Будущее серии в хороших руках — обзор Crash Bandicoot 4: It's About Time

Примерно такой была бы современная Crash Bandicoot, если бы Naughty Dog продолжила делать платформеры.

Будущее серии в хороших руках — обзор Crash Bandicoot 4: It's About Time

Если вы следили за текстами по Crash Bandicoot 4: It's About Time на сайте, то знаете, что в июле у нас выходило небольшое превью по двум уровням из конца игры. Там я писал, что у Toys For Bob получается чуть ли не идеальное продолжение Крэша, но всё-таки два уровня — это слишком мало.

Благо, после прохождения полной версии, моё мнение не изменилось — у Toys For Bob действительно получилось перенести лучшие черты оригинальной трилогии на современные рельсы. Crash Bandicoot 4 — огромная игра, с невероятным продакшеном и выверенным левелдизайном. Настоящий подарок фанатам платформера от Naughty Dog.

Правда, Crash 4 — это не просто продолжение. На самом деле, в ней спрятались ещё несколько игр, которые могли бы сойти за отдельные спин-оффы серии. И они, к сожалению, не так хороши. Дело в том, что играбельных персонажей тут четыре: помимо Крэша и Коко (они взаимозаменяемые) тут можно играть за Нео Кортекса, Дингодила (один из боссов из третьей части) и за Тавну (девушка, которую Крэш спасал в конце самой первой игры). Но давайте обо всём по порядку.

Будущее серии в хороших руках — обзор Crash Bandicoot 4: It's About Time

Вперёд в прошлое

По сюжету, четвёртая часть стартует через некоторое время (ха) после третьей — остальные части серии It's About Time игнорирует. Что хорошо сочетается с месседжем разработчиков о том, что они хотят сделать достойную наследницу именно оригинальной трилогии.

Кортекс и Н.Тропи — главные злодеи третьей части — строят машину, с помощью которой хотят покорить время, чтобы править вселенной в настоящем, прошлом и будущем.

Ткань реальности рвётся и чтобы всех спасти, Крэшу необходимо найти 4 квантовые маски. Их раскидало по разным временам и таймлайнам — поэтому главному герою придётся побывать, на постапокалиптической Земле, в древнем Китае, в глубоком космосе и ещё чёрт знает где.

Будущее серии в хороших руках — обзор Crash Bandicoot 4: It's About Time

Эти маски — главное нововведение игры. В Toys for Bob решили не переиначивать основу Crash Bandicoot, а вводить новые механики как бы поверх знакомого ядра. То есть модель поведения Крэша тут почти на 100% такая же, как в играх от Naughty Dog. Единственное значительное отличие — двойной прыжок доступен с самого начала игры.

Квантовые маски дают Крэшу четыре новых способности: замедление времени, фейзинг, бесконечное кручение и реверс гравитации. Способности нельзя активировать когда угодно: маски расположены в фиксированных местах на уровнях и нужны для прохождения специально отведённых под них секций.

Новые способности очень аккуратно вплетены в игру: они активируются одной кнопкой и добавляют платформингу дополнительной глубины. С помощью фейзинга, например, можно на ходу вызывать препятствия и платформы из параллельных таймлайнов (нечто подобное делала Элизабет в BioShock: Infinite).

А замедление времени помогает по-новому взаимодействоваться с привычными объектами: например, превращает смертоносные ящики Nitro в платформы (те просто-напросто не успевают взорваться).

Неудачным, на мой взгляд, получилось только бесконечное кручение. Оно нужно не только для того, чтобы крушить всё подряд: в этом состоянии Крэш может парить и добираться до очень отдалённых платформ. Вот только управлять им в этот момент жутко неудобно: у бандикута появляется очень большая инерция, управление становится вязким и неотзывчивым.

У меня даже сложилось ощущение, что разработчики и сами понимают, что эта способность — самая слабая из всех. Поэтому на уровнях она встречается крайне редко, буквально 4-5 раз за всю игру.

