Почему нет игр про суд и можно ли их создать (спойлер - да)

Когда спрашиваешь игроков, какие игры приходят на ум при слове «суд« в голову приходит только и только серия игр "Ace Attorney"... (душный лонг)

Эджворт доволен положением<br />
Эджворт доволен положением

Действительно, в качестве вплетенного элемента геймплея является связанный с судом процесс по доказыванию невиновности клиента в лице адвоката, имеющего папку с вещественными доказательствами и держащего в голове связи между явлениями и действиями лиц, причастных к преступлению. Несчастный защитник отбивается от аргументов и версий стороны обвинения, выявляет противоречия в подготовленных этой же стороной свидетельских показаний; отстаивает перед судом свою версию через серию аргументов. Геймплей занимательный и увлекает на долгие часы бесспорно.

НО! Весь этот геймплей наводит на главный вопрос по тематике игры: Почему не могу вершить САМ правосудие? В стороне оставим Судью Дредда с его способами вершения правосудия, а коснемся только законного правосудия посредством судейской мантии, молотка и решения суда.

Здесь и далее использую узкое определение суда как органа, занимающегося процессом рассмотрения дела и вынесением приговора без прочих процессов или лиц, участвующих в нем, кроме судей непосредственно.

Причины отсутствия игр про суды

Главные причины скрыты непосредственно с деятельностью судьи и связанным с ним судебным процессом. Ряд проблем, которые при первом взгляде разрешить невозможно или проблематичны, можно обойти нетривиальными способами. Далее представлены проблемы, которым корреспондируют решения, которые сделают явным вывод, что создать игру про суд — реально.

1. Как рассматривать доказательства?

Судья выносит решение, исходя из показаний свидетелей, письменных доказательств. Но каким способом это делать игроку? Как ему воспринимать эти доказательства при вынесении решения? Неочевидный ответ для разработчика и очевидный ответ для юриста:

Есть два способа, как игроку воспринимать доказательства:

  • Дать свободное усмотрение
  • Дать определенные критерии «ценности» доказательств

В зависимости от способа, геймплей разительно поменяется в своей сложности. В первом случае, игрок сам выстроит картину происходящего с помощью доказательств касаемо обвиняемого, тем самым вся ответственность ляжет на игрока, что звучит как идея для хардкорного симулятора судьи. В современном правосудии свободное усмотрение судьи — самый распространенный в современном мире метод оценки доказательств. Во втором случае, игра уже отображает заранее силу доказательств или можно дать самому игроку через внутриигровые законы оценить их ценность. Такой способ соответствует формальной теории оценки доказательства, которая имела место в прошлом. Например, в Кратком изложении процессов или судебных тяжеб 1715 года приводятся такие положения о ценности показаний свидетелей:

12. […] И кто из них (истец или ответчик — @автор) лутчих и более свидетелей на своей стороне имеет, которые правду сущую обстоятельствами доказать могут, тому и поверится.

13. Сие слово лутчие свидетели, разумеется, что свидетель мужеска полу паче женска, и знатный паче худаго, ученый неученаго и духовный светскаго человека почтен бывает.

Краткое изображение процессов или судебных тяжеб, вторая часть процессу, глава 3
Приведем пример этого метода по закону выше: у сторон из единственных доказательств только по одному свидетелю. От обвинения - <b>батюшка-архиепископ</b>, а у защиты - <b>богатая вдова</b>, у которой скончался муж-помещик <b>из рода Толстых</b>. Кто победит? Пишите в комменты.<br />
Приведем пример этого метода по закону выше: у сторон из единственных доказательств только по одному свидетелю. От обвинения - батюшка-архиепископ, а у защиты - богатая вдова, у которой скончался муж-помещик из рода Толстых. Кто победит? Пишите в комменты.

По такому способу это будет схоже с подсчетом цифр лучших характеристик. По такой модели, нужны более подробные критерии оценок письменных, устных доказательств. Однако, игрок-судья лишится детективного азарта и будет заниматься математикой по всей сути

2. Ограниченность суда в доказывании

Суд в современном мире не вмешивается в процесс доказывания, т. е. является пассивным слушателем того, что скажут стороны. Это очень сильно сузило бы вводные данные для игрока, который, к тому же, оказывается более чем отдален непосредственно от дела, чем стороны дела.

