За что хвалили и ругали игры Дэвида Кейджа

Что писали критики о Fahrenheit, Heavy Rain и других играх автора.

За что хвалили и ругали игры Дэвида Кейджа

Дэвид Кейдж (настоящее имя Дэвид Де Груттола) — один из самых известных и неоднозначных геймдизайнеров индустрии. Являясь основателем и идейным вдохновителем студии Quantic Dream, он заслужил особое внимание своим авторским видением и упором на повествование в своих играх.

Мнения журналистов и игроков о проектах Кейджа сильно разнятся — кто-то называет его «худшим сценаристом в истории видеоигр», а кто-то — гением интерактивного кино. В честь выхода Detroit: Become Human рассказываем, что говорили журналисты об играх французского геймдизайнера.

Omikron: The Nomad Soul, 1999 год

Первая игра будущей знаменитости игровой индустрии. Omikron: The Nomad Soul, как и все игры Кейджа, делает ставку на повествование, пренебрегая нюансами игрового процесса. В дальнейшем именно эта отличительная черта разработки станет визитной карточкой Дэвида Кейджа, за что его будут как и хвалить, так и ругать.

Игру открывает эпизод с разрушением «четвёртой стены». После включения компьютера мы встречаем некого Кай'ла, который сообщает нам, что он из параллельной вселенной, а мы — единственные, кто способен спасти его мир. Игрок соглашается и через компьютер «вселяется» в Кай'ла.

Oмикрон — футуристический мегаполис из параллельной вселенной, в котором происходят загадочные убийства. Главному герою (игроку в теле Кай'ла) нужно продолжить расследование и узнать, кто за этим стоит. Так и начинается сюжет Omikron: The Nomad Soul.

В игре сочетаются сразу несколько жанров: в течение прохождения игрок успевает поиграть и в приключенческий квест, и в шутер от первого лица, и даже в файтинг в духе Mortal Kombat. Однако нельзя сказать, что этот жанровый «коктейль» пошёл игре на пользу — в связи с наличием трёх центровых механик геймплея, каждая из них перетягивает одеяло в свою сторону.

За что хвалили и ругали игры Дэвида Кейджа

По мнению прессы, геймдизайнеру удалось сделать персонажей Omikron живыми. Редактор портала GameStop считает, что благодаря технологии захвата движений, 3D-модели персонажей получились реалистичными: при крупных планах можно увидеть, как персонажи моргают, а мышцы лица двигаются под стать эмоциям. И всё это в 1999 году.

Портал IGN особенно отмечает звуковое сопровождение — к саундтреку Omikron: The Nomad Soul приложил руку легендарный музыкант Дэвид Боуи. Редактор портала также считает, что визуальная и аудио-составляющая игры — одни из самых сильных её достоинств.

Впрочем, редактор портала GameStop ругает дизайн уровней Omikron: The Nomad Soul. По его словам, в игре «нет ни одной запоминающейся локации».

Практически весь город выглядит как самый обычный постиндустриальный sci-fi мегаполис. Нет ничего, чего бы вы не видели в других фильмах или играх.

портал GameStop

Критике Omikron подверглась и за управление главным героем. По словам тех же IGN, разработчики уделили мало времени игровому процессу от первого и третьего лица. Бегать можно исключительно по прямым линиям, а управлять камерой и передвижением героя во время разговоров и взаимодействия с окружением может быть затруднительно.

Оценка IGN: 6.7
Оценка GameStop: 6

Fahrenheit (Indigo Prophecy), 2005 год

Одна из первых громких игр студии Quantic Dream и дебют Кейджа в жанре интерактивного кино. Журналисты хвалили её за тягучую и мрачную атмосферу, а игроки в скором времени вознесли Indigo Prophecy в статус культовой игры.

В Fahrenheit нам предстоит распутать детективную историю об убийстве, которое совершил главный герой — Лукас Кейн. Загвоздка в том, что сам Лукас отрицает содеянное и считает, что действовал не по своей воле. Элементы триллера, паранормальных событий и научной фантастики — всё это смешалось в Indigo Prophecy.

У Кейджа получилось придать выражению «кинематографичная игра» больше объёма и контекста. Если раньше разработчики отделывались катсценами и диалогами, то Fahrenheit смогла выйти на принципиально новый уровень: игра «смотрится» как хорошее кино. Тут вступает в ход геймлпей — игроку даётся возможность управлять не только ключевыми событиями сюжета, но и повседневными, «бытовыми» делами.

