Игры, в которые я поиграл, пока не играю в доту - Blasphemous
Господи, прости меня, грешного.
В прошлом году случилось то, что я долго откладывал, но что навсегда изменило мои представления об играх, которые мне нравятся - я прошел Hollow Knight.
Эта действительно знаковая игра в индустрии то и дело всплывает в самых разных контекстах. Её упоминают и ставят на пьедестал в списках лучших метроидваний в истории. Её можно увидеть и в списке самых сложных уровней, боссов и даже игр в принципе. Наконец, именно из-за неё немалый процент ДТФ-жителей то и дело грустно надевает себе на лицо красный клоунский нос и грустно сидит на скамеечке в ожидании новостей про игру на букву S.
В определенный момент после прохождения таких игр хочется добавки. А так как Silksong пока еще не маячит на горизонте, приходится выбирать из того, что есть. И вот что удивительно: выбрав Blasphemous в качестве промежуточной игры, я получил не просто какой-то унылый “холлоузаменитель”, а полноценную игру, сделанную с душой, крайне самобытную и по некоторым параметрам даже способную составить конкуренцию непотопляемому Полому Рыцарю.
Взвейтесь кострами
Blasphemous - это своего рода “религиозная метроидвания” с очень мрачным сеттингом, потрясающим арт-дирекшеном и местами откровенно страшным лором. Разработчики (Game Kitchen) - не просто испанцы, но севильцы. Именно в Севилье в 1481 году впервые сожгли еретика на костре, да и вообще во время испанской инквизиции Севилья была одним из ее главных центров. Тяжелый, мрачный дух испанского Средневековья сквозит здесь изо всех щелей, хоть сюжет и крутится вокруг вымышленной страны Кустодии и придуманных персонажей.
Стоит отметить, что пресловутого “оскорбления чувств верующих” тут нет: несмотря на общую гнетущую атмосферу, святыни и артефакты здесь не оскверняются, грешники получают по заслугам, а если праведники совершают неправедные действия, то после смерти за них все равно принято молиться.
Страх и трепет
Вся история пронизана страданием и ветхозаветным трепетом перед святым и божественным. Главного героя зовут Кающийся, он обречен таскать за собой Вину (так называется меч, Меа Кульпа), а на голове его красуется огромный железный колпак с терновым венцом.
Не отстают и обитатели Кустодии, мирные и не очень. Местные NPC и квестгиверы - сплошь сирые и убогие бедняки, просители, согбенный пилигрим с гнётом на шее, рожающий старика юноша, херувим в чреве быка, утыканная мечами мученица и прочие жутковатые, но от того лишь более интересные и запоминающиеся личности.
Враги - это отдельная песня. В Blasphemous, пожалуй, один из самых любопытных и самобытных дизайнов врагов из всех, что я видел. Здесь вам и прикованные к крестам женщины, и грешники, обреченные носить колесо на шее, и мужик, бегающий внутри огромного треснувшего колокола, и какой-то “папа римский”, ездящий на троне и тыкающий тебя копьем.
C моей стороны было бы нечестно умолчать, что игра не только мрачная, но и кровавая, а местами даже по-настоящему жестокая. Особенно жестокими выглядят добивания, уникальные для каждого врага в игре.
Кто хочет понять, как это выглядит, может посмотреть гифку под спойлером, а для остальных - гифка ниже.
В целом, такая стилизация неудивительна, ведь одним из источников вдохновения разработчики называют картины Франциско Гойи, а этот товарищ не отличался в своем творчестве особым позитивом и жизнерадостностью.
Ни дэша, ни двойного прыжка
В своем стремлении сделать игру, действительно отличающуюся от других метроидваний, создатели Blasphemous пошли на крайние меры: даже в самом конце игры здесь нельзя получить ни двойной прыжок, ни дэш, ни какой-либо иной способ быстрого перемещения игрока в пределах экрана.
Реликвии, которые находит Кающийся, имеют очень замысловатые особенности: позволяют видеть платформы из крови, выращивать какие-то корни, говорить с мертвецами или, к примеру, не умирать от падения в пропасть, а так и падать вниз, пока не нащупаешь дно. И почти ничего из этого не нужно для прохождения основной линии в игре.
