Baldur's Gate 3 - большое событие с большими недостатками, которые трудно игнорировать

Baldur's Gate 3 - большое событие с большими недостатками, которые трудно игнорировать

Перенес в соответствующий раздел и добавил несколько абзацев.

Начну с того, что вознесу традиционную хвалебную речь Larian за великолепную игру, или, по крайней мере, за отличный фундамент для нее. Она уже подарила мне много интересных часов, а после потенциальных доработок и выхода разнообразных модов точно может стать одной из любимых. Я не буду в 10 раз писать про все ее достоинства, их уже все обсосали до кости, а кто играл — знает и так. В популярном треде «Мнение о Baldur’s Gate 3 спустя 145 часов» я прошелся по большинству пунктов, где автор выражал недовольство игрой и аргументировал свою обратную позицию:

Так что, прошел конфетно-букетный период и пелена спала? Не так. В посте выше автор по большому счету концентрировался на немного минорных вещах, на мой взгляд (интерфейс, особенности 5е, сложность и т. д.), не сильно мешающих получать удовольствие от игры, а про основные недостатки — сказал вскользь. Далее могут быть спойлеры.

А главные недостатки игры — связаны с нарративом и обманутыми ожиданиями. И судя по косвенных признакам, различиям между актом 1 в релизе и раннем доступе, несоответствию недавних заявлений разработчиков и контенту в релизе, датамайненной информации и неважному состоянию 3 акта это могло произойти из-за того, что игра была значительно переделана, причем на самых поздних этапах.

Значительно изменился 1 акт между релизом и ранним доступом. Да, в целом контента стало больше, но реактивности — вряд ли. Например многие сцены с сопартийцами в диалогах были вырезаны, теперь они значительно реже вставляют свои пять копеек. По какой-то причине вырезаны целые реплики НПС, варианты квестов, вариативности в целом (например Гейл мог заключить сделку с Рафаилом, если его не кормить предметами). Роль «хранителя« была значительно упрощена в угоду »доброму героическому фэнтэзи». Система поощрения/наказания за использование личинок так и не была введена, сейчас буквально нет ни единой причины (кроме ролевой) не пользоваться их силами (до определенного момента, когда можно пойти еще дальше), это никак не влияет на концовку и фиксируется в игре. Соул коины, которые преподносятся, как супер редкая валюта по факту нужны только для того, чтобы закидывать в карлахоприемник. Изначально они должны были использоваться для торговли с Рафаилом. И если говорить про него — нельзя сказать, как неорганично было его представление в релизе в сравнении с ранним доступом — просто какой-то чел на холме.

Baldur's Gate 3 - большое событие с большими недостатками, которые трудно игнорировать

В общем, примеров много, и можно сделать предположение, что много чего было вырезано не только из-за сдвига в концепции на поздних этапах и не только, чтобы выпустить игру поскорее перед Старфилдом, а для того, чтобы не создавать ложное впечатление по акту 1 для актов 2 и 3. А в них проблема раскрывается глубже, ведь все нарративные неровности выше касаются только первого «идеально отполированного« акта. Акта, где много мелких крутых »flavor» штук, где можно получить диалог, если убить и воскресить Астариона, или убить Гейла, воскресить, убить и еще раз воскресить.

Где все это в следующих актах? Второй акт удивительно мал, и несмотря на прекрасный визуальный дизайн, он откровенно пуст, за исключением арки ШХ, как по энкаунтарем и квестам, так и по реактивности. Сопартийцы все больше превращаются в болванчиков а вариативность сводится к тому, куда ты сначала пойдешь, в храм Шар или к Кетерику. Квест Халсина это вообще позор, банальный, скучный, а про избитый во всех играх «защити портал 5 ходов» вообще говорить не буду. Мелкие энкаунтеры не влияют на сюжет (убить дроу-паука или отправить восвояси). Это возвращаясь к ложным ожиданиям EA, когда игра нам говорила, что во 2 акт можно пойти через Андердарк, а можно через горы, хотя по факту никто не ограничивает тебя пойти и туда и туда.

