирует с наёмником из второго акта. Плюс, он может носить новое рунное слово Plague в мече, которое кастует заклинание Lower Resist. Больше всего этому рады персонажи, использующие урон ядом (то есть целых аж два билда: друид с Rabies и новая амазонка с Plague Javelin). Другие персонажи берут его, если им не нужны бонусы, которые даёт пустынник своими аурами, а хотят получить халявную ауру Cleansing с Plage, которая снимает проклятия и защищает от яда.

Изменения в билдах

Амазонка

Перебалансировка навыков Poison Javelin и Plague Javelin создали новый билд ядовитой амазонки для прохождения игры и начального фарма. Теперь все три сложности можно пройти на дротиках с вещями с пола и без торговли с людьми.

Благодаря переработке навыка Fend появился новый билд амазонок: женщина-рыцарь, в котором она тычет во всех огромным дрыном, нанося физический урон. Билд не так силён, как та же джавазонка, но позволет полностью пройти игру (благодаря тому, что дешёвое рунное слово Obedience стало доступно для копий) и фармить и проходить убер-квест себе в удовольствие. А навык Impale стал аналогом паладинского Smite у амазонки. Его начали использовать в PvP и убер-Тристраме.

Два нововведения патча: возможность собирать рунное слово Infinity в копьях и перебалансировка молниевых навыков амазонки, породили самый сильный по урону по одиночной цели билд спирозонки. Единственный билд в игре, который с одного-двух ударов убивает Диабло и за несколько секунд расправляется с Баалом. Долгое время за ним держался рекорд по скорости прохождения убер-Тристрама. В целом это билд для людей, которые хотят доминировать над санктуарием и унижать нечисть на сложность 8ppl.

После починки навыков Dodge и Avoid (которые были сломаны со времён оригинальной игры) амазонка стала живучее на хардкоре. Раньше многие игроки даже не качали эти крайне необходимые навыки из-за глюка, приводившего к залипанию персонажа. Теперь они вздохнули с облегчением.

Несмотря на многочисленные изменения, огненные и ледяные навыки в ветке луков остались довольно слабыми. Проходить игру на них сложнее, чем на дротиках. Эти навыки так и остались для развлекательных билдов, когда всё остальное надоело.

А вот навыки, наносящие физический урон в ветке луков усилили заметно. Хотя с пунктом «Removed the 25% weapon damage reduction from this skill» вышел конфуз — штраф убрали только на бумаге, фактически он остался в игре до одного из следующих патчей. Но даже с этим багом билд амазонки через лук с навыками strafe и multishot стал сильнее. Скорее всего, именно в этом же патче поменялся алгоритм расчёта скорости атаки для strafe. Если раньше она выпускала 7 стрел в секунду, то теперь почти 10. В патчноуте об этом не говорится. Фактически игроки узнали о новых скоростях, когда появились новые калькуляторы скорости атаки.

Ассасин

Главные изменения коснулись билдов, использующие ветку Martial Arts. Раньше это были билды из серии «собрать и побаловаться». Сложные в управлении, слабые по урону. Теперь они стали достаточно сильными, чтобы ими можно было играть на 8ppl (имея соответствующую экипировку).

Во-первых, разряжающие навыки стали тратить только один заряд при ударе вместо всех трёх. Это позволило использовать связку навыков Phoenix Strike + Dragon Claw для нанесения урона сразу молнией и льдом и играть в любых локациях не обращая внимания на иммунитеты.

Во-вторых, новое рунное слово Plague, которое можно собирать в когтях, позволило получить относительно дешёвые +10 к нужным навыкам с двух рук и проклятие Lower Resist. Это значительно подняло урон. Раньше для любителей помахать когтями были доступны только слабые уникальные когти и крайне редкие, а оттого неподъёмно дорогие, магические и редкие когти с большим количеством бонусов к нужным навыкам.

Перебалансировка ловушек позволила прокачивать ловушку Death Sentry только на 1 уровень, что сильно упростило прохождение игры и начальный фарм. Теперь ассасин выходит на Hell на 75 уровне полностью готовая: с двумя полноценными стихиями и вспомогательными навыками.

