Почти без нововведений — обзор Total War Saga: Troy

А ещё без стремления к исторической точности, но зато с отрядами блудниц вместо мифических сирен.

Почти без нововведений — обзор Total War Saga: Troy

С самого анонса серия спин-оффов «Total War Saga» вызывает недоумение. Труды сотен разработчиков и несколько лет работы уходят на создание небольших игр, которые полностью базируются на механиках полноценных частей Total War, но во всём им проигрывают. Возникает вопрос: не лучше ли эти ресурсы потратить на ускорение выхода долгожданной третьей части Total War Warhammer или какой-нибудь условной Medieval III?

Конечно, в идее сосредоточиться на локальных исторических событиях есть определённый шарм. Но чтобы сделать эти военные конфликты интересными, нужно комплексно менять геймплей, внедрять особенности эпохи в игровые механики, а не оставлять исторический контекст только ради красивых декораций. Увы, этого в спин-оффах практически не наблюдается. В том числе и в недавно вышедшей Total War Saga: Troy

Иллиада

Чего у серии, в том числе и у «Саг», не отнять, так это внешней привлекательности сеттинга. В «Тронах Британии» разработчики сделали ставку на реалистичность изображения викингов и британских народов, а в случае с «Троей» избрали иной подход. Визуально не менее приятный, хотя и вызывающий некоторые вопросы.

Так как археологических данных об эпохе Троянских войн сохранилось крайне мало, не представляется возможным делать выводы о том, как в XIII—XII веках до нашей эры одевались солдаты, как выглядели города, и как вели себя люди в эту эпоху. И если с греками всё более понятно, — их ещё можно нарядить в костюмы более поздней эпохи, — то с Троей сложнее.

Почти без нововведений — обзор Total War Saga: Troy

Да, известно, что троянцы, вероятнее всего, принадлежали к так называемым «народам моря», имели крепкие торговые и политические связи с Хеттским царством (самым крупным в Малой Азии на тот момент), а культура эллинов для них была во многом чужда. Но этой информации слишком мало для дизайнеров и художников, чтобы составить хоть какой-то внешний образ этого города-государства.

Поэтому разработчики намеренно отказались от попыток быть исторически точными. Вместо этого большую роль во внешнем виде игры сыграли Иллиада и в целом греческая мифология. Так что полководцы и их характеры здесь соответствуют гомеровским описаниям: фракции, принимавшие участие в конфликте, напрямую взяты из эпической поэмы, а их внешний вид, насколько мы можем судить, почти не опирается на реальные исторические данные в силу их скудности.

Почти без нововведений — обзор Total War Saga: Troy

Самое неоднозначное решение в игре — это изображение мифических существ. Наравне с простыми людьми в событиях Total War Saga: Troy участвуют и различные «монстры»: гиганты, сирены, гарпии, минотавры, циклопы и кентавры принимают активное участие в боях, а на стратегической карте многое зависит от особых агентов — горгон, сатиров и оракулов.

Вот только разработчики решили, что не хотят делать свою игру фэнтезийной, применив вместо этого теорию эвгемеризма. Поэтому все эти существа на самом деле такие же люди, как и все остальные, только с какими-то отклонениями или особенностями.

Например кентавры — это на самом деле воины из кочевых племён, где уже освоили верховую езду на лошадях. В ту эпоху цивилизованные народы ещё запрягали коней в колесницы и не думали, что на них можно ездить верхом, поэтому такие всадники им могли показаться чем-то сказочным. А, скажем, местные сатиры — это наиболее искусные «барды», способные мелодией поднять дух гарнизону.

Почти без нововведений — обзор Total War Saga: Troy

И всё было бы хорошо, если бы разработчики вовремя остановились. То есть, те же гарпии (дикие женщины в перьевых нарядах и с метательными дротиками в руках) ещё как-то укладываются в реалистичное представление об исторической эпохе. Но вот циклопы, минотавры и гиганты — это просто нелепо. В игре они выглядят как люди, но выше обычных греков примерно на метр и с грубым оружием в руках. Согласно же описанию, это представители каких-то чудом выживших диких племён.