Что касается 3 акта — тут его успели оплевать даже фанбои. Мягко говоря разочаровывающий в техническом плане. Многие жалуются на оптимизацию, хотя на моем стареньком ноуте на высоких стабильные 40 фпс выдавало. Я столкнулся с другими проблемами, часть лагерных сцен у меня не проигрывалось, причем диалоги были такие, как будто бы они произошли (например, так и не увидел романтических сцен с ШХ). Подозреваю, что это из-за глупой системы с привязкой ключевых сцен и интеракций к долгим отдыхам — не только забагованная, но и контринтуитивная механика, т. к. с другой стороны игра поощряет редкие отдыхи, например, эликсирами, действующими до долгого отдыха. Также забаговалась часть побочных квестов, не буду тратить на это время и расписывать.

Baldur's Gate 3 - большое событие с большими недостатками, которые трудно игнорировать

Также у меня большие вопросы к 3 акту с точки зрения нарратива, он пострадал от вырезанного контента сильней всего, судя по датамайну и результату на релизе. Upper-city, обещанного за несколько недель до релиза, нам не дали, персонажи еще больше болванчки за пределами своих сюжетных линий, огранивающиеся в лучшем случае одной строчкой диалога после каждого ключевого события, если на них тыкнуть. Особенно Минтара, у который должна быть куча контента и большая арка, но забаговалось это или просто все вырезали мы пока не знаем. Вырезанный контент Карлах, превративший ее арку в обрубок. На релизе этого нет. Как нет и полноценных концовок, какой-то плевок в лицо вместо «17 тысяч вариаций». Причем самое интересное, что в файлах игры нормальный эпилог есть, когда группа собирается спустя 6 месяцев и подводит итоги. Почему этого нет в релизе — остается только гадать.

Не сказать, что сам город большой и квесты в нем особо интересные. По крайней мере они не сильно влияют на сам сюжет, максимум на то — кто к тебе присоединится в финальной битве. Где все эти многослойные квесты, тянущиеся из ака в акт (кроме компаньонских?) Ну да, мы можем встретить кого-то, кому помогли раньше, но это больше похоже на фансервис. Все эти истории с деревом решений Свена мне напоминают дерево киберпанка. Какой смысл от вариативности, если в итоге ты приходишь в ту же точку? По сути — каждый акт изолирован друг от друга нарративно (естественно за исключением арок сопартийцев и главного сюжета). Минск за несколько часов до финальной битвы — это вообще смех. Для чего это было нужно?

Роль 2ух боссов тоже 3 акта тоже сведена к минимуму и подана абсолютно топорно. Вот тебе показывают злого чувака в халате, вот ты приходишь к нему через два часа и даешь ему пизды в максимально неэпичном формате. Хотя опять же, скажу в 10 раз, но судя по наличию в городе его родителей, с которыми он тоже поступил определенным образом за его детство — его роль тоже была более объемной изначально.

Baldur's Gate 3 - большое событие с большими недостатками, которые трудно игнорировать

Подытожив — в игре на самом деле вырезали очень много контента. Причин мы не знаем, и практика это стандартная, но часть из этого (контент сопартийцев, концовки) просто обязано быть на релизе, иначе это нельзя считать полностью завершенным продуктом. История, что все починим через год в Definitive Edition не канает, это не серьезно для всего того образа, «эталон жанра и без микротранзакций«, который да, был создан фантами, но очевидно был подогреваем и самими разработчиками. Пока это реально выглядит не как »проклятье 3 акта Larian», а как осознанная стратегия. Сделаем конфетку из 1 акта, а дальше — в остаточном порядке, т. к. игру все равно проходит малая часть игроков. Туда же в копилку история с поздними пресс релизами, когда журналисты понаставили 10/10, сделав выводы по 1-2 актам.

Да, это все вещи, которые можно поправить со временем, превратив игру в конфетку, но что-то поправить будет сложно (и вообще, этого никто делать не будет). Я снова о том, что мне не хватило реактивности между сопартийцами. Реагируют они на события довольно вяло, на друг друга — практически никак. Вне ГГ и своих сюжетных арок они как будто бы не существуют, в отличие от того же BG 2. Бантеров тоже очень мало, уж точно не больше, чем в играх такого жанра. В ДАО - 3,5 часов бантера, в оплеванной всеми Инквизиции - 5. А здесь? Ну бывает, перекинутся несколькими фразочками, но их частота и количество просто разочаровывают. Сам лагерь тоже мертвенно пуст, "болванчики" в нем никак между собой не взаимодействуют, никаких ссор (за исключением одной с ШХ и ЛЗ), диалогов, споров или веселого времяпровождения, как будто бы мертвая декорация.

