Опасная графомания. Обзор Alan Wake (+American Nightmare)

Я сейчас никому не открою Америку, но чем больше ты играешь, тем сложнее тебя удивить. Раньше, в силу слабой искушённости, многие углы в играх сглаживались, на косяки закрывались глаза, ведь история-то цепляет! Плевать, что геймплей кривой, игра-то отличная и вообще, возьмите мои деньги и дайте ещё!

Что-то похожее у меня случилось с приключениями Уэйка. Я с огромным удовольствием прошёл игру в 2013 году и сохранил о ней тёплые воспоминания. Но вот вышел сиквел, а значит пора сдуть пыль с первой части, вспомнить как всё было и разобраться: а так ли игра хороша?

Послание мне от фанатов серии
Послание мне от фанатов серии

История потерянных страниц

В общем-то, к сюжету особых вопросов нет - он выполняет роль основного мотиватора к прохождению. История крутится вокруг писателя, Алана Уэйка, который находится в творческом кризисе и вместе со своей женой прибывает в забытый богом городок Брайт-Фоллс в поисках уединения и отдыха.

Конечно! Надейся!
Конечно! Надейся!

Впрочем, узнают его даже здесь, да и события поворачивают не туда с самого начала: Уэйк получает не тот ключ от домика и вместо уютного ночлега оказывается в Тёмной Обители, его жена исчезает, а сам он приходит в себя в разбитой машине, утратив воспоминания о последней неделе. Разбираться во всём этом нам и предстоит.

О сюжете сложно рассказывать без спойлеров, но он даёт хорошую почву для всяческого СПГС, поиска метафор и свободной интерпретации. Отдельно хочется похвалить атмосферу: она вполне себе гнетущая и неуютная, а местами и вовсе начинаешь сомневаться в реальности происходящего. Может Уэйк просто лежит в палате с мягкими стенами, а всё это лишь его больные фантазии?

Тёмная сущность доминирует над писателем, смотреть без регистрации и смс
Тёмная сущность доминирует над писателем, смотреть без регистрации и смс

Попутно с движением основной истории, нам понемногу рассказывают и о прошлом Алана, вместе с тем раскрывая его характер. За счёт этого Уэйк воспринимается более настоящим: он и ошибок натворить успел, и в скандалы вляпаться мастак, да и проблемы свои решать, как будто, не очень-то и хочет. Типичная творческая личность, короче говоря.

Твоё лицо, когда ведёшь себя как арбузер
Твоё лицо, когда ведёшь себя как арбузер

Чтобы нам не было одиноко, периодически по пути встречаются второстепенные персонажи, каждый со своей фишечкой. Так агент Найтингейл постоянно называет Уэйка именами других писателей, Барри неуклюже подкатывает к местному шерифу и строит из себя героя, а старики-музыканты Тор и Один вообще главный источник забавных ситуаций, хоть и появляются очень редко.

Дед выдал базу
Дед выдал базу

В плюс атмосфере играет и то, что кроме основного сюжета игра ненавязчиво делает вид, что за пределами того, что видит игрок есть жизнь. Мы можем услышать местную радиопередачу, где харизматичный ведущий расскажет о текущих событиях в городке, посмотреть несколько частей сериала Night Springs, да и в записках найти много интересного.

Here's johnny moment
Here's johnny moment

Ещё одна интересная фишка - страницы рукописи. Внимательно исследуя локации, можно найти куски рукописи Уэйка, которые заспойлерят нам то, что произойдёт дальше. И эти спойлеры как раз и мотивируют к исследованию, поскольку они позволяют чуть больше узнать о происходящем с второстепенными героями. Ну и в целом, очень хорошо ложатся в атмосферу триллера: читаешь страничку, а через какое-то время написанное на ней сбывается.

Опасная графомания. Обзор Alan Wake (+American Nightmare)

Вообще, игра не скупится на действительно забавные сцены. К примеру, замешательство Найтингейла, когда он осознаёт, что произносит ровно то, что уже читал в рукописи Уэйка, или пьянка Барри и Алана посреди творящегося звиздеца. С атмосферой и персонажами у игры всё просто прекрасно. Даже стилизация под сериал выглядит вполне уместной. Все эти «previously on Alan Wake» действительно создают впечатление, что ты смотришь неплохое шоу.

Но, увы, тут у нас не симулятор ходьбы вроде Until Dawn и к бочке сюжетно-атмосферного мёда примешивается геймплейный ковш дёгтя.

