Я наконец прошёл Baldur's Gate 3

Не всё так однозначно. Объясняю со спойлерами почему.

Я наконец прошёл  Baldur's Gate 3

Своих скриншотов у меня оказалось немного, так как делал их не всегда и начиная со второго акта. Остальное для иллюстраций утащил отсюда, отсюда, отсюда и из Стима ещё взял.

Что мне понравилось

Сначала нужно похвалить, ведь не стал бы я тратить почти сотню часов на то, что мне не нравится. Я могу по пальцам пересчитать игры такого размера, которые прошёл до конца.

Многие восхищены многогранным и проработанным геймплеем, но тут мне сказать особо нечего. Я признаю, что в игре масса геймплейных возможностей, но так как это была моя первая пошаговая тактика и первая игра Larian, то я проходил на лёгком уровне сложности. Baldur’s Gate 3 для меня была прежде всего сюжетным приключением. Поэтому и речь пойдёт про сюжет, повествование и персонажей.

Лучшая часть игры для меня – это исследование. На крошечных локациях какое-то безумное количество уникального, вручную созданного контента. Когда ты видишь, что у большинства NPC есть уникальные имена и набор уникальных реплик, то ты можешь быть уверен, что куда бы ты не пошёл, игра тебя обязательно вознаградит. Уверенность, что не будет никакой копипасты и случайно сгенерированного контента и вела меня вперёд.

Всё таки игра может делать красиво
Всё таки игра может делать красиво

Есть ряд отличных сайдквестов, которые развиваются на протяжении всей игры. Квест с Каргой вообще образцовый и побольше бы их было таких, но это всё же скорее исключение чем правило. Квесты напарников, тоже вполне себе увлекательные вышли не только в сюжетном, но и геймплейном плане. Хотя есть и тут свои важные нюансы.

Защищаю третий акт и ругаю второй

Многие ругают третий акт и часть претензий я разделяю, но я задушился именно на втором акте. Именно со второго акта я и начал копить претензии к игре. После невероятно разнообразного и проработанного первого акта я попал на какие-то унылые пустоши из Diablo 4, где квесты – это походы в данжи. Вероятно, во втором акте очень крутые сражения, но это прошло мимо меня – обычно мне хватало базовых приёмов и заклинаний, чтобы разобраться со всеми.

Одно из нескольких светлых пятен второго акта в плане сюжета. Словил вайбы Silent Hill от этих медсестёр
Одно из нескольких светлых пятен второго акта в плане сюжета. Словил вайбы Silent Hill от этих медсестёр

Локации в игре – это почти что театральная условность, где каждый метр пустого пространства символизирует пару километров. И если город во втором акте очень живописный и такой брутально мрачный, то вот такие же условные пустоши выглядят довольно уныло, хотя занимают половину карты и символизируют целый регион.

Основной сюжетный квест второго акта – это тоже просто смех. Есть два лагеря и всё что тебе нужно – это прийти во вражеский и завалить босса. Есть ровно одно, вроде бы, обязательное ответвление в данж, но и оно просто дублирует личный квест Шэдоухарт с поиском Песни ночи. И никакого развития основного сюжета не происходит до пары финальных катсцен. Всё остальное – это исследование данжей и зачистка точек интереса.

Я наконец прошёл  Baldur's Gate 3

Только добравшись до третьего акта я вновь начал получать такое же удовольствие, как и во время прохождения первого акта. Наконец-то начали появляться ключевые сюжетные персонажи и взаимодействовать с главным героем. Начали происходить какие-то события. Правда и здесь сюжетный квест сводится к тому, что нужно убить двух боссов и идти к финальному.

Основной сюжет слишком прямолинеен и даже примитивен. Но вот с Орин и Горташем хотя бы связаны какие-то интересные события по пути к ним. И вот тут как раз чувствуется та самая «сюжетная паутина», которую обещал Винке. Вроде всё и линейно, но разные обстоятельства постоянно уводят тебя в сторону. Побочные квесты очень круто привязаны к задачам основного и отдельный лайк за продолжение квестов из предыдущих актов. Есть ощущение, что герои вокруг путешествуют так же, как и ты.

Это не говоря о плотности совсем уже побочного контента. Если во втором акте он был размазан по унылым пустошам, то в третьем в каждом доме и каждом подвале есть уникальный сюжетный контент. В одном только цирке концентрация контента больше, чем в таверне из второго акта. Во Вратах Балдура даже простые коты и голуби квесты выдают. Такого я не ожидал. Выполнять квесты почтового голубя в звании "лейтенанта Карлах" – это забавно.

Ну а теперь переходим к недостаткам или неоднозначным аспектам

Сами концовки и их выбор меня вполне устроили. Это не банальный светофор, где все выполненные побочные квесты не имеют значения. В финале, конечно, хотелось бы больше погулять по уничтожаемому городу. Но телепортация к финальному замку, принимается как сюжетный ход. Это тот случай, когда орлы всё же высадили Фродо прямо у Роковой горы.

Но вот эпилог – это полнейший слив. Я не видел ни одного человека, который бы сказал, что всё норм и так и должно быть. Не вижу смысла долго рассказывать про то, чего в игре нет. Финальная катсцена выглядит так, словно в студию записи движений пришёл сторож и сказал, что свет выключается через 15 минут. Актёр, игравший Астариона вспомнил, что у него последняя электричка отходит и убежал первым.

Разработчики God of War: Ragnarök могли так не заморачиваться с контентом после финала, но заморочились 
Разработчики God of War: Ragnarök могли так не заморачиваться с контентом после финала, но заморочились 

Тот случай, когда можно привести в пример God of War: Ragnarök с его шикарнейшим эпилогом, в котором можно поговорить вообще со всеми персонажами, а для некоторых даже новые локации и целые квесты сделали. Можно пройтись по всем локациям, послушать новые диалоги, увидеть новые сцены и выполнить старые квесты. Ну а в Baldur’s Gate 3 происходит какой-то позор, на фоне которого даже финал Mass Effect 3 не так уж плох.

