Baldur's Gate 3 - не 10/10. Часть 2.

Ответственные за удаление сохранений на XBOX. Фото в цвете.
Ответственные за удаление сохранений на XBOX. Фото в цвете.

Предисловие.

В прошлом посте об игре Baldur's Gate 3, мы поговорили о вырезанном контенте и кратко коснулись технической части. Сегодня же, мы почти что под лупой рассмотрим состояние игры до/после/на момент выхода и, что самое главное, насколько хорошо удалось разработчикам из Larian перенести систему Dungeons and Dragons 5e на базу компьютерной игры.

Мы также коснемся некоторых острых комментариев из прошлого поста и более развернуто на них ответим.

Я также должен извиниться за долгое отсутствие постов. У меня буквально не хватает времени на жизнь. Суровая бытность заводского скуфа.

альтушки с врат балдура заслуживают любви этого серьезного мужчины
альтушки с врат балдура заслуживают любви этого серьезного мужчины

Ссылка на прошлый пост:

А теперь... Поехали.

Техническое состояние игры.

Прости, ты что-то сказал?
Прости, ты что-то сказал?

В первую очередь, чтобы опять не нахватать минусов, надо сказать, что Baldur's Gate 3 - это, с технической точки зрения, игра безусловно выполненная на очень высоком уровне. Larian проделали серьезную работу по части оптимизации продукта и он буквально может запуститься даже на старых и вышедших из общего употребления видеокартах и процессорах.

График, наглядно иллюстрирующий производительность игры в разрешении QHD на разных видеокартах, DX-11. Источник: https://pro-onlineigry.ru/Baldur%27s_Gate_3
График, наглядно иллюстрирующий производительность игры в разрешении QHD на разных видеокартах, DX-11. Источник: https://pro-onlineigry.ru/Baldur%27s_Gate_3
График, наглядно иллюстрирующий производительность игры в разрешении FHD на разных видеокартах, Vulkan. Источник: https://pro-onlineigry.ru/Baldur%27s_Gate_3
График, наглядно иллюстрирующий производительность игры в разрешении FHD на разных видеокартах, Vulkan. Источник: https://pro-onlineigry.ru/Baldur%27s_Gate_3

Расскажу я и о своем опыте, так как тестировал игру аж на трех отличающихся по производительности "машинах":

Процессор - AMD A8 6600k
Видеокарта - Radeon HD 7950 series
Оперативная память - DDR3 - 1600МГЦ, 2x8
Память - Жесткий диск SATA 3, 1TB

Настройки: низкие
Мой старичок, ПК номер один.

Мое знакомство с Baldur's Gate 3 началось именно что с этого старика. Несмотря на отсутствие кэша третьего уровня в процессоре, на незначительный объем видеопамяти - всего 3 GB и откровенно низкую тактовую частоту оперативной памяти, игра... Запустилась. Да не только запустилась, но стабильно выдавала частоту кадров пониженной комфортности.

Откровенных провисаний и подгрузок не наблюдалось, FPS находился на уровне 40 в помещениях, 24-30 на открытом пространстве. А все потому что в Baldur's Gate 3 есть такая очень полезная фишка, как режим медленного HDD, который делает игровой процесс куда комфортнее.

Загрузки были достаточно быстрые, чтобы не устать.

Я не страдал от багов, от утечек памяти и спокойно играл, пока не обзавелся новой работой и новым персональным монстром... Мы коснемся его сразу после компьютера жены:

Процессор - Intel Core I3 12100
Видеокарта - Nvidia RTX 2060 Super
Оперативная память - DDR4 3200 МГц, 2x8
Память - Samsung Evo 970 Plus 1tb

Настройки - Высокие - Первый и второй акт, Средние - Третий акт.
Пекарня жены, ПК номер два.

Игра летала, как бабочка и жалила как пчела. Стабильные шестьдесят кадров, ни единого подвисания или провисания, полное отсутствие дискомфорта при игре. Больше, пожалуй и не скажешь.

Несмотря на относительно "средний" конфиг компьютера, свеженькая AAA игра от Larian работала очень близко к идеалу, практически не изменяя себе по мере прохождения игры. Ключевое во всем этом - практически.

Третий акт на этом конфиге похвастаться кадрами уже не мог и редко добирался к отметке "60", чаще зависая где-то на 40-45. Оптимизация игры посредством снижения настроек значительного результата не принесла и только вшитый в клиент DLSS и дальнейшие патчи худо-бедно спасли ситуацию.