Игрища света и тени

Игру можно условно разделить на дневную и ночную части. Днём у нас движется сюжет, мы ходим, что-то читаем, с кем-то говорим и вникаем в сюжет и лор. В общем, играем как раз в типичный симулятор ходьбы, только такие отрезки довольно короткие. Как только мы доходим до нужной сюжетной точки — начинается ночь, вылазят монстры и происходят всякие непотребства, шатающие чердак Уэйка.

Иногда нам будут помогать напарники - отличный момент, чтобы сэкономить патроны
Иногда нам будут помогать напарники - отличный момент, чтобы сэкономить патроны

И вот тут всё становится плохо. Сражаться в игре не сложно, а попросту неинтересно. Противники окружены тёмной мазнёй, наподобие тумана, которую нужно развеивать фонариком. Причём, чем больше враг, тем дольше нужно светить ему в харю, прежде чем можно будет стрелять. После того как прогнали тьму — стреляйте. Чем крупнее враг, тем больше он сожрёт патронов.

Ну и… Всё. А вы что думали? Да, у вас есть несколько видов оружия: револьвер, двустволка, охотничье ружьё и т.д. Также в наличии световые гранаты и сигнальные ракеты, которыми получается засветить врагов пачкой. Но это не слишком спасает ситуацию. Ну и разные виды фонариков, но их вы случайно не найдёте, в основном они лежат в обусловленных сюжетом местах.

Опасная графомания. Обзор Alan Wake (+American Nightmare)

Враги не пытаются пугать, хотя каждое их появление сопровождается надоедливым отдалением камеры, чтобы показать вам врага. С ними слишком легко справиться, что при раздражающей механике и вовсе наводит скуку. В принципе, в некоторых случаях можно не драться вовсе и просто убежать, чем я с удовольствием пользовался, чтобы скипнуть занудное действо.

Нет, удачные боевые сцены тоже есть, но их мало и удачные они из-за обстановки. Например, когда вы отправитесь на ферму Тора и Одина, вам придётся отбиваться от Одержимых на рок-сцене, с прожекторами, фейерверками и под задорную музыку. И вот это чуть ли не лучшее сражение в игре. Драйвовое, весёлое, с постоянными переговорами между Аланом и Барри, да ещё и под офигенный метал! Увы, подобных проблесков в игре мало.

Вот тут и развернётся лучший бой в игре
Вот тут и развернётся лучший бой в игре

Боссы скучные и незапоминающиеся, практически все они являются просто более жирными одержимыми. Враги вообще страдают от однообразия, поскольку разницы между ними мало, все противники это человеки разных размеров и стаи птиц. Ну и оживающие машины или мелкие объекты, которые просто нужно уничтожать светом фонарика.

Хичкок был бы доволен
Хичкок был бы доволен

Недостаток ресурсов мог бы спасти положение, но если вы играете не на максимальной сложности, то патронов и батареек для фонарика всегда будет в избытке. Да и «Кошмаре», если честно, особого дефицита нет, если внимательно обшаривать закоулки.

При этом регулярно игра отбирает у вас всё и, что особенно бесит, мощный фонарик. В определённых моментах, вопросов не возникает, но кое-где это происходит абсолютно без сюжетного обоснования и вызывает только раздражение и досаду.

Ничто не радует так сильно, как этот символ
Ничто не радует так сильно, как этот символ

Сбор коллекционных предметов тоже не имеет смысла (кроме страниц). Они никак не интегрированы в сюжет и не дают ничего, кроме бессмысленной ачивки. Единственное, что стоит искать — метки на стенах, которые видны только при свете фонарика и обозначают путь к тайникам с гранатами, ракетами и прочими полезными расходниками.

Ах да, ещё игра страдает болезнью хорроров и триллеров тех лет: обязательное наличие дебильной мини-игры и покатушки на машине. Мини-игрой вы будете заводить генераторы, а вот кататься на машинке придётся довольно много и это раздражает. Во время поездки исследование уходит на второй план и остаётся два варианта: либо вы уныло едете, пытаясь не заснуть, либо не менее уныло давите одержимых, только с физикой куска мыла на воде.

Чёртовы покатушки!
Чёртовы покатушки!

И всё же светлые моменты в геймплее есть, но их слишком мало, чтобы играть было по-настоящему интересно. К примеру, под конец появляется любопытный шрих в виде слов, висящих в воздухе. Подсвечивая их фонариком, мы материализуем описанные объекты и это хорошо вписывается в историю, мы же за писателя играем, чёрт побери! Почему подобных элементов так мало? Чуть больше будет в DLC, но до них ещё предстоит добраться!

