«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Человеческие жертвоприношения, самобичевание, копрофилия, промывка мозгов, выкачивание денег из легковерных обывателей и другие развлекухи в маленьком сочинении на тему «Как я провёл лето». Да, я в курсе, что уже декабрь, но дайте же немного поностальгировать!

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

«У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Дагон.
- Откуда?
- Со дна пруда.
- Что вам надо?
- Изображений подводного ада.
- Для кого?
- Для культа моего.
- А много ли прислать?
- Да алтарных камней штук пять,
На больше нам жертв не набрать,
Культ у меня еще маленький» (с)

Синопсис, собственно, в подзаголовке. Пять индюшек разных жанров, объединённых общей темой. Не ставила цели откопать шедевры игропрома или составить личный топ. Здесь просто то, что успела найти и заценить этим летом (ну, преимущественно). Тайтлы расположены в произвольном порядке, никакой особой системы нет. Поехали!

Содержание:

Cultist Simulator

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Лето началось с «Симулятора культиста». Давно облизывалась на эту игру, потому что разрабатывали её Алексис Кеннеди и Лотти Беван – выходцы из Failbetter Games и создатели моих любимых Sunless Sea и Sunless Skies. С такими разработчиками игра обещала быть безумной, необычной, залипательной, а судя по трейлеру и отзывам, ещё и совершенно непонятной.

Непонятные игры с высоким порогом вхождения занимают особое место в моём сердце. Исчеркать мелким почерком три листа формата A4, пытаясь ответить на вопрос «Что ты, блядь, такое, и как в тебя играть?!»– это прекрасно! Если согласны с данным утверждением и вам нравится ломать голову над замыслом разработчика, настоятельно рекомендую не читать пост дальше, а ознакомиться с игрой самостоятельно. Только по скидке. И, наверно, для начала лучше без DLC. На случай если игра не зайдёт. Базовой версии вполне хватает, чтобы вкатиться в тему и наиграться всласть, а дополнения подойдут для тех, кто раскусил, в чём суть базы, и теперь хочет того же, но с перламутровыми пуговицами, то есть с модифицированными механиками.

Кор-геймплей «Симулятора Культиста»<br />
Кор-геймплей «Симулятора Культиста»

Объяснять, что такое Cultist Simulator, – дело неблагодарное. А главное, ненужное. Потому что попытки самостоятельно разобраться в том, что и как здесь устроено, – это и есть самая мякотка. Читать гайды и мануалы – значит испортить себе удовольствие. Поэтому я ограничусь описанием лишь общих моментов. Ну а тем, кто любит подходить к прохождению во всеоружии, могу посоветовать вот этот местный гайд. Или любой другой – не забанили же вас в гугле, в конце концов!

На что хотя бы похож этот ваш загадочный «Симулятор культиста»? На первый взгляд игра напоминает Alchemy Classic, Doodle God и другие подобные «конструкторы планет», где основное занятие – соединять субстанции, получать из них новые и наблюдать за тем, как прогрессирует мир. Спустя час подобных манипуляций из четырёх первоэлементов обычно получается множество новых штук.

Нечто похожее происходит и здесь: сперва перед нами всего одна карта и одна «кнопка» – слот действия, – но стоит их объединить, и вот на столе уже пара новых карточек и новых слотов, а значит, и новых комбинаций.

Одна карта и одно действие. Ошибиться невозможно<br />
Одна карта и одно действие. Ошибиться невозможно

Со временем в нашем распоряжении появится множество новых «картонок»: монеты, книги, локации, персонажи. Ещё есть эмоции, рассудок, здоровье, тайные знания и другие абстракции. Появляются слоты «Работать», «Спать», «Изучить», «Обсудить», «Исследовать»... Выбираем, что с чем соединить, и таким образом основываем и развиваем свой культ, зарабатываем деньги, двигаем сюжет, видим странные сны, пытаемся не откинуть копыта, не поехать кукушечкой и не попасть в лапы к «Шерифу» и «Маршалу».

К какому итогу приведёт то или иное сочетание, не всегда интуитивно понятно – в этом, как уже говорила, и вся прелесть. Некоторые закономерности подмечаем и записываем на бумажке-шпаргалке, кое на что расплывчато намекает сама игра, но есть и очевидные действия: книжную лавку – исследовать, книгу на санскрите – изучить, полученные оттуда тайные знания с коллегой – обсудить, ну и не забываем работу – работать.

Расположение карт на столе не играет никакой роли. Раскладывайте их так, как вам удобно<br />
Расположение карт на столе не играет никакой роли. Раскладывайте их так, как вам удобно

В отличие от Alchemy Classic, Doodle God и т.п., где можно не спеша раздумывать, чё куда, в Cultist Simulator есть таймеры. Они висят и на карточках, и на слотах. Самый коварный с определённой периодичностью сжирает сбережения. Его стоило бы назвать «Платёжка за коммуналку» или «Расходы на еду». Нет денег в нужный срок – извольте получить «Голод». Не смогли вовремя от него избавиться – геймовер. Бог рандома подкинул «Недуг»? Соображайте, куда эту хворь впихнуть и с чем совместить, иначе по истечении времени он перерастёт в «Дряхлость».