А что там с монстром?

Процессор - Intel Core I5 13600KF
Видеокарта - Nvidia RTX 4070 TI
Оперативная память - DDR5 5600 МГц 8x4/DDR5 6000 МГц 2x16
Память - Samsung 970 Evo Plus 1tb

Настройки - самые максимальные в природе.
А вот и он! ПК номер три.

Казалось бы, при таком конфиге даже Alan Wake 2 в разрешении QHD будет работать на максимальных настройках и выдавать стабильную и комфортную кадровую частоту... Baldur's Gate 3 - подержи мое пиво.

Несмотря на то, что этот конфиг самый сильный в подборке, проблемы были и было их действительно много.

Начнем мы, пожалуй, с графических глитчей - исчезающие текстурки и резкие зависания на прорисовке. По мере врачевания игры патчами проблемы постепенно исчезали, но впечатление было существенно подпорчено.

Компьютер покупался специально под выход Baldur's Gate 3 и представьте мои ощущения в нижней части поясницы, когда игра работала через пинок и костыль. Ты буквально тратишь на новый конфиг порядка двухсот тысяч рублей, а поиграть стабильно можешь только на ПК-1. Но да ладно...

Я же еще не сказал об утечках памяти! Я не знаю, какая была проблема у Larian c DDR5, но игра вообще отказывалась стабильно работать на этой памяти. Ты играешь десять-двадцать-тридцать минут, оперативка загружается "на сотку" и игра попросту вылетает, а потом заводится как жигуль - с третьего раза.

Мое первое прохождение было похоже на Ад - до выхода Patch 3, по крайне мере.

Графческий глитч готовится залезть тебе в глаз
Графческий глитч готовится залезть тебе в глаз

А теперь поговорим о багах, с которыми я столкнулся по мере прохождения и приведем ряд цитат пользователей с ресурсов VK, DTF и дискорд канала Larian Studios:

  • Лифт в Роще Друидов, Акт 1 - Когда нам все-таки удается убрать медведя, персонажи заходят на лифт, тянется заветный рычаг, лифт уезжает... Без персонажей. А бывает и с персонажами, но потом они падают вниз. А еще они иногда умирают, двигаясь на лифте.
  • Лифт в Храме Шар, Акт 2 - а это один из моих самых любимых багов. Он мне запорол прохождение на доблести. Один из персонажей упал с лифта в текстуры, прошел все спас-броски от смерти и лежал, ожидая пока его поднимут. Вот только поднять его никто не мог - бедная Лаезель застряла в текстурах без возможности спасения.
  • Ловушки на пути к Идолу Шар, Гримфордж, Акт 1 - Не зря Богиню Ночи зовут еще Богиней Утрат и Отчаяния. Потому что крови у меня эти ловушки попили столько же, сколько Астарион в подвалах Кассадора. Дело в том, что в релизной версии игры, эти ловушки не отключались по прошествии времени и буквально блокировали прохождение локации. С патчами эту проблему пофиксили, но она сожрала у меня добрых три часа жизни.
  • Лазэль в клетке, Акт 1 - С этим багом, как позже выяснилось, столкнулись совсем небольшое количество пользователей. Я, к сожалению, был в их числе. Когда мы спасаем гитьянки из подвешенной клетки, она просто летит вниз - к ядру Фаэруна, сквозь все заслоны и текстуры, а потом - по мере прохождения Акта 1 (А именно - после атаки на рощу), возвращается на свое место воскрешаемым трупом. Что это было? Не знаю.
  • А? Ты что-то сказал? Вся игра - Развороты персонажей на 90/180/45 градусов в диалогах без видимой на то причины.
  • Возбужденная Жрица, Вся игра - Торчащие сквозь одежду соски Шэдоухарт.
  • Аватар бога смерти отказывается умирать, Акт 2 - Миркул, зависающий с одной единственной единицей здоровья - это нечто. Этот баг загубил мое второе прохождение доблести.
  • Тифлинг без головы, Акт 1 - В релизной версии, обезглавив Карлах, ее можно было воскресить без головы. И даже надеть шлем.

И это, к слову сказать, далеко не все баги, с которыми я столкнулся по мере прохождения. Просто первые пришедшие в голову. Кстати, а вы с чем сталкивались? Пишите в комментарии.