За что хвалили и ругали игры Дэвида Кейджа

По словам издания Times Online, Дэвид Кейдж смог создать «взрослую игру для терпеливых игроков, реиграбельность которой достигает неисчисляемых количеств». Редактор издания называет игру «техническим чудом Дэвида Кейджа», а её историю — очень глубокой.

Хвалило сюжет в 2005 году и издание Just Adventure. Его редакторы считали, что история Fahrenheit достойна отдельной экранизации, а также предрекали игре стать «будущим стандартом игр в жанре adventure».

Идеальной игры не существует, но Indigo Prophecy явно станет будущим стандартом игр в жанре adventure. Она тщательно продумана и полюбилась всем игрокам — как казуальным, так и хардкорным. В неё обязательно нужно играть.

Just Adventure

Не обошлось и без минусов. Основные претензии рецензентов упираются в техническую часть: устаревшая графика, отсутствие вовлечённости в игровой процесс, неудобное управление и ужасные QTE.

Редактор The New York Times утверждает, что удерживать внимание игрока недостаточно для хорошей игры, а из-за сочетания «игра» и «кино» Fahrenheit чувствуется недоработанной и сырой.

Поддерживает его слова и рецензент издания Quandary. По его мнению, игра понравится только тем, кто любит «непринуждённый и отстранённый геймплей».

За что хвалили и ругали игры Дэвида Кейджа

Подобную тенденцию — ругать Fahrenheit за техническую составляющую — можно проследить у многих журналистов. Например, редактор GameSpy уверяет игроков, что «одну из самых свежих и уникальных игр года вы можете разглядеть только сквозь невыразительную графику и ярую нужду в геймпаде». Кто-то даже сравнил управление в игре с танцевальным симулятором Dance Dance Revolution.

Кажется, что Дэвид Кейдж решил дать нам немного Dance Dance Revolution, где постоянно нужно нажимать на правильные кнопки в нужном порядке. Ещё в начале игры игрок может понять, что у него нет никакого контроля над главным персонажем во время важных событий игры.

Gamers' Temple

Несмотря на проблемы с управлением, сценарием (особенно ближе к концу) и геймплеем, общая оценка Fahrenheit у журналистов и игроков — более чем положительная. У Дэвида Кейджа и Quantic Dream получилось сделать культовое интерактивное кино.

Рейтинг на Metacritic: 85

Heavy Rain, 2010 год

Один из самых амбициозных и крупных проектов студии Quantic Dream. Следуя успеху предыдущей игры, Heavy Rain стал прорывом в жанре интерактивного кино и визитной карточкой Дэвида Кейджа. Журналисты отмечают, что игра получилась «по-настоящему живой и человечной» благодаря излюбленной Кейджем технологии motion capture, а сама история «захватывающей и пугающей». Настоящий триумф и переворот «игрового кино» случился именно в 2010 году.

В центре истории Heavy Rain находится архитектор Итан Марс, чей первый сын погиб в автокатастрофе, а второго сына похитил некий Мастер Оригами. Распутать это дело и узнать личность маньяка Дэвид Кейдж предлагает игрокам.

Heavy Rain — не первый проект, где Кейдж использует motion capture. В игре Omikron: The Nomad Soul геймдизайнер впервые использовал технологию захвата движений, но без особого успеха. Говорят, что он даже предлагал участвовать в проекте актёру Леонардо Ди Каприо, но тот отказался под предлогом «низкого качества нынешних игр по отношению к актёрской игре». Так что ещё в 1999 году Кейдж пытался сотрудничать с голливудскими актёрами.

За что хвалили и ругали игры Дэвида Кейджа

Именно качество motion capture хвалил редактор издания Game Chronicles в своей рецензии.

Heavy Rain, с её motion capture, выглядит почти безупречно: не только в плане анимации персонажей и каких-то мелких деталей, но и в детальной проработке лиц и движений губ.

Game Chronicles

Помимо технической составляющей, журналисты особенно отмечают общую атмосферу в игре. У Дэвида Кейджа получился настоящий детективный триллер, который может и напугать, и пощекотать нервы. Об этом говорит и редактор Playstation Official Magazine UK, который описал историю Heavy Rain как «нечто среднее между безумием и гениальностью».