Скучный мир

Я наконец прошёл  Baldur's Gate 3

Я не фанат вселенной, но кто-то может мне объяснить зачем здесь какие-то расы кроме людей? Вот Шэдоухарт полуэльф и что из этого? Чем она отличается от людей? Во «Властелине колец» эльфы значительно отличались от людей даже внешне. В «Ведьмаке» эльфы занимали особое социальное положение угнетённого меньшинства. Тоже самое с Астарионом. Будь он человеком, то что-нибудь изменилось бы?

Тифлингов тоже можно заменить на людей и ничего не поменяется. Например, в фильме 2023 года девочка тифлинг хвостом хваталась за какую-то перекладину, как обезьяна. Здесь это вообще никак не отражено даже на уровне сценария, не говоря уже про геймплей. Вообще всех можно заменить на людей и разницы не будет никакой вообще.

Вот есть Лаэзель, которая вообще вроде как земноводной должна быть и внешне она как жаба антропоморфная выглядит. Ну и что дальше из этого следует? Ну они откладывают яйца? Опять же, и что из этого? Ясли из игры можно было заменить на обычные человеческие и вообще ничего бы не изменилось. Наверное, у существ с настолько отличающейся биологией должны выработаться особые, ни на что другое не похожие, традиции и взгляды на семью, не говоря уже про такие мелочи как быт.

Вот что закрывает этот бронелифчик у ящерицы? Молочные железы?
Вот что закрывает этот бронелифчик у ящерицы? Молочные железы?

Даже внутри современной России (не говоря уже про планету в целом) между народами больше отличий, чем в BG3 между разными биологическими видами. Дикие племена в Африке живут совсем не так как Европа. А они к нам гораздо ближе в культурном плане. Тут же она вообще ничем не отличается от людей.

Если всех переодеть в камуфляж и выдать автоматы, то тоже ничего не измениться. У меня было и остаётся полное впечатление, что я не в совершенно другую относительно средневековую вселенную попал, а заглянул на сходку косплееров. Вроде тут во всю сословное общество с королями, герцогами и рыцарями, но наличие сословий вообще никак не отражено и в диалогах царит панибратские отношения.

100% персонажей в игре – это обычные современные люди, просто нацепившие пластиковые острые уши и такие же доспехи. А от фэнтези всё таки хочется видеть не только мир, не похожий на наш, но и чтобы герои ощущались его органичной частью.

Общие претензии к сюжету

Уж не знаю зачем Larian сравнивали BG3 c «Игрой престолов», но это самое неудачное сравнение из возможных (или может там только последний сезон смотрели). С произведением Джорджа Мартина игру роднит количество сюжетного контента, но точно не качество. Ожидающим от BG3 серьёзного драматического произведения в сеттинге мрачного фэнтези и той самой игры престолов лучше сразу сбавить ожидания до минимума.

Каких-то политических интриг и интриг вообще здесь нет. Есть чувство неизвестности и непонятности происходящего. Если вы не знаток вселенной, то долгое время будет не ясно, что происходит. Сначала история будет казаться совсем простой и даже подозрительно чёрно-белой. Но она такой и является от вступления до финальных титров. Не стоит ждать какой-то остросюжетности за парой редких исключений. Ни по содержанию, ни даже по амбициям – это совсем не «Игра престолов».

Я наконец прошёл  Baldur's Gate 3

Серьёзная проблема квестов – это почти всегда наличие возможности всем сделать хорошо; всегда можно всех спасти, всех примирить. Нет никаких серьёзных ставок и реально сложных выборов. А даже у важных выборов нет ощутимых последствий. В квесте Астариона можно выпустить тысячи вампиров и всем будет норм. Можно отречься и предать богиню Шар, но не смотря на угрозы страшно покарать ничего так и не произойдёт. Игра словно боится сделать игроку некомфортно, заставлить его принимать сложные решения. По крайней мере если уж и придётся выбирать из двух зол, то буквально в шаге будет третье решение, которое чудесным образом устроит всех.

Персонажей уровня Кровавого барона или Ольгерда фон Эверека здесь нет. Героям BG3 вообще не хватает именно взрослой харизмы. Кроме Карлах, которая ведёт себя как современная школьница или стримерша в момент получения доната, все они какие-то душно-занудно-претенциозные. Среди напарников очень сильно не хватало персонажа типа того-же Ольгерда, Гарруса или Джонни из Киберпанка. И я даже знаю почему их там нет, но об этом в конце.

Большинство диалогов как художественная единица не представляют особой ценности. Почти всегда – это просто экспозиция. Даже ключевые сюжетные сцены состоят из экспозиции. Если неподготовленному человеку начать показывать стандартные диалоги, то эта тягомотина может усыпить. Я сам был очень скептичен относительно местных разговоров после просмотра прохождения пары квестов. Но когда играешь сам всё ощущается немного бодрее.

Сценарий и подход к написанию диалогов мне напомнил «Дом Дракона», который сам по себе уже является «Игрой престолов» курильщика. Нет в игре и остроумия Сапковского, которое смогли перенести в игру поляки. На фоне крайне пресного сценария, лишённого остроумных словесных дуэлей, не удивительно, что самыми известными стали сценки с медведем и белкой.

Сильно бросается в глаза, что сценаристы очень сильно ограничены в темах для шуток. Может какие-то звучали на фоне во время исследования мира, но из-за убогого расположения субтитров над головами сопартийцев (которые зачастую находятся вне поля зрения), а не вверху экрана я их возможно пропускал. Из диалогов я запомнил, когда Шэдоухарт после первой ночи в лагере предложила повесить Астариону колокольчик на шею и ещё несколько диалогов.

Над игрой работало много сценаристов и тут, конечно, есть вкрапления смешных и забавных ситуаций, но это скорее аномалия в масштабах игры на более чем сотню часов. Сам подход был ровно противоположным – побольше витиеватых литературных фраз в диалогах и максимум серьёзности.

Ещё мне вспомнились смешные сцены с пикси в фонаре, если её не выпустить. Да и если выпустить тоже забавные моменты будут.
Ещё мне вспомнились смешные сцены с пикси в фонаре, если её не выпустить. Да и если выпустить тоже забавные моменты будут.