Будущее серии в хороших руках — обзор Crash Bandicoot 4: It's About Time

Зато Toys For Bob здорово разнообразили старые механики. Например, тут тоже есть уровни на ракетной доске, как во второй части. Зато теперь иногда приходится плыть против течения — геймплей от этого, естественно, кардинально меняется.

А на уровнях с ездой на медведе появились вертикальные секции — в общем, Toys For Bob очень грамотно наслаивают новые механики поверх старых.

Будущее серии в хороших руках — обзор Crash Bandicoot 4: It's About Time

Злодеи в деле

Как я уже говорил, Крэш и Коко — не единственные играбельные персонажи в игре. В основной компании встречаются уровни и за других героев, и об этом важно поговорить отдельно.

В It's About Time нет хаба с выбором уровней, вместо него — глобальная карта, как в оригинальной Crash Bandicoot. Но это не значит, что игра линейна: визуально карта похожа на таймлайн с ответвлениями.

Помимо основной истории, на ней есть альтернативные таймлайны, в которых надо играть за Кортекса, Дингодила и Тавну. Большая часть уровней за них расположена на отшибе, и для завершения игры проходить их необязательно, но на основном пути всё же придётся несколько раз сыграть за каждого. Первой появляется Тавна, и игра за неё напоминает смесь простенького битемапа и платформера.

Тавна сражается в ближнем бою, и чтобы убить врага, на него надо сначала навестись — то есть повернуться к нему лицом (автонаведения тут нет) и нажать кнопку атаки. Уже эта мелочь значительно замедляет темп игры, но это ещё не всё: Тавна умеет отталкиваться от стен и пользоваться крюком-кошкой.

Будущее серии в хороших руках — обзор Crash Bandicoot 4: It's About Time

Эти способности можно применять только в заранее обозначенных дизайнерами местах и совершенно непонятно, для чего они нужны. Это, по сути, просто две очень долгие анимации, во время которых персонажем нельзя управлять.

При этом у Крэша тоже появилось несколько новых умений: теперь он может скользить по рельсам (прямо как в Sonic Adventure 2) и бегать по стенам. Но игрок в этот момент всё так же контроллирует персонажа, и на этом даже выстроена часть челленджей: во время бега по стенам и езды по рельсам надо успевать крутиться, уворачиваться от препятствий и применять маски.

Именно поэтому эти умения смотрятся уместно — они не противоречат основной идее игры. Как шутил Джейсон Рубин, один из идеологов серии, Крэш это «Sonic ass game», то есть буквально игра про Соника с видом сзади. А уровни за Тавну напоминают какое-то блеклое подобие Darksiders.

Чуть лучше дела обостоят с уровнями за Кортекса, хоть я и ругал их в превью. Он тоже очень медленный и неповоротливый, игра за него скорее напоминает головоломку с элементами платформера: с помощью бластера Кортекс может превращать врагов в платформы. Задача игрока — дожидаться пока противники окажутся в нужном месте, трансформировать их и перебираться из секции в секцию.

Лучшими получились этапы за Дингодила — вероятно потому, что темп игры за него такой же высокий, как и за Крэша. Нехватку ловкости он компенсирует силой — крокодил крушит всё вокруг, кидается взрывающимися бочками и летает на каком-то странном самодельном пылесосе. Это хотя бы весело!

Есть ощущение, что второстепенными персонажами занималась отдельная команда геймдизайнеров — иначе трудно объяснить, почему разработчикам вдруг так сильно изменило чувство вкуса.

Но на самом деле уровни за них — лишь небольшой недостаток. При желании их можно почти полностью игнорировать, а обязательные этапы за этих персонажей не составляют и 10% от длины сюжетной компании.

Собрать их все

На самом деле, главный вопрос: как тут обстоят дела со сложностью и с коллекционными предметами. Ведь после геймплея, это две главные составляющие идентичности Crash Bandicoot.

В Crash 4 два режима игры: ретро и современный. В ретро-режиме у Крэша ограниченное количество жизней: пополнить их можно, собрав 100 фруктов — как раньше. Теряешь все жизни — возвращаешься на экран выбора уровня.