Но если следовать традициям, то до конца. Как и в случае с Fahrenheit, игру ругают за плохое управление, механику взаимодействия c игровым миром и скучный сценарий. Редактор издания Metro GameCentral не смог найти никаких интересных находок, назвав игру «самой обычной и двухмерной».

Интерактивное кино, в котором самый обычный и двухмерных геймплей сталкивается с такой же актёрской игрой и сценарием.

Metro GameCentral

Рецензент портала GameCritics решил пойти дальше своих коллег в своём негативном отношении к игре: он назвал материал собственной цитатой, которая целиком описывает его понимание Heavy Rain.

Так, стоп… А зачем он… Но в этом же нет никакого… Э-э-э-э…

заголовок рецензии Heavy Rain на портале GameCritics

В своей рецензии редактор решил пройтись по всей игре — начиная от геймдизайна, заканчивая слабым повествованием. Вот что он говорит об одном из «уровней» игры.

Просто представьте: сейчас я нахожусь в потенциально опасной для главного героя ситуации. […] Я наконец-то понимаю, куда идти, и пытаюсь направиться в нужном направлении. Но нет. Я застрял. C каждым моим шагом уровень саспенса очевидно должен был нарастать, ведь музыка меняет тон на более высокий. Но всё, с чем я сталкиваюсь — невозможностью физически повернуть своего героя […] Это худшее, что могло случиться.

из рецензии GameCritics

На все претензии к Heavy Rain у Дэвида Кейджа есть один уверенный аргумент — это не игра, а кино. Несмотря на все технические и сценарные недочёты, игра получилось на голову выше своего идейного предшественника.

Рейтинг на Metacritic: 87

Beyond: Two Souls, 2013 год

У Beyond: Two Souls самая низкая оценка из всех игр студии Quantic Dream на Metacritic. Хотя изначально в игре была выигрышная формула: голливудские актёры, паранормальные события, великолепная для 2013 года графика. И всё это в оболочке интерактивного кино. Но не стоит забывать, что это игра Дэвида Кейджа.

Beyond: Two Souls рассказывает историю о девушке с паранормальными способностями Джоди Холмс (Эллен Пейдж) и духе Айдэне, который с ней тесно связан. Природу её способностей исследует Нэйтан Докинс (Уиллем Дефо) — сотрудник Департамента по исследованию паранормальных активностей и, ко всему прочему, её приёмный отец.

Многие журналисты отмечают уверенную актёрскую игру и химию между двумя голливудскими звёздами Эллен Пейдж и Уиллемом Дефо — главными героями повествования. Редактор издания XGN считает, что актёры выдают «феноменальный уровень мастерства», а саму Beyond: Two Souls считает «не меньше, чем шедевром».

Есть и кое-какие негативные моменты, игровой процесс остался на уровне Heavy Rain, но это не делает Beyound: Two Souls менее великой.

XGN

Издание Game Revolution отмечает технические недостатки, но в целом хвалит игру. По словам журналистов, «Beyond: Two Souls — особенная игра, которую вы обязаны пройти для того, чтобы понять, на каком уровне находятся видеоигры этого поколения. Quantic Dream — мастера сторителлинга».

За что хвалили и ругали игры Дэвида Кейджа

Есть и те, кто увидели в Beyond: Two Souls апгрейд обкатанной в предыдущих играх формулы Heavy Rain. По словам издания Meristation, с помощью главной героини Джоди игра мастерски рассказывает о вечных человеческих эмоциях — любви и отчаянии. Рецензент уверен, что история Дэвида Кейджа подробно раскрывает концепцию «смерти» и что находится «за ней» (beyond).

Но, как считает редактор издания Critical Hit, для качественной подачи подобных историй, игра нуждается в сильной сюжетной составляющей и крепкой мотивации, чтобы удерживать игрока до конца. Чего у игры, по его мнению, не оказалось.

Вся критика Beyound: Two Souls состоит не в том, что это «не игра», а в том что сюжет здесь слабый, а сама игра не так хороша, как хотелось бы. Всё, что приходит на ум — недоверие и постоянное нахождение в подвешенном состоянии.

Critical Hit

С этим согласен и рецензент издания Digital Chumps, который особенно выделяет «слабую мотивацию героев, кучу сюжетных клише и глупые поступки персонажей».

Например, рецензент портала Worth Playing утверждает, что Beyond: Two Souls смотрится как «настоящий попкорн-муви»: в игре есть приятные персонажи и местами хорошая постановка сцен, но если начать анализировать происходящее — всё очень плохо.

