2024 #2: Half-Life Alyx – Возвращение в до боли знакомую вселенную

Платформа: ПК (Steam) + Oculus Quest 2

Оценка: игра понравилась

Все, что пишут мои руки и читает ваш глаз – мое мнение, которое может не совпадать с вашим. Это нормально, когда у людей разные мнения. Убедить кого-то в чем-то не является моей целью. Текст ниже это попытка зафиксировать мои мысли, эмоции и чувства, а также не забыть об играх, что я прошел в 2024.

Не стал тащить гнома через всю игру<br />
Не стал тащить гнома через всю игру

Первый Half-Life у меня не вызывает никаких особых эмоций в отрыве от серии, так как на момент выхода, в 1998 году, я если и играл, то во что-то типа Hercules, GEX и Spyro, а также во всякие игры на Sega.

Чуть позже, буквально через года 2-3, до меня докатились более серьезные игры. Уже шло обсуждение сюжета Final Fantasy 7, Grandia 2, Resident Evil, Dino Crisis и прочих хитов PS One. У друзей даже были Panasonic 3DO и Sega Dreamcast. На последней очень уж запомнилась Skies of Arcadia.

Но что-то меня не туда занесло. На ПК меня же больше интересовали Max Payne, Medal of Honor, Lego Racer 2, всякие квесты, Fallout 2 и так далее. Я, конечно, и в HL играл, но он не очень зацепил меня, и все, что я запомнил – это мультиплеер и появившийся чуть позже Counter-Strike.

Поворотным моментом в моей любви к серии Half-Life и Portal стал 2004 год. Ко мне в руки попала пиратская копия Half-Life 2, где надо было каждые минут 5 вводить команду ai_disable, чтобы включать искусственный интеллект противников, иначе они застревали. Но даже в таком виде, на тогда еще слабом компьютере, я был под огромным впечатлением и от картинки, и от геймплея, и от атмосферы. Последнее сложно объяснить, это такое ощущение, которое бывает в последний месяц лета, когда ты на улице в едва закатное солнце, ветер ощущается по особенному и чувствуется приближение осени.

Как много воспоминаний тут...<br />
Как много воспоминаний тут...

Я много раз перепроходил HL2 и эпизоды, проводил время в Portal и Portal 2 (а также Team Fortress). Погружался в теории, лор и различного рода документальные свидетельства о сценарии, ходе разработке, планах и идеях. Конечно же, купил лицензионную версию и с полным непониманием смотрел как ставится Steam – зачем он вообще нужен, что за костыль. А впоследствии взял и Orange Box.

Вода поражала в момент выхода<br />
Вода поражала в момент выхода

Ждал, как и все, Half-Life Episode 3 или HL3 или еще что-то, может Portal 3, который явно объединит вселенные, но в 2020 году Valve выпускают VR игру по мною любимой вселенной. Это было по-настоящему неожиданное сочетание эмоций, когда радость сменяется негодованием, злостью и огорчением. Вот она, первая за многие годы игра с теми заветными словами – Half-Life, но это приквел (алло, нельзя бросать вселенную на концовке второго эпизода), и к тому же это VR игра (я что, похож на миллионера или на человека, которому нужен шлем?).

В общем, мне удалось наконец пройти этот шедевр, понять, что это хоть и приквел, но очень важный для серии, который напрямую связан с другими играми и по сути продолжает в некотором роде HL 2 Episode 2. Ниже поделюсь своими впечатлениями.

История

Игра берет свое начало за 5 лет до событий второй части. Играть предстоит за Аликс Вэнс, которая состоит в рядах партизанского движения против Альянса.

Завязка не предвещает ничего масштабного и грандиозного. Аликс ведет слежку за деятельностью комбайнов и ходом операции по краже реактора у Альянса. Противник не дремлет, выходит на сопротивление и на Илая, которого хватает и увозит на допрос, а Аликс попадает в руки комбайнов, откуда ее спасает Рассел, друг отца и союзник.

В первый раз было очень страшно<br />
В первый раз было очень страшно

По ходу того, как Аликс пытается вызволить отца, то тут, то там появляются упоминания некоего секретного оружия Альянса, которое охраняют особым образом. Эта информация привлекает внимание сопротивления, и в какой-то момент выдвигается теория, что у противника в заложниках Гордон Фриман.