С одной стороны, это такой глоток свежего воздуха - где вы еще увидите Метроидванию без двойного прыжка? С другой - такие ограничения существенно замедляют геймплей, делая его однообразнее.
Платформинг в Blasphemous местами довольно сложен и может неприятно удивить неподготовленного игрока. Это в других играх со временем появляется возможность прыгнуть еще раз или сделать рывок, если первый прыжок оказался неудачным. Здесь неверно прыгнувшего игрока будет ждать только смерть.
Без типичных для жанра улучшений менее динамичными становятся и битвы с боссами. Довольно часто прохождение босса сводится к банальному затыкиванию вражины Меа Кульпой без особых хитростей.
Это, впрочем, с лихвой компенсируется прекрасным дизайном местных боссов. Двоих из них я запомнил надолго. Первый - херувим, невинный младенец. Сам он никому зла не желает, но его охраняет сплетенная из древесных веток “мать”, которая заменяет ему родную маму, сожженную на костре. Младенец плачет, ветки сжимают его все крепче, а нашего героя он при желании может порвать как тряпичную игрушку.
Второй - это Мелькиадес, мертвый архиепископ, похороненный со всеми почестями и со множеством драгоценностей. Один из самых запоминающихся по механике боссов в игре: его поднимают вверх руки его спутников, и чтобы добраться до самого Мелькиадеса, нужно атаковать руки. Вроде бы звучит банально, но воплощено это в Blasphemous просто восхитительно.
Погодите, да это же…
В общем и целом, геймплей в игре куда менее динамичен, чем в Hollow Knight и тем более Ori and the Blind Forest по части как платформинга, так и сражений. На самом деле, быстрый темп игре бы и не подошел: она тяжелая, медленная и вязкая, как походка пилигрима с веригами на ногах.
Вердикт
Blasphemous могла бы завоевать популярность только за счет своего уникального сеттинга, но и геймплейная составляющая сделана в ней добротно. Она совершенно точно подойдет не всем: кому-то не понравится леденящий душу лор и расчлененка на экране, кому-то - несколько топорный платформинг и общий размеренный темп.
Но в ней несомненно что-то есть: этот неприветливый мир способен затянуть вас не на один вечер, а если решитесь бороться за платину, то и не на одну неделю. И да поможет вам Бог.
Сколько потратил часов: 22
Рекомендую: Да. Но на любителя.
Оценка: 8.5
Бласфемос шикарна. Давно меня так не впечатляли игры в плане атмосферы. И визуала. И музыки. Даже геймплей немного терялся за всем этим
которая заменяет ему родную маму, умершую при родахЗамечу, что мать всё-таки сожгли на костре. Это было в описании одного из предметов :)
Полностью согласен :)
Точно, я и забыл про костер) Спасибо, сейчас поправлю)
Игра в некоторых эпизодах настолько ЗА-Е-БА-ЛА, что невольно думаешь: может, это намеренно так игрока испытывают, как и Кающегося, для большего погружения? Типа как в хеллблейде.
Спасибо за обзор, приятно почитать.
Возникала и у меня такая мысль. Если так, то это отличное дополнение к и без того хорошей концепции :)
кстати, епископа поддерживают руки не просто спутников, а верующих в его святость даже после смерти. Очень классное воплощение метафоры
уникального сеттинга
Чел. Это же обычное тëмное фентези. Это даже смешно звучит на фоне того что игра чуть ли не полностью вдохновлена душами
Вообще ни разу. От фентези там только Скорбное Чудо, которое локальный прикол для данной вселенной, с соулсами нарративно так и вовсе ничего общего. Игра, почти во всём, опирается на изображение образов из религии, просто переиначенных на игровой лад
За богохульного ставлю лайк, зачёт, не глядя.
Сейчас как раз заканчиваю, мувсет с мечом слабоват как по мне, в двойке надеюсь поправят, вроде там еще смену оружий завезут
За мага в НГ+ играть повеселее
годнота
Товарищи грешники, там вторая часть на подходе, новые пушки обещают и всякое
Стиль у неё, конечно, крутой тут ничего не скажешь. Но как игра это просто кошмар...по крайней мере это было так, когда я играл. Может они многое исправили, но проверять желания нет.
ничего не исправили, всё такое же говно