Судья рассматривает очередную писанину Эджворта <br />
Судья рассматривает очередную писанину Эджворта

В противовес этому, в прошлом (опять) существовал «Разыскной (инквизиционный) процесс». Суть: суд является и следственным комитетом, и прокуратурой — 3 в 1. Судья может непосредственно ознакомиться с материалами дела, может участвовать в выимке доказательств, которые могут доказать или не доказать вину лица. Это может погрузить игрока глубже в геймплей, но из этого вытекает другая проблема…

3. Очередная игра-детектив

При подходе, указанному сверху, выходит, что игра про суд/вершителя правосудия превращается в очередной детектив, где действительно есть схожие элементы: нахождение доказательств, их оценка, нахождение логической связи, определение статуса лиц, причастных к преступлению и прочее.

Однако, чтобы действительно получилась достойная симуляции судейской деятельности, следует обязательно проработать «бюрократические» или «правовые» элементы, которые буду основаны на использовании норм права. По ним игрок-судья сможет, например:

  • Следует ли применять обратную силу смягчающего закона по наказанию лица, осужденного ранее по более строгой санкции
  • Конструировать мотивировочную часть решения, используя нормы вымышленного права и имеющиеся доказательства в подтверждение последующего решения
  • Определить меру наказания к осужденному, которое может повлиять на общественную оценку правосудия или мнение государства в лице прокурора, который просил игрока-судью поставить более строгое наказание и прочее…
Примером для использования норм права назвал бы Papers, please: игрок использует книжку с правилами для выявления противоречий в документах, личности лица. Для судьи это мог бы быть маленький кодекс с обновлениями и множеством разделов (игрок привыкнет :)<br />
Примером для использования норм права назвал бы Papers, please: игрок использует книжку с правилами для выявления противоречий в документах, личности лица. Для судьи это мог бы быть маленький кодекс с обновлениями и множеством разделов (игрок привыкнет :)

4. Темп игры

Пожалуй, самый затруднительный вопрос, который невозможно рассмотреть без предыдущих пунктов

Если мы используем заранее установленные критерии ценности доказательств и роль суда как пассивного слушателя, то игру можно представить Papers, please на стероидах. При иных вводных из пунктов 1 и 2, то выйдет высокая продолжительность с меньшим количеством разнообразных дел.

Всё на усмотрении разработчика.

Франциска Фон Карма в качестве прокурора пыталась спидранить судебные процессы. И к чему её это привело?<br />
Франциска Фон Карма в качестве прокурора пыталась спидранить судебные процессы. И к чему её это привело?

5. Санкции на игрока

При недолжном исполнении механик, сдерживающих игроку от поспешных выводов, это приведет к беспорядочным попыткам 50% на 50% угадать правильное решение. Исправления данной проблемы очевидны:

  • Для вынесения решения, игрок должен мотивировать решение через нормы игрового закона/кодекса и доказательства, выявленные в ходе изучения, поэтому функция вынесения решения была бы изначально отключенной через N-ое количество доказательств или внутриигровой таймер
  • Последующие санкции за вынесение неверного решения, которые выносились бы вышестоящим апелляционным судом.

Вывод наглядывается самим собой — это игра обязана быть полноценным симулятором и для этого есть примеры судебных процессов прошлого, так и очевидные решения, проглядывающиеся из тематики правосудия. В основании этой разработки следует место для креатива и творческого полёта.

Эта статья не несет посыл «хотелки» (хотя доля есть этого) , а имеет вполне концептульные основания и попытки выявить сложности в производстве таких игр с надеждой, что, возможно, появятся в такой тематике.

1212
12 комментариев

Кайф игра, но порой душно

2
Ответить

Близкая по духу, но не хватает чуточку юридических аспектов
В моем представлении, как писал выше, это могло бы быть в стиле Papers, please на стероидах

Ответить

кто нить ему расскажет про Ронпу?

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Все же они преимущественно детективного характера
Об этом говорил в п.3

Ответить

Ленивые у нас игрожуры, пора уже игроизацию этого сделать

1
Ответить