Итак, я поиграл в Starfield

И сразу отвечу на вопрос — нет, игра не раскрывается спустя 200 часов. Потому что ей хватает всего 60-70.

Итак, я поиграл в Starfield

Начать хотелось бы с того, что я не фанат The Elder Scrolls и Fallout от Bethesda. Поиграть я успел и в то и в другое, но со «свитками» у меня не сложилось из-за нелюбви к фентези-сеттингам, а с Fallout 3 и 4 — потому что это не Fallout почти во всем, в чем они должны были бы быть.

Тем не менее я с интересом ждал новую RPG от Bethesda хотя бы потому, что она имеет абсолютно новый и ни с чем не связанный узами франшиз приземленный космический сеттинг (которого мне очень не хватало со времен прохождения Infinite Warfare) и при этом имеет геймплейную основу от Fallout 4, которая пусть и не подходила одноименной вселенной, но при этом была весьма качественно сделаной и приятной, что в свое время хоть как-то пронесло меня через то сюжетное уныние, которое представляла из себя игра. Вдовесок к этому нам обещали возможность исследовать просто невозможно большое количество уникальных планет, интересную сюжетную линию, возможность строить свой собственный корабль и добывающие ресурсы аванпосты (привет, Fallout 4 и его бесполезные поселения) и много-много другого. И вот игра выходит, и на всех площадках начинается лютая война тех кому игра понравилась, и тех кому игра не понравилась. Начало ее я пропустил, убивая внезапно образовавшееся в своей жизни время на игру, пройдя ее таким образом на Xbox Series X с самого начала ее доступности примерно за неделю и потратив на это около 74 часов, включая как основную историю, так и все (как минимум, известные и доступные на данный момент) дополнительные сюжетные ветки, аналогичные веткам гильдий из TES.

Будьте аккуратны при долгой игре - за такое и от вашей жены может прилететь. Но не от моей - потому что она в соседней комнате сама играла все выходные напролет в BG3...
Будьте аккуратны при долгой игре - за такое и от вашей жены может прилететь. Но не от моей - потому что она в соседней комнате сама играла все выходные напролет в BG3...

Но вот игра окончена, и я на любимом синем сайте. А тут… Ну, вы и так знаете что тут был дичайшее перекидывание топлеными сникерсами.

Так что я просто не смог пройти мимо и не внести свою лепту в этот спор и выразить свое мнение среднего игрока.

Про техническое состояние

Начать, думаю, имеет смысл с технического состояния игры и его влияния на ее восприятие. Отдельно отмечу:

Описанное ниже — это мои собственные впечатления и опыт. Это НЕ значит что игра будет работать идеально у вас, поскольку я встречал разные мнения относительно ее работы даже на консоли.

Сразу про оптимизацию на ПК — не играл, не могу ничего сказать. Однако считаю должным отметить то, что жалоб на нее, мягко говоря, много. А потому просто оставлю пару ссылок для интересующихся:

Что же касается консоли — то, на удивление, это действительно ощущалось как самая вылизанная в техническом плане игра Bethesda, причем как по производительности, так и по количеству багов.

Как уже все, наверное, знают, на обеих консолях от Майкрософт игра идет в 30 кадрах в секунду. И я должен сказать, что хоть это и не вершина производительности и уж тем более не то, чего мы все ждем от консолей нового поколения, игра действительно выдает их железно. Исключениями являются статтеры в некоторых местах двух городов, да случайные моменты на разных планетах, да и те, на самом деле весьма быстро проходят. При этом всем игра, к огромному моему удивлению и по моим ощущениям очень бодро управляется. Лично я думал что меня ждет кисель в духе, например, CP2077 при 30 кадрах в секунду, где, если я верно помню, обработка входных сигналов была привязана к обработке кадра (пожалуйста, поправьте если это не так), однако это не так.

При этом во всей игре я действительно почти не встречал традиционных багов. Нет, это не значит что их нет совсем — но вот, например те , которые встретил за свое прохождение я.

И, на удивление, это все баги которые встретил я за свои 74 часа.

Тем не менее, я испытывал проблемы иного рода — игра очень часто любила зависать при открытии меню, а так же стабильно вылетала раз в 4-6 часов без объяснимых причин, и это зачастую происходило весьм невовремя.

