Биг Босс: творческий путь Хидео Кодзимы

Прочитав эту статью, вы больше не будете сомневаться, что Кодзима — гений.

Автор иллюстрации — <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftwitter.com%2Fdiroffus&postId=241371" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Иван Ефимов</a>
1.5K

Когда работаешь над подобным текстом, то чувствуется какая-то ответственность перед читателем. Да и у самих читателей, наверное, возникнут разные вопросы. Cамый распространённый: «Зачем писать очередное полотно про Кодзиму?». Тем же вопросом задавался и я, когда Олег дал мне это задание.

Три года назад этот текст поручили Артемию Котову, который в своё время прославился дотошными разборами трейлеров Death Stranding. Но Артемий покинул ДТФ, а его задания отдали мне. В том числе мегалонгрид про полную историю разработки Silent Hill, за который я не отваживался сесть два года назад, не отважусь и сегодня. Я не прошёл The Room, Homecoming, Origins и Downpour. Вот пройду и можно подумать!

Текст перешёл ко мне, но важно отметить один момент — сперва я от него отказался. Во-первых, на мне висел недоделанный ультралонгрид про отечественный игрожур. Во-вторых, я сразу заявил: «Зачем писать биографию Кодзимы или делать разбор его игр, когда за меня это сделали десятки авторов, в том числе StopGame с их циклом по MGS?».

Так что текст не появился бы на свет, если бы не моё любопытство и две причины:

1. На DTF мы запустили рубрику «Легенды индустрии», в которой авторы разбирают карьеру геймдизайнеров (есть отличные тексты про Кейси Хадсона, Тодда Говарда и Фила Спенсера). Мне понравился формат, где тема лонгрида концентрируется на личности геймдизайнера и его методах работы.

2. Я начал собирать все известные материалы про Кодзиму из английского, русского и даже японского интернета. К удивлению, всё оказалось грустно. Изложу проблему вкратце: в сети нет полной биографии Кодзимы. Не верите — поищите. Биографии, в которой мнение автора и реальные факты подкрепляются цитатами геймдизайнера. Чтобы у читателя возникло ощущение, будто это Кодзима написал текст про себя, а не я про него.

В общем, я не нашёл материал, в котором игры геймдизайнера рассматривали в отрыве от их сюжетов. Где собрана вся информация о его молодости, взглядах, идеях и личной жизни. Большинство текстов про Кодзиму в сети — это эссе (с мыслями автора, а не Кодзимы) и анализ сценариев с их пересказом. Да, есть замечательные ролики на YouTube, но многим не хватает глубины и тщательной работы с информацией. Например, на YouTube есть всего один хороший ролик про разработку MGS1, но 90% инфы для него автор почерпнул из книги Metal Gear Solid Handbook.

Вот он — https://www.youtube.com/watch?v=ENkYeEXv_bk

И что самое грустное — он даже не указал источник. Я читал эту книгу, узнал её структуру и дословные цитаты. Автор мог бы углубиться, но ограничился одним источником. Но он всё равно очень классный.

Или другой пример — книга The Kojima Code Терри Вулфа (у нас известна как «Кодзима — гений»). Да, автор проделал огромную работу, однако 80% его труда — это аналитический пересказ сюжетов с элементами биографии. Я благодарен ему за то, что он перевел выдержки из книги Metal Gear Solid Naked (вышла только в Японии и не переведена на английский), но этого мало. Я ожидал от книги совершенного другого, поэтому писал «Биг Босса» с оглядкой на свои несбывшиеся ожидания.

Недавно перечитывал известные эссе и увидел забавное: авторы уходят в СПГС и приписывают Кодзиме такие вещи, что за голову берёшься. Откуда они достали эту информацию? Почему так решили? Хорошо ли они копали? Информации в сети много, но её нужно рыть и долго собирать, поэтому многие авторы ленятся и натягивают сову на глобус. Что касается источников, то всё разбито даже не на десятки, а на сотни ссылок. Нужно потратить месяцы на то, чтобы собрать все разрозненные факты о творчестве Кодзимы. Я решил попробовать.

Так родилась концепция проекта: собрать все факты о жизни Кодзимы и разработке его игр в одном большом тексте. За основу я взял информацию из сотни интервью и 10 документальных фильмов.

Не поймите меня неправильно! Я не говорю, что мой текст лучше остальных. В том же списке источников есть много крутых материалов и видео (обязательно зацените!). Я просто не могу понять, почему за столько лет никто не написал нормальную биографию, в которой про Кодзиму сказано если не всё, то почти всё. Где про Snatcher и Policenauts написано больше, чем два абзаца (что меня всегда расстраивало).

Работа над текстом заняла один год и два месяца. Он должен был выйти к релизу Death Stranding на PS4, а потом к ПК релизу Death Stranding. Увы, не вышел. Я просрочил все сроки только из-за титанического объёма информации, в котором мне пришлось рыться месяцами. Но одно дело найти, а совсем другое — отобрать и структурировать. Работа началась в сентябре 2019 и закончилась в ноябре 2020 года. Дополнительную шлифовку не учитываю, её проводил после сдачи текста. В этом мне сильно помог наш обозреватель Егор Аргунов.

Надеюсь, что вам понравится. Если вы вспомните какие-то интересные факты, которые я пропустил, то расскажите о них в комментариях или напишите мне в личные сообщения. Если факт достойный (и реальный), то я добавлю его в текст. 

237
Ответить