"Что ты такой серьезный?" - за что фанаты невзлюбили Max Payne 3

За ироничное фото с покраской статуэтки из коллекционного издания спасибо: https://www.reddit.com/r/joker/comments/dfo1cr/just_finished_max_payne_has_officially_put_on_on/?rdt=52523
За ироничное фото с покраской статуэтки из коллекционного издания спасибо: https://www.reddit.com/r/joker/comments/dfo1cr/just_finished_max_payne_has_officially_put_on_on/?rdt=52523

Max Payne, символично вышедший в первому году нового тысячелетия, стал новой вехой в игровой индустрии, породив множество подражателей в лице мрачных кинематографичных сюжетных шутеров от третьего лица вроде Punisher или Stranglehold. Людям настолько полюбилась зимняя нью-йоркская атмосфера происходящего, что будущие нуары стали мерять по творению Сэма Лейка. В этом есть некоторая доля иронии, поскольку исходя из творческого подхода лидера Remedy, даже в нашумевшем обильно отсылающем на первый успех Alan Wake 2 сочетается не столько следование канонам жанра, сколько многочисленные оммажи его наиболее известным авторам. Упомянутого Алана Вейка сценарист намеренно заставляет называться в сюжете всеми хоррор-писателями, которые служили вдохновением, а сам Макс не стесняется открыто сравнивать себя с легендарным Хамфри Богартом, сыгравшем Сэма Спэйди. Позднее Rockstar поступили немного деликатнее, скрыто поиронизировав над Максом из 3 части через Майкла в GTA 5 и его любовь к нуарам середины прошлого века. Сами Антеро Ярви искренне любит американскую культуру, потому и известен более под американским псевдонимом, который себе взял. Бандиты в его игре намеренно карикатурны, окружение не стесняется создавать персональный миф для главного героя, строя простые постмодернистские аллегории в виде волка Фернира в облике спятившего наркомана и по совместительству мафиозного босса, Одина в лице хитрого одноглазого созвучного Уодена, смешливого предателя Локи aka B.B., да и проклятого наводнившего город валькирина в конце концов. Реальность Макса не дает заскучать, откровенно крутясь вокруг него, перенося с ироничного угла сцены сюжета на страницы комиксов и в сюрреалистичные видения, громко стуча кулаком по четвертой стенке, а во второй части превращаясь из неомифа в мелодраму, над чем снова посмеется внутреигровое телевидение. Артхаусный подход Сэма Лейка был заметен еще в самом начале и еще более полноценно раскрылся во втором алане. На этом фоне не самой большой неожиданностью окажется то, что продолжение серии от Rockstar больше подходит под жанровые критерии нуара, чем ее прародители.

В Max Payne 3 комиксы остались лишь как приквел к основным событиям, метафоричное воспоминание о прошлом
В Max Payne 3 комиксы остались лишь как приквел к основным событиям, метафоричное воспоминание о прошлом

Вышедший как отражение депрессивной действительности кризиса общества, изначальный нуар, непокорное дитя крутого детектива, сочетал в себе циничный, реалистичный взгляд на жизнь, минималистичность и неторопливость. Если Макс Пейн от Remedy является чуть ли не романтическим героем со своей субъективной, крутящейся вокруг него вселенной за пазухой, то герой изначального нуара живет в суровом объективном мире, которому плевать на него. Дилогия Max Payne окажется куда ближе к какой-нибудь постнуарной экранизации обоих Город Грехов, в постмодернистском угаре переходящей в откровенную пародию на себя с комичным головорезами, летальной дозой пафоса и исключительно гротескными лицами на экране. Неонуар стал лебединой песней жанра, тем самым знаком, что серый взгляд на мир приелся публике и она больше не желает вкусить художественной грязи жизни, предпочтя более щадящий психику вид эскапизма. Город Грехов стал для ценителей старого кино чем-то вроде Хижины в лесу для фанатов хорроров, перемешивая все основные сюжетные канвы в одной, пережевывая и надувая из этой жевачки универсальный отвечающий на все вопросы жанра пузырь, который далеко не каждому придется по вкусу.