Скиллы Blade Sentinel, Blade Fury и Blade Shield после переработки сделали играбельным билд с сюрикенами. Из-за запутанной механики работы скиллов билд так и остался уделом энтузиастов, но он стал значительно сильнее.

Варвар

Переработка скиллов War Cry и Leap Attack добавило два новых билда для прохождения игры: певец и прыгун. Раньше прохождение за варвара становилось невыносимо сложным уже на Nightmare, так как его урон зависит напрямую от урона оружия. Не нашёл нормального оружия — не можешь наносить урон. А чтобы найти нормальное оружие, надо убивать мобов. Но урона нет. Разорвать этот замкнутый круг смогло усиление навыков War Cry и Leap Attack, урон которых не зависит от оружия. С их помощью варвар может худо-бедно доковылять в одиночку до конца игры.

Бесполезный ранее навык Find Potion стал синергией для Grim Ward и Find Item, значительно их усилив.

В целом варвар поменялся слабо — самые популярные билды остались прежними, поменялась только раскачка синергий. Заметно преобразовался только билд метателя. Его немного усилили по урону, но главное, добавили шанс на восстановление количества метательного оружия при броске. Основная проблема билда — в игре сложно найти хорошее оружие. Для других билдов она решается рунными словами. Метателю приходилось искать оружие с крайне редким сочетанием свойств: эфирное, восстанавливающее количество, с большим усилением урона. Учитывая скорость, с которой варвар тратил оружие, приходилось держать два комплекта. Пока один мечем, второй лежит в инвентаре и восстанавливается. После патча проще найти нужное оружие (отпала необходимость в самовосстановлении, и теперь для покупки комплекта не нужно оформлять ипотеку, достаточно потребительского кредита), и стало гораздо комфортнее играть (не надо стоять и ждать, пока оружие восстановится).

Друид

После изменения механики Cast Delay значительно усилился билд огненного друида. Раньше он мог кастовать только одно заклинание, и потом ждал, когда закончится задержка. Теперь, когда задержка работает на каждый навык отдельно, он может кастовать все заклинания огненной ветки сразу. Плюс рунное слово Flickering Flame, которое можно собирать в классовых друидских шапках с бонусами к навыкам. Если раньше любители играли огненным друидом, проходили им всю игру и фармили, то теперь он стал очень сильным по урону.

Друиду в формах волка и медведя добавили возможность кастовать Cyclone Armor, Hurricane, Armageddon. И, главное, переработали механику атаки в обликах волка и медведя, поменяв формулу расчёта скорости атаки. Теперь на скорость атаки влияет не только тип и скорость самого оружия, но добавочная скорость атаки на вещах. С одной стороны это открыло целую серию билдов друида через навык Fury в форме волка с разным оружием и спецэффектами. С другой полностью уничтожило форму медведя, который стал слишком медленным, чтобы сравниться с волком.

Усиление навыка Shock Wave открыло «секретный» билд мишки-мага. Его реальный урон был в несколько раз выше того, что написано в подсказках к навыку. Несколько патчей спустя навык ослабили до его бумажных значений. Но пару сезонов люди с удовольствием играли им.

Переработка навыков призыва, во-первых, значительно усилила всех призванных существ, а, во-вторых, позволила кастовать их всех одновременно. Раньше приходилось выбирать — медведь, одни волки, или другие. Теперь друид носится с весёлой толпой пушистых. Даже после всех усилений билд через призыв не догнал некроманта с его скелетами по урону, но хотя бы стал доступен для прохождения и как вспомогательный для других билдов.

Некромант

Патч в целом не принёс ничего нового в билды некроманта. Появилось несколько новых фишек для спидраннеров с големами и аурой шипов, но все эндгейм-билды остались прежними. Огненный голем и скелеты-маги как были бесполезными, так и остались, не смотря на многочисленные правки.

Паладин

Немного усилили билды, использующие ауры, наносящие урон огнём, холодом и молнией. Могли усилить гораздо круче, но на тестах народ стал вопить про имбу, и часть нововведений в финальной версии откатили.