Так что в целом, у меня был весьма приятный опыт общения с игрой и я склонен согласиться с мнением, что это самый технически «вылизанный» тайтл студии. Однако, как всегда:

Это НЕ значит что у вас будет ровно так же.

Про загрузки

Их много. Весьма много. Достаточно, чтобы начать вас бесить, потому что они есть:

  • При переходе между локациями
  • При переходе между комнатами в здании
  • При переходе между секциями космических станций
  • При входе на корабль
  • При выходе из корабля
  • При взлете с планеты
  • При посадке на планету
  • При перелете от одной планеты на другую
  • При перелете из одной системы в другую
  • При стыковке с другим кораблем или станцией
  • При отстыковки с другим кораблем или станцией
  • При движени на лифте, причем даже если этаж, на который вы едете существует в рамках той же локации, что и этаж с которого вы едете (хотя это наводит на мысли на банальную лень при реализации лифтов, хотя их она уже была в Fallout 4)

Суть вы, думаю, уловили. И я полностью разделяю фрустрацию тех игроков, которые считают, что это мягко говоря, устаревший подход к работе с памятью, и что Bethesda уже давно следовало бы научить свой движок подгрузке локаций «на лету». Тем более, что даже уже существующие загрузки по моим личным ощущениям ни разу не занимали более 5-10 секунд, достигая максимума при перемещениями между большими локациями, в разных системах.

И во многом скорость загрузок и удобное быстрое перемещение, доступное почти откуда угодно, сглаживают ситуацию, делая ее куда как более терпимой. Но не надо думать что это панацея — просто вместо условных четырех загрузок у вас будет всего две.

Про картинку

Я не Digital Foundry, а потому за технологичность картинки пояснить не смогу.

Тем не менее видно, что Bethesda явно постаралась с глобальным освещением и детализацией — в игре действительно много завораживающих видов и сцен с мельчайшими деталями, которые очень приятно видеть, что в кои-то веки заставило меня использовать местный фоторежим. Тем более, что скриншоты с него попадают на экраны загрузки — и коль последние видеть вы будете часто, то есть причина хоть как-нибудь разбавить дефолтные картинки от разработчиков и разнообразить свое ожидание.

Но есть в игре кое-что, что может и напугать…

БУ!
БУ!

Да, NPC из толпы действительно бывают страшными, и судя по ощущениям и без того пластиковая массовка становится еще страшнее именно благодаря глобальному освещению. Но, честно говоря, это не особо раздражает, так как общаться с ними смысла не имеет, а потому близко вы видеть их лица будете нечасто — разве что в особо узких корридорах некоторых локаций.

Про локации

Кстати, про локации и в целом наполнение игры.

В игре действительно доступно просто огромное количество звездных систем, планет и их спутников. И почти на каждое звездное тело (за исключением газовых и ледяных гигантов, по понятным причинам) можно высадиться и…

… и тут начинается огромный водораздел между тем, что в игре процедурно сгенерировано и тем, к чему студия приложила человеческую руку.

С одной стороны, в некоторых звездных системах есть большие города — Сидония, Нью-Атлантис, Неон, и Акилла. Каждый из городов имеет уникальную стилистику и атмосферу, наполнен приличным количеством именных персонажей и квестов, имеет сложную структуру. В них приятно находиться и узнавать о них больше и видно, что над ними действительно много работали.

С другой стороны, есть планеты, на которых есть интересные локации и истории. Поселения действительно сильно меньше, именных персонажей тоже — но все еще присутствует некоторая атмосфера «нового фронтира», с которым борятся поселенцы, и не только. Есть и просто планеты с одной или несколькими интересными точками, на которые можно поглазеть или исследовать с зачисткой.

А с третьей же есть… все остальное. Огромное количество планет, которые в лучшем случае имеют копипастнутые один в один (и я не преувеличиваю) лабораторные комплексы для зачистки и лутания. В лучшем случае на таких планетах может быть есть какие-то ресурсы для освоения посредством исследовательской базы. Может есть немного флоры или фауны. Может даже есть красивые виды, которые стоят туризма «на один раз». В худшем же— планеты являются просто шариком для добычи ресурсов.

И некоторое время я был этим сильно разочарован. Безусловно, я и не думал, что Bethesda с какого-то перепугу решит все эти сотни планет наполнять контентом с ног до головы — ручным ли или сгенерированным. И все же я не ожидал того, что большинство из них будут настолько пустыми.