Краткость — сестра таланта и авторы большую часть времени это понимают, умещая экспозицию (а это большая часть реплик) в несколько строк. Но как только персонажи начинают растекаться мыслью на пару абзацев, то тут и вылезают явные слабости сценария. Персонажи здесь не живые люди, а информационные терминалы. После общения с некоторыми сопартийцами об их сложном прошлом остаётся впечатления, что лучше бы они просто отчёты сдавали в письменном виде каждую пятницу. Отсюда очень большие проблемы с эмоциональным вовлечением в историю.

Но зато подбор голосов просто отличный и добавить нечего. Мне понравились все, кроме Джахейры – вот тут полнейший мискаст. Она мне напомнила Романа из GTA 4. Каждый раз, когда она открывала рот я ждал, что она добавит в конце «Летс гоу боулинг». У неё ещё и жестикуляция совершенно рандомная и руками машет так, словно у неё приступ эпилепсии. Дизлайк за Джахейру. И ещё небольшой дизлайк за Минска – его хоть и мало, но он производит впечатление какого-то дебила на уровне Макса Хааса из последних Wolfenstein. Может и ему тоже половину мозга где-то спилили.

Самое отстойное использование таланта отличного актёра
Самое отстойное использование таланта отличного актёра

Актёрская игра тоже иногда подводит. Когда нужно дать эмоцию сильнее среднего, то сцена скатывается до уровня FinalFantasyXVI с этими нелепыми криками в небеса: «Неееет!». Там буквально есть такая сцена почти в самом начале. И несколько таких же по качеству сцен было дальше. На мой вкус Кэтерик Торм отыгран невероятно плохо и не ясно зачем для этой роли было звать аж самого Дж. Дж. Джеймсона.

Игра недостаточно продумана

Продуманность и иммерсивность Baldur’s Gate 3 продвигаются как одни из главных достоинств игры. Как бы ты не поступил игра подстроится и отреагирует. Главное выполнить задачу, а способ сгодится любой. Ну, думаю, круто, давненько я такого не видел. А я не из тех, кто пытается игры как-то сломать или перехитрить. Я всегда иду по пути наименьшего сопротивления и выполняю всё в том порядке в каком игра от меня хочет. Но даже я столкнулся со множеством непродуманных ситуаций, которые вообще-то должны быть продуманы.

Красотка Альфира отдыхает, но всем норм и игра это даже не учитывает
Красотка Альфира отдыхает, но всем норм и игра это даже не учитывает

Именно в злосчастном втором акте мне многое стало ясно. У меня во время сюжетного (!) налёта на таверну в начале второго акте убили барда из первого акта, которая перед смертью дала мне квест на спасение тифлингов из казематов сил зла. Я этот бой переигрывать не стал, потому что очень драматическая ситуация в моём воображении получилась и я хотел посмотреть, как дела будут развиваться. А никак не будут они развиваться. Я думал, что подруга будет её оплакивать, но спасённым тифлингам вообще пофиг, что труп их подруги за барной стойкой лежит. Зато мне некому квест сдать. Очень «продуманная» игра. Отлично сделали. Молодцы.

В Подземье ещё в первом акте я наткнулся на разумные грибы и первую партию из них вырезал на месте просто потому, что привык к агрессивной фауне и флоре в этой локации. К счастью, их сородичи, которые стояли буквально в метре и ходили по их трупам, этого не заметили и обиды на меня не затаили. Все, кто там был, общались со мной словно я пришёл с миром и выдавали мне квесты. И вот это скорее правило для BG3, чем исключение.

На геймплейном уровне вариантов прохождения великое множество, но вот на уровне сюжета это почти никак не учитывается. Я в первом акте полностью вырезал лагерь гоблинов, но уже следующий их аванпост в деревне ничего такого не заметил ни сразу после, ни через день. Когда я пришёл во второй акт и мне повстречался гоблин, то он был возмущён спасением тифлингов и рощи, но знать не знал про резню в лагере. Понятное дело, что нельзя предусмотреть все варианты прохождения и прописать реакции на них. Но уж учесть прохождение ОСНОВНОГО квеста скрытно и агрессивно можно было, как и обозначать это хотя бы парой реплик в диалогах.

Больше про Минтару в этой саге сказано не будет
Больше про Минтару в этой саге сказано не будет

В третьем акте есть квест на убийство гнома Красного молота. Так вот в одном из прохождений я сначала убил, а потом первый раз пошёл в Дом Владычицы вод, где его и выдают. И чтобы вы думали, диалог с квестодателем не отличается ни на запятую как бы вы не поступили. Я могу впервые видеть этого NPC, но он будет всё равно вести себя так, словно мы обо всём договорились заранее и сходу спросит, как там выполнение квеста. Казалось бы, ничего не стоит всё равно получить квест, расспросить её обо всех деталях, а потом просто добавить одну реплику "я понял о ком ты говоришь, я уже убил его". Но этого сделано не было.

На большинство поступков вне диалогов напарники никак не реагируют. В третьем акте можно перерезать всю знать в тронном зале и никакой реакции не будет. В том же третьем акте я зарезал одного немого торговца, потому что тот слишком подозрительно стоял у тайного прохода в логово колдуна – вообще никакой реакции на это. Я случайно поджарил какого-то рыбака, спасая его и других местных жителей от каких-то боевых жаб и никакой реакции не было.

В первом акте в роще меня обокрал какой-то пацан. Я тут же от избытка чувств схватил его и бросил с обрыва в реку. Нулевая реакция окружающих на случившееся. В третьем акте к лагерю прибивается девочка с рыжим котом, а потом пропадает. И как вы думаете хоть кто-то про неё вспомнил? Конечно нет, хотя Карлах или Шэдоухарт сами настаивали, чтобы она осталась. Даже её рыжему коту пофиг было. А эта девочка, между прочим, относится к основному сюжету.

Вот ещё забавный момент. Я облачком залетел в камеру к Флоррик, но диалог запустился как на первом скрине (там ещё охранник за спиной всё время ходил). Кстати, насчёт этой ситуации. На Флоррик нельзя наложить невидимость (она автоматически спадает), чтобы тайно вывести из подземелья. Зато можно просто перебить всю охрану, и она сама выбежит через парадную дверь, как ни в чём не бывало и всем будет всё равно. При этом Хальсина в первом акте в точно таких же обстоятельствах нельзя было взять и вывести из темницы гоблинов, а вот Флоррик из замка Горташа – запросто. И таких моментов, я уверен, ещё много.