А вот изменение навыков Holy Bolt и Fist of the Heavens открыло новый билды экзорциста для фарма нескольких локаций и экзорциста/смайтера для того же плюс прохождения убер-Тристрама и убийства клона. Раньше навык Holy Bolt повреждал только нежить. Теперь он мало того, что атакует и демонов, так ещё и пробивает врагов насквозь. За счёт этого билд стал самым эффективным для раннего фарма локации Chaos Sanctuary, когда голые сорки ещё слишком слабы для неё.

Паладин делает пиу-пиу

Волшебница

Появились новые билды для прохождения. Blaze полезен на ранних этапах игры. А связка Hydra + Frozen Orb позволяет пройти игру в начале сезона без вещей с комфортом и начать фармить.

Ребаланс ледяной и электрической новы открыл два новых билда соответственно. Но популярным стал билд через эликтрическую нову в различных вариациях. Она оказалась быстрее, сильнее и эффективнее, чем навыки молнии и цепной молнии, которые использовались раньше. Билд через них фактически исчез за ненадобностью. А для новы появились различные вариации: дешёвая «ключница» на старт сезона, классическая (с infinity на мерке) для обычной игры, с infinity в собственных руках для игры на 8ppl, и 200fcr нова-сорка, самый быстро телепортирующийся персонаж в игре, для людей, не страдающих от эпилепсии и с хорошим интернетом. Нова-сорка стала главной новой метой.

Новая не-мета

Рунные слова Flickering Flame и Obsession заметно усилили все огненные билды. Вместе с новой локацией для фарма это повысило их популярность.

Патч 2.4.3 и новый WW варвар (и ассасин)

Во второй половине сезона разработчики внезапно выкатили патч, полностью меняющий механику атак варвара. Раньше для использования навыка Whirlwind ему подходило только определённое оружие с определённой скоростью атаки. Теперь на скорость атаки влияет весь Increase Attack Speed во всём инвентаре (как это сделали для друида). С одной стороны это позволило использовать более медленное, но более сильное оружие. С другой полностью уничтожило билды через двуручные алебарды и копья. Кроме того пострадали все другие навыки, использующие два оружия, особенно двойной бросок метальным. А игроки пошли изучать новые калькуляторы скорости атаки и новые брейкпоинты. Ещё исправили глюк, когда игрок мог брать в руки один нормальный меч и один сломанный, а урон наносился как от двух нормальных. Снарядить WW-варвара стало дороже.

Кроме этого изменили сам навык Whirlwind: заменили штраф -50% урона на первом уровне навыка на +30% урона, позволили делать короткие серии атак, которые поломались то ли на релизе, то ли в одном из предыдущих патчей.

Как ни странно, заметный бонус от таких изменений получила ассасин, которая использует рунное слово Chaos. Теперь она может применять варварский навык Whirlwind ненамного хуже самого варвара, используя мощные медленные когти и помогая себе навыками ветки Blade.

Крутись вот так два раза в день, спина болеть не будет
Крутись вот так два раза в день, спина болеть не будет

Остальные изменения касаются удобств в онлайне. Добавили фильтры и поиск в лобби (спустя джвадцать, мать их лет). Значительно переработали серверную часть игры. Хотя, количество игроков онлайн уже опустилось до уровня, когда это особо и не было нужно.

Патч 2.5 и крах экономики игры

Патч 2.5, запустившийся в конце сентября 2022 года, принёс в игру две вещи.

Зоны ужаса

Terror Zones — зоны ужаса. Я расскажу упрощённо, как они работают, упуская несущественные детали. Каждый час одна из локаций из списка становится зоной ужаса. В этой локации все мобы поднимаются в уровне на +2 от уровня игрока. Чемпионы — на +4, а уникальные на +5 от уровня игрока. Соответствующим образом меняется опыт, получаемый за их убийство, и выпадаемый лут. В игре существует штраф на опыт, который получает персонаж за убийства. Чем больше разница между его уровнем и уровнем моба, тем меньше опыта. При достижении 98 уровня в игре оставалось три моба, за которые игрок мог вообще получать опыт в игре. Теперь же в игре всегда есть локации, где уровень мобов выше уровня игрока, а значит, что теперь для достижения 99 уровня не надо тысячи раз бегать на баалраны. Игрок может фармить зоны ужаса как обычные локации 85-уровня в поисках чего-нибудь ценного и при этом качаться. Раньше прокачка до 99 уровня занимала недели игры в команде, которая пахала на одного игрока. После старта нового сезона с патчем 2.5 первые персонажи 99 уровня появились через считанные дни.