Отчаяние – самый неприятный противник

«Так, стоп, – где-то на этом месте воскликнет читатель. – Ежедневная работа, квартплата, болезни, отчаяние... Я что, тоже культист, получается? Где обещанные жертвоприношения, где мои кровавые ритуалы?!» Спокойствие, только спокойствие! Будет вам оккультизм с красочными подробностями! Правда, возможно, не совсем привычный.

Происходящую в игре дичь сложно впихнуть в рамки типичной секты. Здесь нет жёсткой эксплуатации последователей, промывки мозгов и насилия. Одного-двух человек, пожалуй, придётся отдать на заклание, но в целом местный культ далёк от всего телесного и пошло-бытового. Ведь самое интересное и непонятное в Cultist Simulator происходит во снах.

В обители снов
В обители снов

Мир снов или Обитель (Mansus) – место, где живут Часы и Имена. Или, проще говоря, боги и их околобожественные подопечные. Сюда также попадают умершие и те немногие живые, кто ищет знаний, силы и бессмертия. Путь в Мансус открыт не для всех, но мы, конечно, сумеем подобрать нужные карты, чтобы попасть за завесу.

Попасть в Мир снов – сделать лишь первый шаг на пути к Возвышению. Чтобы проникнуть в другие, закрытые для непосвящённых регионы Обители и стать одним из Вечных, придётся попотеть: углубиться в изучение оккультных книг, продираться сквозь лес незнакомых имён, непонятных названий и альтернативных историй. А потом, когда закончатся книги, отправиться в путешествие за новыми тайными знаниями. Взять в экспедицию верных последователей, выбрать тех, кто лучше проявит себя в опасной ситуации. Внимательно вчитываться в каждую строчку текстового квеста, чтобы не ошибиться и не обречь на гибель единомышленников. И наконец, вернуться домой с руками, полными запретных томов и артефактов, чтобы стать ещё на шаг ближе к божественности. Или сойти с ума где-нибудь в процессе. Такой финал тоже предусмотрен.

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

В Cultist Simulator много концовок: насчитывают до 31, включая те, что в DLC. А ачивок вообще – 83. По большей части они завязаны на разных вариантах финала. Интересно ли попробовать выбить их все? Сомневаюсь.

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

К сожалению, после того как вы более-менее разберётесь в механиках и закономерностях игры, после того, как добьётесь своей первой победы, «Симулятор культиста», скорее всего, утратит своё очарование. Вам откроется страшная правда: за ширмой расплывчатых формулировок и загадочных описаний скрывается душноватый фарм. Вот оно – тайное знание, которое так тщательно охраняют в Бюро Умолчания!

Работа нон-стоп

Надо фармить монетки, чтобы создать хотя бы небольшую финансовую подушку – деньги в игре улетают только так. Надо улучшать статы, то есть крафтить дополнительные карты здоровья, разума и эмоций, ведь на одной ХПшине вы далеко не уедете. И то, и другое – это множество минут однообразного, почти механического перетаскивания «картонок» с места на место. Даже поиски тайного знания могут обернуться монотонной катастрофой! Экспедиции и чтение книг – это, конечно, замечательно, но иногда то, что нужно, упорно не выпадает, и тогда проще объединить две низкоуровневые карточки в одну уровнем повыше.

Задачка на геометрическую прогрессию: подсчитайте сколько карт 1-го уровня понадобится, чтобы скрафтить одну 7-го.

Я надеюсь, что вы не стали решать эту задачу. Надеюсь, что вы – как настоящий ДТФер! – вообще не читали текст дальше первых трёх строк. Потому что понимаю: один только намёк на душный фарм отбивает охоту знакомиться с игрой. А она определенно того стоит. Первые часы, проведённые в Cultist Simulator, хочется сравнить с глотком свежего воздуха. Они подарили мне уникальный опыт! Его и вам желаю.

Тексты здесь тоже... необычные <br />
Тексты здесь тоже... необычные

Если чувствуете ломку по сумасшедшим мирам, по ебанутому лору, по тайтлам, которые не стремятся всё разжевать, «Симулятор культиста» – это то, что вам нужно.

Cult of the Lamb

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Вторым номером нашей программы выступит самый милый – но не беззубый! – и неплохо так хайпанувший полтора года назад культ – «Культ Ягнёнка». Заприметила этот тайтл ещё на Day of the Devs, где он сразу привлёк внимание своим графическим дизайном. Потом потыкала в демоверсию на Game Fest и... разочаровалась. Сейчас уже сложно вспомнить почему. Возможно, причина в том, что в демку я играла с клавы, тогда как игра больше заточена под геймпад. А возможно, мне просто не заходят демки. Как бы то ни было, специально ради этой миниподборки дала игре второй шанс и не пожалела.

Первое, что бросается в глаза ещё при запуске: Cult of the Lamb – очень стильная. Это проявляется во всём: запоминающаяся цветовая гамма, умильные котики/зайчики, классная мультипликация... А ещё такие приятные мелочи как анимированные тексты и повсеместные изображения Пентаграммы и Алой короны. Они появляются на экране загрузки, в элементах интерфейса, на карте, непосредственно в игре – получилось очень гармонично и в хорошем смысле единообразно. В визуальном плане «Культ Ягнёнка» просто конфетка.

