Улётный сиквел — вспомним культовый Zanac Neo

Лебединая песня студии Compile, ставшая одной из лучших игр в жанре и ярчайшим бриллиантом библиотеки PS1.

Улётный сиквел — вспомним культовый Zanac Neo

Здарова, детвора! Сегодня дед Кардиналыч расскажет вам о том, как он бороздил пучины космоса и пулял во всё, что движется!.. Ну, или типа того. В общем, сегодня мы поговорим о шмапах — жанре, который я не слишком-то и жалую. Да, периодически меня может штырить от какого-нибудь R-Type или амиговских еврошмапов, но в целом к жанру я всегда относился довольно-таки предвзято: запустил, полетал, поорал, устал.

Вот мой стандартный рацион в играх жанра. Но есть и исключения вроде Jets'n'Guns, который не смог меня утомить даже при всей своей продолжительности, — но на то они и исключения, чтобы формировать внутри порядка ядро хаоса!

Оригинальный дед Zanac прямиком из 1986 года

Но да ладно. Мы здесь не для того, чтобы ругать целый жанр за то, что «сложно, сложно!», а найти в нём нечто большее, чем жопоразрывающий океан пулек. И такой зоной комфорта для меня в своё время стал Zanac от Compile — король вертикальных шмапов, вышедший в бородатом 1986 году и влетевший в историю жанра навеки. Ведь как раньше было: есть стандартный пулемёт, есть бомбочки, и есть ваши стальные шары, звенящие всякий раз, когда приходится протискивать кораблик в межпулье.

Zanac добавил в эту формулу аж восемь видов оружия, а также уникальную систему сложности, которая анализирует качество вашей игры и подстраивается под него. Наверное, такой любви к игре помогло и то, что она в детстве попалась мне на какой-то из жёлтых многоигровок, причём потом я долго не мог её найти, т.к. помнил лишь общие черты. Не помогал и перебор по названиям, ведь чтобы до Zanac добраться, требовалось домотать аж до конца списка.

Улётный сиквел — вспомним культовый Zanac Neo

И каково было моё удивление, когда вместе с оригинальным Zanac нашёлся его сиквел для PlayStation 1! Знакомился с ним я, правда, уже через призму неприятия жанра, потому не возлагал больших надежд. И теперь это одна из самых моих любимых игр на PS1 и уж точно самый любимый шмап из виденных лично.

Полнокомплектное издание Zanac Neo — ещё не отвал жопы, но всё равно дорого
Полнокомплектное издание Zanac Neo — ещё не отвал жопы, но всё равно дорого

Начинается Zanac Neo с аранжировки главной темы, однако с переходом к опциям он быстро даёт понять, что авторского в его музыке куда больше. Спасибо за это композиторам Дайсукэ Нагате и Ко Хаяси, уже тогда славившимися умением превращать в шедевры электронного звука всё, до чего они дотронутся. Zanac Neo одинаково успешно умеет и в лиричность, и в передачу атмосферу уровней, и в создание брутальной синтетической жести. Серьёзно, когда я сквозь боль и миллионы попыток добрался до финального босса и услышал то, что там звучит, я потерял всякую веру в то, что выберусь из этой битвы живым.

«Что, мы сюда музыкой пришли наслаждаться?» Да, но нет. Compile не посрамили великого предка, взяв лучшее из оригинала и умножив в четыре раза. «Вот был у нас кораблик с восемью видами оружия» — вспоминает олдскульный фанат. «Держи сразу три кораблика» — отвечает на его мысли Compile. Конечно, 24 уникальных оружия авторы не сочинили, но функционально даже типовые бомбочки и боевые шары у разных посудин могут отличаться значительно. Ну и вишенка — все они имеют по нескольку уровней прокачки и в своих заряженных до упора ипостасях творят эпичное светошоу.

Прокачка оружия
Прокачка оружия

Если, конечно, враги вам оставят шанс докачаться до подобного могущества. Даже несмотря на ряд упрощений Zanac Neo всё ещё способен дать жару. Система умного реагирования на качество вашей игры осталась на месте, и если вы уже собаку съели в играх жанра, Zanac Neo это быстро заметит и перейдёт от ласок к серьёзным отношениям. Верхний порог боли, правда, авторы сгладили, и за настоящим хардкором надо будет сходить в настройки сложности. Мне же со своими клешнями Normal'а хватило за глаза, чтобы с трудом забороть все девять уровней.

Ещё Compile доработали Zanac'овскую концепцию боссов, которые были простыми статическими базами. Теперь бросать против вас будут и более типичных огромных роботов, а в одном из финальных сражений придётся сразиться с целым рядом клонов кораблика из оригинального Zanac. Впрочем, базы как символ серии тоже никуда не делись, и разбирать их по частям всё ещё увлекательно. Базированные базы для такой же базированной игры.