Улыбочку!
Улыбочку!

А теперь, приведем еще один немаленький список багов, с которыми столкнулись пользователи с озвученных ранее порталов

  • Молот Орфея, Акт 3 - Китрак Восс не реагирует на наличие у игрока желанного им молота.
  • У Самурая нет Цели, есть только Путь, Вся игра - Бесконечные квесты, висящие надоедливым маркером на карте. Особенно часто баг встречается на задании по убийству Карги.
  • Света нет! Приходите завтра. Акт 2 - Диалог со спасенной из фонаря Пикси просто не открывается.
  • Внимание Генерала переключается на тебя, Акт 2 - Многократное повторение одной и той же реплики в зале Кетерика Торма. Баг не прекращается, перезапуск сохранения не помогает. Режим доблести.
  • U won't fix her, Акт 2 - Не появляется реплика о охлаждении адского движителя у Дамона.
  • Газета-а! Акт 1 - Если сохраниться у Жреца Боли и тут же вызвать контекстное меню у книги "О принятии Ее благодати", открывается газетная статья из третьего акта.
это космос, детка
это космос, детка

Багов, пожалуй, можно описать еще целую гору. Игра-то действительно большая и возникновение подобных гличей - неизбежно. Но также важно давать трезвую оценку продукту, а не превозносить его до небес.

Почему? Потому что игра Larian Studios умудрилась стать первой не только в номинациях на лучшую игру года, но и в моей личной номинации "Худший баг года". Так что же случилось?

Что такое безумие? Безумие - это повторение одного и того же действия в надежде на положительный результат...
Что такое безумие? Безумие - это повторение одного и того же действия в надежде на положительный результат...

Baldur's Gate 3 умудрилась попрыгать и растоптать все ожидания игроков на платформе XBOX, выпустив игру без должного уровня тестирования на платформе. Несмотря на все заверения Larian о работе с Xbox, о попытках запустить игру в Split-screen для Xbox Series S, они каким-то немыслимым и фантастическим образом не проверили, как работают на консоли сохранения.

Миллионы игроков столкнулись с удалением прогресса в рандомный момент игры. В частности, некоторые мои друзья буквально больше не хотят прикасаться к творению Larian после удаления сохранений на сорок-пятьдесят часов.

Я не знаю, как прокомментировать подобную безалаберность по отношению к тестированию игры и мое доверие к Larian, как к товарной марке сильно поубавилось после этого инцидента.

Предрекая комментарии в стиле: "Это XBOX виноват вообще-то" - нет, нет и еще раз нет. Виноват отдел тестирования Larian Studios, не удосужившись нажать одну единственную кнопку "сохранить игру".

Но это ладно. Мы же еще не поговорили о главном краеугольном камне...

опа чо
опа чо

Геймплей и Dungeons and Dragons 5e.

А удалось ли Larian достойно перенести первоисточник в игру? Сразу скажу, что судить я буду, как со стороны мастера, так и со стороны игрока в Настольные Ролевые Игры.

И в первую очередь мы, пожалуй, поговорим о самых базовых элементах, которые воплощает в себе Baldur's Gate 3.

Бой, передвижение, взаимодействие с окружением, ролевая игра.

Сильнее всего, при переносе настольных правил на компьютерную игру, пострадала боевая система. Пытаться воплотить все механики из правил Книги Игрока, Larian натянули "сову на глобус", сильно переменив правила игры.

Во-первых, вопреки ожиданиям, "Бросок инициативы" в игре отсутствует, как явление, а мы имеем дело с "пассивной внимательностью" каждого персонажа, изменяемого "вниз" или "вверх" в зависимости от бонусов и штрафов обстоятельств. Хорошо ли это? Нет, конечно! Персонаж с высокой инициативой навсегда застрянет на "первых" местах и бои будут идти по правилам игрока, а не игры. В DnD же, персонаж даже с высокой инициативой такой роскоши не имеет и полностью зависит от броска своего кубика.