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Помимо офигенного визуала, в Cult of the Lamb есть замечательная озвучка. Если играли в Pyre или в The Sims, можете себе примерно представить язык, на котором говорят персонажи.

Рандомные диалоги/звуки NPC. Любить не только глазами, но и ушами

Говоря об аудиосопровождении, стоит упомянуть и саундтреки. Как минимум один – Start a Cult. Мелодия, казалось бы, совершенно непримечательная – звучит что-то там на репите в посёлке культистов, – но после этого поста трек заиграл новыми красками.

Спасибо, дорогой @wowsilev! Благодаря тебе я провела почти 40 часов своей жизни, напевая: «Тут и там. Тут и там. Кто там? – Кошачья жопа!». Расслышать это уже невозможно.

Усладив свой взор и слух, вкусим все прелести геймплея. А он вполне себе. На первое нам подают роуглайт, на второе – управление поселением, и всё это с подливкой из мини-игр: рыбалки и костяшек.

Шнири-бя бим-боу. Мау-мау.<br />
Шнири-бя бим-боу. Мау-мау.

Хороший ли роуглайт получился из «Барашка»? Неплохой, но до прославленного «Айзека» не дотягивает. А менеджмент поселения как? Не блещет: есть куда более выдающиеся представители жанра. Но вот само сочетание, сама возможность и даже *необходимость* переключаться с одного на другое – это то, что делает игру такой залипательной в моих глазах.

Побегала минут семь в данжене, покрошила врагов в своё удовольствие, попутно заработала денежку, собрала ресурсы – и хватит. Пора возвращаться домой, проверять, как там мои ребята: не болеют ли, не голодные?

Повозилась следующие семь минут со зверятами: выслушала их просьбы и жалобы, провела чёрную мессу, полы помыла, кашу-какашу сварила, самых непослушных Ктулхе скормила – и довольно: снимаю передник, надеваю костюм супербарашка и снова отправляюсь на борьбу со злом. Эдакий симулятор многодетной матери-одиночки получается. С утра вкалываешь на работе, а вечером – дома. В реале это сущий ад, а в «Культе Агнца» – наоборот: ни то, ни другое не успевает надоесть и особых проблем не вызывает.

А-йаа-и ма-ка и йа-ка<br />
А-йаа-и ма-ка и йа-ка

Присматривать за паствой и управлять поселением довольно легко: некоторые процессы быстро автоматизируются, со временем отпадает необходимость ручками убирать гуано, да и за огородом последователи станут ухаживать сами. Что делать, чтобы всё пошло наперекосяк, не знаю.

Роуглайтовая часть тоже... нормальная. Точно не трудная. Хорошо подходит для таких криворучек, как я, а также для новичков, желающих вкатиться в жанр. Для хардкорщиков же есть режим с пермасмертью и высокие уровни сложности.

Тыщ. Тыщ. Пыщ. Хрясь. Киии-йаа!

А как быть тем, кого интересует именно «сектантская» сторона игры? Ну та, где треш, угар и содомия? Содомию обещали подвезти в начале следующего года, треш и угар умеренно присутствуют. Жертвоприношения на месте, другие ритуалы тоже. Правда, не всегда тёмные. Некоторые вполне себе позитивные. Выбирайте, какие больше нравятся. Вы – пророк, вы и решаете, по каким заповедям жить остальным. Хотите – заставьте чернь работать от зари до рассвета, покормите сектантов фекалиями, запугайте недовольных, посадите в клетку смутьянов, пустите стариков на мясо...

Були-були-були-були-були-були-були. Ай!

А хотите – будьте добрым папкой: устройте ритуальные выходные в гавайских рубашках, поощряйте уважительное отношение к пожилым, хороните погибших со всеми почестями и пропагандируйте вегетарианство. Жестить необязательно.

Тут даже боссов – больших и страшных ещё минуту назад – можно взять «под крылышко» и приютить в общине. Поверженные, они оборачиваются милыми маленькими монстриками.

Ша-ша-лу-тю. Бла-бла-блюфко.<br />
Ша-ша-лу-тю. Бла-бла-блюфко.

К сожалению, не всё так радужно: совсем без жертв не обойтись. В постгейме приходится «менять» – читай: «скармливать» – высокоуровневых последователей на право повторно(!) зачистить локации. Что самое обидное: всё это ради скучных наград и буквально крупиц сюжета. При этом оформление данжей и музыка те же, что и были. Только враги потолще. Тьфу, одним словом. Не хотят разработчики баловать фанатов интересным дополнительным контентом.

А ещё они явно не хотят поощрять ачивкодрочеров. Ведь тем, кто собирается выбивать 100% достижений, придётся замарать совесть: заключить сделку с дьяволом и отдать ему не только своих почитателей, но и одного совершенно замечательного НПС! Это прям кошмар! Ни один трофей того не стоит! На мой взгляд, неписи, эпизодически появляющиеся в Cult of the Lamb, – это лучшее, что есть в игре!

Шни-шня, шни-шню, шня...
Шни-шня, шни-шню, шня...

