Японская культурная идентичность в серии игр Nier

Японская культурная идентичность в серии игр Nier

Рубрикатор

零 (0) Концепция
一 (1) Окружение
二 (2) Герои
三 (3) Оружие и слово
四 (4) Заключение

零 (0) Концепция

Презентация локации Desert Zone на официальном сайте, посвященном видеоигре Nier Automata (2017, Square Enix)
Презентация локации Desert Zone на официальном сайте, посвященном видеоигре Nier Automata (2017, Square Enix)

Термин «культурная идентичность» чаще всего приписывается отдельному человеку и обозначает осознание этим человеком принадлежности себя к определенному обществу путем понимания, принятия местного культурного кода и отождествление себя с ним. Индивид знаком с традициями, языком, актуальными событиями общества и перенимает их, живет ими, является их частью.

Возможно, данное описание идентичности весьма упрощено, сжато.
И это так, ведь идентичность довольно обширное понятие, вокруг которого создано немалое количество научных исследований
с подробным описанием всех её составляющих. Вот пара работ
как пример: «Политика идентичности в современном мире» В.А. Ачкасова, «Культурная идентичность: к определению понятия», Е.П. Матузковой.

Добавлю максимально упрощенные примеры, для большего погружения в контекст. Возьмем близкую для большинства читателей, Российскую культурную идентичность. Это русский язык как государственный; это традиции празднования нового года за семейным столом с шампанским в руке, оливье и селедкой под шубой на столе, это «Ирония судьбы, или С легким паром!» на телевизоре, перетекающее в новогоднее поздравление президента ближе к 12:00; это массивная Хрущевская, Брежневская застройка почти во всех городах страны. Перечислять можно долго. Хоть упрощенно, обобщенно, считаю суть ясна. Но, культурная идентичность, это
не только про определенную личность, это может быть например
и про фильм. Пример — серия фильмов «Ёлки», которая транслирует российскую культурную идентичность и одновременно ей является.

Так, культурная идентичность может транслироваться в фильмах, театральных постановках, книгах, и, в нашем случае, играх. Иногда
в произведениях ее может быть минимальное количество, или не быть вовсе. В игровой индустрии есть условное разделение по регионам, когда игра отождествляется с территорией, где она была выпущена — американская видеоигра, британская видеоигра, французская игра, японская игра. Оно имеет место быть, но есть нюанс. Часто,
в особенности говоря о современных тайтлах, игра к примеру американская / французская воспринимается как суховатая информация о том, в какой стране разработана игра, но, говоря
о «японской игре», у многих геймеров в голове сразу выстроятся определенные образы.

Условно, есть видеоигры западные, объединяющие в себя большое количество стран и особо не отличающихся друг от друга так, чтобы можно было наверняка сказать, в какой стране разработана игра.
А есть игропром японский, благодаря которому всплывают конкретные образы. Одна страна или целый абстрактный регион — почему так? Именно этим вопросом я задался и захотел изучить
в чем проявляется японская культурная идентичность, взяв за объект исследования популярную серию игр Nier.

Исследование я разбил на 3 основные категории.

  • Первая — окружение. В этой главе рассматриваются сходства между локациями игр Nier и другими японскими тайтлами, реальной местностью в Японии.
  • Во второй главе я рассматриваю героев игры, анализируя сходства их визуального облика с японской современной модой, традиционными национальными костюмами, японской мифологией, другими видеоиграми, а также сходства построения кадра в некоторых кат сценах с некоторыми аниме.
  • Третья глава вышла короткой, в ней рассматриваются сходства игрового оружия с реальными из Японии, и сходства выдуманного для игры языка с языком японским.

Почти везде по ходу исследования в левой части представлен объект сравнения из серии игр Nier, а справа объект из японского культурного поля.

一 (1) Окружение

Прежде чем начать, выделю один момент глобально. Серия игр Nier,
и один раз затронутый Drakengard — данная серия является логическим приквелом серии Nier по лору, обладает визуальной стилистикой, похожей на аниме. Далее это не упоминается, но в сравнениях помимо описанных объектов можно обратить внимание на стилистическую схожесть между игрой и объектами сравнения. Аниме, это также культурный феномен, возникший в Японии, потому сама графика уже транслирует идентичность. Теперь перейдем к более конкретным примерам

Начнем с окружения. Подробно изучив материал, я обратил внимание, что локации видеоигры могут быть сходны с реальной местностью
в Японии. И так разобрал несколько примеров. Первый из них — токийская телебашня, которую можно заметить в прологе Nier Replicant.

<i>Пролог видеоигры Nier Replicant ver 1.22 (2021, Square Enix) | Фотография токийской телебашни (точная дата неизвестна)</i>
Пролог видеоигры Nier Replicant ver 1.22 (2021, Square Enix) | Фотография токийской телебашни (точная дата неизвестна)

Что интересно — башня в прологе меняется в зависимости от региона, для которого была сделана копия игры. Так можно встретить еще 3 известные башни в прологе.