По городу грехов тоже когда-то планировали сделать игру, но не сложилось, потому имеем лишь фанатские моды на старину Макса
По городу грехов тоже когда-то планировали сделать игру, но не сложилось, потому имеем лишь фанатские моды на старину Макса

И вот серия попадает к Rockstar с двумя братьями-циниками во главе. И они решают сделать из артистичного сборника отсылок на нуар уже нуар настоящий. Как обещалось в рекламной кампании, такого сломленного и циничного Макса Пейна мы еще не видели. Сценаристы в процессе явно часами тренировались в выдумывании наиболее декадентских цитат для героя, а также в окунании его в суровые реалии жизни: теперь бывшего эпического героя мифа, чуть ли не соратника Кратоса, как простого парня в фавелах спокойно грабят и кидают в канаву пузатые сутенеры, единичная рана в руку кажется смертельной, а Макс позволяет себе сарказм про изнасилование своей метафорической сестры. Но самое главное - место действия внезапно переехало из зимнего Нью-Йорка в солнечную, но куда более депрессивную Бразилию. Воспитанное первыми двумя частями поколение не соглашалось с возможностью нуара вне Америки, несмотря на то, что нуар за полвека существования успел проехаться с остановками по всему миру, от снежной Норвегии с Харри Холе, до солнечной Испании Висенте Аранде. Сказка про месть трагического героя сменилась у Хаузеров отсылками на реальные криминологические хроники, только теперь молчаливый детектив непосредственно стал небодрым участником бодрого боевика. Конечно, неспешный темп повествования, как у фэнтэзийных, но нуарно-реалистичных Fables и в частности Wolf among us, был принесен в жертву во славу древнего божества шутера от третьего лица, но заметили это поклонники лишь на третьей части, на резком контрасте со своими воспоминаниями, и потому решили, что нуара под солнцем быть не может. Макс больше не походил на поэта, невольника чести, и интрижка сценаристов была воспринята как полноценная измена.

По мнению некоторых, возврат модами лица Сэма Лейка третьему Максу несет в себе определенную иронию
По мнению некоторых, возврат модами лица Сэма Лейка третьему Максу несет в себе определенную иронию

Но самым главным дуализмом выступает концовка. Нуары нередко кончались трагично, ведь в недобром мире добрые финалы тоже нечастый гость. А судя по сюжету Алекса Кейси от Алана Вейка из первой части, у Сэма Лейка, изначально создававшего Макса как борца с байкерами на фоне красот финского игрового движка, был заготовлен классический трагический финал, что роднило его не только с нуаром, но и с известными мелодрамами. Тем временем братья Хаузеры решили поступить хитро, с точностью до наоборот. Оставив третьей части сморщенное постаревшее нуарное тело, они дали ей счастливую хэппиэндовую лысую голову в виде гуляющего по пляжу и поборовшего внутренних демонов Макса. Нуар кончался на редкость счастливо для своего жанра. И это тоже было предательством для ожидавших самого худшего. Не таким, как потеря волос у романтического главного героя, но тоже чувствительным. Новаторство вылилось в продажи, которые не слишком окупили разработку, а уж тем более ожидания инвесторов. Именно поэтому теперь, во время разработки ремейков двух первых частей, становится весьма интересно, какое направление из двух будет выбрано и каким предстанет перед публикой обновленный герой - каноничным флегматичным поэтом-бунтарем Максом, в качестве дани памяти искренне любящему нуар Лейку, или же истинно нуарным саркастичным и знающим эту жизнь даже слишком хорошо Пейном от единственного оставшегося работать в компании Хаузера.

"Что ты такой серьезный?" - за что фанаты невзлюбили Max Payne 3
2323
56 комментариев

третий Макс ахуенный

37

Комментарий недоступен

8

Комментарий недоступен

2

Недавно перепрошел. Какой же это ахуй. До сих пор лучший экшен от третьего лица. На счет сеттинга и нарратива - Рокстары поступили правильно, что резко изменили место действия. Заснеженный Нью-Йорк в очередной раз уже не так бы воспринимался (для ультрафанатов специально оставили уровне во флешбеках). Замени условную Бразилию на любую другую страну или город - ничего бы кардинально не изменилось. Концовка третьей части в целом понравилась. Но получилась немного скомканной. Не хватило, как мне кажется, финального монолога Макса, подводящего итоговую черту третьей части и серии в целом. Рад за Макса в финале, продолжения не хочу. (Только если ремейки)

22

Мне очень понравился третий Макс, но вот эти ебучие фавелы и сраный цветкор в них - ну просто кошмар был
Хотя и сюжет тоже не особо
Чисто вайб миссий из гта
Которые кое-как между собой сшиты

2

До сих пор лучший экшен от третьего лица

2

Каким в принципе трагичным может быть финал для Макса, если он всё потерял ещё в первой части и с тех пор дед внутри, который мечтает и стремится сдохнуть? Уход в закат, чтоб продолжать жить несмотря ни на что, вполне себе небанальная концовочка для него, как по мне. Да и не в каждом неонуаре концовка обязательно насаживает героя на пики точёные — см. того же "Вора" Манна.

15