Как я с третьего раза влюбился в Baldur's Gate 3, а потом отпустило

Это не разбор, не обзор, не лонг, а просто некий поток мыслей под впечатлением от игры.

Как я с третьего раза влюбился в Baldur's Gate 3, а потом отпустило

Начну с главного: не являюсь поклонником классических CRPG и не играю в них, при том что в целом люблю жанр фэнтези. Экшен-РПГ — это пожалуйста: TES'ы, Ведьмаки, VtMB, да тот же Divinity II: Ego Draconis от Larian. А вот смотреть сверху на маленьких человечков, особенно в 202х году, — извольте, ну не люблю изометрию в принципе. Не, справедливости ради, скажу, что в своё время c кайфом по 2 раза прошёл DAO и DA 2 (а аддон Awakening вообще 3 раза), но это больше в порядке исключения. К тому же там не такая лютая изометрия (игры практически от 3-го лица) и риалтайм-боёвка. А вот DOS 2 или Neverwinter Nights 2 в разные годы были дропнуты через часа 2-3.

Поэтому Baldur's Gate 3 не ждал. Вообще. Но релизный хайптрейн в августе всё же не обошёл меня стороной, да и играть было не во что: современные ААА почти неинтересны, к сожалению. Перед покупкой скачал пиратку, стартанул плутом и задушился в первом же бою. Это чо такое? Это даже шаги/перемещение считаются за ходы? А атаки — не всегда проходят? Ну-у, я так не играю. Удалить игру.

Тем временем хайп и положительные отзывы (с небольшим процентом отрицательных) только нарастали. Может, я что-то не понял? Ровно через неделю опять качаю грёбаные 120 гигов пиратки и начинаю со старого места, благо сейвы остались. Опять душусь в первом же бою, опять uninstall. «Ну, просто не моё. Хоть ума хватило не вестись на ажиотаж и выкидывать 2 косаря», — говорю я себе и успокаиваюсь.

По заголовку ясно, что с третьего раза я всё-таки прорвался и через изометрию, и через пошаговость. На это повлияли два не связанных между собой события. Первое: в сентябре человек, которого я очень уважаю, Рафаэль Колантонио, назвал свой топ-10 величайших игр. И там, среди обожаемых мною Thief с Bloodlines, была BG 3. Во даёт! И двух месяцев с релиза не прошло, а он уже в величайшие её пихает. Я скептически к этому отнёсся, но про себя сей факт всё-таки отметил.

Как я с третьего раза влюбился в Baldur's Gate 3, а потом отпустило

Второе и главное событие: в декабре ютуб подкинул мне прохождение BG 3 одним стримером, под которого я частенько засыпаю (Karmik Koala). Врубил, начал смотреть... И вот оно! Хоть до этого я несколько разных стримов Балды смотрел, но тут впервые, через экран, ощутил прикол пошаговой боёвки: сидишь-пердишь, как-то прикидываешь дальнейшие ходы, выбираешь атаки/спеллы — такой-то мамкин тактик.

В общем, скачал пиратку в третий раз, начал за монаха, и через 2 часика пришло осознание: да, это было не просто ошибочное впечатление от стрима. Удалил пиратку, подождал пару дней до зимней распродажи Стима, купил игру и... Просто провалился. Играл запоём всё свободное время под Новый год и все праздники, иногда по 6-9 часов в день. Последний раз от видеоигры так улетал в 2020 году, проходя RDR 2. Позднее также понял, что явной ошибкой было мне, новичку в данном жанре, в первый раз начинать плутом и бегать после крушения наутилоида неполной пати в 3 перса (я, Астарион, Шэдоухарт). Итак, чем же так зацепил БГ3, пусть и не с первого раза?

