Почему Baldurs Gate 3 проходняк и игра млрдлетия одновременно?

И почему БГЗ не подходит тревожным?
По мнению психотерапевта.

Я Серёжа, психотерапевт, пишу тут о всяком важном для себя, иногда устраивая открытые консультации прямо в своем блоге.

Почему так сильно одну и ту же игру превозносят и яростно критикуют? Давайте разберемся с тем, что такое игры, и почему Baldurs Gate 3 - ужасная «игра», но отличная игра.

По последним найденным данным в видеоигры играют 2.5 млрд людей по всему миру, в России — 65 млн, это почти половина страны. Так получается, что эта часть жизни населения как бы вообще вне интересов «мужчин в костюмах», но это и хорошо.

Плохо, что этой темой все еще как-то некомфортно и стыд Ненько заниматься «мужчинам в халатах», а между тем вот только маленький тем, которыми занимаются в области изучения «игр» в целом, и компьютерных игры в частности:

Почему Baldurs Gate 3 проходняк и игра млрдлетия одновременно?

Надо еще немножко подушнить теорией, чтобы потом перейти к моему тэйку, держись, со-сайтовец.

Именно рассуждая о БГЗ я зайти в тему игр через теорию игр из деткой психологии, потому что мне думается – это подходит, в конце поймете, или спросите, и я расскажу.

Есть много способов категоризовать игры, например стратегии, рпг, экшены…. не, не то, есть:
1. Имитационные
2. Подвижные
...

Это как к теме относится?
Нет.Идем дальше.

Почему Baldurs Gate 3 проходняк и игра млрдлетия одновременно?

Опуская еще с десяток разных классификаций сразу перейду к тому, что к делу относится.

Целая пати авторов делят игры по реализуемым через них человеческим функциям/потребностям человека:

Из всех описаний вырезал слово «дети» чтобы проще читалось и сам придумай шутку про Скайрим/Фоллаут и маленького гоблинёнка лагере, в первом акте БГ3.

1. Функции самореализации
Игра является полем, в котором он может реализовать себя как личность.

Здесь важен сам процесс, а не результат игры, так как именно он является пространством для самореализации.

2. Коммуникативная функция.
Игра - коммуникативная деятельность, осуществляемая по правилам.

Она вводит игрока в человеческие отношения. В ней формируются отношения, складывающиеся между играющими.

3. Диагностическая функция.
Игра обладает предсказательностью, она более диагностична, чем любая другая деятельность.

Сама по себе игра - это поле самовыражения. В игре человек самовыражается, и поэтому, наблюдая за ней, можно увидеть характерные для него черты личности, особенности поведения.

4. Терапевтическая функция.
Игра выступает как средство аутопсихотерапии (это когда сам себе помогаешь, но не так как ты подумал).

В игре человек может поучаствовать в каких-то ситуациях и жизненных сценариях, в безопасной обстановке, попробовать новые стратегии поведения.

Думаю многие слышали, что играми помогают людям с фобиями и пережившим насилие (сердечек, если хочешь чтобы я про это написал, задача не простая, а мотивации пока не нахожу).

5. Развлекательная функция.
Самое неожиданно, правда?

Игра как развлечение может способствовать крепкому здоровью, помогает устанавливать позитивные отношения между людьми, дает общую удовлетворенность жизнью, снимает психические перегрузки.

Тут какбы про игры в целом речь, спорт и коллективные, но и к компьютерным тоже относится.

6. Функция коррекции.
Которая близка к терапевтической функции.

Это про возможность достижения глубинных изменений в личности игрока, трансформацию типов поведения и навыков взаимодействия.

7. Функция реализации задач возраста.
У каждого возраста свои потребности. Женская грудь для тебя сперва была примерно как тарелка супа манящей, такие дела.

Дошкольнику и младшему школьнику игра создает возможности для эмоционального отреагирования трудностей.