Опасная графомания. Обзор Alan Wake (+American Nightmare)

Увы, большую часть времени мной двигало лишь желание узнать продолжение истории, а вот геймплейную часть хотелось промотать как можно скорее. В двух дополнительных главах ситуация та же, за исключением, пожалуй, большего количества грамотной шизы, вроде босса-телевизора.

Мама, я в телевизоре!
Мама, я в телевизоре!

Но разработчики немного исправились в маленькой добавке под названием American Nightmare.

Дополнительная серия

Опасная графомания. Обзор Alan Wake (+American Nightmare)

Хотя история Алана требовала продолжения, с ним не заладилось, однако часть идей для сиквела Remedy всё же воплотила в American Nightmare, который не является прямым сиквелом, а скорее просто дополнительной историей об Алане.

Действие происходит в Аризоне, в вымышленном городке Найт Спрингс из одноимённого сериала. Вся игра стилизована под очередную серию, а закадровый голос называет Уэйка не иначе как Воином Света. Основная цель — переписать историю, чтобы победить злобного двойника по имени Скрэтч.

Страницы тоже стали выглядеть более стильно
Страницы тоже стали выглядеть более стильно

И вот в этой истории Алан постигает основы жанра roguelike, поскольку сделать всё правильно получится только с третьей попытки. Всего в игре три локации, каждую из которых придётся пройти по три раза, правда с каждым разом это будет происходит всё быстрее и проще, подгоняя нас к финалу.

Новый забег начинается
Новый забег начинается

Геймплей остался тем же, но с парой важных исправлений. Фонарик срабатывает быстрее, за счёт чего сражения стали динамичнее, рукописи теперь нужны, чтобы открывать новые пушки, разница между которыми чувствуется куда лучше, чем в оригинале, да и сам Алан стал как будто резвее.

Сражения пусть и стали чуть проще, но значительно прибавили в динамике и уже не воспринимаются как раздражающе тягомотное действо.

И даже финальная схватка здесь воспринимается куда лучше, нежели в оригинальной игре.

Кинематографичные вставки — ещё одна изюминка Американского Кошмара
Кинематографичные вставки — ещё одна изюминка Американского Кошмара

В остальном, это всё тот же Alan Wake, только чуть лучше графически, чуть интереснее в боях и сильно короче. Ну и немного спойлерящий нам замыслы Remedy относительно сиквела.

Из Тёмной Обители нет выхода…

Остался ещё один вопрос, почему же я играл в оригинал, а не версию-ремастер? Ну, во-первых, потому что не нашёл достойного повода для покупки ремастера, а оригинал давно висит в библиотеке Steam. Во-вторых, графика в переиздании далеко не во всём лучше, а с лицами ситуация и вовсе караул, что, в общем-то, проблема большинства таких ленивых ремастеров.

А песня, кстати, хороша - рекомендую
А песня, кстати, хороша - рекомендую

Что в итоге? У Alan Wake действительно потрясающе атмосферная история, за ней интересно следить, в ней хочется разбираться и строить теории, да и сам Уэйк не самый однозначный персонаж.

Но особенно сейчас, в 2023 году, играть в него попросту скучно. Это та игра, которую без каких-либо ощутимых потерь можно пройти на Youtube, чтобы просто посмотреть сюжет и оценить постановку.

Играть абсолютно необязательно.

Опасная графомания. Обзор Alan Wake (+American Nightmare)

Спасибо, если прочли до конца. Больше моих обзоров, а также новости мира игр и кино, вы можете найти в моём сообществе ВК:

1212
26 комментариев

Ты называешь игру графоманией и при этом весь обзор нахваливаешь сюжет и всё с ним связанное?
Справедливо.

4
Ответить

DTF момент. Мне иногда кажется, что местные не понимают, что сами пишут.

Ответить

Заголовок это название. "Опасная графомания" - это то, что отражает суть происходящего. Графоманская повестушка Уэйка, которая завела его в Тёмную обитель.

Сюжет самой игры я графоманией не называл, алло)

Ответить

Играть абсолютно необязательно.

Как и в любую игру

2
Ответить

Почему же, есть геймплейно-ориентированные игры, где посмотрев только сюжет теряешь многое.

Увы, не в случае с дилогией Уэйка

Ответить

первая часть как была унылой геймплейной хуитой так ею и осталась
другой вопрос готовы ли вы терпеть геймплей ради отличной атмосферы
ествественно никого не требую соглашаться с моим мнением у каждого оно свое
но тогда ты просто петух

1
Ответить

Вот именно, что не готов. Увы, во второй части лучше не стало

1
Ответить