Однако есть одно большое НО — если вы не будете мануально заглядывать на каждую планету в поисках хоть чего-нибудь, то вы не получите дикого разочарования. Потому что заглядывать в каждый угол, чтобы найти что-то интересное, не надо, так как интересное найдет вас само. Само собой, вам придется летать между планетам в ходе выполнения уже полученных в крупных городах квестов, а потому вы непременно встретите что-то интересное в космосе — то на застрявших в космосе школьников наткнетесь, то на «защитников добычи», то на корабль с неудачным экспериментом местной корпорации, то на опоздавший лет на 200 колонизационный корабль, то на какой-нибудь странный сигнал о помощи.

Лично мне это все напомнило по своей структуре, да простят меня Black Isle Studios и преданные фанаты, Fallout 1&2. Есть пустошь в виде космоса, есть «якорные» локации, между которыми вы перемещаетесь на своем корабле и есть случайно встречающиеся аналогичные случайным встречам «крючки», которые тянут вас в сторону от основных квестов и ведут к какому-нибудь интересным побочным. И осознение этого лично мне сильно помогло сориентировать в местном мире.

Но даже так, после TES и Fallout от все той же студии, от наполения мира хочется больше — и это факт.

Про ролевые механикии

Кстати, раз уж упомянули Fallout, то имеет место поговорить и про то, как поменялся местный ролевой геймплей.

В первую очередь надо отметить главное — Bethesda вернулась к классическому немому протагонисту и нормальной системе диалогов, позволяющих вести нормальный разговор с собеседниками. Да, больше никакого сарказма.

Не смог удержаться и не вставить этот шедевр сюда

При этом всем Bethesda даже кое-что переняла от коллег из Obsidian — теперь в диалогах можно использовать опции, зависящие от специфических скиллов и особенностей персонажа, а не абстрактного навыка «убеждение» или «красноречие».

Итак, я поиграл в Starfield

Вместо этого он теперь действительно отвечает за убеждение — причем даже тут есть варианты действий, ибо никто не мешает не только уговорить оппонента, но и подкупить или сманипулировать им. К сожалению, убеждение все еще привязано к шансам, а не фактическому уровню навыка, что все так же мотивирует к перезагрузкам в случае неудачи. Но даже факт существования опций, уменьшаюющих их количество, для меня уже выглядит как огромный прогресс.

Итак, я поиграл в Starfield

К слову о прокачке в целом — теперь это смесь TES и Fallout 4. От последней игре досталось примерно такое же древо умений, добавились разве что умениия, связанные с космическими кораблями и исследованием планет, а на доступность для прокачки скиллов влияет не соответствующая характеристики S.P.E.C.I.A.L, а суммарное количество очков прокачки уже влитых в ветку. От TES же сюда пришла система «что болит, то развивается» — теперь прокачка каждого отдельного уровня умения требует от игрока выполнения определенных действий (например, прокачав урон от баллистического оружия на 1 уровнень, вы не сможете прокачать его на 2, пока не настреляете 25 врагов из этого оружия). В целом, это ожидаемое положение дел, и прокачка действительно дает ощущение развития. Но при этом важно отметить, что это ощущение приходит не только из-за самого процесса прокачки, но и из-за того, что до нужного скила иной раз приходится буквально продираться сквозь неинтересные умениия и надоедливые задания.

Вместе с этим в игре существуют просто чудесные по своему исполнению напарники. Все они разнообразны, имеют интересные предыстории и мнение буквально обо всем что происходит вокруг. При этом всем они теперь еще и в дилоги могут влезть, что тоже дает интересные результаты или как минимум просто еще раз напоминает игроку, что в комнате теперь находится не только он и его собседеник, что работает на их восприятие. Черт, да они даже на «серьезный разговор» могут вызвать, если вы находитесь в браке и сделаете что-то, что им не по нраву.

По итогам, это ожидаемый уровень Bethesda — и они сделали вполне приятную (пусть и не без огрехов) основу для Action-RPG, которая работает. В дополение к этому была проделана вполне разумная работа над ошибками прошлой игры, что не может не радовать.

Про наземную боевку

Никаких новостей про стрельбу — она просто нормальная, примерно уровня все той же Fallout 4. Нежели говорить про разницу словами, считаю целесеобразным просто оставить пару роликов со всем оружием из Fallout 4 и самой Starfield, чтобы вы могли понять что она представляет из себя сами.

