Взгляд на Starfield от того, кто уже поиграл

Сперва хочется проговорить свои мысли по поводу той волны негатива, что вылилась на игру. Уж не знаю с чем это связано: отсутствие PS5 версии; маркетинговая кампания, которая построила необоснованные ожидания; придумки самих людей, которые решили, что в этой игре должно быть что-то, чего в играх Bethesda не было. Возможно, все и сразу. А возможно, PR-компания привлекла людей далеких от творчества Bethesda, и пытающихся найти там что-то, чего там никогда не было. Мне сложно понять причины всех вбросов, часть из которых построена на заведомо ложной информации об игре (да-да, это про высадку в конкретных точках и прочих вещах, которые муссировались до выхода игры).

На деле же мы получили типичную игру Bethesda, которая добавила новые механики, получила графические улучшения и представила новую систему прокачки. Она все также хорошо работает на исследование мира, она все также приятно ощущается при стрельбе и если кому-то нравились предыдущие игры студии, то и эта понравится, но обо всем по порядку.

Выход Starfield не отбирает у вас ваши любимые игры, не умаляет ценность вышедших ранее игр и не претендует на лавры BG 3 или других игр. Bethesda систематически делает игры по своей формуле, расширяя ее с момента выхода Oblivion. Возможно, с выхода Morrowind, но я бы выделил Oblivion, где убрали невидимый кубик, из-за которого игрок мог колупать червя полчаса.

Попробую написать свой взгляд на Starfield, как человек, который не сидит в монокле, для которого игры это способ развлечься и получить какой-то интересный опыт, и которому не надо сидеть с лицом критика, морщить лоб и разглядывать все аспекты игры, дабы выпустить объективный обзор. Я, слава богу, могу пользоваться категориями нравится/не нравится, получил я удовольствие или не получил, какие эмоции доставила мне игра, и опираться именно на это. Называйте меня подпивасом, нормисом или еще как вашей душе угодно, но я умею получать удовольствие от игр, и надеюсь это никто у меня не отнимет.

Моя история с Bethesda

У меня сложная история с Bethesda. Впервые я попробовал Morrowind в далеком 2004 году. Мне очень понравилась атмосфера и этот необъятный мир, было интересно что там скрывается в тумане, что за большие жуки, и куда они могут тебя доставить на своем седле. Доходило даже до того, что я подбирал свиток прыжка в начале игры, включал бессмертие и прыгал высоко-высоко, далеко-далеко, просто чтобы посмотреть что там вообще в мире происходит.

Игру, я так и не прошел. Меня задушила боевая система. Я только потом понял, что под капотом идет целая DnD тусовка, которая берет твои статы, твою выносливость и бросок кубика, чтобы понять попал ты или промахнулся по врагу. Для меня же это выглядело комично, когда я могу колупать червя полчаса, изредка попадая в него. Я же вижу, что я попал, почему я слышу звук промаха? Это очень сильно расстраивало. Атмосфера и мир меня держал какое-то время, но в итоге я сдавался. Готику я тогда любил больше, она была понятнее.

За Oblivion я уже наблюдал с момента анонса, смотрел промо материалы, впечатлялся графикой и ждал. А еще в тот момент я ждал Gothic 3, и думал, что она будет лучше свитков. Мы даже с другом на кухне обсуждали что будет круче. Через много лет я таки прошел Gothic 3 с community patch, и получил море удовольствия, но на тот момент Oblivion уже запал в душу и стал для меня культовой игрой. Боевая система, наконец, перестала меня огорчать и радостно рапортавала о снижении здоровья противника каждый раз, когда я видел, что мой меч его коснулся. Щит защищал, прокачка была интуитивной и понятной. Но и тут не обошлось без минусов: автолевелинг; генерация подземелий, фортов и прочих пещер; врата обливиона – это все душило, так как я пытался закрыть все. Однако игра подарила бурю эмоций, дала интересные квесты и красочный мир, за что я ей благодарен, но я так ее и не прошел, наиграв более 100 часов.