Проблема в том, что в бою они ведут себя как какие-нибудь тролли или великаны из Total War Warhammer. То есть циклоп в одиночку заменяет целый отряд, и несмотря на то, что он всего на треть выше остальных, ему под силу буквально раскидывать в разные стороны толпы народа своей примитивной дубинкой, швырять гигантские булыжники на расстояние в пару десятков метров и разрушать двадцатиметровые крепостные ворота за несколько ударов.

Выглядит это максимально нелепо. К тому же некоторые попытки объяснить существование в игре мифических существ не вызывают ничего кроме смеха. Так, на некоторых островах позволяется нанимать отряды сирен. Они забрасывают камнями врагов и даже способны их парализовать своим внешним видом на несколько секунд.

Вот только согласно описанию, местные сирены — это вероломные «представительницы древнейшей в мире профессии», на которых моряки тратили все свои сбережения. Конечно, может так оно и было, но что в таком случае проститутки делают в рядах армии в игре — решительно не понятно.

В итоге игра не пытается быть исторически достоверной, но при этом крайне странным образом содержит в себе элементы греческой мифологии. В совокупности это создаёт какой-то диссонанс и в мир, созданный Creative Assembly, просто не веришь.

Но по крайней мере стилизована «Троя» отлично. Интерфейс, фон во время автоматического сражения, туман войны — всё выполнено в манере, напоминающей древнегреческие статуи, амфоры и различную тематическую символику.

Почти без нововведений — обзор Total War Saga: Troy

По старой схеме

Теперь уже точно можно сказать, что основная проблема таких «Саг» в том, что они строятся на основе какой-то уже существующей Total War. Если «Троны Британии» разрабатывали на движке Total War Attila, то для «Трои» за основу взяли Total War Warhammer. Это видно во всём: от механики штурма городов и до количества юнитов в отрядах.

Как и в «Вархаммере», у каждой фракции в кампании есть своя особенная механика на глобальной карте. Например, Итака (родина Одиссея) с помощью шпионов во вражеских городах можно организовывать убежища — они позволяют на чужой земле нанимать даже элитные войска. А при игре за Ликию необходимо накапливать уникальные для этой страны ресурсы и затем обменивать их на баффы и новую экипировку героев.

Есть и своя линейка «эпических заданий». Так, перед Одиссеем стоит задача захватить контроль над морем, а в последствии придумать удобный способ штурма стен Трои. Впрочем, ничего особенного такие квесты из себя не представляют.

Фактически геймплей почти ничем не отличается от Warhammer за исключением некоторых мелочей. Аналогичное устройство провинций, схожая прокачка персонажей и древо технологий, та же линейность в отстройке городов — никаких разных веток развития для одного здания здесь не предполагается. Даже ограничение на найм мифических существ напрямую взято из механики игры за «Царей гробниц» в Warhammer 2, а система религии, где надо ублажать богов ради положительных пассивных эффектов, схожа с системой ритуалов оттуда же.

Почти без нововведений — обзор Total War Saga: Troy

Кампания «Трои» обладает и своими специфическими качествами. Например, большинство городов не выдерживают и трёх ходов осады, так что территории захватывать можно относительно быстро. Правда, экспансию ограничивает невозможность нанимать войска на вражеской территории. Если в «Вархаммере» можно было потратить несколько ходов на призыв отрядов из любого своего города, где бы армия не находилась, то теперь для найма доступны только те ваши юниты, чьи здания находятся в этом регионе.

Чуть лучше стала работать политическая система, хотя каких-то новых функций не добавилось. Просто ИИ теперь постоянно пытается договориться и ведёт себя на политической арене более предсказуемо. Более чем реально, например, с западными странами заключить договор о ненападении и увести все войска на восток без боязни, что соседи вас предадут.

Также слегка переработали систему агентов. Они по прежнему могут выполнять задания на карте или присоединяться к отрядам, но в последнем случае они больше не превращаются в отдельные боевые единицы в битве, а просто дают какие-то дополнительные бонусы. Скажем, жрица может перед сражением потратить немного ресурсов, чтобы снизить боевой дух противника.

