Jackhammer: легендарный дробовик, которого не было
На вооружение он так и не попал, зато в играх засветился.
…и заголовок, который был кликбейтом… почти. Но обо всём по порядку 😉
Всем привет! Захотелось вот написать статейку про какое нибудь интересное оружие, да чтоб ещё тематике ресурса соответствовало (читай, в играх появлялось). И первое, что пришло в голову — Desert Eagle. Да большинству бы он пришёл в голову, скорее всего. Про него, наверное, все и так всё знают, поэтому не наш вариант. А вот дробовик Jackhammer был очень популярен в играх в нулевые, но сейчас его уже почти не встретишь. Последнее появление зафиксировано в игре Ironsight, вышедшей в Корее в 2018-м, а у нас (в открытой F2P-бете) в 2019 году.
Итак, не буду томить вас ещё более длинным вступлением. Дробовик, как вы уже поняли, существовал. Разработан Pancor Corporation, основателем которой, как и конструктором дробовика, был Джон Андерсон. Забегая вперёд — дробовик так и не был принят на вооружение, а по официальным данным, изготовлено было всего три экземпляра, два из которых не пережили испытания.
Но даже этот единственный образец сильно отличается от двух других, проходивших испытания. А именно они и должны были поступить на вооружение в случае успеха. Давайте же теперь вернёмся немного назад. Я расскажу небольшую историю, а ты, дорогой путник, постой и послушай ©.
Джон Андерсон, вернувшийся с Корейской войны, задумался о том, что помповый дробовик, которым он воевал, недостаточно эффективен — и надо бы сделать лучше. Чтоб заряжать его удобнее было. А ещё лучше автоматический, чтоб косить врагов демократии в АОЕ, не отвлекаясь на передёргивание затвора. Ну и компактный до кучи, чтоб таскать было удобно.
И вот, в 1978 году Андерсон разработал такую вундервафлю. Позже, аж в 1984-м он оформил патент на базовую конструкцию, на основе которой в 85-м был выпущен первый образец. Технические решения, сделанные при его производстве, были запатентованы в 1987 году. А первые испытания проведены только в 1990-м.
Как видите, разработка затянулась, и за это время многое изменилось. В родных Штатах чудо-дробовик ограничили в продаже для гражданского рынка, так как это автоматическое оружие. Вместе с ограничениями на производство автоматического оружия, наложенными в 1986 году, это сильно ударило по перспективам найти инвесторов.
Были у Андерсона и заказы от иностранных правительств, но финансировать разработку и окончательное производство они не желали. Естественно, компания обанкротилась. Предполагаемые зарубежные заказы подлежали утверждению госдепартаментом штатов, которого не последовало. Активы Pancor были распроданы, и на этом история закончилась.
Теперь о различиях произведённых моделей. Те, что были отправлены на испытания, были легче на 1,8 кг благодаря убранному материалу и использованию штамповки вместо литья. Также, по слухам, у них был более удобный метод перезарядки. Ещё было произведено несколько не функциональных моделей, при изготовлении которых применяли такие материалы, как листовая жесть, дерево и даже глина. Таким образом очевидно, что сохранившийся образец не предназначался для массового производства, а служил лишь рабочим прототипом.
Так что же представлял из себя Jackhammer? Можно, конечно, углубиться в механизм его работы, но я постараюсь объяснить поверхностно, на пальцах.
Дробовик сделан по схеме буллпап (это когда пистолетная рукоять находится перед магазином). Заряжается барабанами на 10 патронов 12-го калибра. Автоматика работает на основе газоотводного механизма с подвижным вперёд стволом. Ствол расположен внутри газового цилиндра, а кольцевой газовый поршень жёстко установлен на самом стволе.
После выстрела горячие пороховые газы попадают через отверстие в стволе в газовый цилиндр и, воздействуя на газовый поршень, толкают подвижный ствол вперёд, сжимая возвратную пружину. При движении ствола вперёд связанный с ним шток входит своим задним выступом во взаимодействие с пазом барабанного магазина — и поворачивает его. При обратном движении ствола под действием возвратной пружины шток взводит ударный механизм.
Теперь обратим внимание на сам барабан дробовика, а также на барабан упомянутого автоматического револьвера Webley-Fosbery. Действие автоматики у них очень схоже, за исключением подвижного ствола.
А что же Jackhammer взял от родного нашему сердцу Нагана? Тут уже на сцену выступает подвижный ствол. И человек, знающий принцип работы Нагана возразит — WTF? Да, у Нагана был подвижный барабан, примыкающий к стволу так, что он немного заходил в камору. Таким образом исключался прорыв пороховых газов.
Но суть у Jackhammer ровно та же. Только вместо барабана движется ствол, и при возврате в заднее положение он так же входит в камору барабана.
Скорострельность данного механизма составляет 240 выстрелов в минуту. Переключатель режимов огня с одиночного на автоматический совмещён с предохранителем. Перезарядка вручную производится движением цевья. Коротким движением цевья назад также отбрасывается пустая кассета.
Смена барабана тоже выполнена необычно. Для его отделения от оружия нужно до половины выжать спусковой крючок, а затем подать цевье вперёд до упора. При этом ствол и ось барабана уйдут вперед — и барабан выпадет. В переднем положении цевье и ствол зафиксируются защёлкой, что позволит вставить новый барабан. Затем нужно снять защёлку фиксации ствола. После этого вся система встанет в боевое положение, и будет взведён УСМ.