По итогу, Илая спасают, вартигонты помогают Аликс ослабить защиту комплекса, где находится "оружие", и она находит там G-Man'а, который в награду за спасение позволяет спасти отца от смерти, которая произошла в Half-Life 2 Episode 2. Это очень сильный момент, на котором у меня пошли мурашки по всему телу. В сцене после титров Илай уже после своего спасения – действия переносятся в конец второго эпизода – повторяет фразу G-Man'а из того же второго эпизода "prepare for unforeseen consequences", так как Аликс пропала. Вот и дан ответ на вопрос, который мучал людей долгие годы: к чему G-Man это сказал Илаю.

Он стал еще более пугающим и загадочным<br />
Он стал еще более пугающим и загадочным

Это основная сюжетная линия без дополнительных деталей. На мой взгляд, она отлично вписана во вселенную и грамотно меняет ход вещей, давая разработчикам новые возможности – создание новых игр про Аликс, развитие HL 3 с новыми вводными и так далее. Где-то в глубине души появилась надежда, что Valve планирует вернуться к серии не только в VR формате, хотя мне такой формат очень зашел, но об этом позднее.

Даже такой эпизодичный персонаж, как Ларри, остался в моей памяти<br />
Даже такой эпизодичный персонаж, как Ларри, остался в моей памяти

Конечно, все то, за что я люблю повествование в HL2 присутствует и тут. Очень много смешных и интересных диалогов. Помимо Рассела – очень харизматичного и совершенно очаровательного персонажа, который сопровождает нас всю игру – есть еще некоторые побочные персонажи, которые отсылают, например, к Отцу Григорию из Ревенхолма. Повествование через окружение тоже на месте – различного рода газеты, плакаты и заброшенные здания. Тут есть какие-то обрывки информации про 7-ми часовую войну, про то, как трансформировался City-17 и так далее.

И ведь не соврал<br />
И ведь не соврал

Поистине, Valve удается наполнять свои игры живыми персонажами, интересными событиями, оставлять новые и отвечать на старые вопросы, передавать атмосферу и держать игрока в крепких лапах вселенной.

Геймплей

Сюжет в HL, конечно, важен, как и то огромное количество вопросов и теорий, которые накопились за все эти годы, но не стоит забывать и о самом процессе игры. Half-Life 2 впечатлял своим подходом к геймдизайну, геймплею и развитию механик. Alyx идет по тем же стопам, даря море эмоций, но и добавляя совершенно уникальные чувства и ситуации, благодаря VR.

Те самые перчатки, играющие ключевую роль в игре<br />
Те самые перчатки, играющие ключевую роль в игре

У главной героини есть гравиперчатки, которые позволяют притягивать к себе предметы. Это прямой аналог гравипушки, так что должен быть знаком игрокам, хоть и принцип действия более динамичный, так как игроку нужно дрыгать руками, чтобы что-то подтянуть к себе. Есть три вида оружия: пистолет, автомат и дробовик. Все они рассчитаны на стрельбу одной рукой и могут быть модифицированы. Также имеются два вида гранат, и окружение в виде бочек и прочих взрывающихся объектов, которые можно бросать во врагов.

Арсенал может показаться скудным, но стоит иметь ввиду, что это VR игра, а значит все управление "на кончиках пальцев". Перезарядка ручная – необходимо нажать кнопку, чтобы вытащить использованную обойму, потом из-за плеча достать новую обойму (да, это реальное движение рукой за плечо с последующим вытаскиванием обоймы), вставить ее в пистолет и передернуть затвор. Можете себе представить весь спектр эмоций, когда на вас в темноте идет зомби или с потолка выпал хэдкрап, а пистолет предательски щелкает пустым магазином. Каждое оружие перезаряжается по-разному, и имеет свои модификации, в том числе, для автоматической зарядки или увеличения магазина. Стрессовее всего перезаряжать дробовик, потому что надо пихать дробины, по две за раз, но зато если враг успел дойти до игрока, то выстрел в упор будет иметь фатальные последствия для него.

Понадобится какое-то время, чтобы научиться быстро перезаряжаться<br />
Понадобится какое-то время, чтобы научиться быстро перезаряжаться

Конечно же, как и первые две части, эта игра постоянно подкидывает новые ситуации, механики и вводные, с которыми на протяжении 12-13 часов прохождения любая стычка с врагом не утомляет, а наоборот дает что-то свежее. Врагов тоже несколько типов от простых зомби и комбайнов до муравьиных львов и страйдеров.