В современном режиме жизней нет, а игрока никогда не выкидывают на глобальную карту. После каждой смерти Крэш просто возвращается к предыдущему чекпоинту.

Будущее серии в хороших руках — обзор Crash Bandicoot 4: It's About Time

Несмотря на то, что каноничный режим — ретро, я рекомендую играть в современной версии. Дело в том, что сложность игры по сравнению с оригинальными частями сильно возросла: даже в самой первой Crash Bandicoot нет такого хардкора как в It's About Time на последних уровнях.

Чтобы вы понимали: на одном из последних этапов я умер 83 раза. Не представляю, сколько времени бы я потратил, если бы уровень ещё и периодически перезапускался.

Будущее серии в хороших руках — обзор Crash Bandicoot 4: It's About Time

Разработчики грамотно сбалансировали эту поблажку: теперь на каждом уровне есть награда за минимальное количество смертей. Обычно, это число не больше 3-4 : то есть те, кто будут проходить Crash 4 на 100%, считай, не заметят никакой разницы.

Отдельно стоит сказать, что Crash 4 — наверное, самая большая игра в серии. Уровней тут невероятно много, они очень разнообразные, а ассеты в них почти не повторяются. В игру вложено невероятное количество усилий левелдизайнеров и художников.

Основная часть кампании проходится за 10-15 часов, но в игре можно провести хоть 40 — если захочется открыть весь контент
Основная часть кампании проходится за 10-15 часов, но в игре можно провести хоть 40 — если захочется открыть весь контент

Опциональных челленджей тут тоже больше, чем в любой другой игре про Крэша: на каждом уровне дают награду не только за разбитые ящики, но и за собранные яблоки (по сравнению с летней демкой, кстати, сделали небольшое послабление — теперь не надо собирать все яблоки на уровне, чтобы получить награду, достаточно подобрать большую часть). Плюс на каждом этапе можно найти скрытый кристалл и выполнить челлендж на минимальное количество смертей. Ну а после прохождения уровня открываются испытания на время.

Вдобавок, почти у каждого уровня здесь есть усложнённая «инвертированная» версия с отдельным набором испытаний.

Несмотря на то, что игра достаточно хардкорная сама по себе, те, кто будут проходить игру на 100%, по-сути, сыграют в значительно более сложную версию Crash 4: дополнительные челленджи тут сродни клубничкам в Celeste.

Например, чтобы собрать все ящики, иногда необходимо проходить опциональные платформинговые секции, которые значительно сложнее основных препятствий на уровне.

Будущее серии в хороших руках — обзор Crash Bandicoot 4: It's About Time

Ну а для самых упорных тут есть отдельные «флэшбек уровни», в которых надо собирать ящики, не касаясь земли. Эти уровни чисто опциональные (при этом их целых 20 штук), а события в них разворачиваются ещё до первой части Crash Bandicoot — в общем, развлечение чисто для фанатов.

За прохождение челленджей дают скины на Крэша и Коко
За прохождение челленджей дают скины на Крэша и Коко

Вообще «для фанатов» — лучшая характеристика Crash Bandicoot 4: It's About Time. В игре полно отсылок к предыдущим частям, а все лучшие черты серии бережно пересены в красивую и дорогую современную обёртку. Это действительно настоящая Crash 4, будто в разработке принимали участие сам Джейсон Рубин и Энди Гэвин.

Жаль, что оригинальные идеи в уровнях с новыми персонажами не сработали. Но расстраиваться не стоит — кампания в целом хороша, а большую часть неудачных моментов можно просто пропустить без особых сожалений.

А если вы никогда не играли в Crash Bandicoot, то тут вы найдёте очень красивый, но требовательный к игроку платформер. Вне зависимости от выбранного уровня сложности, под конец здесь точно придётся попопеть — Crash 4 находится где-то на грани между откровенным masacore и обычным семейным 3D-платформером.

6161 показ
12K12K открытий