Улётный сиквел — вспомним культовый Zanac Neo

Также из оригинала перекочевала идея, что боссов надо побеждать на время. Не успеете — нет, не проиграете. Босс просто скажет: «Ну, и хрен с тобой!» — и улетит восвояси, а игра продолжится как ни в чём не бывало. Смысл в том, что в случае побега босса вы не получаете очки. А ведь Zanac Neo за успешное наращивание score-счётчика не скупится на дополнительные жизни. Правда, отлетают они примерно с такой же скоростью, с которой и набираются. Стоит растерять после первой пропущенной пули весь накопленный арсенал, и жить в разгорячённой вашими же успехами игре станет... тяжело.

И чтобы хоть как-то сводить концы с концами, нужно уметь пользоваться благами, либо пришедшими в игру по наследству, либо созданными специально для сиквела. К первым относится неуязвимость, дающаяся где-то на секунду после подбора оружия и прокачки. Но в игре с настолько бешенным темпом и она кажется вечностью, достаточной для того, чтобы вырулить практически из любой жопы. А также для того, чтобы в неё влететь, излишне положившись на собственное бессмертие.

И это очень крутая механика, которая на пару с системой подстройки сложности под стиль игры заставляет не слишком-то засиживаться на одной и той же пукалке. Появилось другое оружие на экране? Берите — на ходу разберётесь. Второе важное дополнение — заряженный «бум!». То есть, бомба, создающая при попадании большой взрыв. Любой враг, попавший в зону его действия и умерший, передаёт его на коллег, формируя целые цепные реакции. И если плотность народа на экране достаточно высока, одного точного попадания может хватить для того, чтобы эту толпу существенно проредить. Да и боссам от неё тоже несладко приходится. Попасть бы только! Второй вариант — впитать её в себя, после чего любое ваше оружие сможет временно сбивать любые же вражеские пули (по умолчанию отстреливать разрешают только патроны миндальной формы).

К сожалению, игра стала своеобразным прощальным подарком от Compile, которые не смогли адаптироваться к новым реалиям игровой индустрии и после релиза Zanac Neo перестали существовать в том виде, в котором они нам полюбились. Но они постарались, чтобы их финальное произведение было не просто одним из скролл-шутеров. Можно не любить шмапы, можно в целом плохо относиться к жанру, но сложно не любить совершенство. А Zanac Neo к этому званию приблизился очень близко.

Улётный сиквел — вспомним культовый Zanac Neo
6060
25 комментариев

💎 Поддержать лонги (а теперь ещё мини-обзоры) от Кардиналыча вы можете также на boosty:
https://boosty.to/what_used_to_be

🎷 Или на DonationAlerts:
https://www.donationalerts.com/r/locke_cole

3
Ответить

Увлекательный обзор! Жанр, я думаю, «не мой», но читать и смотреть видео было приятно. Рада, что смог найти игру, это и правда сложно. Я до сих пор не могу вспомнить один сайд-скроллер с NES в стиле фэнтези, моя память говорит, что есть такая игра, но Гугл не помогает :D

3
Ответить

Спасибо! Очень уважаемое одобрение. Боялся, что глаза вытекут от маленькой халтурки. =)

1
Ответить

У меня есть друг, который ну пиздец как угорает по шмапам, он себе даже специальный поворотный кронштейн на телик заказал. Играет на аркадном контроллере турнирного уровня. Жаль не он пишет лонги, мог бы много рассказать

3
Ответить

Я в середине нулевых немного перся по шмапам, нарезал кучу болванок с оными для ПС1-2 - и периодически устраивал "аркадные выходные", когда переворачивал трубочный телевизор набок и так играл в различные вертикальные шмапы пару дней подряд, пока не надоест.

1
Ответить

О, я как-то пробовал играть повёрнутом на 90° экране и на аркадном стике (не турнирном, конечно, но всё-таки) — чувство было такое, словно снова вернулся в аркадный зал из начала нулевых... И разучился играть. Но вертикальные шмапы на вертикальном же экране — это реально топчик.

Ответить

шмапИ вот спустя множество лет игрового опыта, я узнал, что у таких игр даже есть своё название. Вот что называется «не интересуюсь».
У меня с этим жанром получилось почти также. Zanac — единственная игра, которую я в детстве долго и упорно пытался проходить, а после этого сколько не начинал подобные игры, то никогда желания стараться не было.
Хотя был ещё один проект, правда с видом сбоку, Solaris, в который тоже активно играли. Правда это была демка, на каком-то диске.

2
Ответить