Yes, u will
Yes, u will

Во-вторых, изменения претерпели также и так называемые "маршал" классы - воины, плуты, рейнджеры и так далее, и тому подобное. В чем же? Они стали сильнее за счет взаимодействий с местностью, прыжками и увеличенными, по отношению к настольной ролевой игре, броней и сопротивлениями. Теперь "маршал" - это не кукла для битья, а вполне себе боеспособный (а часто - почти безальтернативный) персонаж. А вот в чем дело - DnD - это всегда была игра исключительно про магические классы, а остальные - почти всегда мусор с 12+ уровня. Хорошо ли это? И да, и нет. С одной стороны, "маршал" классы получили возможность жить и играть, с другой стороны - паладин-клятвопреступник, уничтожающий Аватара Бога Смерти с одного удара - это серьезный косяк баланса.

В-третьих, "критующие" навыки. Это вообще нечто такое, о чем мне говорить хочется меньше всего. В Dungeons and Dragons "криты" на навыках отсутствуют, как явление и не дают возможности ни одному персонажу преодолеть незыблемый предел своих собственных возможностей. Здесь же, можно хоть мозга, хоть дьявола уговорить практически на что угодно (но с оговоркой) и сопротивляться таким безумным вещам, которые в настольной ролевой игре персонажа бы просто уничтожили. Хорошо ли это? Однозначно плохо. Уже к середине игры, ты воспринимаешь мир очень позитивным и терпимым к игроку.

В-четвертых, система магии в Baldur's Gate 3. Это еще одна часть, которую я просто хочу наречь однозначно плохим решением в геймдизайне. Магия в Baldur's Gate 3 существует явно не в том великолепном виде, как в Dungeons and Dragons, а это неизменно ведет к тому, что на базе компьютерной игры, система не работает от слова совсем. 3/4 заклинаний просто отсутствуют, а это, поверьте мне, легендарные и важные штуки. Ознакомьтесь как-нибудь на досуге с перечнем и поймете, о чем я говорю. Хорошо ли это? Однозначно плохо.

В-пятых, опять магия. Что отличает волшебника и чародея в Baldur's Gate 3? У Чародея меньше заклинаний, но они усилены всякими "приколюхами". Что, в свою очередь, у волшебника? Ничего хорошего, кроме более обширного количества слотов заклинаний. К чему нас это приводит? С точки зрения создания "Мэри сью", Чародей выглядит куда как выгоднее несчастного Гейла.

А что у нас в DnD? А там у нас "подготовленный" и "спонтанный заклинатель". Подготовленный заклинатель знает все заклинания своего круга, прекрасно ориентируясь в магии. Он знает, как их усилить, как "заложить" заклинание первого круга в ячейку "пятого" и так далее, и тому подобное. А чародей? Чародей действительно усиливает свои заклинания, вот только знает он далеко не все - а лишь ограниченное количество. А еще не умеет повышать уровень заклинаний, не взяв их "повышенный уровень" на следующем круге.
Что, чародеи уже не такие соблазнительные, правда? А потому что систему переносить надо правильно и брать пример с Pathfinder.

В шестых, ОДНОВРЕМЕННЫЕ ХОДЫ ПЕРСОНАЖЕЙ. Я промолчу. Это буквально роняет систему инициативы на лопатки и раздвигает ей ноги для жесткого медвежьего совокупления.

И стулом его, стулом!
И стулом его, стулом!

На передвижении мы долго останавливаться не будем. Такое понятие, как "скорость персонажа" из игры убрано вовсе, изменившись под суровым взглядом Larian Studios. Вне боя, персонаж будет ходить с одинаковой скоростью, за редким исключением. В то же самое время, в DND системе каждая раса обладает своим собственным значением скорости (но чаще - 25 футов) и это, вы сильно удивитесь наверное, сильно влияет на игровой процесс. Можно ли это было реализовать в Baldur's Gate 3? Конечно можно. Сделали ли они это? Нет.

Касаться скорости в бою я не буду вовсе, это вообще больная тема для всех, кто играл в настольные ролевые игры. Система в Baldur's Gate 3 плевать хотела на скорость персонажа, превратив ее в симулятор "прыжков".

И последнее, пожалуй, о чем бы хотелось рассказать. Перенос системы на игру - это всегда очень кропотливый и сложный процесс. Я лишь задаюсь вопросом, почему у Owlcat получилось воплотить Pathfinder 1ed со всеми ее плюсами и минусами в компьютерной игре, а у Larian - нет. Система DND, как ни странно, мешает Baldur's Gate 3 дышать, удавкой стянув шею. Кидайтесь камнями, но на ее базе куда лучше бы смотрелась система из Divinity Original Sin.

Классная современная система сражается с огрызком фото в цвете.
Классная современная система сражается с огрызком фото в цвете.