Почти без нововведений — обзор Total War Saga: Troy

В боях «Троя» также в первую очередь напоминает Warhammer. Нет никаких построений: ни рассыпного строя, ни фаланг, ни чего-то ещё, хотя сеттинг полностью к этому располагает. Полководцы здесь в одиночку способны выдержать натиск нескольких отрядов и обладают рядом активных умений (например, можно прокачать способность кидать во врагов булыжники подобно циклопам).

От «Вархаммера» игре достались отсутствие морских сражений (если два войска столкнулись в море, бой пройдёт на ближайшем побережье) и скучнейшие осады, только ещё и полностью без артиллерии. Но зато практически каждый отряд, за исключением совсем примитивных, обладает собственными уникальными особенностями.

Их, правда, в разы меньше чем в «Вархаммере», но даже так это вносит свой вклад разнообразие геймплея. Так, часть юнитов ближнего боя в запасе имеет два или четыре дротика, которые можно метнуть во врага перед тем, как завяжется бой. Некоторые умеют убирать щит за спину и брать основное оружие в две руки, а уже упомянутые сирены способны на время парализовать вражеское войско.

Почти без нововведений — обзор Total War Saga: Troy

Из-за особенностей эпохи основную роль в сражениях играет пехота, а кавалерии почти нет. Конечно, есть отряды кентавров и три вида колесниц, но сделать из них основу своего войска затруднительно — они недостаточно сильны.

Поэтому пехоту постарались сделать как можно более разнообразной, разделив её на три класса брони и несколько категорий оружия (мечи, топоры, копья, секиры и двуручные копья). Тяжёлые бойцы отлично действуют в обороне, отряды в доспехах среднего класса защиты эффективнее всего в атаке, за счёт высокого показателя натиска, а юниты почти без брони обладают такой высокой скоростью, что идеально подходят для атак с флангов.

За счёт этого бои остались динамичными и не напоминают банальные «стенка на стенку». Например, играя за Одиссея, ставку приходится делать на скрытые отряды. Партизаны Итаки способны прятаться не только в деревьях и высокой траве, они также не заметны и в открытом поле, а их дротики наносят огромный урон против бронированных целей. В итоге основой тактики становится заманивание врага в ловушку и зажимание его в клещи. По ощущениям это как играть за скавенов в Total War Warhammer 2, только без техники и постоянно падающей морали.

А вот, например, Сарпедон обладает быстрыми и сильными в штурме отрядами, вооружёнными секирами и хопешами (египетскими серповидными мечами). Играя за него, уже приходится постоянно идти в атаку под прикрытием лучников на колесницах.

Почти без нововведений — обзор Total War Saga: Troy

Бартер и проработка деталей

Впрочем, «Троя» выгодно отличается от тех же «Тронов Британии». Это не однообразная и во всём урезанная Total War Warhammer, а скорее просто её вариация, при этом с собственными наработками и приятными моментами.

Скажем, тут заметно, что к созданию тактических карт подошли с чуть большим вниманием. Локации не выглядят как случайно сгенерированные поля с вкраплением лесов. Зачастую игра подкидывает интересные условия для сражений, что каждый раз радует.

Штурм городов может быть осложнён большим количеством озёр на местности, которые приходится обходить, из-за чего перебрасывать войска от одних ворот к другим приходится очень долго. А несколько раз мне удавалось одержать победу только благодаря тому, что я занимал позицию на вершинах скал, куда было всего два или три отлично простреливаемых прохода.

Подобное не редкость и для других игр серии, но здесь этот момент как будто бы просто слегка лучше проработан, поэтому ощущается почти в новинку
Подобное не редкость и для других игр серии, но здесь этот момент как будто бы просто слегка лучше проработан, поэтому ощущается почти в новинку

Главное же нововведение «Трои» — развитая система накопления ресурсов. До сих пор в качестве ресурсов в серии использовались только деньги и продовольствие. И то, последнее хоть и играло важную роль, но было нужно только для поддержания населения и армии, его нельзя было просто так тратить или продавать другим фракциям.