В очередной раз главной проблемой игры журналисты называют слабое повествование и отсутствие вовлечённости игрока в игровой процесс. Дэвид Кейдж постарался сделать так, чтобы понятие «интерактивное кино» было возведено в абсолют: минимум геймплея, максимум кино. Журналист издания Gamereactor Sweden отмечает, что «игра настолько линейна, что создаётся ощущение не видеоигры, а просмотра скачанного фильма».

Рейтинг на Metacritic: 70

За что хвалили и ругали игры Дэвида Кейджа

Во всех четырёх играх студии Дэвида Кейджа прослеживается нехитрая закономерность — в каждом проекте есть недостатки в сценарии, проблемы с механикой и нежелание геймдизайнера дать игроку больше управления над событиями истории. И если последнее можно объяснить спецификой «интерактивного кино», то с первыми двумя нужно что-то делать.

Detroit: Become Human, самая масштабная и амбициозная игра Кейджа, рассказывающая о сложных отношениях людей и анроидов, вышла 25 мая. Мы уже успели несколько раз её пройти и написать обзор. Если коротко, то перед нами типичная, но всё-таки лучшая игра Дэвида Кейджа.

Сложно сказать, почему Дэвид Кейдж идёт исхоженными тропами вместо того, чтобы пытаться придумать что-то новое. […] Это ещё не большое действительно взрослое кино, но уже неплохо. Революции не случилось, а вот эволюция налицо.

из обзора Detroit: Become Human на DTF

Какую игру Дэвида Кейджа вы считаете лучшей, а какую — худшей? В чём плюсы и минусы подхода Quantic Dream? Поделитесь мнением в комментариях.

9.1K9.1K открытий
29 комментариев

Лучшей игрой Кейджа считаю Heavy Rain. Несмотря на ляпы и дырки в сценарии, не самую профессиональную озвучку она реально дарила эмоции, там были герои, которым ты искренне сопереживаешь, много невероятно крутых постанровочных эпизодов и интересных развилок, шикарная музыка и по тем временам запредельно крутая картинка и особенно моушн капчэр. Дальше наверно я бы поставил Детройт и Фаренгейт - первый слаб историей и проработкой вселенной, но крут вариативностью, а второй всё убивал последнй третью игры где творился какой-то сценарный апокалипсис. Первая треть Фаренгейта лучше почти всего, что создавал Кейдж.

Худшая, однозначно, "За гранью". Совершенно нелепое решение перемешать эпизоды из жизни Джоди, крайне слабый сценарий с невнятным посылом, а самое главное - никакая вариативность и интерактивность. Там были крутые эпиходы, но в основном это была какая-то дичь сотоны.

За Омикрон не могу сказать - пытался поиграть нге так давно, трудно привязку сделать к 1999 году выхода, потому оставлю в повисшем состоянии мнение о ней.

Ответить

Так как я люблю Фантастику/фэнтези то Beyond: Two Souls, мне понравилась быть невидимым призраком и пугать зазнавшихся мудаков и подростков, да и само повествование мне зашло, это не само собой шедевр из шедевров, но мне норм.

Ответить

"По его словам, в игре «нет ни одной запоминающейся локации»."
Ну он может нафиг пойти, я до сих пор вспоминаю этот город. Я обшарил его вдоль и поперёк и мне было интересно это делать.

Ответить

Все и всегда хвалят. За тонкую подачу, умные мысли, и мастерски поданные месседжи...
Press F to respect women.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

У нас в городе продавали диски, конечно пиратские, были и лицухи, но редко, так вот, когда вышел Фаренгейт у нас он продавался в магазинах, но видимо они нарезали все в одном каком-то месте, как итог - игра не работала наверное у всего города(в ближайших пяти районах так точно), но мне посчастливилось найти в одном магазине коробку с Индиго Професи, а не с Фаренгейт, как было написано на всех коробках которые не работали. В итоге, все работало, игру прошел, потом в школе отдал другу, потом еще кому-то, в итоге человек 10 наверное играли, а потом в другую школу куда-то диск ушел, больше я его не видел. А игра понравилась и к последним эпизодам игры вполне себе зашло :D

Ответить

На трех CD издание, да?)
Долго не мог поиграть, т.к. не разбирался в том, как поставить directX и всё такое прочее, поэтому игра не запускалась.

Ответить