Талисманы нейтрализации

Второе нововведение оказалось довольно спорным и подняла нехилый шит-шторм. В зонах ужаса на уровне Hell из уникальных мобов начали выпадать новые талисманы. Если носить в инвентаре талисман с определённой стихией, то мобы теряют к ней иммунитет. Чтобы как-то скомпенсировать эту имбу, у самого персонажа падало сопротивление к этой стихии.

Нужны ли вообще такие вещи в игре, вопрос дискуссионный. Механику иммунитетов критиковали, как устаревшую и слишком жёсткую. На последней сложности у каждого моба в игре есть какой-нибудь иммунитет: к физическому, магическому, электрическому, огненному, ледяному или ядовитому урону. А то и целых два. Волшебница, прокачавшая одну магию огня, на последней сложности не сможет даже поцарапать где-то треть мобов. Это привело к тому, что многие сильные билды были ограничены небольшим набором локаций для фарма, где было минимум или не было вообще мобов с иммунитетом к их стихии. Универсальные билды есть для каждого персонажа, но они гораздо слабее, чем специализирующиеся на одной стихии и подходят для прохождения, но не для фарма.

Билды основанные на физическом уроне были самыми универсальными, потому что мобов с иммунитетом к нему в игре мало, и они сосредоточены в небольшом количестве локаций. Часто в билдах на физурон есть дополнительные навыки, бьющие не физикой, и различные способы снять иммунитет.

Иммунитет к магическому урону встречается в полутора локациях, и целых два билда, которые используют эту стихию, просто не ходят туда.

Примерно так же и с ядом. Билдов с ним всего два или три, и у самого сильного (некроманта) есть способ этот иммунитет снимать.

Персонажи, которые используют электричество, после начального фарма получают в свои руки (или руки наёмника) оружие с рунным словом Infinity, которое снимает иммунитет у большого количества мобов, и расширяют свой ареал обитания.

А вот большинство иммунов к огню и холоду не снять никакими способами. Поэтому снятие иммунитетов открыло десяток новых билдов, которые до этого были слишком неудобными. Никто не бегал ассасином на огненных ловушках в две доступные локации, когда электрическая при поддержке бомбочек фармила почти всё.

Есть один важный момент в новой механике, о котором нужно упомянуть. Снятие иммунитета новыми талисманами не означало, что персонаж сразу мог убить моба. После того, как талисман снимает иммун, у моба остаётся 95% сопротивления к стихии. То есть персонаж наносит по нему только 5% своего урона. Экипировка универсальных персонажей, которые могут фармить все локации, остаётся дорогим удовольствием. Потому что им надо снять ещё хотя бы процентов 40-50 сопротивлений, а вещи с такими свойствами редкие и дорогие. И это верно для всех...

Кроме сорки. У которой есть навык, уменьшающий сопротивление мобов к холоду. Только раньше он не действовал на тех, у кого есть иммунитет к холоду. А теперь иммунитета нет, и мы получаем персонажа, который может почти голый фармить любые локации, имея со старта навык телепорта и замораживающий урон по площади. Её самый сильный ледяной навык, Blizzard (иронично), бьёт по площади и действует несколько секунд, поэтому очень удобен для использования ботами. Раньше, чтобы одеть бота, который будет фармить предметы, которые можно продать на разных площадках за реальные деньги, нужно было потратить десятки тысяч рублей (на самом старте сезона), а теперь пару сотен.

Спустя считанные дни стоимость рун и уникльных предметов начала стремительно падать. Талисманы сами по себе оказались очень нередким предметом и выпадали с высокой частотой. А в первый день всё усугубил один баг. Из-за ошибки в таблице дропа новые талисманы падали со 100% вероятностью из трупов уникальных мобов и чемпионов, если на них использовался навык варвара Find Item. Баг починили в тот же вечер, но ботоводы уже успели скупить кучу выпавших таким образом талисманов.

