Почему эксклюзивы не важны? Разница в стратегии Xbox и Playstation

Количество обсуждений и интернет боев в так называемой «Консольной войне» с приближением выхода новых приставок возрастает день ото дня. Каждый «боец» со своей стороны баррикад пытается закидать противника вескими доводами в пользу той или иной железки. Фанаты Sony напирают на эксклюзивы, биллибои в ответ на это отвечают Game Pass’ом. Но я бы хотел рассмотреть стратегию 2х компаний, и почему в современном консольном мире эксклюзив это лишь маркетинговая уловка, а продажи коробки не очень-то и важны Microsoft.

1. Эксклюзивы Sony.

Начиная с приставок NES от Нинтендо, каждая итерация консолей предоставляла игроку новый уровень графических и аудио решений. Не имея обширной игровой девелоперской индустрии, зачастую компания производителям железа самим и приходилось писать игры под свои приставки, так как они в полной мере знали архитектуру и особенности своих творений. Цены на игры SNES колебались от 40 до 60 долларов, что на момент 1991 года было не так уж демократично. Дети из США порой имели от 3 до 5 игр и как правило это были эксклюзивные издания, а остальное они арендовали в прокатных магазинах.

Ввязавшись в консольную гонку, Sony начала играть по тем же правилам, что и ее конкуренты, но упор уже делался на современные технологии и мощь консоли. Игры для Ps1 выглядели гораздо внушительные игр ее конкурента.

Погружаясь в историю посмотрим на продажи эксклюзивов для PlayStation согласно Викепедии:

Gran Turismo - 10,850,000

Final Fantasy VII - 10,022,228

Gran Turismo 2 - 9,370,000

Final Fantasy VIII - 8,600,000

Tekken 3 - 8,300,000

Из той же самой Викепедии мы узнаем, что ПС1 продано 102.49 млн штук.

Применив волшебство арифметики, получим, что только около 10% владельцев приставки имеют ту или иную эксклюзивную игру от Sony. И если копнуть дальше, то выясниться что год от года ситуация не меняется (за редким исключением).

В сегодняшней дискуссии по поводу старта консолей многие ставят в пример Demon Souls и Spider-man: MM. Все уже давно привыкли что на старте Playstation выходят эксклюзивные игры, но было так не всегда. Только начиная с PS3 на старте была доступна Resistance: Fall of Man и она была призвана показать всю мощь нового кастомного железа (справедливости ради хочу отметить, что на конец 2007 кода было продано 2 млн копий игры на 10 млн приставок, но это все равно не выглядит как 100% системселлер). В этот момент пропала обратная совместимость. Это казалось не такой большой потерей, потому что оставался технологический скачок. Было наглядно видна эволюция графики, геймплея и другого подхода к играм как таковым. Но под конец эпохи ПС3 стало понятно, что игры нового поколения не так уж заметно отличаются от старых, потому что случился кроссген. Владельцы ПС3 могли так же играть в MGS5, AC: BlackFlagи т.д как и владельцы PS4, имея тот же самый игровой опыт.

2. Стратегия Xbox.

С эксклюзивами от Майкрософт дела в цифрах обстоят примерно так же. Около 10% владельцев Xbox имеют эксклюзивы. Набрав нехилые обороты на 360, они так же стремительно полетели вниз, из-за неудавшегося маркетинга. Они еще в то время понимали, что будущее уже идет за сервисами и пытались сделать устройство широкого назначения от игровой до тв приставки. Прибыль от подписочного Microsoft 365, сподвигла их к созданию свои продуктов как сервисов, от Windows 10 до Game Pass’а. И новая консоль не является для них stand alone железкой. Основные усилия MS прилагает к сервисам на понятном и родном американском рынке. Если взглянуть на их стратегию, то по сути они сделали ставку на All-Access, скопировав стратегию с кабельного телевидения или мобильных тарифных планов которые включают в себя кредит на устройство. 35$ в месяц за подписку с приставкой и GamePass на 2 года (де факто скидка на Геймпасс) – это понятно каждому американцу. И даже разделение приставки на 2 разных по мощности устройства это реферанс в сторону потребителя. Ведь маме проще отдать 300$ на подарок своему чаду на Рождество, если у него в комнате стоит не новый 4к телевизор и играет он только в Майнкрафт и Фортнайт (первый идет уже с подпиской, а второй и вообще бесплатный). Либо Фиферу приятно, потратить лишние 200 баксов на карточки, чем покупать за 500 приставку, ведь разницы в игре он не заметит.