Лагерь и сопартийцы

Но больше всего из базовых вещей меня разочаровал лагерь – он банально не сделан. В лагере вообще нет жизни. Все герои намертво привязаны к своим палаткам и разве что в T-позах не стоят. Даже когда после спасения рощи в лагере все кутили, мои сопартийцы продолжали отыгрывать хикканов. Хорошо хоть в Дотку не пошли играть. Это не то, что не уровень лагеря из RDR2, но даже не "Нормандия" из Mass Effect.

Я наконец прошёл  Baldur's Gate 3

Никто ведь не требует таких же детальных анимаций, как у Rockstar. Можно просто поставить две модельки напротив друг друга и проигрывать реплики, которыми они обмениваются по ходу игры вне лагеря. Ближе к концу Уилл предложит отметить спасения своего отца, вы можете согласится, но это не значит, что авторы реально сделали какую-то уникальную сцену празднования. Ничего не будет.

Очень забавно выглядит, когда ГГ и Уилл сговариваются против Мизоры, стоящей буквально в шаге от них. Хотя, судя по тому, как «замечательно» продумана смена сопартийцев и настройка снаряжения и инвентарь в целом, такие мелочи уже не удивляют. Единственная механика с героями, доступная в лагере – это бросить мяч Шкрябу, который там самый активный из героев. Когда у тебя все герои в лагере отыгрывают мебель, то у тебя не возникает дополнительных стимулов менять напарников.

Хальсин при первом общении в лагере говорит, что ему нравится читать книги и он рад, что их полно в лагере. Но это просто фраза в никуда. Ничего он не читает и нет никакого смысла книги в лагерь носить. И это в условиях, когда ты собираешь кубометры самых разных книг, но они даже не отличаются по ценности и ничего кроме как прочить с ними сделать нельзя.

Я наконец прошёл  Baldur's Gate 3

Есть ещё бесполезный Воло, у которого всего пара реплик в начале и пара реплик в третьем акте. Всю игру он стоял в углу совершенно бесполезный и существовал исключительно для гэга со стеклянным глазом. А в конце внезапно выяснилось, что он оказывается ценный союзник.

Я готов поверить, что Астариону написали массу остроумных реплик (а не душно-претенциозных), но однажды оставив его в лагере я об этом едва ли узнаю, потому что он будет навечно прикован к своей палатке и будет втыкать в какую-то книгу. Вопросительные знаки над головами, как повод поговорить, выглядят очень уж искусственно и лениво для 2023 года.

Я наконец прошёл  Baldur's Gate 3

У меня в третьем акте похитили Лазаэль, так если бы я специально не обошёл героев и не спросил их, то они бы вообще никак не отреагировали. У вас из лагеря одного из компаньонов похитили (кстати каким образом, если они с места не сходят?), а они продолжают чилить у себя в палатках в паре метров друг от друга.

В итоге даже потеря одного из главных сопартийцев воспринималась просто, как потеря ценного лута. Знаете так бывает, когда дал кому-то из напарников меч или доспех, но уже забыл кому или может вообще где-то выкинул. И ты даже не пытаешься искать, а идёшь дальше. Весь лагерь у меня превратился в такой вот сундук с лутом, часть которого, конечно, жаль потерять, но не более того.

Продолжая тему с сопартийцами, нельзя не отметить странный подход к романтическим отношениям. Я романсил Шэдоухарт. Думаю, все согласятся, что реальные отношения никогда не идут строго по восходящей. Всегда есть моменты недопонимания, свои взлёты и падения. И нужно уметь из этого выбираться. И это могло бы так и быть, если бы авторы ставили перед героями в квестах сложные дилеммы, а не бинарный выбор между злом и добром.

И вот эту реплику вы будете слышать весь второй акт без всяких изменений
И вот эту реплику вы будете слышать весь второй акт без всяких изменений

Есть, конечно, оттенки серого в решениях, но они мало на что влияют и уж точно серьёзно не влияют на твой рейтинг у сопартийцев. Испортить отношения можно только специально. По сути тебе нужно просто пару раз выбрать нужную строчку в диалогах и всё – жди третьего акта, когда она запрыгнет на тебя.

Всё остальное время отношения с ней не сложнее, чем с послушным домашним котом, которого нужно просто иногда гладить и кормить. А во втором акте ей вообще до самого конца почти не давали новых реплик, очень лениво это оправдав под самый финал акта/ её квеста. Всё это выглядит, как какой-то слащавый фанфикшн, где Гарри и Гермиона наконец вместе.

Вся эта идея с потерей памяти Шэдоухарт вообще не выстреливает. Всю игру я думал, что в конце нужно сделать какой-то важный выбор. Например, вернуть ей её личность и потерять партнёра, так как она станет другим человеком, ну или поступить ровно наоборот. И чем ближе к финалу, тем острее должен был бы быть этот конфликт для игрока. Но нет, как и с большинством квестом, тут тоже припасён максимально комфортный для всех хэппи-энд. Это при том, что она кажется единственная, кто не лезет к тебе в штаны после первой же ночи.

Вы тоже обратили внимание, что нет даже реплики, позволяющей вежливо отказаться от такого предложения?
Вы тоже обратили внимание, что нет даже реплики, позволяющей вежливо отказаться от такого предложения?

С остальными отношения строятся по принципу:

- Пойдёшь трахаться?

- Пойду.

После спасения Рощи мне сразу Гейл, Астарион, и жаба предложили перепихнуться, хотя я вообще никаких подобных диалогов не вёл. Я в эту ночь в очередной раз дружелюбно поговорил с Гейлом без всяких намёков и тут же мне жаба сообщает, что она бы мне отдалась прямо здесь, но я уже выбрал Гейла. Оказывается, он завуалировано сообщил: «Иди мой жопу, дорогой. Сейчас будем из моего посоха искры высекать». В этот момент я вспомнил Dragon Age 2 и его легендарные диалоги с эльфом-проституткой. Накал там не меньший, чем у Винке.