Пролог видеоигры Nier Replicant ver 1.22 — Эйфелева башня, Биг-Бен, Берлинская телебашня (2021, Square Enix)
Пролог видеоигры Nier Replicant ver 1.22 — Эйфелева башня, Биг-Бен, Берлинская телебашня (2021, Square Enix)

Локация City Ruins в Nier Automata довольно сильно напоминает Гункандзима — небольшой японский пограничный в Восточно-Китайском море, который ныне заброшен и представляет из себя индустриальные развалины. Также как и City Ruins — остатки былой цивилизации.

Презентация локации City Ruins на официальном сайте, посвященном видеоигре Nier Automata (2017, Square Enix)
Презентация локации City Ruins на официальном сайте, посвященном видеоигре Nier Automata (2017, Square Enix)
Остров Гункандзима, Япония (точная дата неизвестна)
Остров Гункандзима, Япония (точная дата неизвестна)
Локация Flooded City, Nier Automata (2017, Square Enix)
Локация Flooded City, Nier Automata (2017, Square Enix)
Остров Гункандзима, Япония (2023)
Остров Гункандзима, Япония (2023)

Очередная заброшенная территория — парк «Нара Дримлэнд», также находящийся в Японии и его сравнение с локацией Amusement Park в Nier Automata.

Процесс разработки локации Amusement Park в видеоигре Nier Automata (2017, Square Enix) | Заброшенный парк «Нара Дримлэнд» в Японии (2016)
Процесс разработки локации Amusement Park в видеоигре Nier Automata (2017, Square Enix) | Заброшенный парк «Нара Дримлэнд» в Японии (2016)
Локация Amusement Park в Nier Automata (2017, Square Enix) | Заброшенный парк «Нара Дримлэнд» в Японии (2016)
Локация Amusement Park в Nier Automata (2017, Square Enix) | Заброшенный парк «Нара Дримлэнд» в Японии (2016)

Иногда наблюдаются отсылки на локации из других игр.

Телевизоры в одной из локаций, Nier Automata (2017, Square Enix) | Телевизоры из видеоигры Persona 4 Golden (2020, Sega)
Телевизоры в одной из локаций, Nier Automata (2017, Square Enix) | Телевизоры из видеоигры Persona 4 Golden (2020, Sega)
Особняк Эмиля в Nier Gestalt (2010, Square Enix) | Resident Evil Remaster (2015, CAPCOM Co., Ltd.)
Особняк Эмиля в Nier Gestalt (2010, Square Enix) | Resident Evil Remaster (2015, CAPCOM Co., Ltd.)
Особняк Эмиля в Nier Gestalt (2010, Square Enix) | Resident Evil Remaster (2015, CAPCOM Co., Ltd.)
Особняк Эмиля в Nier Gestalt (2010, Square Enix) | Resident Evil Remaster (2015, CAPCOM Co., Ltd.)

二 (2) Герои

Далее рассматриваются сходства между героями Nier и героями японской культуры.

Солдаты YoRha, Nier Automata (2017, Square Enix) | Атака Титанов, первый сезона (2013, реж. Тэцуро Араки, Масаси Коидзука, Хироюки Танака,..)
Солдаты YoRha, Nier Automata (2017, Square Enix) | Атака Титанов, первый сезона (2013, реж. Тэцуро Араки, Масаси Коидзука, Хироюки Танака,..)
Солдаты YoRha, Nier Automata (2017, Square Enix)
Солдаты YoRha, Nier Automata (2017, Square Enix)
Оборотни (2000, Хироюки Окиура, Кэндзи Камияма)
Оборотни (2000, Хироюки Окиура, Кэндзи Камияма)
Жители города Facade, Nier Replicant ver 1.22 (2021, Square Enix) | Каса-обакэ, персонаж из японской мифологии
Жители города Facade, Nier Replicant ver 1.22 (2021, Square Enix) | Каса-обакэ, персонаж из японской мифологии

Между Nier Automata, Nier Replicant и аниме Евангелион наблюдается не тольско сходство между объектами, но и сходства в построении кадра.

Nier Replicant ver 1.22 (2021, Square Enix) | Евангелион (1995, Хидэаки Анно,Масаюки (зам. режиссёра), Кадзуя Цурумаки
Nier Replicant ver 1.22 (2021, Square Enix) | Евангелион (1995, Хидэаки Анно,Масаюки (зам. режиссёра), Кадзуя Цурумаки
Nier Replicant ver 1.22 (2021, Square Enix) | Евангелион (1995, Хидэаки Анно,Масаюки (зам. режиссёра), Кадзуя Цурумаки
Nier Replicant ver 1.22 (2021, Square Enix) | Евангелион (1995, Хидэаки Анно,Масаюки (зам. режиссёра), Кадзуя Цурумаки
Nier Gestalt (2010, Square Enix) | Евангелион (1995, Хидэаки Анно,Масаюки (зам. режиссёра), Кадзуя Цурумаки
Nier Gestalt (2010, Square Enix) | Евангелион (1995, Хидэаки Анно,Масаюки (зам. режиссёра), Кадзуя Цурумаки
2B убивает 9S, Nier Automata (2017, Square Enix)
2B убивает 9S, Nier Automata (2017, Square Enix)
Евангелион (1995, Хидэаки Анно,Масаюки (зам. режиссёра), Кадзуя Цурумаки
Евангелион (1995, Хидэаки Анно,Масаюки (зам. режиссёра), Кадзуя Цурумаки
Эмиль, Nier Replicant ver 1.22 (2021, Square Enix) | Евангелион (1995, Хидэаки Анно,Масаюки (зам. режиссёра), Кадзуя Цурумаки
Эмиль, Nier Replicant ver 1.22 (2021, Square Enix) | Евангелион (1995, Хидэаки Анно,Масаюки (зам. режиссёра), Кадзуя Цурумаки
Финальный босс в Drakengard (2003, Square Enix, Take-Two Interactive, Ubisoft) | Евангелион (1995, Хидэаки Анно,Масаюки (зам. режиссёра), Кадзуя Цурумаки
Финальный босс в Drakengard (2003, Square Enix, Take-Two Interactive, Ubisoft) | Евангелион (1995, Хидэаки Анно,Масаюки (зам. режиссёра), Кадзуя Цурумаки