Крысау и Крыссо, Клонек и Хемах, Ракшаса и Плимбо, Форнеус и Созо... Да, у этих ребяток не так много экранного времени, но по обаятельности они лишь немногим уступают жужам из Халлоунеста.

Когда в 2024 году выйдет новый патч, я обязательно вернусь в Cult of the Lamb. Не для того, чтобы кромсать еретиков, и даже не за плотскими утехами, – хотя звучит заманчиво, – а чтобы посмотреть на дополнительные сюжетные истории и проведать Крыссо и Форнеус! А может, и с кем-нибудь новеньким познакомиться. Было бы здорово!

The Shrouded Isle

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Где-то в море есть затерянный остров. На острове том стоит деревенька. А в деревеньке поклоняются великому и ужасному Чернобогу. Молятся, приносят кровавые жертвы, охаживают друг друга хлыстами, короче, развлекаются как могут, ожидая пришествия божества. Которое, согласно пророчеству, состоится уже через пять лет. И плохо дело, если, пробудившись, божество разочаруется в своих почитателях, если Верховный Жрец не успеет приготовить последователей к Судному дню: не очистит их от скверны грамотности, не искоренит праздность, не разоблачит слабых верой... Если он не избавится от всего сора человеческого, быть беде – явившийся во плоти Чернобог покарает всех.

Нелегка задача Верховного Жреца, ибо много пороков скрывается за фасадом благочестивой деревни. Но рано или поздно он выведет грешников на чистую воду и возложит их на алтарь во славу Чернобога. Аминь!

The Shrouded Isle – это менеджмент человеческих ресурсов. Великий Жрец – глава культа – должен следить за нравственностью в поселении. Как хороший руководитель он понимает, что сам с этим не справится. Надо делегировать обязанности и полномочия. Его помощниками становятся члены пяти влиятельных семей (всего 30 человек): Кеньи ответственны за книгосожжения, Йозефки – за возведение истуканов, Эфферсоны секут розгами, Кодуэлл конфискуют излишества, а Блэкборны следят за повиновением.

Пять влиятельных домов<br />
Пять влиятельных домов
Распорядок дня на нашем острове<br />
Распорядок дня на нашем острове

Всё, вроде бы, просто и понятно: Верховный выбирает из каждой семьи по одному представителю и назначает их на руководящие должности. Через три месяца при необходимости переизбирает. Проблема в том, что идеальных руководителей, как и людей, не бывает. У всех есть достоинства и недостатки. Вот только чей-то недостаток – это так, маленькая слабость, а чей-то – страшный порок. Порочные начальники разлагают жителей поселения со страшной силой, поэтому их надо как можно скорее обнаружить и показательно принести в жертву Чернобогу.

Находить грешников несложно: Жрецу дозволено допрашивать членов семейств, правда, только дважды в сезон и только при хороших с ними отношениях. Очевидными также становятся черты характера советника, которому дали поручение. С этим проблем обычно не бывает. А вот что по-настоящему трудно, так это избавляться от нечестивцев, не вызывая гнева их родственников.

The Shrouded Isle – это эквилибристика. Верховный Жрец должен всё время балансировать между поддержанием пяти добродетелей на высоком уровне и довольством пяти могущественных родов. Уронить один из показателей – проще простого. Особенно в начале игры, когда советники выбираются практически вслепую. Впасть в немилость к одному из кланов – вообще плёвое дело.

Допустим, Милош Блэкборн, назначенный на должность «министра Послушания», сам оказался бунтарём. Пожалуй, не стоит давать ему поручения в этом сезоне. Зачем смущать и без того неокрепшие людские умы? Поэтому Милош сидит без дела в марте – семья Блэкборнов недовольна. Милош сидит без дела в апреле – его семья начинает роптать. Милош сидит без дела в мае – Блэкборны возмущены таким пренебрежением. К концу сезона, когда пора проводить священный обряд, оказывается, что злосчастный Милош – единственный грешник среди советников и вообще лучший кандидат на заклание. Было бы здорово избавиться от нечестивца, но если так поступить, то уже порядком разгневанная семейка поднимет бунт и свергнет Верховного Жреца. Вот и приходится вертеться, как уж на сковородке, угождая всем по очереди.
В том числе самому Чернобогу. Который то и дело является во снах и заказывает, кого хотел бы отведать следующим: то лжеца ему подавай, то учёного...

Лайфках: если избавиться от всех членов семейства, жаловаться будет некому<br />
Лайфках: если избавиться от всех членов семейства, жаловаться будет некому

Чтобы будни Верховного точно не показались лёгкой прогулкой, почти сразу после начала игры в поселении вспыхивает эпидемия. Жители начинают страдать от всевозможных недугов: на кого меланхолия найдёт, на кого гиперактивность... Если убрать лирику в сторону, проявляется эта зараза тем, что положительные черты периодически заменяются отрицательными, превращая даже потенциально хороших советников в катастрофически вредных. Сам по себе недуг не проходит, его надо лечить. В смысле: изолировать ненормального в башне, посадить в клетку и приступить к водным процедурам. Возможно, больной в результате исцелится, возможно, погибнет, а возможно, станет жутковатым Пробудившимся. Это решает случай.

Рандом, как вы, возможно, догадались – ваш главный противник: под капотом симулятора культа находится генератор случайных чисел.