В итоге шкала одобрения напарников превращается в едва заметный элемент интерфейса, а не полноценную механику, где нужно балансировать между разными персонажами. Это отчасти объясняет недовольство игроков линией Карлах и подозрением, что квест не доделали. Может быть его и вправду не доделали, но его не сахарный финал сильно контрастирует со всей остальной игрой и другими квестами спутников.

Молчать нельзя озвучить

Это самая спорная моя претензия к игре. Насколько я понял, защита концепции не озвученного героя строится вокруг идеи о невозможности воплотить весь спектр принимаемых решений героем с уже сформированной личностью. Тогда как немой герой – это альтер-эго самого игрока, который и принимает любые решения. Ещё есть чисто техническая или финансовая причина невозможности озвучить вообще всё. С последним я спорить не буду.

Но в контексте BG3 всё остальное вызывает сомнение. Нельзя сказать, что диапазон моральных выборов в BG3 больше, чем, например, в Deus Ex: HR или MD и с которым не справился бы Адам Дженсен. Плохие поступки по меркам BG3 доступны и многим другим персонажам типа протагониста Alpha Protocol. Если все доступные решения будет принимать более прописанный герой типа Артура Моргана, то игра вообще не потеряет в вариативности.

Я наконец прошёл  Baldur's Gate 3

Вы скажете, что у Адама Дженсена или Артура Моргана не было бы никаких разумных причин присягать силам зла и в частности культу Баала, а в BG3 можно и такое провернуть. На что я отвечу, что это вовсе не проблема прописанного героя, а вина плохо продуманного и карикатурного зла (об этом ещё будет сказано). Не говоря уже о том, что вне диалогов можно творить всякую дичь, как и во многих играх с открытым миром, на которую герои BG3 никак не реагируют.

Зато издержки от такой системы диалогов мне видятся очень даже значительными. Когда мне предложили сказать ободряющую речь, но вместо пафосного монолога Шепарда перед финалом Mass Effect 3 или вступительной речи из Gears of War 2, мой немой герой отыграл максимум анимацию из Sims 3 и почему-то «все на драккаре согласились, что это было хорошо сказано». Это выглядело настолько нелепо и смешно, что уничтожило всю сцену и весь проклюнувшийся драматизм.

Но это ещё частность. Важнее то, что такая система диалогов принципиально не способна имитировать человеческое общение. На каждый абзац или несколько абзацев текста герой может отреагировать максимум одной репликой. Не будет такой ситуации, когда герой скажет. "Нет, теперь ты меня слушай" и начнёт что-то доказывать также красноречиво и детально. Поэтому и персонажи здесь не общаются как люди, а передают сюжетно важную или не очень важную информацию.

Ты всегда находишься в роли задающего вопросы и почти никогда нет опции что-то рассказать от себя. Ведь любая твоя реплика должна укладываться в одну строчку и их не должно быть не больше нескольких штук за диалог. Реальные люди не разговаривают так, как в BG3. Хотя… Это напоминает реальные диалоги в условном Вк, когда ты что-то увлечённо рассказываешь, а твой собеседник отвечает односложными репликами: "да", "ага", "понятно". Вот в BG3 я слишком часто себя ощущал себя именно таким вот собеседником.

К сожалению в этом больше правды, чем шутки

На мой вкус пусть реплик будет чуть меньше, но это будет реальным человеческим общением, а не информацией, которую можно прочесть потом в журнале и ничего не потерять. И вот в этом CDPR достигла огромного успеха. Даже в Ведьмаке 3 диалоги ощущались очень живо по сравнению с BG3. А уж Cyberpunk 2077 обеспечивает совершенно другой уровень погружения и вовлечения в сцену. Да, вариантов реплик там значительно меньше, а постановка в разы дороже, но дело как раз не в ней.

Каждая реплика активирует полноценный живой диалог, а не запрашивает у собеседника очередную порцию сюжетной информации. Качество одного только голого сценария общения Ви и Джонни находится для сценаристов BG3 на недостижимом уровне. С этим не может сравниться ни одна болтовня с сопартийцами. В конце концов, диалоги в CP2077 интересно слушать как произведение сценарного искусства, а диалоги BG3 ты вынужден слушать просто, чтобы не потерять нужную информацию и случайно не заруинить квест.

Некоторые реплики или какие-то глупые (как эта) или совершенно рандомные вне всякого контекста.
Некоторые реплики или какие-то глупые (как эта) или совершенно рандомные вне всякого контекста.

Хотя даже тут всё не совсем так. Ведь успех абсолютного большинства диалогов зависит не от понимания характера собеседника или предварительного сбора информации, а от рандома. Фундаментальная проблема таких диалогов в том, что ты можешь выбирать вообще любую реплику со скиллчеком и она сработает.

В BG3 не важно кто перед тобой стоит, насколько ты продуманно ведёшь диалог и подбираешь реплики, ведь всё в итоге решает его величество, рандом. Не нужно думать о том, стоит ли запугивать или уговаривать этого персонажа. Можно даже реплики не читать, а просто смотреть на наличие скиллчека. Не важно насколько логично и продуманно ты ведёшь диалог. Всё всегда сводится к броску кубика.

Вот она система убеждения курильщика - просто три скиллчека подряд, которые завязаны на рандом. 
Вот она система убеждения курильщика - просто три скиллчека подряд, которые завязаны на рандом. 
Вот как выглядит нормальный диалог и система убеждения в игре, которой уже больше 10 лет. А во второй части её ещё улучшили и сделали образцовой.

Если не повезло, то игра мне просто сообщает, что по воле рандома я только что потерял часть контента. В этом плане мне больше нравится система в Fallout 3 или Cyberpunk 2077, где никакого рандома нет, а есть чёткие требования к уровню навыка. Не соответствуешь? Значит выбирай из того, что есть.

Такая система не провоцирует тебя сейвскамить, ведь если у тебя нет недавнего сохранения с несколькими не распределёнными очками умений, то это просто не поможет. В BG3 у меня может быть прокачано внимание на 5, а может быть на 15 и всё равно я могу потерять важный контент на ровном месте.