Fallout 3 привнес то, что мне не хватало в The Elder Scrolls – какую никакую камерность происходящего, шутерные механики, очки опыта и стандартную прокачку с перками и вот этим вот всем. Пока люди оголтело бегали и кричали про Oblivion с пушками, я углубился в исследование мира, полюбил V. A.T. S и проникся эстетикой Fallout. Я играл в 90-е в Fallout, и меня совсем не расстроили новые части игры. Да, они другие, но и мы меняемся. Игры от этого хуже не стали.

Skyrim – это первая игра Bethesda, где на меня сработала их магия, и я понял, что отныне любая игра Bethesda будет для меня важным событием. Я проходил эту часть свитков на Switch, и получил гору удовольствия. Мне понравилось как она выглядит, понравился мир, понравилось исследование и геймплей. Я могу найти много недостатков: не хватает импакта от прохождения квестов, особенно глобальных; гильдии местами скучноватые; бесконечные задания однотипные и так далее. Но я уловил суть гения Тодда. Вот тебе мир, вот тебе геймплей, вот тебе сюжет aka обстоятельства и контекст, вот тебе лор, а дальше делай что хочешь. Не нравится покупать дома, обставлять их, строить семью и заниматься строительством? Пропускай, ничего страшного. Не нравятся напарники и прогулки с ними? Не ходи с ними. Нравится читать книги и ходить в те места, что там описаны? Ходи, вот тебе еще книги. Она давала свободу, и я насладился ею сполна, пройдя всю игру со всеми дополнениями.

И сразу скажу, что я всегда играю в игры без моддов, мне они неинтересны.

Перейдем непосредственно к Starfield, игре, которую я ждал с момента анонса. Одна из немногих игр за все 20+ лет, что я играю, которую я прям ждал.

Мертвый космос… или нет?

Я решил начать с самой животрепещущей темы, так как читаю много странного и интересного про космическую часть игры. Скажу сразу, если кто-то надеялся получить тут космосим, то можно закатать губу и идти играть в Elite и прочие представители жанра.

При этом у меня язык не поворачивается назвать местный геймплей в космосе бесполезным, там хватает механик, которые работают на погружение. Это не Mass Effect, где мы выбирали точки на карте для полетов, здесь есть во что потыкать.

Давайте с основ. Да, мы не можем летать между планетами и галактиками в свободном режиме. Мы можем выбрать планету и нажать на кнопку Travel, чтобы выйти на орбиту планеты, где могут быть космические сражения или сканирование корабля на предмет контрабанды. Мы можем выбрать планету в другой системе, и все также с помощью кнопки и ролика совершить гиперпрыжок.

По сути, корабль как-будто бы пригвожден к месту и крутиться вокруг этой точки в сражениях, создавая иллюзию, что мы куда-то летим, приближаемся к другим кораблям, забираем лут у взорванных кораблей и так далее. По факту же, если нажать вперед и попытаться лететь прямо в атмосферу планеты, то и за 10 часов мы не приблизимся к нашей целе: D

Допускаю, что если перекинуть всю энергию в двигатели, а тем более, если поставить мощные двигатели, то можно долететь куда-то, но обычно до ближайших планет расстояние настолько большое, что никто в здравом уме так делать не будет.

Для кого-то это будет критический минус, который поставит крест на знакомстве с игрой. Что же для автора этих строк, то мне намного важнее исследование планет, а космические перемещения меня устраивают в том виде, в котором они тут сделаны. Учитывая, что улучшение корабля и космические битвы тут не просто для галочки сделаны.

Корабль это некий хаб, где собираются сопартийцы, где можно поговорить с ними. Это еще и хранилище для ресурсов и всего, что мы наковыряли, пока шлялись по планетам. Соответственно, улучшение корабля работает на изменения внутри: можно добавить всякие исследовательские станции, чтобы не отходя от кассы крафтить что-то перед зачисткой очередной планеты; можно добавить особый вид хранилища, который позволит возить контрабанду с меньшим риском, что сканер засечет ее, потому как со стартовым хранилищем, любая контрабанда на борту означает немедленное посещение параши.