Ещё одна особенность Jackhammer — возможность быстрой смены ствола. Для этого надо снять надульник, повернуть ствол на 90 градусов вокруг его оси и извлечь его вперёд вместе с возвратной пружиной. Затем вставить новый ствол, повернуть его на 90 градусов, чтобы он сцепился с приводным стержнем, затем надеть на ствол возвратную пружину и установить на место надульник. Осталось только приделать телеви… кхм… ленту, и у нас полноценный дробовик-пулемёт!
И ещё стоит уделить внимание самому барабану. Его тоже запатентовали, и название дали — «Ammo Cassette». Предусматривались барабаны двух типов.
- Первый тип имел обычные каморы, рассчитанные на специальные усиленные патроны 12 калибра. После извлечения из оружия такой магазин можно было освободить от пустых гильз и снарядить патронами заново.
- Второй тип магазинов должен снаряжаться в заводских условиях, при этом порох, снаряд (картечь, пуля и т.п.) и капсюль снаряжались непосредственно в барабан, без гильз. Полностью снаряжённый барабан герметично упаковывался в пластиковую плёнку и в таком виде должен был поставляться пользователям. Перед заряжанием стрелок должен был сорвать с барабана пластиковую обёртку и зарядить его в оружие, а после израсходования всех зарядов — выкинуть (или, если позволяет ситуация, сохранить для последующего возврата на завод для перезарядки).
На основе таких магазинов Андерсон также разработал специальную противопехотную мину Bear Trap («медвежья ловушка»), представлявшую взрыватель, присоединяемый к магазину. При его срабатывании заряды из всех камор выстреливались одновременно, создавая эффект осколочной мины направленного действия.
Что ж, краткий экскурс в историю и устройство дробовика я сделал, теперь перейдём к тому, ради чего мы здесь.
К играм!
Так с чем же связана такая популярность Jackhammer в играх? Ведь он никем не был принят на вооружение. Даже не участвовал ни в каких операциях, а тем более в конфликтах. Да он вообще не нашёл ни одного потребителя! Это оружие, имеющее один живой прототип, несколько патентов, да и всё.
Но для игр ведь нужно не это. Загибаем пальцы:
- брутальный внешний вид;
- пафосное название (дословный перевод — отбойный молоток);
- модная компоновка буллпап;
- здоровенный барабан, заряженный здоровенными патронами;
- это полностью автоматический дробовик;
- ЭТО, МАТЬ ЕГО, полностью автоматический дробовик!
Двух последних пунктов, в общем-то, хватило бы для обеспечения популярности этого оружия у разработчиков. Но прибавим всё остальное, и сразу это начинает выглядеть так, будто без него вообще не может существовать игра, в которой есть оружие.
Итак, большинство олдфагов впервые встретили этот дробовик в Fallout 2. Как и в большинстве других игр, тут он является самым мощным дробовиком. В магазине было честных 10 патронов, а стрелял он очередью по 5.
Менее олдфажные олдфаги скорее всего познакомились с этой адовой машиной в Max Payne. Что не удивительно, и здесь это лучший дробовик. В отличие от оригинала, тут магазин был уже на 12 патронов. Автоматическая стрельба, само собой, на месте. Какой же щенячий восторг я испытал, впервые получив этот дробовик, просто сметающий врагов на своём пути. По моему скромному мнению, именно Макс популяризировал Jackhammer на следующие 10 лет.
Что было Дальше? Far Cry, Battlefield 2 и 3, Ranbow Six 3, 7.62 и многие другие. И фактически везде он был королём дробовиков. Автоматический отбойный молоток просто не мог им не быть! И если не учитывать мощность, с ним хотелось играть хотя бы просто из-за невероятно крутого внешнего вида.
Но даже если разработчики не добавляли в игру это оружие, на помощь приходили мододелы. С их помощью Jackhammer появился во многих популярных играх. Вот лишь некоторые из них:
Сейчас же популярность его сильно снизилась. Думаю, связано это именно с тем, что он так и не был запущен в производство. Наиболее популярные модели автоматических дробовиков, которые сейчас можно встретить в играх, это AA-12 и SPAS-12. Также в последнее время стал весьма популярен Fostech Origin-12.
И главным их отличием, конечно, является то, что эти дробовики были запущены в производство и нашли своего потребителя. Разработчики резонно сочли, что добавлять в игру, основанную на реальном мире, оружие, которое реально используется, всё таки лучше и уместнее. Гораздо приятнее ассоциировать ствол в своих виртуальных руках с тем, который ты видел вживую, ну или хотя бы в статьях/кино/передачах.
Тем не менее Jackhammer имел все шансы уйти в историю, даже не войдя в неё. По сути, именно игры открыли его общественности и сделали узнаваемым. Ни в фильмах, ни в сериалах, ни в каких других продуктах массовой культуры он не светился.
Вот такая история вышла про дробовик, который не был завершён, имеет лишь один живой прототип в мире и грустную историю разработки. И несмотря на всё это, благодаря играм он стал известен широкой публике. Я постарался покомпактнее написать его историю, а так же упростить описание принципов его работы. Заходит ли формат, и написать ли мне со временем что нибудь похожее? Чего-то не хватает, или что-то нужно убрать? Буду благодарен фидбеку.