Итог второй части.

В сухом остатке, мы имеем хорошо оптимизированную игру с множеством проблем, как с точки зрения технической, так и с геймплейной. Многое из описанного - сугубо мое личное отношение к игре и оно не обязано совпадать с вашим.

Несмотря на то, что может показаться, будто я игру только ругаю, нет. Я игру люблю, она в моем личном топе ролевых игр и является очень важным для индустрии проектом. Просто о плохом говорить нужно и важно, потому как стремление к идеалу - это красная нить через всю историю компании Larian. И они к этому идеалу приближаются.

Спасибо за внимание, всегда ваш - D9 Mortem.

P.S.:

Поддержите меня в соцсетях, пажаласта. Я просто хочу иметь достаток достаточный, чтобы не работать на заводе, а писать статьи на DTF :(

Я скоро вернусь! С третьей частью.

Мои соцсети:

36
86 комментариев

А вот в чем дело - DnD - это всегда была игра исключительно про магические классы, а остальные - почти всегда мусор с 12+ уровня.Никогда не была. Магические классы универсальны, и лучше справляются с толпами врагов и контролем. На дистанции и при правильном построении партии, маги начинают выдыхаться или требовать отдыха, в отличии от физических классов.
"Бросок инициативы" в игре отсутствует, как явление, а мы имеем дело с "пассивной внимательностью" Нет. это d4+ловкость + бонусы. Что нивелирует рандом d20, который усложнит жизнь при плохом роле.
В Dungeons and Dragons "криты" на навыках отсутствуют, как явлениеИ присутствует в куче хоумрулов, потому что почему бы и нет 5% шанс на такое вполне приемлемая цена.
3/4 заклинаний просто отсутствуют, а это, поверьте мне, легендарные и важные штуки.Не заметил их важности, играется без них нормально
Ничего хорошего, кроме более обширного количества слотов заклинанийТак и должно быть. Каждому свое. Кто то хочет быть мощнее, а кто то хочет быть универсальнее. Универсальность вполне себе отличная особенность. Да она выглядит слабее на фоне урезанного списка заклинаний, но все еще хорошо себя показывает.
А потому что систему переносить надо правильно и брать пример с Pathfinder.Нет не нужно. Потому что компьютерная игра и игра с живым мастером это две абсолютно разные вещи. Тупой перенос системы это то за что многие ругали ПФ.
Вне боя, персонаж будет ходить с одинаковой скоростью, за редким исключением. В то же самое время, в DND системе каждая раса обладает своим собственным значением скорости Потому что вне боя ты не двигаешься с такой же скоростью как и в бою.

9
Ответить

хоумруловНу так определиться или все косяки игры описывать как
игра делалась по ДнДи спрашивать как за ДнД
или
хоумрултогда вопрос в топорности копипаста повышается еще больше
С тем же успехом они могли добавить левелап выше, хоумрул же.

1
Ответить

Странный доёб , что правила настолки адаптируются под ПК, это неизбежно, иначе мы получаем душнейший пайтфайндер (который автор постоянно ставит в пример как игру где буквально перенесли правила с настолки) в котором обычный игрок ( не упоротый в днд) ГАРАНТИРОВАННО при 1м прохождении созданным персонажем запарывает игру. Вот у меня на работе дохуя схем , чертежей, проектов и таблиц. Нахуя мне еще дома по вечерам разбираться в вашем этом днд. В балде3 как раз упрощение( + казуальная 5я днд) позволяют довольно быстро и ненапряжно вкатиться

4
Ответить

Именно поэтому там есть сносочка, что игру я буду рассматривать с точки зрения игрока и мастера, но вовсе не с точки зрения комп плеера. Как комп плееру мне зашла игра в целом, за исключением ряда моментов, описанных, кстати, в посте

2
Ответить

Так об этом и речь. Спрашивает автор поста
почему удалила игруо том, что есть нудные описания, в отличии от ДаО - ей говорят - ну так ЭТО ЖЕ ДнД
приходят ГМы и говорят
косяки в ДнДи им говорят - ну так ЭТО ЖЕ ЖЕ ПК!
Определится бы. Те, кто привык к ПК-версиям РПГ - нудно и нелепо.
Кто хочет харда - казуально и просто.
Да что ты вообще такое?©

1
Ответить

душнила

4
Ответить

та за шо

1
Ответить