Для подростков игра является пространством построения отношений. Для старших школьников характерно восприятие игры как психологической возможности экспериментировать.

Для взрослых ребяток – куча вариантов, от удовлетворения сексуальных потребностей, до решения логических задачек и социального доминирования в фортнайте, застраивая всё полом и стенами.

Теперь я буду писать про эти функции в ракурсе того, как они реализуются в BG3 и других играх, и попробую объяснить и себе и фанатам и хейтерам, почему игра то хорошая, но может вызывать сильное отвержение. Погнали.

1. Функции самореализации. Весь жанр ролевых игр про это вот ваше «Будь эльфийкой в тонком прозрачном доспехе», и БГ3 – не исключение. Условности игрового процесса конечно здорово ограничивают возможности отыгрыша, но тут соблюдена фундаментально важная возможность совершать «плохие» поступки.

Почему это важнее возможности переспать с дубом? Потому что всё это вот «плохое» типо отгрызть Гейлу руку или заставить гоблина съесть… гхм… - это про нашу «тень», о которой писал Юнг и Фрейд, а современная экзистенциально-феноменологическая психотерапия довела до ума, поместив в «тень» подавленные потребности – желание совершать насилие вшито в нас, в детстве мы учимся морали, но посмотрите на котят которые играют с трупиком мышонка, и примерно поймете, какие игривые и сути своей ужасные интенции есть у каждого внутри.

Во многих играх это есть, но давайте возьмем условные «столпы», с которыми буду проводить параллели – Последний из нас (далее – TLOU) и Темные души (SOULS).

Обе игры прекрасны и заняли свое место на престоле лучших, но почему-то не такие «ИГРЫ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ» как говорят про БГ3.

Обе сравниваемые игры дают возможность отыграть «тень» в отдельных моментах игры, совершая выбор в сторону условных жестокости или милосердия, но сопоставимо ли это с БГЗ?

2. Коммуникативная функция. Вот тут сложно во всех трех сравниваемых играх, они на одного, но во всех них мы «общаемся» с игровыми персонажами (или описаниями предметов). После какой игры у тебя ощущение, что ты «наобщался»?

Почему Baldurs Gate 3 проходняк и игра млрдлетия одновременно?

3. Диагностическая функция. По моему это прям вкусное место. Помню как после выхода третьей части Масс Эффект люди прям делились на идеологические группировки в зависимости от выбранной концовки. В БГ3 уже есть всем надоевший выбор горячая Дроу – друид Медведолюб и в целом игра строится на регулярном противопоставлении неоднозначных идей. Что до ДС – то сам факт того, что человек прошел несколько частей - уже диагноз - шутка), уверен что там тоже есть вот эта составляющая, может в комментах кто-то подскажет. ТЛОУ – игра-фильм, не помню ощущения, что что-то фундаментально разное выбираю.

4. Терапевтическая функция. Тут все три игры по разному, но в равной степени замечательны – разрядка напряжения, возможность увлечься чем то на экране, сопереживание, яркие эмоции – про каждую из рассматриваемых игр.

Почему Baldurs Gate 3 проходняк и игра млрдлетия одновременно?

Но хочется все таки обратить внимание, что в БГ3 тема с проживанием жизненных сценариев побогаче раскрыта.

По свежим следам – вчера в Подземье доплыл из деревни темных дварфов к огненной части локации, и там на берегу меня пыталась гопануть дварфиха.

Я вырос в средней опасности раёне своего сибирского городка, и хорошо знаком с гопниками, много страдал от нападений, ограблений. Так вот в этой ситуации с гопницей дварфихой я хотел сперва замямлить и мирно решить вопрос, но тут же появилась мысль, что я уже здоровенный мужик, и могу и в игре и в жизни дать отпор, что и сделала. Игровая дворфиха сразу замямлила «да я проверяла прост, не агрись» но внутри у меня и сейчас чувствуется гордость, что в детстве я за себя постоять не мог, а сейчас могу, и это приятно (и терапевтично).