Многоступенчатые машины в пустынной зоне Nier Automata сильно напоминают японскую традиционную Дарума-отоси. Во-первых визуальным сходством, во-вторых механикой. В Дарума-отоси главная цель игры, это выбить специальным молоточком все фигурки под головой, не разрушая фигуру. Похожим образом при нанесении урона разрушается и данный тип машин в Nier Automata, постепенно сбавляя уровни.

Многоступенчатые машины из видеоигры Nier Automata (2017, Square Enix) | Японская игра Дарума-отоси
Многоступенчатые машины из видеоигры Nier Automata (2017, Square Enix) | Японская игра Дарума-отоси

Сходства между обликами персонажей Nier Automata и японскими стилями Gothic Lolita и Visual key.

2B, 9S, A2, Commander. Nier Automata (2017, Square Enix)
2B, 9S, A2, Commander. Nier Automata (2017, Square Enix)
1, 4 — стиль Gothic Lolita | 2,3 — Visual key
1, 4 — стиль Gothic Lolita | 2,3 — Visual key

Отдельное место в японской культуре занимают традиционные маски, которые в новом виде встречаются в том числе в аниме и видеоиграх.

Японские традиционные маски
Японские традиционные маски
Унесённые призраками (2001, реж. Хаяо Миядзаки) | Эмиль, Nier Replicant ver 1.2 (2021, Square Enix) | The Legend of Zelda: Majora's Mask Video game (2000, Nintendo Entertainment Analysis &amp; Developmen)
Унесённые призраками (2001, реж. Хаяо Миядзаки) | Эмиль, Nier Replicant ver 1.2 (2021, Square Enix) | The Legend of Zelda: Majora's Mask Video game (2000, Nintendo Entertainment Analysis & Developmen)
Йоко Таро, гемдизайнер и игровой сценарист, автор серии игр Nier
Йоко Таро, гемдизайнер и игровой сценарист, автор серии игр Nier

三 (3) Оружие и слово

В данной главе рассматриваются сходства оружия из видеоигры
с японским оружием из реальной жизни, а также примеры саундтреков, с вокалом на несуществующих языках, которые довольно сильно напоминают японский. И посмотрим на визуальное сходство между логотипами игр Nier: Automata, Nier Replicant
и визуальной новеллой Steins; Gate

<i>Слева: Nier Replicant ver 1.2 (2021, Square Enix), Справа: Берсерк (1992, Young Animal) | Слева: Nier Replicant ver 1.2 (2021, Square Enix), Справа: японские катана и топор</i>
Слева: Nier Replicant ver 1.2 (2021, Square Enix), Справа: Берсерк (1992, Young Animal) | Слева: Nier Replicant ver 1.2 (2021, Square Enix), Справа: японские катана и топор

Emil - Another Edit Version - NieR Replicant ver. 1.22 OST (ссылка ведет
на Soundcloud)

Два верхних произведения, это саундтреки из NieR Replicant ver. 1.22
и Nier: Automata соответственно. Ниже будет японская песня, схожая по стилистике, но не относящаяся к видеоиграм Nier. Сравните
их звучание. Напомню, в саундтреках выше — выдуманные языки!

Suzume No Tojikari Title Track (ссылка ведет на Soundcloud)

四 (4) Заключение

Как можно заметить, в серии игр Nier, как и в некоторых других японских играх присутствует большое количество элементов культурного кода страны, что насыщает проекты идентичностью,
и выделяет его в этом плане на фоне большинства проектов из других стран. Было бы здорово видеть побольше видеоигр с культурной идентичностью стран, в которых они создавались!

Читатель, я очень рад, если ты дошел до конца и читаешь это!
Или даже если просто зашел сюда, быстренько пролистал статью,
не читая детали, это неважно :) Ведь это моя первая публикация
на DTF, и я рад тому, что её выложил, и тому, что кто-то ее читает, смотрит!

Буду рад любому фидбэку — и конструктивной критике, и лайкам
с соответствующими комментариями, если все понравилось.

Немного кривовато и не полно, но:

31
10 комментариев