Конечно, рогатыми тян
Конечно, рогатыми тян

В видеоиграх двумя самыми главными особенностями считаю геймплей и атмосферу (что немаловажно: в интересном мне сеттинге). Если они классные, на всё остальное, включая сюжет, готов закрыть глаза. Да-да, считаю удовольствие в играх надо получать здесь и сейчас, а что там, в финале, — выстрелят ли все ниточки и будет ахуй или, наоборот, разочаровывающая посредственность — дело десятое. Поэтому никогда не понимал играющих в тот же Dishonored в нелюбимом стиле стелсера-пацифиста ради 40-секундной концовочки, вместо того чтоб играть как нравится и кайфовать.

Атмосфера. Во-первых, БГ3 каким-то странным образом умудряется постоянно (ладно — не так уж и постоянно, но об этом в самом конце) поддерживать дух приключения: за углом всегда ждёт что-то интересное, какая-то встреча или событие — в которые можно по-своему вписаться или, наоборот, проигнорить. Да, это не что-то масштабное и долгое, не прописанные целые цепочки квестов — часто это вообще небольшие события на пару минут. Ну и что? Главное: местный мир хочется исследовать и всюду совать свой нос, ведь можно найти наткнуться на мутных и странных NPC, тайник, секретный проход или ещё одну локацию в локации (yo dawg): когда залезаешь на пару минут, а выходишь обратно через 1-2 часа.

Сеттинг, несмотря на то, что это вроде классическое фэнтези, сильно выделяется за счёт большого количества рас и разумных существ. Здесь не только давно обрыдшие всем эльфы/гномы/гоблины/орки, но и тифлинги, гитьянки, дьяволы, иллитиды, хобгоблины, разумные грибы и прочие интересные личности. К третьему акту я уже перестал удивляться этому разнообразию и готов был встретить хоть самого Чужого. Причём все NPC визуально круто отрисованы: от няшных рогатых девочек (сразу +2 балла игре!) и зелёных дриад до склизких иллитидов и мерзкой карги.

Как я с третьего раза влюбился в Baldur's Gate 3, а потом отпустило

Геймплей. Да, первые 2 раза я споткнулся именно на боях. Да, они могут быть долгими и душными. Да, мне до сих пор трудно смириться, что в бою ходы тратятся на передвижение и ещё надо терпеливо ждать ходов противника, а также всегда смотреть его резисты/слабости. Но всё это отчасти перекрывается громадными возможностями, особенно когда потихоньку обрастаешь свитками, зельями, спеллами, скиллами. Магия здесь — не просто однотипные разноцветные дамажащие пуки, а действительно разноуровневая и заставляет посидеть-подумать, чем пользоваться и где имба зарыта. А уж стрелы... Будучи любителем играть за лучников, просто охерел от их количества: стихийные, некротические, ядовитые/кислотные, лечащие, ослепляющие, телепортационные, антимагические, рикошетящие, с бомбами. Даже специальные для убоя воробьёв есть, лол.

Но не боями едиными. Ведь тут в целом огромнейший коридор возможностей и всяких экспериментов. Неудивительно, что иммерсивный Колантонио засунул игру в свой топ. Можно простелсить, взломать/украсть, запугать/убедить/обмануть/скооперироваться, поболтать с мёртвыми/животными, самому превратиться в животное/другую расу. По отдельности — может, и ничего принципиально уникального, но то, что здесь всё это собрано в одной игре, и главное, работает, — невероятно впечатляет. Допускаю, что подобные восторги лишь из-за того, что я залётный, а ветеранов-красноглазиков каких-нибудь Pathfinder или DOS 2 этим не удивить. В целом я описываю для себя весь BG3 следующим предложением: «какими инструментами мы обладаем, чтоб наебать систему и сделать то, что хочется?» Причём это «сделать» — часто без всякой логики или явного профита (по крайней мере он не всегда ясен в данную секунду). Когда наткнулся в первом акте на медведосычиху, мне захотелось спиздить у неё яйцо. Нипочему, просто я так чувствую. В конце концов, отыгрываю основным персонажем вора. Но стелс и воровство проваливались раз за разом, ибо меня палили то она, то её детёныш, начиналось сражение — но я не хотел с ней драться из-за сраного яйца. В итоге решил кинуть на гнездо тьму — и, о чудо, она не сагрилась, а я просто вслепую спёр яйцо и был таков. Но подобный трюк, например, не сработал в цирке с сундуком некромантши, потому что она видит в темноте, и уже нужен другой подход.