Сдаю лут фанату, чтобы хранил как следует
Сдаю лут фанату, чтобы хранил как следует

Сами же космические бои хоть и довольно простые, но вносят разнообразие и дают дополнительные предметы, которые можно подобрать с уничтоженных противников.

В конце концов, это все работает на общую атмосферу. Через какое-то время ты уже забываешь про эту условность, что нельзя полететь в свободном режиме куда-то. Ты просто быстрыми нажатиями клавиш перебрасываешь энергию с двигателей на щиты и обратно, рассчитываешь прыжок, исходя из текущего бака, ворча под нос, что надо было потратить кредиты на улучшение топливного бака и радуешься как ребенок, когда удалось провести контрабанду на планету к этим высокомерным представителям пупа земли.

Не так быстро, кавбой
Не так быстро, кавбой

Что примечательно, переброс энергии сделан не просто для галочки. Можно пустить все на щит, и тогда удары по нашему кораблю не так страшны. Можно сделать баланс для защиты и атаки, перекинув часть на пушки, и часть на щиты. Можно кинуть побольше на двигатель, чтобы зайти за вражеский корабль и расстрелять его, предварительно перекинув побольше энергии на оружие. Только не забудьте перед прыжком вернуть немного энергии в соответствующую шкалу, а то не получится улететь.

После сражения забыл про двигатель для прыжка
После сражения забыл про двигатель для прыжка

Кроме того, к вражеским кораблям можно пристыковаться, если их достаточно повредить. Тогда бои уже продолжаться на борту их корабля, а у нас будет больше всего, что можно полутать.

Core gameplay и атмосфера

Если же говорить о наземных исследованиях, то тут все в лучших традициях игр Bethesda. Исследовать планеты интересно, ганплей очень приятный, поэтому в перестрелки вступаешь с ухмылкой и чувством полного удовольствия, а музыка и картинка накидывает сверху дополнительные положительные эмоции.

На каждой планете есть свои задачи. Например, какие-то планеты необитаемые, поэтому в качестве задач на изучение дается обнаружение 7 видов ресурсов, а еще вон тут кратер, непонятно от чего он, надо бы выяснить. А, это метеоритный дождь прошел, хорошо, будем знать. Есть обитаемые планеты, тогда к ранее описанным вещам добавляется изучение местной флоры и фауны.

Пример полностью изученной планеты
Пример полностью изученной планеты

Приземлиться можно в любой точке планеты. Да, можно покрутить планеты, выбрать интересное место с точки зрения ландшафта или ресурсов, если предварительно планеты была отсканирована, и приземлиться туда. Есть и заранее заданные точки, можно ими воспользоваться. Единственное ограничение – нельзя поставить свою точку в океан. Точнее точку то поставить можно, но приземлиться на нее не получится.

Cannot land here
Cannot land here

На планетах можно строить аванпосты, сборщик ресурсов, хаб и прочие вещи, которые мне не очень интересны, поэтому я сильно не изучал этот момент. Любители подобных штук, распишут подробнее в комментарии к этой статье, либо в других статьях.

На каждой планете бывают свои погодные неприятности в виде кислотных дождей и других вещей. Если это ливень, то лучше найти убежище, иначе можно схлопотать различные болезни, которые добавляют дебафы. Я так вышел на планете, где хотел сбыть контрабанду. Я тогда не знал, что ее можно сбыть в определенных сетевых лавках на крупных планетах, поэтому полетел на мало заселенную планету, где тебя не сканируют перед посадкой. Так вот, пока бежал до поселения, начался дождь сильный, от которого я получил переохлаждение. Я быстро заперся в баре и принял лекарства, чтобы снять дебаф.

Отмокаю и слежу за погодой
Отмокаю и слежу за погодой

На некоторых планетах есть исследовательские лаборатории. Мне нравится их исследовать и читать переписку сотрудников. Очень сильно напоминает The Outer Words в такие моменты.