3. Век Айфона. Куда идут приставки?

Обновления айфона каждый год сформировало у потребителей уже некую привычку. Они знают, что каждый год будет новая итерация. И история смартфонов очень похожа на историю с консолями. Каждая новая модель привносила что-то новое свежее, будь то быстродействие или новая камера, или дисплей высокого разрешения. Но, как и приставки, смартфоны уперлись в технологический потолок, по сути, представляя маркетинговую обоснование новых, но ненужных нам вещей и делая косметические улучшения уже существующих. Но более заметно стало маркетинговое разграничение на обычное устройство и ПРО версию – дороже, лучше, профессиональнее. Тоже самое мы можем наблюдать и с приставками. Ps4 и Ps4 Pro, Xbox one S и Xbox One X. Майкрософт пошла дальше и представило условный Xbox SE и Xbox Pro. И назвав свои консоли серией они могут взять стратегию на обновления по примеру Айфонов, меня приставки каждые 2 года (На которые и рассчитан All Access). А Sony в который раз идет по той же самой дорожке - создавая приставку и улучшая геймпад и делая упор на маркетинг своих эксклюзивов, которые если бы работали дикими систем селлерами, никогда не появились бы на пк, пытаясь заманить игроков на свою платформу. И опять же, если брать за пример стратегию смартфонов, то в дальнейшей перспективе буду рулить экосистемы и сервисы, выиграет тот, кто сможет больше заманить людей в свою орбиту. И даже если у вас будет на полке стоят PS7 с «God of War Невероятные приключения Кратоса в Индии» то на пульте на вашем 4К смарт ТВ рядом с кнопкой Нетфликса будет кнопка Game Pass’а.

Выводы:

Важны ли эксклюзивы для продаж приставки? Только кор аудитории, которая купит их только ради этого.

Стоит ли покупать новые приставки и какую взять?

Это поколение приставок стоит воспринимать как замену старого работающего, но наскучившего телефона, у вас будет новый шустренький смартфон, работа которого вас и до этого устраивала, но его время уже пришло. Какую приставку взять – все тоже самое что и со смартфонами – если все устаивает просто купите устройство той же экосистемы, если не устраивает или надоело купите другой. Или у вас в окружении у всех одинаковые смартфоны покупайте его и купить второй экосистемы, но подешевле, чтобы пользоваться лучшим от двух миров.

P.S. Если для вас лучшим является связка ПК + Ps5, то не переживайте вы уже в системе Xbox, и тогда нет смысла спорить ведь у вас уже есть все что надо хардкорному геймеру.

2222
162 комментария

Почему эксклюзивы важны:
продажи ПС4 — 100 лимонов
продажи ХэБокс УАН — 40 с половинкой лимона

33
Ответить

И чет как то все забыли про Нинтендо с ее экслюзивами =)

17
Ответить

Выручка с мобилок больше 99,9999% игр. Это автоматически делает мобильные игры лучше всех остальных?

11
Ответить

Вот только продажи пс4 это заслуга обосрамса Майков в уходящем поколении, а не эксклюзивов 🤷🏻‍♀️

11
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Эксклюзивов продажи что на той, что на той 10 процентов. Причина провала майкрософт в маркетинге и завышенной цене на старте. Они кучи всякого булшита презентовали в итоге люди проголосовали долларом. 

2
Ответить

Вся суть, в общем то

Ответить