Причём, страдает экономика на всех уровнях. Страдают не только игроки, которые используют внешние валюты вроде d2jsp или, прости господи, RMT (торговля за реальные деньги), но и те, что просто обмениваются предметами. Вещи, которые не поднимают боты (болванки под рунные слова, магиечкие и редкие вещи) быстро дорожают относительно рун (универсальной валюты в игре).

Наглядный пример современного ценообразования. Да, предмет редкий, но по-честному фармить такое количество рун придётся всю жизнь.
Наглядный пример современного ценообразования. Да, предмет редкий, но по-честному фармить такое количество рун придётся всю жизнь.

Новые билды

Про главный хит сезона, сорку с навыком Blizzard, я уже упомянул. Она в вещах с пола начинает фармить в игре всё, что захочет. Чуть приодевшись, может пойти убить убер-боссов для развлечения. Второй ставшим универсальным билд — через огонь (Fire Ball + Meteor).

У друида по-новому заиграли огненные билды: из ветки Elemental и рукопашный друид с Fire Claws. Учитывая, что друид после предыдущего патча научился кастовать Armageddon в форме волка, он стал довольно интересным персонажем с различными вариантами экипировки на разные вкусы и бюджеты, как и Fury-друид в патче 2.4.

У ассасина заработали билды через бомбочки (Fire Blast) и связку Tiger Strike + Dragon Tail. Последняя страдает сразу от двух иммунитетов — физического и огненного. Новые талисманы позволили играть этим билдом полноценно в любых локациях.

Внезапные фиксы - автокаст валькирии на рунном слове Peace и железного голема на уникальном амулете Metalgrid. Не то, чтобы это хоть как-то влияло на баланс, но интересное нововведение. Теперь любой персонаж, надевший броню Peace, может получить в своё распоряжение халявную валькирию пятнадцатого уровня, которая остаётся даже после снятия брони. При условии, что он может достаточно часто бить, чтобы за приемлемое время вызвать её. Железный голем, вызванный зарядами с Metalgrid, раньше исчезал при выходе из игры. Теперь он остаётся, пока на персонаже надет амулет.

Патч 2.6, 6 шапок и новая имба

Патч 2.6 накатили в начале февраля 2023. Первым делом в нём порезали мощь ледяной сорки. Теперь навык, уменьшающий сопротивление мобов к холоду, действует на иммунов в 1/5 своей силы (как и аура Conviction и проклятие Lower Resist). Ботоводы пожали плечами и продолжили руинить экономику игры даже более быстрыми темпами, чем в предыдущем сезоне, потому что на мощь билда дебаф отразился весьма слабо, а опыт они уже накопили.

Новые рунные слова

В патче добавили восемь новых рунных слов. Пять из них — почти одинаковые рунворды для головных уборов. Они давали дополнительные сопротивления к одной из пяти стихий. Кроме Cure, которое даёт ауру Cleansing, которая усиливает действие ауры Prayer мерка из второго акта, абсолютно бесполезные вещи. Рунное слово Hustle для оружия и брони полезно только для более простого прохождения игры и на самых ранних стадиях фарма.

Слово Metamorphosis, усиливающее у друида ветку Shape Shifting добавило новую механику меток зверя. Интересную на бумаге, но почти бесполезную на практике.

Самый сильный билд в игре

А вот Mosaic умудрилось на один сезон оживить игру, торговлю в ней и поменять соотношение игровых персонажей в пользу ассасинов, которые были готовы отдать последние штаны за пару подходящих под рунное слово когтей.