Вместе с тем, Bethesda наконец-то догадалась предоставить игроку хотя бы немного удобств в отношении мобильности - теперь можно пользоваться джетпаками, бегать при перевесе, а также залезать на различные уступы, что позволяет игроку достаточно агрессивно вести сражения с ИИ, который тут чудес пусть и не выдает, но активно огрызается как минимум словестно, создавая мясо под расстрел игрока.

По итогам получаем вполне приятные, ненапряжные бои, призваные давать игроку возможность самоутвердиться посредством насилия — и с этой задачей, на мой взгляд, они вполне справляются. Однако же, если вы ждете от игры стрельбы уровня последних Modern Warfare и на меньшее не согласны, то лучше пройти мимо.

Про космическую боевку

Она просто нормальная и сводится к циклу вида: навелся — расстрелял щиты — расстрелял посудину. Так как ни в какие космосимы я до этого не играл, то и сравнивать мне не с чем.

Про сюжет (без спойлеров)

И теперь, самое главное — местный сюжет. Он… интересный.

Итак, я поиграл в Starfield

Безусловно, тут есть основной сюжет. И это во многом все, что про него можно сказать, не углубляясь в детали. У него, конечно, есть развитие, пара неожиданных поворотов и интересная идея, но все это разбивается о его недолгую протяженность и однообразие ставящихся перед игроком задач в виде сбора артефактов, вперемешку с редкими постановочными моментами в особо важных местах истории.

И это было бы просто грустно, если бы не одно НО — в отличии от предыдущих игр, местная основная сюжетная линия вообще никак не торопит игрока собой заниматься. Никто не бегает за игроком и не напоминает ему о том, что ему надо бежать и спасать столичную пустошь/искать сына/бороться с демоническим вторжением/убивать Алдуина.

Местная организация искателей приключений — это сообщество людей из разных мест и разных родов занятий и далеко не все из них всю жизнь посвятили себя раскрытию тайн окружающего их космического пространства. И игрок — это просто еще один его член этого, который волен делать не только то, что организации нужно, но и то, что ему интересно. Таким образом основная сюжетная ветка не имеет присущего прошлым играм студии лудонарративного диссонанса, возникаюющего при отвлечении на вторичные задания.

А в местных вторичных заданиях есть что посмотреть. В игре присутствует 4 действительно больших цепочки заданий для крупных фракций:

  • Для United Colonies это работа на их подразделение быстрого реагирования
  • Для Freestar Collective это работа помошником рейнджера
  • Для корпорации Ryujin это работа офисным клерком с неожиданным повышениием до корпоративного оперативника
  • Для UC SysDef — это внедрение в Crimson Fleet или альтернативное присоедине к оным

И каждая эта ветка — по сути своя маленькая сюжетная игра в игре, требующая, по личным ощущениям, около 10 часов каждая для своего прохождения. При этом и по местам интересным можно полетать, и с персонажами интересными повзаимодействовать. Вариативность также имеется. И эпилог не забудет подчеркнуть ваше влияние на мир игры.

Про корабли

К моему даже мануал есть!
К моему даже мануал есть!

Отдельно хочется сказать пару слов про кастомизациюю космических кораблей — она выполнена очень удобно. Я не раз модифицировал свой корабль под свои нужды, и это вывзвало проблемы всего раз — когда я это делал впервые, без особого понимания того, что именно нужно делать.

Тем не менее, грустно признавать тот факт, что при всех тех опциях, которые дает редактор, модификация кораблей сводится либо к косметике, либо к навешивнию узлов получше, да контейнеров под грузы побольше, что вкупе с ограничениямии по размеру судна нивелирует возможности постройке своего «корабля мечты».

А что в итоге?

А в итоге получается вполне годная игра, которая подпорчена рядом технических проблем и недоработок. Местный мир действительно может затянуть на много часов, если прорваться к нему сквозь экраны загрузок и плохую производительность на ПК. Стоит ли оно того? На мой взгляд да. Bethesda одна из немногих студий, которая может сделать игру, в которой кем ты только не успеваешь побыть и что только ты не успеваешь сделать, проходя от начала игры и до конца огромное и разнообразное приключение. И Starfield в этом отношении — это такая игра, которую кроме Bethesda никто другой и не сделал бы.

157
98 комментариев