Не забываем, что в ДНК серии лежат разного рода загадки. Тут их достаточно, они все разные и многие из них интересные. Даже самый простой взлом замков, выглядящий как мини игра, которая, я уверен, надоест всем под конец, эволюционирует со временем, усложняя примитивную формулу. Все, что касается мультитула – постройка электрической цепи, соединение точек, проход через кольца и расстановка лучей в определенные позиции – может со временем начать раздражать, тем более, что иногда не очень удобно, например, крутить шар и вести точку, чтобы не столкнуться с красными лучами. Однако, здесь хватает изобретательных и интересных головоломок, которые ничуть не хуже, а иногда и интереснее, тех, что были в HL 2. Да, тех самых, что завязаны на физику или на исследование окружения.

Сколько боли в этом шаре, особенно на поздних участках игры<br />
Сколько боли в этом шаре, особенно на поздних участках игры

Каждый уровень по своему уникален. Тут есть и хоррор, когда ты шаришься в темноте с фонариком, который прикреплен к левой руке (то есть приходится реально рукой светить и любая перезарядка означает отсутствие света перед собой), а на тебя выпрыгивают зомби. Есть и эпичные замесы, когда противники пытаются окружать и выкуривать Аликс. Есть попытки спрятаться от противника, который не видит, но слышит, а Аликс предательски может закашлять, если не прикрыть рот в нужный момент и она вдохнет споры. То есть, как и в HL 2, каждый уровень дает свое настроение и свои механики, поэтому всегда интересно что для тебя приготовили дальше.

Я оставил тут два микроинфаркта<br />
Я оставил тут два микроинфаркта

Здесь даже есть некоторый оммаж на последний уровень в Half-Life 2, когда гравипушка становится ультимативным оружием, и Гордон пробивается сквозь ряды комбайнов в Цитадели. Вот и тут Аликс может вытаскивать заряды и стрелять ими с помощью гравиперчаток, пробиваясь через силы Альянса.

Не стоит забывать о прекрасных музыкальных композициях, которые были еще в HL2 во время перестрелок. Они никуда не делись, и многие из них пополнили мою библиотеку. Это все тот же уникальный звук, который, в моем случае, знаком с юношества.

И хотя VR дарит необыкновенные ощущения от геймплея, есть и ложка дегтя. Плохо работает считывание удержания руки около рта, что может привести к ненужным смертям в главе, где нужно скрываться от монстра и не шуметь, а Аликс вдыхает поры, так как игра подумала, что игрок убрал руку ото рта. С левой рукой работало гораздо лучше, но тогда ты ходить не можешь, а с правой прям очень плохо отрабатывало. Иногда есть ощущение скованности в движениях, особенно если пытаешься пятиться от врагов. Да, ты можешь сидеть за машиной или еще каким-то укрытием, ты можешь отпрыгивать за укрытие, если позволяет квартира и так далее, но именно отход назад может вызвать проблемы, если играешь на схеме с телепортированием. Я другие схемы управления не пробовал, так как боялся, что меня начнет тошнить.

Вместо тысячи слов, хоть и не самый удачный пример

Oculus Quest 2 достаточно хорошо себя проявил в игре. Заряда хватало часа на 2-3 игры, но больше я бы не смог играть, так как устаешь.

В целом, геймплей очень качественно сбалансирован и к нему приятно возвращаться. Я поймал себя на мысле, что готов какие-то ситуации проходить снова и снова, и каждый раз получать огромную порцию положительных эмоций. Ты реально ощущаешь все действия персонажа, очень прикольно участвовать в перестрелках, сидя на коленях в квартире, пытаясь спрятаться в игре за машиной от пулеметной очереди, и приятно исследовать этот мир, собирать ресурсы, осматривать закоулки. Последнее достигается еще благодаря потрясающему визуалу, о чем расскажу в следующем разделе.

Визуал

Тот, кто играл в Half-Life 2 на релизе, помнит какой эффект вызывала вода, физика, текстуры и лица персонажей. Это была одна из самых красивых игр того времени с естественной картинкой. Мне кажется, что она и сейчас неплохо сохранилась за счет визуального дизайна в том числе.

Alyx же бегает на Source 2. Первая сцена, когда героиня стоит на балконе, а вдали виднеется недостроенная Цитадель, повергла меня в шок. У меня ПК с RTX 3080 и автоматом выставился предпоследний пресет графики. Какое-то необыкновенное наслаждение для глаз. Это еще если учесть, что ты в VR очках, ты можешь все потрогать и оно реально чувствуется, как будто ты действительно уперся в стену, достаешь радио антенну или держишь в руках книгу.