Это аудио дневник, но есть и записки и записи в компьютерах
Это аудио дневник, но есть и записки и записи в компьютерах

Загрузки, лично мне не надоедают, и их гораздо меньше, чем принято говорить. Логику, с которой появляются загрузки я не очень понимаю. Можно зайти в помещение 4х4, которое сопровождает тебя загрузкой, а можно очистить большой комплексный аванпост, вход в который был без загрузок. Вот, например, был большущий комплекс, в который я проник через крышу с помощью джетпака. Очень удивился, что не было никаких загрузок. Из окна смотрел на свой корабль и пытался понять как определяется что загружается, а что нет.

Собственно вот, любуюсь, хоть на улице и ночь
Собственно вот, любуюсь, хоть на улице и ночь

Для тех, кто переживает за автолевелинг, есть хорошие новости. В самом начале, будучи 2-го уровня, я нарвался на тварь 10-го уровня, против которой я оказался беспомощным. Пришлось перезагружаться и избегать ту точку интереса, где она обитала. Нередки случаи, когда среди врагов 2-го уровня будет один элитный 5-го уровня с броней и серьезным уроном. Пока есть ощущение, что баланс хороший в боях.

Кстати, самое приятное ощущение, это когда во время исследования планеты слышишь рев двигателя и смотришь, как какой-то корабль заходит на посадку. Радостно бежишь к нему, чтобы поговорить с теми, кто прилетел, либо обобрать их до нитки, не оставив никого в живых.

Если кто-то помнит новость о том, что у разработчиков большие проблемы с лестницами, то я все проверил, лестницы в игре есть и они работают идеально.

Это я как раз зачищаю корабль, который имел осторожность приземлиться на моих глазах
Это я как раз зачищаю корабль, который имел осторожность приземлиться на моих глазах

Я не люблю выживачи и строительства в играх, но тут в какой-то момент поймал себя на сборе ресурсов, чтобы запустить исследовательский проект для снайперской винтовки, который позволит ставить новые модули на нее. В целом, кажется, что система сделана максимально ненавязчиво, но при этом достаточно вознаграждается, чтобы заниматься поиском ресурсов под конкретные задачи. А там уже не замечаешь, что сканируешь планеты в поисках такого-то ресурса, чтобы сделать такую-то вещь.

Не спорю, что через какое-то время исследование планет превращается в рутину. Для кого-то это будет приятная рутина, для кого-то утомляющая. Но тут работает формула Тодда: не нравятся генерируемые планеты – не летай на них; не хочешь изучать флору и фауну – не изучай. Благо в игре есть куча всего остального, что не даст заскучать и не оставит игрока с ощущением, что кроме изучений заняться тут нечем.

Сюжет и квесты

Сюжет интригует, но не слишком, скорее играя вспомогательную роль для общей атмосферы и давая дополнительную мотивацию к исследованию.

Квесты вполне стандартные. В первом крупном городе, куда мы попадаем по сюжету, меня не покидало ощущение The Outer Words и Star Wars Knights of the Old Republic. Есть какие-то нотки Тариса и Дантуина: спокойная музыка в духе KotOR, город чем-то похож с этими лифтами и метро; интересные диалоги с персонажами.

Кого-то может разочаровать стандартное для Bethesda отсутствие выбора или усеченный набор действия при выполнении квестов. Вот пример, есть сообщение о краже кольца. Идем в ресторан опрашивать свидетеля. Выясняется, что это любовная пара, один из мужчин в которой узнал об измене другого. Он решил, что не может стерпеть такое предательство и им нужно расстаться. Конечно, обручальное кольцо, подаренное ему, он решил оставить себе. У нас на выбор несколько вариантов действий: решить, что мужчина прав и оставленный подарок не считается за кражу; убедить, что это кража и забрать кольцо; имея кольцо на руках отдать его офицеру; имея кольцо на руках не отдавать офицеру, сказав, что это был подарок, поэтому нет состава преступления.