В тестовой версии патча слово Mosaic изначально давало 25% шанс не потратить заряд при ударе разрядкой (получается 50% при ношении двух когтей). Пользы от этой штуки было мало, потому что ей для эффективной игры нужно бить определёнными зарядами. А такой шанс добавлял хаоса в и без того непростой в управлении билд. Но во время тестового периода нового патча некоторые стримеры предложили сделать шанс не 25% а 50%, то есть 100% с двух когтей. Это позволило бы забыть о душной механике зарядки/разрядки и бить всё время конкретными зарядами конкретных навыков. Удивительно, но разработчики к ним прислушались, и, кроме этого ещё усилили рунное слово: добавили похищение здоровья и увеличение стихийного урона. Единственное, что ограничивает мощь навыков — таймер. Если за несколько секунд не провести разряжающий удар, все заряды пропадают. Новые изменения игрокам уже не дали протестировать, их запустили в игру сразу со стартом третьего сезона. И тут же посыпались видео и сообщения на форумах о том, что билд поломан.

Суть вот в чём. У персонажа есть разряжающий навык Dragon Talon (серия ударов с ноги), которым она может бить со скоростью 5-6 пинков в секунду. И заряжающий навык, типа Phoenix Strike, который после предыдущих патчей успешно работал на максимальной сложности на 8 ppl на скорости 1-2 удара в секунду. А так-как теперь заряды не тратятся, и надо заряжаться только один раз, можно зарядить и Phoenix Strike, и все другие навыки одновременно и наносить ими всеми урон быстрее в 3-6 раз, чем раньше. При этом персонаж сам лечится, восстанавливает ману, ей не нужно набирать вещей на сопротивления, на рейтинг атаки, на скорость атаки, она не боится проклятий, физический урон по ней снижен, а 60% любых атак она просто блокирует. Инвентарь можно забить чем угодно или оставить пустым, потому что талисманы на навыки можно не использовать. У неё настолько сильный урон, что можно не заморачиваться с тщательным подбором вещей, расчётом скорости на калькуляторах. Вы просто надеваете на неё две мозаики, какие-то шмотки на свой вкус, и она всё выносит. У неё лишь две проблемы — набрать заряды и не дать им сброситься по таймеру. Поэтому она как бешеная собака носится по локации в поисках, кого бы ещё пнуть, лишь бы не набирать заново все эти заряды.

Эхо ора игроков с реддита и официальных форумов о том, что Мозаика overpowered, и её надо нерфить, слышно до сих пор. Но, как сказал один стример: «People want an OP shit in this game. Just let them have it». Сейчас это самый дешёвый билет на 8ppl, где она может в одиночку фармить любые локации. С этим билдом уже поставили кучу рекордов по скорости прохождения убер-квеста (в том числе почти без вещей).

Другие игроки возмущались, что для полного счастья им мешает механика next hit delay. «А давайте, сделаем билд ещё сильнее, убрав next hit delay?», — говорили они. «А давайте!», — ответили им разработчики в следующем патче...

Реальной проблемой билда стали спецэффекты. Фактически игрок смотрит на огромное яркое белое пятно в центре экрана. За обилие и яркость спецэффектов билд обзывают диско-синкой и сварщицей. Проблему решает только дорогая экипировка, которая позволяет исключить использование самых ярких навыков и хоть что-то видеть на экране. Поэтому, играя за неё, старайтесь поддерживать фоновое освещение, не играйте в темноте, берегите глаза.

Глаза!

Другие важные изменения.

На ловушки ассасина теперь работает параметр -% to Enemy Resistance. То есть у игроков появилась возможность снижать сопротивления мобов к молнии и огню экипировкой. До патча это можно было делать только с помощью ауры Convinction на рунном слове Infinity или проклятия Lower Resist на слове Plague.

У амазонки исправили баг со стрейфом — на самом деле убрали штраф по урону спустя 10 месяцев после того, как написали об этом.

У сорки поменяли механику взаимодействия навыков Fire Mastery и Enchant. Раньше уже существовал не очень сильный билд энчантрессы в уникальным арбалетом Demon Machine. Она накладывала на себя умение Enchant, получала 4-5 тысяч единиц урона огнём, а взрывающиеся стрелы арбалета распространяли этот урон на большую площадь. После патча Fire Mastery, который усиливает урон огненных навыков волшебницы на определённый множитель, начал просто умножать указанный выше урон, доводя его до 20 тысяч при должной прокачке и амуниции. Кроме того, если набрать с амуниции 100% протыкание (pierce), то стрела, проходя через каждого моба в плотной толпе, вызывает серию взрывов с соответствующим уроном, вынося сразу всю толпу. Из сорки получилась гораздо более сильная элементальная лучница, чем из самой амазонки. Билд особо не заметили за новой имбой, но он также получил возможность фармить на 8ppl на относительно небольшом бюджете.