Тёмная сторона игры

Троица злодеев + Бальтазар звучат, выглядит и ведут себя так, словно в свободное время исключительно душат котят и поджигают приюты. Получается такой повзрослевший коллективный Джоффри из «Игры престолов», только без его харизмы. Много вы знаете людей, которые неиронично хотели быть на стороне Джоффри?

Я наконец прошёл  Baldur's Gate 3

В случае Кетерика Торма недостаточно иметь за спиной слезливую историю. Прежде всего нужно интересно поступать в рамках основной истории, но Торм, получает только пиздюлей, пока они для него в итоге не станут фатальными. Вот и вся его печальная история вне записок. Даже в «Ведьмаке 3» ушибленный на голову Родовид выглядел хоть какой-то разумной альтернативой. Вообще вся политическая интрига в Ведьмаке вызывала гораздо больше доверия и сопереживания. Так что нет ничего удивительного в том, что большинство отыгрывает стандартного добряка.

Но если всё таки встать на тёмную сторону? Это конечно можно сделать, но и тут всё выглядит довольно печально. Я даже не буде говорить о том, что контента за силы зла значительно меньше. Поговорим о том, что есть и из чего предлагается выбирать и о причинах это делать.

Настоящий злодей хитер, решителен, неумолим. Настоящий крупный негодяй — крупный, сознательный человек, борец и стратег. Когда речь заходит об отыгрыше, ничего из этого игра предложить не может. Для истории о порабощении целого мира в действиях главного героя на удивление нет никакого размаха и внятной мотивации кроме избавления от червя в глазу.

Я наконец прошёл  Baldur's Gate 3

Игроку доступен ещё путь психопата, у которого «мистер Хайд» время от времени перехватывает управление. Но, во-первых, игра за Тёмный соблазн - этот путь частичного лишения прежде всего самого героя свободы выбора. Ну и в меньшей степени игрок тоже её лишается. А это как мне кажется не совсем честно. Можно, например, во сне свернуть шею Минатаре, но и что из этого следует? Да ничего важного.

Встав на путь злодейства ощущаешь себя просто преступником-пакостником, готовым на всякую подлость ради копеечной выгоды без внятной стратегической цели. В лучшем случае ты будешь обычной услужливой торпедой. Невольно становится просто стыдно за мелочность своих амбиций (по ходу сюжета вообще не поднимется вопрос внятных целей героя). Кстати, а какие стратегические цели нам предлагает игра? Ведь в её мотивах и лежит главная слабость тёмной стороны.

Культ Баала, к которому и привязан путь Тёмного соблазна, - это одна из ключевых сторон конфликта. Но ни у одного здравомыслящего человека во вселенной (я про игровую вселенную) нет причин выбирать сторону Баала. Достаточно просто посмотреть на то, как он выглядит.

Возникают вопросы откуда всё это и зачем всё это?
Возникают вопросы откуда всё это и зачем всё это?

Этот Баал сам скучный бог смерти. Предлагается расчленять и расчленять, а отдыхать когда и как? Ударно поработал - культурно отдохни. А мне в награду за смену тяжёлого труда предлагается отработать вторую смену. Баал это никакой не бог смерти, а бог неоплачиваемого и ненормированного труда. Как бы викинги отнесли к Вальгалле если бы узнали, что они там будут вечно рубиться насмерть без богатого застолья до и после? Даже в гуро-хоррорах серии «Хостел», будь там религиозный компонент, было бы понятно для кого и почему это нужно.

Я долго думал, что мне напоминает культ Баала и Тёмный соблазн с его страстью к расчленёнке, а потом понял – «Южный парк». Точно также себя вели рождественские зверята из фантазий Картмана. Это они мечтали устроить кровавую оргию во славу Сатаны, а в другой серии хотели пописать кому-то в пустую глазницу и заразить СПИДом. Когда главные злодеи BG3 на полном серьёзе себя ведут также, как персонажи сатирического мультика, то они и воспринимаются как карикатура.

Очень быстро вся эта демонстративная и иррациональная жестокость превращается просто в элемент интерьера без всякой драматической нагрузки. Злодейства настолько грандиозны и настолько абстрактны, что нет никакого смысла над ними задумываться. Вот откуда в храме Баала взялись все эти сотни трупов для различных инсталляций из частей их тел? В случае с обрядом Казадора всё понятно, а тут что происходит? Как вызвать полицию хорошего вкуса. В Храме Баала для неё есть работа.

Вот что любопытно, расчленённые трупы и кишки наружу – это всегда пожалуйста, а вот сексуальный контент за рамками романтических линий – это уже слишком. Нет даже никаких шуток и диалогов на эту тему, кроме самых невинных реплик со своей избранницей. Только Орин иногда себя как-то интересно ведёт, но она всегда в каком-то подобие одежды-скорлупы, так что только 7 из 10.

Я наконец прошёл  Baldur's Gate 3
Ставь лайк, если считаешь, что Орин должна ходить без одежды и выглядеть как Мистик из Людей-X, и нужен такой мод.
Ставь лайк, если считаешь, что Орин должна ходить без одежды и выглядеть как Мистик из Людей-X, и нужен такой мод.

Предполагаю, что подобный контент мог допустить непозволительное даже вербальное потребительское отношение к женщинам со стороны героев и вообще демонстрировал бы некоторый харрасмент и даже абьюзинг. И как тогда дать игроку возможность перейти на сторону таких персонажей? Абсолютно недопустимо, чтобы в современной игре к женщине обращались «Эй, шлюха», или приветствовали в стиле Ральфа Сифаретто из «Сопрано».

В BG3 всё очень скромно и даже по-пуритански. Вот здесь у нас отрубленные головы рядами стоят (типа игра взрослая), а в остальном полнейшее взаимопонимание, толерантность и терпимость, какую свет не видывал. Авторы уделяют огромное внимание всем этим романсам (кстати, в ущерб многому другому), но не допускают хоть сколько-нибудь ироничного отношения к этому. Похоже шутки и грубости на тему секса, или, не дай бог, сексуальной ориентации – это такое же святотатство, как для некоторых сценаристов выстрел в виртуальную Тору.