Здесь эту систему кардинальным образом изменили. Вместо одного основного ресурса теперь пять: пища, дерево, камень, медь и золото. Пища и медь тратятся на покупку и содержание войск, дерево и камень на строительство, а золото уходит на покупку (но не на содержание) особых отрядов, на улучшение города до четвертого или пятого уровня, а также на действия шпионов и прочих агентов.

В прошлых частях серии нередко можно было попасть в ситуацию, когда мы набрали слишком много армий и доход оказывался близким к нулю. Из-за этого вся экономика страны практически замирала — в городах нельзя было возвести новые здания или улучшить уже имеющиеся, на политической арене нечего предложить другим фракциям, даже шпионы и другие агенты оказывались не у дел — их работа тоже стоила денег.

Теперь же две основные статьи расходов государства, — строительство и содержание войск — отделили друг от друга. На развитие городов в основном тратятся дерево и камень, которые больше ни для чего не пригодны. Так что даже если ваша армия потребляет больше пищи и меди, чем вы зарабатываете за ход, вы всё равно можете тратить остальные свои ресурсы на строительство ферм, казарм и всего остального.

Значительно выросла значимость обмена ресурсами с другими фракциями, а ИИ охотно идёт на выгодные для него сделки
Значительно выросла значимость обмена ресурсами с другими фракциями, а ИИ охотно идёт на выгодные для него сделки

Золото получило в «Трое» особый статус. На начальных этапах оно практически не нужно, но ближе к середине кампании без него просто не выжить. Оно требуется для улучшения городов и покупки элитных юнитов, причём и на то, и на другое уходит огромное количество монет, из-за чего приходится постоянно искать баланс. Зачастую задумываешься, что полезнее: нанять ещё один отряд закованных в латы мечников или наконец-то улучшить поселение до пятого уровня и получить доступ к лучшим войскам.

Так же внедрение такой системы ресурсов привело к обдуманному захвату территории. Каждое поселение может добывать только что-то одно, в зависимости от того, где оно находится. Поэтому и война теперь ведётся не за любые территории, а за вполне конкретные. Иногда выгодно её объявить даже просто ради захвата единственного золотоносного рудника или пары ферм.

Несмотря на нововведения, Total War Saga: Troy трудно назвать полноценной частью серии. Основные механики слишком похожи на «старшую» Total War Warhammer, а собственных наработок слишком мало.

Как спин-офф, «Троя» на голову выше прошлой «саги» — Thrones of Britannia. Здесь фракции сильнее отличаются друг от друга, заметна реиграбельность, а геймплейных возможностей намного больше. Однако это по-прежнему не уровень Fall of Samurai, с которой сами разработчики каждый раз сравнивают свою подсерию Saga.

В целом, это хорошая возможность поучаствовать в известных по мифам событиях. Сразиться с самим Гектором или, наоборот, помочь Парису защитить свою возлюбленную Елену. Это всё ещё отлично работающий Total War… но хотелось бы немного большего.

Почти без нововведений — обзор Total War Saga: Troy
88 показов
16K16K открытий
33 репоста
133 комментария

Вот вроде Тотал вор выходит исключительно на ПК, никаких консольных ограничений в плане железа нет, у большинства довольно бодрые 1060 и выше но при этом картинка со времен Empire как-то слишком слабо изменилась

Ответить

Ебать он жизнью доволен. 

Ответить

Увеличилась дальность прорисовки юнитов в разы по сравнению с Эмпайр, тени, трава, освещение, деревья, небо. Всё это стало лучше

Ответить
Ответить

Самая крутая часть Total War в которую я играл. Многое что обещали и я читал в превью Игромании многое сбылось. Достаточно было слегка поджечь вражеский корабль он загорится и взорвется и огонь переберется на другие вражеские корабли. Погода сильно влияло на бои тоже например колесницы с пушками вязли в грязи, а настроение у бойцов падало и они могли быстрее сдаться и многое другое.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Потому, что далеко не все сидят даже на 1060. Потому, что дорого. Потому, что в подобной игре улучши одну модельку и у тебя могут серьёзно просесть фпс, т.к их тут тысячи в одном бою. Потому, что итак хавают, ибо нет альтернатив и серьёзных конкурентов. Потому, что гладиолус.

Нужное подчеркнуть.

Ответить