Как я с третьего раза влюбился в Baldur's Gate 3, а потом отпустило

Ещё одно описание, которое вмещает в себя BG3 и которое было озвучено в статье DTF по игре года: «она продолжается, несмотря ни на что». Можно всех убить, можно всех спасти, можно лишиться сопартийца. Повествование и сама игра почти всегда будут продолжаться. Плюс куча разных мелочей и решений внутри локальных событий, которые дают свои исходы. Я смотрел прохождение стримера параллельно своему — и подмечал отличия: от совсем мелких (типа робота-собаки в бою с Кетериком — я-то пробрался в его покои и подружился с ней, поэтому у меня её там не было) до значимых (типа отрезания башки Карлах или возможности не снимать проклятье в Подземье).

Ещё один очень важный аспект, за который я готов расцеловать Лариан, — максимальный уровень полезности лута. Реально полезные свитки/зелья/шмот можно найти в самых неприметных бочках/шкафах/трупах, а не как это обычно бывает: везде 2 луковицы, грязная рубашка и 5 золотых монет, а что-то полезное — только в финальном сундуке пещеры или в конце квеста. Тут, конечно, максимальные страдания для Плюшкиных: обязательно всё обыскать-облутать-взломать, часами сидеть в инвентаре, думая, что продать, что оставить, что надеть на сопартийцев. Но здесь это хотя бы имеет смысл, в отличие от большинства игр, где 90% лута — ненужное говно для продажи.

Короче, шикарная игра. Играй-кайфуй, люби Larian и пиши на стене в подъезде Винке «Свен, я тебя люблю!». Но не всё так уж и радужно...

Бог существует. И он — бельгиец
Бог существует. И он — бельгиец

Сраный кубик. У меня нет проблем, когда мой монах-плут проваливает проверки не по специальности — на силу или интеллект, но когда он несколько раз подряд не может вскрыть средний сундук (даже не сейф в Монетном дворе) или ловкость не прокает в диалоге, хотя билд с самого начала планировался под вора-стелсера-лучника и имеет бонусы и нужный шмот — начинает слегка подгорать. А если ещё через минуту после провала в ловкости в интеллекте у него выпадает 18-20, причём без всяких бонусов, — начинает реально полыхать (и неважно, что тут пошёл нелогичный фарт в мою сторону). Или когда он же на 9-м лвле два раза проваливает внимание на ловушки, но подходит однорогая варварша Карлах — и сразу их обнаруживает. Ёбаный в рот этого казино! Ещё забавляет, когда надо выкинуть 10, при этом в наличии 10-14 бонусов — то есть проиграть вроде невозможно, но выпадает единица, что означает автоматический провал. Апогеем кубического пиздеца стал бой с Рафаилом. Когда мои 11-уровневые персы без дебаффов промахиваются в двух случаях из трёх по 9-уровневым подсосам дьявола — ну эт прям чистый тильт начинается. Через час этой клоунады просто плюнул на более-менее честный бой, перезагрузился и подорвал гномьей бомбой. Ибо смысл потеть в этой рулетке?