Раз уже вспомнился «Сопрано». То таких сцен или чего похожего по содержанию допустить просто невозможно.

И вот у авторов опять дилемма. Добавить такое вроде бы можно, но вдруг игрок посчитает какие-то шутки как минимум остроумными и захочет встать на их сторону. Вот что тогда делать? Можно ли тогда позволить ему подобные мысли высказывать в адрес Гейла? Или хотя бы разыгрывать невинные сценки в духе «Святых из трущоб»?

Будь это линейное приключение их можно было бы заклеймить со всей «прогрессивной» мощью и добавить пару аллюзий на Трампа. Но вдруг игрок захочет выбрать не те реплики, а их нужно будет прописывать на равных со всеми? Не допустимо. По этой же причине ни одной из героинь не угрожают сексуальным насилием. Опять же, вдруг игрок такое одобрит и встанет на сторону этого поганого абьюзера и супремасиста.

Женщинам здесь полагается быть сильными и независимыми, ведь даже в преступные группировки, рыцарские ордена и городскую стражу их набирают по 50% квоте. Это ли не идиотизм? Как вы думаете почему есть отдельно женское и мужское фехтование, женский и мужской бокс? Даже шахматы до сих пор делятся на мужские и женские.

В какой-то момент это становится уже просто смешно и всерьёз этот мир воспринимать не получается
В какой-то момент это становится уже просто смешно и всерьёз этот мир воспринимать не получается

Наверное, есть какие-то объективные причины не выпускать на один ринг Майка Тайсона и Кэти Тейлор. До возникновения современных армий второй половины XX века ни о каком равенстве речи вообще идти не могло. А в игре показано средневековое общество, где лозунг «Кухня, дети, церковь» должен быть ведущим.

Baldur’s Gate 3 в этом аспекте – это настолько абсурдная крайность, что даже сценаристы EA и Ubisoft при виде всего этого скажут: «Свен, уймись, Анита Саркисян награды уже не выдаёт. Это даже для нас перебор». 90% руководителей и командиров стражников – это женщины. Если вы считали, что у Нила Дракманна сценарии повесточные, то по сравнению с этим TLoU2 – это апофеоз реализма.

Как говорится, мои ожидания - это мои проблемы, но если ещё не играли, то учитывайте, что Baldur’s Gate 3 – это не серьёзное драматическое произведение не то что уровня «Игры престолов», а значительно проще Cyberpunk 2077 и Dragon Age. Это скорее пауэр-фэнтези в духе сериалов «Переключения Геракла» или его не менее известного спин-оффа «Зена – королева воинов».

Да, конечно, крови и кишок навалили от души, но это ничего не меняет. Ведь действуют посреди всего этого не люди, созданные показанными условиями, приближенные к средневековым, а косплееры, которые нацепили резиновые эльфийские уши и после дня в офисе отыгрывает персонажей, каких видели в тех же «Приключениях Геракла».

5959
86 комментариев

Диско Элизиум размерами с лужу, а глубиной с океан. Бг3 размерами с океан, а с глубиной в лужу.

17

Если честно, половина претензий выглядит полной субъктивщиной и нежеланием автора внимательно слушать диалоги и тыкать в персонажей, чтобы эти диалоги происходили.
Про гитьянок дают достаточно информации в яслях и сама Лаэзель. И она не просто ходячий справочник и экспозиция, многие персонажи проговаривают, что гитьянки там редкость, так что пояснения с ее стороны про ее расу выглядят вполне естественно.
Ну и хотелось бы узнать, а в каких играх сопартийцы и пр персонажи сами к гг несутся, чтобы о чем-то поговорить? и не только в сюжетно важные моменты. Тут тонна диалогов, может конечно обход каждого ради его мнения в какой-то момент становится рутиной, но на довольно таки большое количество ситуаций всем есть что сказать. Да, иногда доходит до странного, что им плевать на смерть Хальсина, но есть что сказать про семью Джахейры. Но это скорее нюансы.
Расы тоже акцентируются в диалогах. Там буквально даются расовые варианты ответов, некоторые раскрывают лор (например за тифлинга можно в Роще с другими тифлингами обсудить падение города, откуда они бежали, дроу будет высокомерным и даже даст доп. информацию про ту дроу в Башне, которая делает зелья с кровью и т.д.). Эльфы зазнавшиеся, двергары работорговцы и все так или иначе немного расисты. Так что равнозначности с людьми тут нет и люди в этой игре самые скучное, что вообще там есть, раз уж на то пошло.
Если пролистывать все диалоги и выбирать только те варианты, которые напрямую связаны с квестом, то конечно мало чего понятно и интересно. Проблема не в игре, а в игроке

11

Эпилог действительно хуета, особенно когда проебал спутников. Тупо ничто.

8

Ну концовка с управлением главмозгом еще хуже - просто минутная катсцена, которая ничего не обьясняет, а только цвет глаз у гг меняется. 10/10 ни слайдов ничего.