Как распределятся грешники по семьям: равномерно или скучкуются в одном клане? Кому достанутся лучшие черты, а кому – болезни? Как справится советник со своим заданием: успешно или провалит? Какой параметр Чернобог потребует поднять в следующий раз?

Если вы матерились на кубики в Baldur's Gate 3 или в Pathfinder, то «Сокрытый остров» вряд ли увлечёт вас надолго или вообще понравится. Но если вы, как и я, получаете извращённое удовольствие, играя с Его Величеством Случаем, будьте осторожны: «часик перед сном» рискует затянуться до утра.

Совет, почти полностью состоящий из Пробудившихся. Арты в игре – моё почтение
Совет, почти полностью состоящий из Пробудившихся. Арты в игре – моё почтение

Вообще, лучшее время для знакомства с The Shrouded Isle – это постельный режим. Когда уже не первый день лежишь с температурой, когда слегка подзадолбался от безделья и желания во что-нибудь поиграть. Хотя бы с ноута! Если вдруг окажетесь в похожем положении, вспомните про «Сокрытый остров». Его простая, однокнопочная механика отлично подходит для ленивого гейминга. При этом очень цепляет и долго не отпускает. Сразу хочется и все концовки посмотреть, и все ачивки получить...

Концовок здесь около семи-восьми, пять из них завязаны на разных вариантах поражения. Достижения не очень сложные, но, учитывая, что перед нами RNG, довольно задротские. Мне вот пока не даются две: уничтожить все семьи и превратить поселение в Город Пробуждённых. Как-то даже боязно лишний раз запускать The Shrouded Isle ради них. А то получится, как на прошлой неделе: зашла скринов наделать и... «И сия пучина поглотила ея в один момент». Страшная вещь – эти ваши культы: вступить легко, но как теперь выйти?!

Rusty Lake: Paradise

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

И снова остров, снова маленькая деревенька, жители которой на досуге занимаются странными оккультными делами. Да что не так с этими островитянами?!

На этот раз поселение совсем крошечное, все жители – члены одной семьи: бабушка, два её сына, невестка да внуки. Тот ещё паноптикум. У бабушки в носу пиявки, отец попивает кровушку из бокала, дядя нечленораздельно мычит, слепая сестра косит под пифию, а младший брат просто дурачок.

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Мама была самой адекватной и поэтому умерла. Погибла при загадочных обстоятельствах. После её смерти на остров опустилось проклятье, как две капли воды похожее на 10 казней египетских: язвы, мушки, саранча, мор… Всё по классике.

Ещё есть старший сын, который вернулся домой после долгих лет отсутствия, узнав о случившемся несчастье. Теперь ему надо как-то пережить напасти и найти чёрные кубы, хранящие воспоминания матери. Хотелось бы ещё добавить: «... и разобраться во всём происходящем», но, к сожалению, «Ржавое озеро» неохотно расстаётся со своими тайнами. Впрочем, как всегда.

Здесь стоит сделать небольшую ремарку: Rusty Lake – это целая серия игр, настоящая игровая вселенная, созданная одноимённой инди-студией. И если вы ещё не знакомы с этими ребятами и их работами, срочно исправляйте сие недоразумение!

Лучше всего начать исправляться с моей любимой части – Cube Escape: Paradox. Во-первых, потому что она бесплатная (ну, наполовину, но этого более чем хватит, чтобы понять, ваша ли это чашка чая). Во-вторых, потому что она непродолжительная. Так что если не зайдёт, не потеряете ни денег, ни времени.

Бонусом к ней идёт короткометражный фильм. Который мало того что сам по себе прикольный, так в нём ещё и запрятаны подсказки, помогающие найти дополнительные концовки! – такого я больше нигде не видела.

Вообще-то вливаться в серию Rusty Lake можно с любой части. Все проекты студии так или иначе связаны между собой, но разгадывать, каким образом – это отдельная задача со звёздочкой. Каждая последующая игра отвечает на один-два вопроса и задает ещё с десяток новых, порождая тонны фанатских теорий. Через какую дверь вы войдёте в эту сюрреалистическую вселенную, c какой ниточки начнёте распутывать клубок мистических событий – не суть важно. Все тайтлы небольшие, недорогие и жутко увлекательные. Если вам не претит минималистичный визуальный стиль, обязательно попробуйте.

Но вернёмся на наш Райский остров. Какое же место занимает Rusty Lake: Paradise в этой необычной линейке? «Парадиз» – это двенадцатая игра голландской студии, но первая с точки зрения хронологии. Эдакая экспозиция, экскурс в прошлое, приквел, истоки, Origins... В ней вы узнаете, как началась история некоторых знаковых персонажей в далёком 1796 году.

Геймплейно этот point-and-click квест получился не сложнее, а может, даже и проще своих предшественников. Решаем незамысловатые задачки: привести лягушку к финишу, найти «стыкующиеся» пары зубов... Находим квестовые предметы – их немного – и думаем, где применить.

Использованные айтемы исчезают из инвентаря, экономя время: не надо перебирать груду хлама, надеясь, что «ну вот следующая фиговина обязательно подойдёт!»