Всё взломаем, всех ограбим
Всё взломаем, всех ограбим

Вы скажете: ну это рандом, всё как в жизни; даже акробат может поскользнуться и свернуть шею, а дед с палкой имеет шанс легко перепрыгнуть лужу. Во-первых, это всё-таки видеоигра, а не жизнь, и тем более не настолка, где-то весь процесс происходит в маняфантазиях играющих. Ведь вряд ли кто-то был бы рад, когда в Max Payne 3 герой промахивается, потому что руки трясутся после похмелья, хотя вы, игрок, точно ставили хедшот. Или во время вашего идеального подкрадывания в Splinter Cell у Сэма Фишера хрустят колени и его палят (да, может, аналогии чутка дурацкие, но всё же). Поэтому — да, я сэйвскамил. Но только по специализации своего персонажа или спутников. Иногда — проверки на внимание. Потому что это минус секретный рычаг — и возможная потеря контента.

Кубик говна решил твою судьбу, Макс
Кубик говна решил твою судьбу, Макс

Вообще, оставил бы кубик только в следующих случаях: 1) для мультиклассов, которые ни в чём глубоко не разбираются, когда и жнец, и жрец, и на дуде игрец — от 3 классов и более, а узкоспециализированных мастеров до 2 классов не трогал в их стезе 2) для совсем мегаебейших возможностей-проверок а-ля «уболтать босса самовыпилиться» — даже если персонаж спец по харизме. Хотя кого я обманываю — «оставил», выкинуть его на хер, и всё. Тем не менее, несмотря на мою вонь по поводу кубика, всё же он чаще выбрасывал в мою пользу (по специализации). Тут всё-таки не такой маразм, как в Disco Elysium, где вероятность в 80-90% проваливалась 4-5 раз подряд.

Камера. Иногда пиздец, хоть и в целом терпимо. То улетает куда-то в космос, то криво прогружает этажи при переходе с одного на второй: когда стоишь на лестнице, но не видишь, что будет чуть выше и куда ты вообще идёшь. Изометрия — говно мамонта, которое должно быть опциональным.

Личинки. Уже сто раз было обсуждено, что отказ от них, к сожалению, не даёт ничего. Я принципиально не пользовался ни разу, согласно отыгрышу в голове. Но не могу не упомянуть сей прискорбный факт, ибо за свои принципы оставаться человеком, а не мерзким ктулху, не получил ни-ху-я.

Баги. Пропадающие из панели быстрого доступа в самый неподходящий момент иконки скиллов, которые приходилось возвращать вручную. Дебаффы на персонаже, висящие даже после боя и снимающиеся лишь перезагрузкой/выходом из игры. Какие-то артефакты с лицами NPC в диалогах. Почерневшие иконки персонажей после левелапа, которые лечатся только откатом сэйва. Хотя играть начал аж спустя 5 месяцев после августовского релиза. Особых претензий к этому нет, ибо понимаю, игра очень масштабная и всё вылизать ещё нескоро удастся, плюс подобное было редко. Но местами всё равно подбешивало.

У иконки Карлах случился блекфэйс
У иконки Карлах случился блекфэйс

Ну и самое главное. Проблема третьего акта. Да-да, я так и не прошёл игру. Все мои восторги выше про «желание всюду сунуть нос, найти что-то интересное, какие-то эксперименты и подходы в решении задач» можно смело делить на 10 при попадании в Нижний город. Потому что к этому моменту происходит явное перенасыщение контентом и впечатлениями, при этом самого контента как будто становится больше: везде какие-то точки квестов, куча NPC и мелких происшествий — таки мы в крупном городе, а не на мрачной подземной территории. Поэтому когда, спустя 100 часов игры, я добрался до Города (на подступах к воротам, где беженцы, интерес ещё держался) — резко стало похуй абсолютно на всё, сам дух приключения стал каким-то перегруженным. Что там у нас? Обносим в стелсе башню крутого мага и его магический магазинчик? Внезапно встречаем старую знакомую, которую вроде грохнули в первом акте? Вламываемся в логово самого адского сотоны Рафаила? Это ж настоящие приключения на кончиках пальцев! Вот только похуй на них уже абсолютно. Если в первых двух актах ты словно 17-летний юноша с горящим взором, то в третьем — 45-летний мужик-похуист, видавший в гробу эту жизнь и которого не удивит даже посадка НЛО на дачном дворе. Горташ, Орин, Император — срать уже на всех этих додиков. Искать какого-то Касадора, чтоб Астарион наконец отомстил? Ну интересно же! Интересно, только я этого Астариона даже в пати не брал почти, оно мне надо? В первух двух актах даже мыслей таких не возникало: туда пойдём, тут всё спиздим, этим поможем, тем люлей дадим, мотор Карлах починим, вызов Шар для Шэдоухарт пройдём. А тут хочется только одного: зайти в «Смущенную русалку» и уйти в запой до пришествия Абсолют.