Возводят то, что будет взорвано. Глупцы<br />
Возводят то, что будет взорвано. Глупцы

Визуал стилизован, то есть это не совсем попытка играть в реализм, но стилизация, на мой взгляд, очень грамотная, создающая нужный эффект. Больше всего впечатляют уличные отрезки игры, например, в зоопарке или у гостиницы. Особенно это самое закатное солнце и все та же атмосфера, о которой я писал в начале. Но и помещения наполнены деталями. Бочки, враги, оружее, окружение, растительность, дома – все выполнено на высоком уровне.

Те, кто читал мои статьи, знает, что графика у меня всегда на последнем месте и я про нее много не пишу. Эта статья не станет исключением. Общие впечатления от картинки – полный восторг. Не думаю, что это заслуга технической части движка, хоть она и отличная, а скорее больше стилизации и графического дизайна. В Valve сидят грамотные люди, каждая игра которых выглядит отлично даже спустя года (кроме первой части разве что).

Итог

Я рад, что мне удалось прикоснуться к HL Alyx в VR. Очень жаль, что индустрия, похоже, пока не готова производить хотя бы одну игру в год-два такого уровня. Да и с 2020 года ничего аналогичного по качеству и ощущениям так и не вышло. Есть надежды, что Sony, в попытках продавать PS VR 2, начнет выпускать контент, но пока не похоже, что у них есть какая-то стратегия на этот счет.

Очень странно будет играть в новую игру по вселенной HL не в VR, уж очень я прикипел к тому, как это все работает в таком формате. Да, я знаю, что моя наивность не знает предела, и я еще жду HL 3. Даже интересно что же Valve еще может создать.

HL Alyx стала настоящим подарком по многим причинам. Это дополнение истории, которую я люблю и за которой мне интересно наблюдать. Это совершенно новые, непривычные и иногда пугающие впечатления от игры, когда разработчики воспользовались всеми возможностями VR на 120%, подарив незабываемые эмоции, и какие-то уникальные ощущения от геймплея. Это, в конце концов, напоминание, что Valve не забыла как делать крутые игры, где все элементы работают и постоянно развиваются, повышая ставки с каждой пройденной главой.

По всем аспектам, от истории и геймплея до музыки и визуала, игра воспроизводит ровно те же самые ощущения, какие я получал в 2004 году, играя в Half-Life 2 – ты понимаешь, что перед тобой игра легенда, где каждая малозначительная деталь работает и в совокупности рождает необыкновенно слаженную и филигранно выверенную игру. Это игра, о которой хочется говорить, к которой хочется возвращаться и любое время, проведенное в которой, кажется чем-то невероятным.

Самое главное, я вижу, что ДНК серии HL все еще тут и с нетерпением жду чего-то нового по вселеной.

P.S. закончу любимыми видео по HL2

Это легендарное видео, от которого мурашки по коже
Еще один ролик, который мне нравится по HL 2
6.9K6.9K показов
664664 открытия
23 комментария

Променял бы все достижения Valve после HL2 на одну только Half-Life 3.

Ответить

Кто-нибудь играл с модом без VR? Как оно, работает?

Ответить

Проходил пару месяцев назад. Криво, но терпимо. В паре мест пришлось использовать no clip. Если очень хочется заценить игру, то можно. Но в любом случае экспириенс не тот совсем

Ответить

Плохо работает считывание удержания руки около рта, что может привести к ненужным смертям в главе, где нужно скрываться от монстра и не шуметь, а Аликс вдыхает поры, так как игра подумала, что игрок убрал руку ото рта.Можно найти респиратор и не париться с этим вообще)

Ответить
Автор

Да, либо так, но мне нравилась эта фишка, что можно рот закрывать. Я еще большинство уровней в каске проходил :D

Ответить

Я жду когда придёт крепление на QUEST 3, чтобы ничего не отвлекало от более менее больших игр. А сейчас нагуливают аппетит.
И блин. С удовольствие прочитал пост, но поменяй подзаголовок или ещё что-нибудь, а то кажется, что это не мнение а просто картинка с достижением, какие здесь постоянно постят.

Ответить
Автор

Поменял, спасибо.

Ответить