Романсы — это вообще смех. Свен говорил, что у них особая система, а влюбить перса просто сделав его квест не получится. В итоге все противоположно — делай квесты компаньонов, набивай апрувы в диалогах, вот и все, вся система. Романтические сцены, про которые они говорили столько времени и даже нанимали специальных актеров — это по одной, вполне себе целомудренной, минутной катсцене с затемнением на акт, а шума то было.

Вариативной игру можно назвать тоже с натяжкой. Да вариативность есть, но она ложная. Как я и сказал, акты повествовательно изолированы друг от друга, а принятые в них решения (кроме, разве что, выборов, связанных с хранителем, не имеющим к актам непосредственного отношения) никак не влияют на суть концовки, по большому счету влияет только последний час игры. Если конечно 17.000 вариациями не считать то, кто присоединяется к тебе в последней битве.

То же, например, касается и «злого» варианта прохождения (вынося Dark Urge за скобки). Лариан всячески обращали внимание на что это другой вид прохождения, отличающийся по нарративу от доброго и имеющий свой контент. Что имеем по факту? Если исключить Минтару — то злой путь, это буквально обрубок доброго. Получаем ли мы свой отдельный контент или какие-то плюсы, играя за злодея? Нет, мы просто лишаем себя контента и квестов, не получая ничего взамен. В игре нет как такового отдельного повествования «злодея», кроме мало влияющих на основной сюжет диалогов.

Даже то же решение о "союзе" с Горташем в конце абсолютно топорно обнуляется, показывая, что выбора, как такового, в этом случае не было.

Baldur's Gate 3 - большое событие с большими недостатками, которые трудно игнорировать

Закончу на позитивной ноте с надеждой, что у команды получится адресовать ключевые вопросы в ближайших патчах, хоть и с небольшой горчинкой, что мои личные ожидания не совпали с реальностью. Все описанное выше не позволяет назвать BG3 сумасшедшим прорывом в жанре, но очень хорошей игрой и одним из достойнейших представителей — вполне. А ваши ожидания — ваши проблемы, как говорится

18K18K показов
5.8K5.8K открытий
112 комментария

База. Основа

Ответить

В игре тонну контента вырезали и еще полтонны не работает из-за багов. Так что ждем патчей. Хотя я нереально кафайнул и от того, что получил.

Ответить

Ну верхний город вряд ли патчами исправят

Ответить

Ещё бы люди научились реалистично смотреть на недостатки, понимая, что есть халтура/ошибка, а что просто на грани невозможного в реализации. У меня были моменты, когда разрабы не предусмотрели, тот или иной вариант развития событий, который я хотел реализовать. Но я прекрасно понимаю, что все варианты предусмотреть невозможно и даже большинство. Они всё равно предусмотрели очень много вариантов для такой большой игры с таким большим количеством взаимосвязей. Поэтому такое идёт в личные хотелки, а не в недостатки игры.

Ответить

Все эти общие пассажи про "невозможно сделать все" выглядят, как попытки оправдать не слишком честный подход студии. Никто не просит их сделать все, но что было сложного, чтобы сделать, например, слайды с последствиями твоих выборов в игре? Даже в гораздо более дешевых играх такого жанра это есть. И желание не иметь критичных багов в игре, которая была 3 года в раннем доступе и с такой уверенностью выпущена на месяц раньше - это не просьба сверх меры. При всей моей любви к игре это больше похоже на слепое фанбойство. "Предусмотрели столько вариантов" можешь указать примеры твоих решений/диалогов/квестов, чтобы это как-то влияло на основой сюжет? Я реально хочу увидеть всю эту вариативность и "большое количество взаимосвязей", про которую вы говорите. Про реактивность тоже - в том же BG2 компаньоны часто переговаривались между собой, сорились, даже до смертельных драк, романсили друг друга. И это при том, что их было прямо скажем больше. Но я так понял, что это все технологии древних.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Это так не работает. Все три года Лариан постепенно полировали 1 акт, обращали внимание на реквесты игроков, добавляли новый контент, делали это плавно и без серьезных переработок. А потом, за всего ничего до релиза из-за какого-то внутряка (возможно решили упросить концепцию для массовости) начали полностью все перелопачивать, концептуально геймплейно и сюжетно, переписывать спутников, вырезать контент, диалоги и сюжетные линии, упрощать геймплейные элементы (расовые бонусы) и т.д. За весь ранний доступ таких объемных изменений не было, соответственно, многие были удивлены таким поворотом

Ответить