Самое трудное, как всегда, понять, что от нас хотят разработчики. Но как только сообразим, хлопнем по лбу и с воплем «Семён Семёныч!» быстро справимся с загадкой.

Стилистически Rusty Lake: Paradiseодна из самых омерзительных частей серии. Мотив десяти казней египетских этому способствует, а необычные трансформации, которыми славится «Ржавое озеро», выходят здесь на новый уровень. В игре определённо присутствует эстетика безобразного: несмотря на всю «фубля», оторваться от происходящего невозможно. Каменные лица персонажей вкупе с жутковато тошнотворными деталями производят зловещее впечатление. Мне кажется, никакая гиперреалистичная графика не даст такого эффекта.

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Описывая Rusty Lake: Paradise, приходится ограничивать себя общими словами – «сюрреалистичный», «жуткий», «неприятный» и т.п. – просто потому, что не хочется, приводя конкретные примеры, портить «сюрприз» будущим потенциальным игрокам. Пусть лучше игра сама расскажет о себе. Выключите свет, наденьте наушники, отодвиньте подальше тарелку с бутербродами и познакомьтесь с семейством Эйландеров. И помните:

There will be blood.

The past is not dead. It's not even past.

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Honey, I Joined A Cult

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Дорогой, я организую секту! Какую? Пока не знаю, тут кастомизация. Но шапочки из кальмаров однозначно будут! И униформа – розовенькая! Кому поклоняемся? Ещё не решила, (говорю же – тут кастомизация!), но склоняюсь в сторону Аццкого Сотоны Деда Мороза. Хотя Ктулху Любви и Красоты тоже звучит многообещающе. Зачем оно мне? Чтобы срубить бабла, конечно! Но если в процессе моего обогащения мы придём к тому, что из глубин преисподней восстанет стрёмный бородатый дед в тулупе, то так тому и быть. Главное, чтоб ФБР ни о чём не догадалось!

Дорогой, я организую секту! Какую? Придурковатую и прибыльную, естественно! Остальное неважно.

Секты «под ключ» для тех, кому лень

Honey, I Joined A Cult – типичный тайкун. Правда, строим мы не парк развлечений, не офис, не тюрьму и не больницу, а общину сектантов. Всё остальное по шаблону. Есть небольшой стартовый капитал и несколько соратников-культистов. Этого достаточно, чтобы запустить свой бизнес.

Бизнес начнём с постройки приёмной, где встречаем гостей, а также молельни и зала для медитаций, чтобы выкачивать из легковерных обывателей деньги. Нашим сотрудникам надо где-то жить, поэтому добавим парочку жилых помещений: спальню, кухню, туалеты. Комнаты пока крошечные, условия спартанские: старые матрасы вместо кроватей, вёдра вместо унитазов, печенье «Контик» на ужин.

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Затем распределяем между культистами обязанности: кто готовит, кто убирает, кто встречает, а кто развлекает гостей, кто когда спит, отдыхает, работает...

Менеджмент очень напоминает управление поселенцами в <i>RimWorld</i>. Вот у нас почасовой график работы, а вот экран распределения обязанностей. Назначая прозелитов на должности, обращаем внимание на их черты характера и навыки
Менеджмент очень напоминает управление поселенцами в RimWorld. Вот у нас почасовой график работы, а вот экран распределения обязанностей. Назначая прозелитов на должности, обращаем внимание на их черты характера и навыки

Построив необходимый минимум, снимаем игру с паузы. Если всё сделали правильно, нашего участия в жизни общины практически не потребуется. Братья и сёстры работают и отдыхают по установленному расписанию, клиенты приходят и уходят, кадило крутится – лавэха мутится.

«Намутив» достаточно денег и очков развития, начинаем расширяться и улучшаться.

Древо технологий

Размещаем в общине побольше «аттракционов». Вкусы у искателей просветления разные: кому-то нравятся энергетические спа, кому-то спиритические сеансы, а кто-то любит прочищать чакры пиявками. Нам для любимых гостей ничего не жалко, без всяких предрассудков удовлетворяем потребности всех прихожан.

В какой-то момент может показаться, что нуждающихся в наших услугах столько, что рабочих рук не хватает, чтобы осчастливить и «подоить» всех. Не беда! Присмотримся к самим прихожанам: кое-кто из них наверняка успел потратить в общине все деньги, проникнуться учением и теперь мечтает сменить костюм-тройку на розовую распашонку и шапку из кальмара. Такие сотрудники нам нужны! Стелем на пол ещё один старый матрас и принимаем нового адепта в дружный коллектив. Схема, как видите, банальна.

Бестолково, но прибыльно<br />
Бестолково, но прибыльно

Так что же может пойти не так? Какие препоны могут встать на пути начинающего Хаббарда? Первая проблема – сами последователи. Они люди. Со своими нуждами, прихотями и слабостями. Неудачно составленное расписание, немытые руки и просто вздорный характер плохо сказываются на эффективности работы секты.

Чтобы подчинённые не вякали, регулярно улучшаем условия труда и читаем вдохновляющие проповеди. Тимбилдинг – наше всё. Самых конфликтных выставляем за дверь пинком под зад. Желающих вступить в клуб «Весёлые сектанты» и так много.