Вот все опции, доступные нам
Вот все опции, доступные нам

Как можно заметить, опции поговорить с другой стороной конфликта, копнуть глубже и докопаться до мирного урегулирования вопроса нет. Это грустно, но опять же, у Bethesda в целом всегда мало вариативности в квестах. Это данность. Однако, я вспоминал SWKotOR, и получив квест, у меня появилась робкая надежда, что это примерный аналог расследования на Дантуине, где двое мужчин утверждали совершенно разные версии случившегося на охоте, а нам приходилось вести допрос и приходить к определенным выводам, выводя их на чистую воду.

Стоит отдать должное системе убеждения, она интересная. Очень отдалено напоминает круг в Oblivion, но гораздо более проработанную и без необходимости смотреть на эмоцию собеседника.

Система убеждения
Система убеждения

У нас есть три хода, чтобы заполнить шкалу убеждения. Каждый вариант ответа дает разное количество очков, и успех от каждого зависит не только от течения диалога, но и от навыка убеждения.

Помимо квестов и сюжетных заданий, есть еще заказы. Я пока не понял насколько они вообще нужны, и не радиан ли задания это, которые будут появляться до бесконечности, но время от времени беру что-то, если по пути. Уничтожение пиратов – это самый простой вид заданий.

Каждое задание отмечено значком фракции
Каждое задание отмечено значком фракции

Есть еще задания на доставку грузов в указанный срок. Например, дается 5 дней, чтобы доставить столько-то килограмм такого-то груза. Тут сразу становится важным какой у тебя корабль, войдет ли туда груз, сможет ли он за отведенное время долететь до нужной точки и прочее. Возможно, лучше сначала поставить какие-то модификации. Я брал обычно доставку в ту же систему, где нахожусь.

Немного разочаровывает, что сама доставка груза лишена погружения. Ты берешь задание, летишь на планету, садишься и все, задание закрыто. Было бы прикольно выйти из корабля, поговорить с кем-то на станции, чтобы договориться об отгрузке. Возможно, они бы сказали, что у них все занято, и можно груз отвезти на другую планету, у них есть такая договоренность с заказчиком. В общем, можно было бы что-то интересное придумать, но ладно уж.

Есть еще всякие активности. Это когда ты, проходя, мимо кого-то слышишь какую-то историю или слух, который превращается в некое подобие квеста. Штука интересная, и работает на общее ощущение живости мира, но возможно надоест через какое-то время. Туда же добавляются всякие цели, о которых прочитал в книгах или записках. Например, у меня появилась задача посмотреть Аполло на Луне, после прочтения книги про это.

Пример активности
Пример активности

Возможно, где-то есть вариативные или безбашенные квесты, как с картиной в Oblivion, но я пока не встретил таких. Кто играет в игры Bethesda в курсе, что сюжет и квесты не самая сильная их сторона, поэтому и здесь ожидать чего-то не стоит. Я бы сказал так, что они достаточно интересные, чтобы работать на общую атмосферу и давать игроку достаточную мотивацию исследовать космос и чувствовать себя первооткрывателем.

Прокачка

Мне было очень интересно какую систему прокачки внедрит Bethesda. В The Elder Scrolls никто не дает очки опыта, нет там и умений в классическом понимании, типа убеждения и так далее. В Fallout классическая special система с перками, которая была во всех играх серии. Поэтому было неясно что будет в Starfield.

На мой взгляд, местная система вобрала в себя лучшее из двух миров. Здесь есть много навыков, разделенных по категориям, но для выбора доступны только первые уровни навыка. Например, у персонажа вкачено убеждение первого уровня. Он не может получить новый уровень и вкачать убеждение второго уровня, для начала надо разблокировать это умение. Для каждого умения свои способы разблокировки, но для убеждения надо 3 раза успешно убедить собеседника, тогда разблокируется новый уровень умения.

Навыки и количество веток
Навыки и количество веток

Таким образом, получается очень интересный симбиоз, где помимо получения нового уровня, от игрока требуется постоянно применять выученные навыки, чтобы открывать возможность улучшать их. Не знаю как вам, а мне чертовски нравится эта система.