Как я с третьего раза влюбился в Baldur's Gate 3, а потом отпустило

Возможно, я сам виноват, что так плотно играл в первые 2 акта. Каждый из них занял по 45 часов (и это я ПОЛНОСТЬЮ скипнул ясли). Возможно, всё из-за того, что обычно на 100-м часу даже самые долгие игры, исходя из моего геймерского опыта, уже обычно заканчиваются (кроме разве что RDR 2), а тут по-прежнему конца и края не видно, контента просто до жопы. И мой центр удовольствия как бы говорит: я устал, босс. Забавно, что ещё где-то на 60-м часу игры думал, как потом круто пройду за Тёмный Соблазн через годик, а в итоге перегорел ещё до финала.

По итогу я всё же не отказываюсь от хвалебных речей в адрес BG3: это действительно крутая и комплексная вещь, сделанная людьми, которые явно любят видеоигры, а не только хотят бабок залутать. Возможно, даже слишком объёмная — особенно для того, кто новичок в жанре, как я, который к концу перегорел. Тем не менее мои два косаря деревянных отбились уже в первые десятки часов, а кайфовал я так все 100 часов. Обязательно допройду её в ближайшее время, как снова появится настроение погрузиться в фэнтейзийный мир.

Крутые ребята не оборачиваются на взрывы
Крутые ребята не оборачиваются на взрывы
6666
141 комментарий

Блять, какая же это реально боль с этим ублюдским кубиком-рубиком.

Начиная от ебаных взломов всякой параши и заканчивая боевкой, где я как понимаю, тот же принцип(типа аля кинул кости и че выпало - то выпало)

НО, анимация кубика пока он прокрутится и выдаст число и ты уже с горящей жопой просто сидишь и кликаешь по 100-200 раз в место кнопки "продолжить", лишь бы быстрее закрыть эту ублюдину тратившую твое время(сумарно наверно из-за кубика и наигрывается +50 часов)

а когда ПРОМАХИ по лежачему противнику или ГИГАНТУ, по которому ну просто нереально промохнуться, выпадают промахи - это просто пиздец, какой долбоеб это программировал и решил что так логично ДАЖЕ в рамках игры, где основа гемплея это бой - ну просто уебать мало

12
Ответить

Кубики добавляют интереса, азарта. А ещё там звук приятный на них, в общем меня вообще не раздражали.

20
Ответить

Промахи это не только сами промахи, но и нулевой урон из-за брони

4
Ответить

Не промах, а не смог пробить кожу гиганта. Включай отыгрываешь, сходи в клуб НРИ, траву потрогай.

2
Ответить

Люди тут в "Якудз" играют и нахваливают. Думаешь, им анимация кубиков может надоесть? :)

1
Ответить

Кубы кстати багнутые и это легко проверить. Из-за того, что в игре есть кармические кубы, которые должны прерывать(!) винстрик/лузстрик, эти обезьяны видимо накодили какую то хуйню для последних значений и ячейку для нового результате. И вот она то похоже багается, из-за чего даже при сейвскаме одни и те же значения по пять раз выпадают при какой нибудь карманной краже. Но стоит укрась после такой хуйни из того же кармана что-то со 100% шансом, так оно, сука, сразу чинится.

Ответить

Да не трясись ты. Принимай правила днд или удаляй игру чо.

Ответить