Вторая проблема – полицейские обыски и массовые протесты. Оказывается, не всем нравится наша община. Хм, странно, очень странно. Столкнувшись с недопониманием местных жителей и властей, главное – не паниковать. У нас есть немного времени, чтобы спрятать улики от легавых и утихомирить нормисов, вопящих за забором.

А вообще, лучше не доводить до конфликта, не притягивать к своей организации ненужное внимание. Следить за шкалой «Давление» и регулярно снимать напряжение... Кхм. Ну не в этом смысле.

Снять напряжение, то есть снизить социальное давление, можно на экране заданий. Отправим своего верного члена – не абы какого, а с подходящими характеристиками! – в мэрию, чтобы он исполнил поясняющий танец. Власти обязательно всё поймут и всё простят

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Совсем без внимания нашей секте не обойтись: чтобы привлечь новых сторонников, придётся заявить о себе, выйти в народ, так сказать. Для этого запускаем пиар-кампании. Выступаем по радио или телевидению, рассказываем всем о прелестях сектантской жизни, поднимаем таким образом статус культа и получаем очки репутации. Иногда полезно даже просто покричать на улице, о том, какие у нас вкусные печеньки.

Во время выполнения задания членов культа часто поджидают случайные события. Ихсход может быть как положительным – уникальный фарфоровый чайник, так и отрицательным – повреждение головных органов. Всё зависит от нашего выбора.

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

За всей этой суетой: вечно немытыми руками, пиар-кампаниями, подтасовкой улик и прочими мелочами легко забыть, что у нас вообще-то не досуговый центр, а настоящая секта! И у Датча... ой, то есть у Верховного Жреца есть план! Помимо обогащения до неприличного состояния. Выполнение таинственного Великого Плана считается главным условием победы в Honey, I Joined A Cult.

Что же это за план такой? Добиться мира на всей земле? Призвать владыку с щупальцами? Колонизировать новую планету? Хм, а знаете, любой из этих вариантов подойдёт. Все три достаточно амбициозны и при этом абсурдны – всё как мы с Великим Жрецом любим.

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Определившись с тем, какой из финалов больше по душе,получаем линейку тематических заданий, доступ к особым комнатам и уникальных персонажей.

Футуристы проводят эксперименты на людях, сжижают своих последователей во вкусные напитки и превращают их в арт-объекты.

У демонопоклонников в услужении ходит настоящий чёрт.

А глава пацифистов загоняет своих хиппи в комнату свободной любви, чтобы те спаривались во имя мира на Земле. Последнее, кстати, имеет не только высокий духовный смысл, но и практический. Оказывается, черты характера передаются половым путём. Так что не спешим избавляться от своих бесполезных подручных, подложим их потом под кого-нибудь одарённого, когда кровать освободится.

Хороший ересиарх и конкурсы у него интересные
Хороший ересиарх и конкурсы у него интересные

Правда интересные? Ну-у-у... Так себе. Может, на словах Honey, I Joined A Cult и выглядит весёлым тайкуном со специфическим юмором, но на деле – это тот ещё тайм-киллер. Он жрёт время горстями, а взамен не предлагает ничего увлекательного.

БОльшую часть игры приходится просто ждать. Даже на максимальной третьей скорости. Порой надо заказывать ингредиенты, отправлять агентов на миссии, строить новые комнаты... Но в первую очередь – ждать. Ждать, пока сектанты вернуться с задания, ждать, пока закончится исследование, ждать, пока накопится нужная сумма... Скажу честно, были моменты, когда я клевала носом, сидя перед монитором.

Если хотите чего-то похожего, но поживее, попробуйте лучше RimWorld. С дополнением Ideology, чтобы отыгрывать секту со строгими убеждениями. Или без него. RimWorld в любом случае cгенерирует больше интересных и сумасшедших ситуаций, чем этот тайкун. Здесь же никто не запрётся в холодильнике и не сожрёт все запасы на зиму, никто не откопает погребённого летом дядю Гришу и не водрузит его останки на обеденный стол. Эх.

И клей здесь не нюхают<br />
И клей здесь не нюхают

Но это уже совсем другая история. И для другого поста. А этот – давно пора заканчивать.

Список получился совсем небольшим. Я наверняка обделила вниманием кучу крутых игры про культы и секты (не по злому умыслу, а по незнанию токмо), так что буду рада, если укажете мне на них в комментариях. Ну а я в свою очередь постараюсь компенсировать неполноценность материала, докинув в послесловие небольшой бонус.

Бонус

Я тут иронизировала на тему сект, но вообще, культы и НРД (новые религиозные движения) – это нихрена не весело. Рассказы про людей, ушедших из семей и добровольно отдавших всё своё имущество всяким мессиям и пророкам, ввергают меня в какую-то растерянность и странную беспомощность. Про самые отбитые группировки с массовыми самосожжениями и зариновыми атаками, я вообще молчу.

Казалось бы, ну хочет человек отречься от всего мирского, что в этом плохого? Его жизнь – его дело, никому же не мешает! Ушёл в общину – его выбор, а свобода воли – одна из главных человеческих ценностей!