5. Развлекательная функция. Тут все пояснее, правда? ….Правда?

Во все три игры играть прикольно и развлекательно.

6. Функция коррекции. Не знаю, как человека поменяла ТЛОУ или ДС, но рпг игры точно где-то во мне следов понаоставляли.

Например в Масс Эффект – оставить в живых мега личинку королеву роя, спасти батарианцев, пойти месить злодеев с Джек.

В БГ3 я сейчас часто вспоминаю, как не стал убивать мамку совуха, а он все равно потом побитый пришел. Думаю о том, как подставлялся под садиста в лагере гоблина, и про что это для меня. Думаю о том,почему мне жалко заброшенный механизм в башне мага в Подземье, который сагрился он одного из стихов, случайно. Ну и так далее.

Почему Baldurs Gate 3 проходняк и игра млрдлетия одновременно?

7. Функция реализации задач возраста. Тут все по проще, потмоу что ТЛОУ и БГ3 сильно рядом оказываются. Взрослым ребяткам хочется узнавть сложные и эмоциональные истории. Примерно по этой причине я играя в ДС 2/3 времени смотрел ютюб про историю мира, а игру так и не прошел, по моему, устав от геймплея и превозмогайся, которого и в жизни достаточно.

Почему Baldurs Gate 3 проходняк и игра млрдлетия одновременно?

ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ BALDURS GATE 3 – ужасная игра и игра миллиардолетия одновременно?

Спросил я у самого себя перед написанием этого всего.

Потому что она закрывает собой все потребности, которые «человек» закрывает в «играх».

Потребности меняются с возрастом, в период подростковой и поздне-подростковой самоидентификации важнее становятся конкуренция, испытание себя, стремление доказать что-то, и популярность набирают соревновательные игры. онлайн проекты, где можно попасть в иерархию, и как-то там себя определить.

Поэтому для людей, у которых эта потребность доминирует – БГ3 будет унылым проходным шлаком, книжкой и новеллой с кубиками.

Когда человек сильно утомлен в жизни, ощущает проблемы с самоидентификацией и кризис смыслов, первые 4 функции игр будут скорее трудностью для психики, от которой она будет стремиться отталкиваться.

Если этот момент интересен – спроси в комментариях, я расскажу подробнее.

Почему Baldurs Gate 3 проходняк и игра млрдлетия одновременно?

Мой итоговый тэйк:

Baldurs gate 3 на хайпе и заслуженно занимает свое верхнее место потому что она больше многих других чудесных игры является «игрой» в нашем самом базовом понимании.

В том, как мы видели «игру» выходя во двор с машинками и игрушкой могучего рейнджера подмышкой, сидя в песочнице и строя там мир.

Как мы хотели играть в школе, на переменах, о чем писали рассказы (ну, это уже моя история).

Игры - результат попытки сознания творчески приспособится к реальности в первую очередь, и только потом это искусство, развлечение и все прочее.

А еще игра может не подходить именно твоим актуальным потребностям, потому что она сильно ограничена в части живой коммуникации и «испытания» себя, сильно специфична по сеттингу и не особо дофаминовая по геймплею.

Кстати я полюбил БГ3 за рандом.
Но это совсем другая история для другого поста, про то, как я полюбил дичь, которая происходит в отпусках и как рандом связан с моей работой психотерапевтом.

Почему Baldurs Gate 3 проходняк и игра млрдлетия одновременно?

Приглашаю к конструктивной беседе с элементами метания гав**м и обменом мемами.
Спасибо, что прочитал.

45
106 комментариев
18
Ответить

Приятно, что ты подошел, как дела!

2
Ответить

А можно мнение психотерапевта по поводу dtf.ru?

12
Ответить

Всё.Очень.Плохо

Ответить

Для психотерапевта всё это как-то поверхностно.

2
Ответить

Ладно хоть счёт не выставил.

12
Ответить