Пример рангов одного навыка
Пример рангов одного навыка

Есть еще изначальные «черты», которые выбираешь при создании персонажа. Там в основном бонусы к различным фракциям или навыкам, но есть и интересные. Например, тот фанат, который является мемом и пасхалкой к Oblivion как раз появляется, если выбрать соответствующую черту персонажа. Кроме того, можно выбрать, что у персонажа родители живы, тогда будет возможность навестить их в игре, но с каждого задания 2% кредитов перечисляется родителям.

Выводы

Как обычно, я бы рекомендовал никого не слушать и пробовать самостоятельно. Зайдет – хорошо, у вас есть возможность насладиться игрой и получить кучу положительных эмоций. Не зайдет – хорошо, вы можете поиграть во что-то еще и найти то, что вам нравится, благо сейчас выходит много разных игр на любой вкус.

Я знаю какие недостатки есть в этой игре, и в целом в играх Bethesda. Мои ожидания игра полностью оправдала, если даже не превзошла. Мне нравится то чувство исследования, которое дарит игра, когда ты думаешь, что сейчас слетаешь на эту планету, сделаешь то и то, и все, а потом не можешь себя остановить, потому что интересно, например, как выглядит Титан (который спутник Юпитера).

Здесь каждый может найти что-то для себя, но есть ряд игроков, которым я бы не рекомендовал игру. Это те, кто ценит в играх сюжет больше всего остального. Те, кто хотел космосим или суровую РПГ в духе старой школы, где миллионы возможных исходов в квестах. Нет, это все еще игра Bethesda, которой не повезло получить статус систем селлера, увеличи ожидания игроков многократно.

Я же пошел дальше исследовать космос, помогать наводить порядок на улицах городов и любоваться красивыми видами безжизненных просторов. Что не говори, а игра сумела меня порадовать своим визуалом.

Всем хорошей игры во что бы вы не играли!

P. S. Скорее всего я охватил не все аспекты игры, да и не было такой задачи. Игра огромная, механик много, и не все получится увидеть даже за 30 часов игры. Суть была скорее рассказать о своих эмоциях и впечатлениях без напускного снобизма и элитаризма.

P. S. S. Еще у меня появился телеграмм канал, где я собираюсь постить какие-то вещи, которые слишком маленькие для статьи, или что-то о жизни в Чехии. Если кому интересно, то велкам. За частоту и периодичность контента я не ручаюсь.

P. S. S. Спасибо всем, кто подсветил ошибки в комментариях. Я все отредактировал. Прошу прощения у всех, кого схватил приступ из-за моих грамматических ошибок. Также хотел дополнить о тех минусах, что забыл: карта в режиме исследования планеты практически непригодна к использованию; записки с трупов и из ящиков надо сначала класть к себе в инвентарь, а потом оттуда читать, но справедливости ради, в инвентаре появилась секция "Новые предметы". И еще забыл указать, что на планетах разная гравитация, что напрямую влияет на перемещение, и особенно прыжки с реактивным ранцем. Ну и напомню, что это не деф, не критика, не объективная статья и так далее. Это мое субъективное мнение + информация о наполнении игры. Всем спасибо.

796796
838 комментариев
250 ₽

Комментарий недоступен

40
Ответить

Очень длинный деф игры про космос в которой нет космоса, что хотел сказать непонятно

366
Ответить

Вы разучились воспринимать что-либо кроме говна. Вы радуетесь только говну, набросам и неудачам. Вы здесь развели сраный культ поливания всего вокруг грязью. Да, не без помощи ребят с галочками. Но самих не заебало?
Любое мнение, отличное от поливания грязью- деф и демедж контрол.
Причем я уверен ты даже не читал пост и вряд ли хотя бы запускал игру.

733
Ответить
Автор

Ты почитай, может поймешь. Защита игры это какой-то сюр. Она либо нравится, либо нет. Ты никому насильно не докажешь обратное

102
Ответить

Комментарий недоступен

58
Ответить

Комментарий недоступен

13
Ответить