История развития Diablo II Resurrected

В принципе, этот же бонус стал доступен и амазонке, но у неё есть возможность набрать совсем небольшой множитель к урону. Билд через ледяную стрелу, в который вложено оргомное количество дорогих рун и вещей, будет примерно в два раза слабее, чем бюджетный билд сорки с арбалетом.

Зоны ужаса стали доступны в одиночной игре. Теперь сингл и онлайн, по сути, ничем не отличаются, кроме взаимодействия с другими игроками. Но в сингле можно устанавливать сложность, эмулируя присутствие других игроков, и менять зоны ужаса по своему вкусу. Выбор зоны ужаса основан на алгоритме псевдослучайных чисел, и зависит от локального времени. Алгоритм быстро раскрыли и вывесили расписание.

У босса Andariel (и ряда других уникальных мобов) поправили таблицу дропа. С этого момента этот босс стал главным поставщиком уникальных вещей в игре. При определённых условиях (когда она оказывается в зоне ужаса при уровне персонажа от 91 при 5-7 ppl) она имеет самый высокий шанс дропа самых редких вещей в игре. Причём этот шанс такой, что она стала главным объектом фарма для выполнения так называемого священного Грааля, челенджа по поиску всех уникальных предметов в игре.

Патч 2.7 и самый сильный билд ещё сильнее

Последний на данный момент патч, который накатили перед стартом четвёртого сезона, изменил только одну механику в игре. Параметр next hit delay (ndh) теперь считается отдельно для каждого каста.

Смысл вот в чём. В игре есть механики, о которых сама игра никак не говорит. Nhd — одна из них. Есть большой список умений, для которых она работает. Как только моб получает урон от такого заклинания, включается таймер. Пока он действует, моб не получит урон ни от какого умения из этого списка. Время, на которое моб становится невосприимчивым, варьируется от 0,16 до 1,00 секунды, в зависимости от умения. Сделано это было, чтобы сбалансировать ряд умений, которые имеют протяжённые снаряды с ограниченной скоростью и которые могут взаимодействовать с мобом больше одного раза (проходят сквозь него, занимают какую-то площадь на земле и т.п.). Минимальный квант времени в игре 0,04 секунды. То есть, каждые 0,04 секунды моб может получать урон от каких-нибудь умений игрока. Допустим, что это босс с большим хитбоксом, через который проходит длинная-длинная молния. В результате получится, что эта молния взаимодействует с хитбоксом довольно долго, и каждые 0,04 секунды будет наносить урон. Поэтому после первого же касания молнии моб делается невосприимчивым к дальнейшему урону.

Единственная проблема такого подхода — моб становится невосприимчивым для урона от всех заклинаний, которые имеют параметр nhd. Особенно сильно это проявлялось в кооперативной игре, где каждый игрок, нанося урон некоторыми умениями, мешал наносить урон другим игрокам. В одиночной игре существует буквально два билда, которым параметр nhd сильно режет урон. Во-первых, это друид, использующий заклинания огненной ветки, где два его главных навыка, fissure и volcano, имеют крайне запутанную механику работы и сложный расчёт nhd для отдельных элементов умений. Из-за этого играть им было нужно с умом, раскидывая заклинания так, чтобы они не взаимодействовали друг с другом. Во-вторых — это ассасин с mosaic, часть ударов которой уходило в молоко, а некоторые заряды нельзя было использовать одновременно.

То, есть, персонаж, который и так был чемпионом по урону, стал сильнее ещё раза этак в два. Теперь она может заряжаться всеми зарядами, которые раньше конфликтовали друг с другом из-за nhd. И по мобу проходит урон от каждого удара.

Остальные персонажи просто не используют одновременно разные заклинания с nhd, хотя есть ряд билдов, которые стали сильнее с новым патчем. Некоторые билды стали чуть сильнее за счёт того, что разные касты одного и того же умения не конфликтуют друг с другом.