И вообще, нестяжательство – это хорошо, а труд, тем более безвозмездный, облагораживает. Может, человек смысл существования нашёл! В компании единомышленников обрёл наконец-то счастье, а его обратно в семью затащить хотят, к маленьким вопящим внукам и эгоистичным взрослым детям!

*признана экстремистской<br />
*признана экстремистской

«Живи и не мешай жить другим» – моё любимое кредо, которому так легко и приятно следовать. И которое уже не кажется таким универсальным и безоговорочным, когда речь заходит о жертвах деструктивных НРД.

Как отличить счастливую маму, с головой ушедшую в новое хобби, от мамы с промытыми мозгами? Как вытащить друга из секты, если сам он того не хочет и говорит, что никогда ещё не был так спокоен и уверен в завтрашнем дне?

Похожими вопросами, наверно, задавался и Алексей Поляринов во время написания романа «Риф».

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Культовое чтиво: Алексей Поляринов, «Риф».

Центральная проблема «Рифа» – это нездоровые отношения поколений (преимущественно матерей и дочерей). Чтобы лучше раскрыть этот больной вопрос, Поляринов прибегает к теме ритуалов и культов, использует их как эдакий хирургический инструмент. Причём использует со знанием дела: в багаже автора более двадцати книг о психологии сект и консультации с антропологами. Читая роман, понимаешь, как легко попасть под влияние сильной харизматичной личности и как сложно – практически невозможно – реабилитироваться после такого без профессиональной помощи. Кстати, о том, что бывшим членам секты в принципе нужна помощь, начали задумываться сравнительно недавно. Ликвидировать организацию и её лидера недостаточно для того, чтобы вернуть пострадавших к нормальной жизни.

Я не профи в таких вопросах. И даже не любитель. Но «Риф» показался мне психологически достоверным. Было легко представлять себя на месте героинь, их чувства и мысли казались близкими и понятными. Мне вообще понравилось, как автор выписывает персонажей: рельефно и с такими характерными деталями, что они сразу оживают.

Тритонов мать отчего-то боялась – так же сильно и глупо, как слоны боятся мышей. Ещё она боялась красоты. Или даже не так: красивые, изысканные вещи приводили её в ужас. Увидев что-то красивое, она тут же в уме считала - сколько оно может стоить; причём считала не в рублях, а в булках хлеба и килограммах мяса. Для Киры ей, в общем, ничего было не жалко: подарки на дни рождения, хорошая одежда, учебники – всё это Кира получала, но за красивые вещи всегда расплачивалась тем, что постоянно должна была выслушивать причудливую материнскую математику: «На эти деньги можно год питаться свежими отбивными!», «А это – целых сорок булок бородинского!»

Поляринова в принципе хочется похвалить за язык – плавный, образный, ритмичный. Открыла книгу – а когда пришла в себя, двадцать процентов уже было позади.

Роман, к сожалению, получился не без минусов: были невыстрелившие ружья, которые автор развесил для красоты, да и один сюжетный момент смутил. Но всё же «Риф» очень запомнился. Могу порекомендовать его тем, кому любопытно, что сейчас происходит в современной русской литературе помимо Пелевина. Ну и в эту подборку он отлично вписывается, так что не могла не попиарить.

Культовое кино: «Однажды в Голливуде»

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Ещё не начав писать этот пост, ещё до того даже, как посмотрела сам фильм, хотела разместить здесь «Солнцестояние» Ари Астера. Аннотация, трейлер, неплохие отзывы критиков и то, как во многом сюжет кинокартины перекликается с вышеупомянутым «Рифом» – всё кричало о том, что триллер просто создан для «культовой» миниподборки. А потом я его посмотрела и... Не то чтобы всё плохо, нет. Визуально так вообще красота, но... Гляньте лучше «Однажды в Голливуде» Тарантино. Если ещё не. То, как здесь обыгран конец реально существующей секты 60-70-х, дорогого стоит. Может, семья Мэнсона – не такая актуальная тема, может, российский зритель вообще не в курсе, кто такая Шэрон Тейт, – это ничего. Фильм всё равно нереально доставляет, а концовка просто разъёбывает. Актёрская игра хороша, диалог Ди Каприо с восьмилетней девочкой прекрасен, сцена в лагере Мэнсона держит в напряжении, любовь режиссёра к золотой эпохе Голливуда осязаема, Марго Робби и Маргарет Куолли обаятельны... И там есть Брэд Питт! А что ещё нужно для хорошего фильма?

В нагрузку ещё один похожий материал для тех, кто интересуется религиозными культами в компьютерных играх. В двух частях:

Вот теперь действительно всё. Спасибо за внимание!

30K30K показов
5.3K5.3K открытий
33 репоста
94 комментария

Крутая подборка, спасибо. Знал только про культ ягненка

Ответить

На тему культов есть залипательная карточная Underhand для Андроида, где мы пробуждаем Древних Богов, похищаем людей и приносим жертвы, грабим банки итд. Без рекламы и полностью бесплатная.

Ответить
Автор

Эх, а на iOS нету(

Ответить

Пишет, что нельзя установить, так как разработано для более старых версий ведроида. Это как вообще, первый раз такое вижу.

Ответить

World of horror был бы тоже в тему

Ответить
Автор

Ваа! Выглядит очень стильно, но страшно!

Ответить