4

Я тоже не совсем знаток мира DnD, но попробую высказать свою точку зрения на некоторые моменты из обзора. Пришлось разделить на несколько кусков из-за размера.
Я не фанат вселенной, но кто-то может мне объяснить зачем здесь какие-то расы кроме людей?Сеттинг DnD был придуман как мир, где каждый человек может вписать своё видение мироустройства и своих героев туда. Он начал обрастать книжным "мясом" сразу со всех сторон, как лоскутное одеяло. Здесь нет настолько ярких изначального продуманных линий противоречий рас как у Сапковского. Но схематично, шаблонно даже в BG3 показаны противостояние двергаров и гномов, неприязнь многих к тифлингам. Вместе с тем город Врата Балдура представляет классический "плавильный котёл" вроде Нью-Йорка, где многим расам приходится уживаться вместе и сконструирован он под нужды настолок, где каждый может стать кем пожелает. Немного глупо противопоставлять хоть и очень прописанный каркас в виде Фаэруна, который вместе строят (и продолжают создавать по сей день) с задумкой одного конкретного автора и его произведением.
Вот есть Лаэзель, которая вообще вроде как земноводной должна быть и внешне она как жаба антропоморфная выглядит. Ну и что дальше из этого следует? Ну они откладывают яйца? Опять же, и что из этого? Ясли из игры можно было заменить на обычные человеческие и вообще ничего бы не изменилось. Наверное, у существ с настолько отличающейся биологией должны выработаться особые, ни на что другое не похожие, традиции и взгляды на семью, не говоря уже про такие мелочи как быт.Всё это показано. Да, в BG3 не супер разносторонне раскрыты гитиянки. Но основные черты этой расы переданы: в Яслях тебе буквально показывают как строится их общество: милитаризированное, с бОльшим упором на силу и авторитет правителей, жёсткие, относящиеся с презрением к другим расам, персональные чувства отодвинуты на второй план. Тебе даже показывают момент с яйцом, которое если не вылупится в срок - его уничтожают (вот и семейные ценности) и это только во временном лагере, потому что их раса вообще живёт на другом плане.
Может какие-то звучали на фоне во время исследования мира, но из-за убогого расположения субтитров над головами сопартийцев (которые зачастую находятся вне поля зрения), а не вверху экрана я их возможно пропускал.Абсолютно все перепалки и замечания именно сопартийцев отображаются в логе в правом нижнем углу экрана.
Краткость — сестра таланта и авторы большую часть времени это понимают, умещая экспозицию (а это большая часть реплик) в несколько строк. Но как только персонажи начинают растекаться мыслью на пару абзацев, то тут и вылезают явные слабости сценария. Персонажи здесь не живые людиПрощу прощения за "приплеталити", но весь этот блок про унылый сценарий и скучные диалоги, меня не покидало чувство, что я читаю рассказ о Starfield. Вот там всё это действительно реализовано на этом уровне. Я не спорю, что BG3 далеко до Диско Элизиума или Planescape: Torment, но сделано всё как минимум на уровне выше среднего.

6

И ещё небольшой дизлайк за Минска – его хоть и мало, но он производит впечатление какого-то дебила на уровне Макса Хааса из последних Wolfenstein. Может и ему тоже половину мозга где-то спилили.Из-за того что ты не в теме сеттинга, ты сам того не зная, похвалил здесь озвучку Мэтта Мерсера или сам образ. Потому что он буквально передал то, что от него и требовалось в Минске.
Если исходить из его атрибутов, у Минска недостаточно мудрости для того, чтобы стать следопытом, и даже если бы он смог им стать, он не смог бы творить никакие заклинания, потому что для этого нужно иметь мудрость минимум 10+ уровень заклинания (поэтому правила требуют, чтобы все следопыты имели мудрость как минимум 14). В игре низкое значение его мудрости обычно объясняется полученным им ранением в голову, а его успешное функционирование в качестве полноценного следопыта — влиянием Бу, который компенсирует недалёкость Минска своими развитыми интеллектом и интуицией.Я думал, что подруга будет её оплакивать, но спасённым тифлингам вообще пофиг, что труп их подруги за барной стойкой лежит. Зато мне некому квест сдать. Очень «продуманная» игра. Отлично сделали. Молодцы.В BG3 действительно всё очень грустно с симуляцией и реакциями npc. Но так как crpg для тебя не основной жанр, проинформирую тебя на всякий пожарный: поиграй в другие современные crpg - ты очень расстроишься, потому что там даже такого уровня Larian не будет (а если и будет, то будь готов к стандартным тоннам текста без какой-либо постановки вообще).
Молчать нельзя озвучитьПо поводу озвучки ты приводишь в пример прописанных персонажей из Deus Ex и RDR2, но даже это не главная проблема. Выбирая из массы диалогов вариант ответа (который я уже прочитал у себя в голове) я не хочу прослушивать всё то же самое с голосом главного героя. Каждую реплики. которых в crpg дохулиард. Вариант с поздними Биоварами и Fallout 4, когда персонаж "примерно" говорит другими словами выбранную фразу (и которая по идее должна решить проблему со скучным прослушиванием уже прочитанного не работает, потому что зачастую ты охуевал от того, что в итоге говорил твой гг). Прибавь к этому разные пресеты непрописанных персонажей (которых нужно сделать даже не два-три, а это уже охуенные бабки) и в связи с этим я готов пожертвовать, когда какой-то момент в игре с речью ГГ не кажется кинематографичным. Потому что этот выбор полностью оправдан. И система диалогов Cyberpunk и сrpg-игр концептуально разные, у каждого из них есть свои плюсы и минусы (кинематографичность vs вариативность с, представь себе, потерей контента, чего arpg с их дорогущими сценами почти не может себе позволить). Но это не делает какой-то из них плохим. Видимо, ты не втянулся в жанр и это просто не твоё.
Не важно насколько логично и продуманно ты ведёшь диалог. Всё всегда сводится к броску кубика.Рандом в DnD действительно важен, но поиграв в подобные игры ты понимаешь, что игра даёт тебе массу возможностей для его контролирования. Это не значит, что не будет случаться "глупых ситуаций", например, когда вся пати проваливает проверку на интеллект, а потом варварша Карлах говорит "а, это же древняя магия, я слышала про неё". Но игра даёт тебе варианты при провалах (да. не такие головокружительные, как мы мечтали и зачастую с потерей контента), но самое главное, что когда ты понимаешь, как развивать своих персонажей ты значительно минимализируешь фэйлы в их профильных способностях (добавь сюда халявные перекрутки неугодных кубов, которые щедро дают всем персонажам). Мой харизматичный колдун почти всегда уговорит кого угодно, а вор Астарион откроет 99% замков на Фаэруне.

С некоторыми придирками я согласен, какие-то считаю совсем уж натянутыми. Но для меня BG3 сделал самое главное - Ларианы совершенно точно вдохнули жизнь в погрязший в закостенелости жанр современных crpg. Поэтому для меня - это та самая аномалия. Или чудо и праздник, если хотите, для скромного любителя рпгшек.

6

Но основные черты этой расы переданы: в Яслях тебе буквально показывают как строится их общество: милитаризированное, с бОльшим упором на силу и авторитет правителей, жёсткие, относящиеся с презрением к другим расам, персональные чувства отодвинуты на второй планКороче, обычные Амазонки или что-то в этом духе. Все ещё не ясно почему они не люди.