  • Амазонка с навыком Lightning Strike. Мобы получают уроны теперь от каждой молнии.
  • Ассасин с ловушками wake of fire. Этим билдом теперь можно играть и фармить на любой сложности.
  • Ассасин с навыками ветки blade. Blade sentinel, имеющая nhd в секунду, теперь наносит урон каждой из пятью ловушек одновременно.
  • Волшебница с навыком Chain Lightning (так же как и указанная выше амазонка).
  • Друид в форме волка с навыком Fury с рунным словом Destruction. Билд с максимальным количеством спецэффектов (если не считать диско-синку).
Спецэффектов мало не бывает

В патче ввели ещё пару заметных изменений. Друид теперь может перевоплощаться из волка в медведя и наоборот, минуя форму человека. Те три игрока, которые используют рунное слово Metamorphosis, очень рады этому. И ловушки ассасина теперь получают бонус от параметра +% To Elemental Skill Damage. Это значит, что такие вещи, как фасеты или уникальная броня Ormus' Robes теперь увеличивают урон ловушек.

История развития Diablo II Resurrected

Эпилог

В каждом патче разработчики делали игру с одной стороны проще, с другой, разнообразнее. Больше не надо задротить, бегая тысячи раз на Баалраны для достижения 99 уровня, билды, заточенные на одну стихию, больше не оргаричены несколькими локациями, появилось несколько билдов, которые в одиночку выносят всё на 8ppl на небольшом бюджете и в целом, в игре стало гораздо больше билдов. Игра по хардкору, как в оригинальной LoD, осталась только в релизной версии Resurrected.

Спасибо за внимание.

Полезные ссылки

Выделю несколько ресурсов и каналов, где можно набрать информации по игре.

  • Русскоязычные руководства по и игре, механикам и билдам: youtube YbuBaKa
  • Англоязычные обзоры билдов с гейплеем, весёлым монтажом, без разговоров и воды: youtube ilovemf
  • Англоязычные обзоры PvP-билдов, турниров, общение с PvP-игроками, видео на тему истории игры: youtube Coooley
  • Калькулятор скорости атаки: https://warren1001.github.io/IAS_Calculator/
  • Расписание зон ужаса в одиночной игре: https://www.d2emu.com/tz
  • Планер персонажа: https://maxroll.gg/d2/d2planner
В следующем лонге...<br />
В следующем лонге...

Upd1. Поправил пунктуацию, грамматику и пару фактических ошибок.

9595
36 комментариев

Поставь, чтобы какая-нибудь картинка в ленте отображалась, чтобы пост на фоне остальных норм выглядел

А так, пост хороший

4

Я немного не разобрался - сделал по гайдлайну, картинка после подзаголовка, но её не показывает в ленте.

Д2 на геймпаде лучшая часть ремастера)

3

Спасибо огромное автору за такой шикарный материал! Играл на релизе, после беты Д4 что-то снова захотелось побегать и такое ощущение, что полюбил игру ещё сильнее) Неважно, что сейчас в игре отток людей - все на время уйдут в д4, это норма. Но многие вернутся спустя время. Лично для меня в жанре так и не вышло ничего лучше. Я не хардкорный игрок и вот именно в формате побегать пару вечеров раз в полгода, помесить мобов и согнать охоту до широта - лучше не придумаешь. Ценный материал не только ретроспективой изменений, но и полезными советами и описанием новых билдов, на которые стоит обратить внимание после возвращения в игру. Спасибо) Круто, что упомянул канал Убиваки - это реально лучший ютубер по д2 в русскоязычном пространстве, да и ведёт в неподражаемой манере свои гайды)

3

Метателю приходилось искать оружие с крайне редким сочетанием свойств: эфирное, восстанавливающее количество, с большим усилением уронаА от эфирного снаряжения есть какие-то плюсы? Мне казалось, что от него толку немного, если оно без свойства самовосстановления.

Эфирное оружие имеет урон в полтора раза больше обычного. Эфирная броня - защиту в полтора раза больше обычной. Но их нельзя чинить, поэтому нужны свойства неразрушимости или самопочинки.

6