Краткая история морей в играх

Образ моря складывается из книг и их иллюстраций, фильмов и живописных полотен. Илиада, Остров сокровищ, Одиссея капитана Блада, Моби Дик, Плот «Медузы», Девятый вал волновали не одно поколение. Но для многих и во многом образ моря сложился из игр.

Краткая история морей в играх

Море, и не только Карибское, манит разработчиков с истоков игровой индустрии. Ведь оно дает им море возможностей. Sid Meier’s Pirates (1987) во многом заложила основы жанра для всех последующих игр про «золотой век пиратства». Морские баталии, танцы с губернаторскими дочками, найм команды в ближайшей таверне и поиск кладов на неприметных островах – именно то, чего ожидаешь от игры про пиратов. Начиная свой путь капитаном утлого судна, игрок бороздит моря в поисках грозного линейного корабля, который нельзя приобрести на верфи, лишь захватить в бою.

Версия для DOS, с той поры у игры вышло два переиздания 
Версия для DOS, с той поры у игры вышло два переиздания 

В серии японских ролевых игр Final Fantasy героям приходилось много странствовать по миру и его континентам. И в первой, и во второй и в пятой частях герой добывал корабль, неизменно пиратский. Морские путешествия могли прерываться стычками на палубе с обитателями глубин. В последующих частях корабли стали преимущественно воздухоплавательными и чудовищам оставалось только грустно клацать клешнями, смотря на небо.

Final Fantasy V (1992)
Final Fantasy V (1992)

Шторм в играх культовой серии Корсары для многих — одно из первых и самых ярких впечатлений о море в играх. Начиная с Корсаров: Проклятье Дальних Морей (2000) игроки запоминали названия кораблей: таранта, барка, люггер, пинас прочие. Охота за трехпалубным мановаром, самым грозным парусным кораблем в истории, постепенно стала повсеместной для игр этого жанра. В течении почти десятилетия выходили новые части и дополнения, пока серия постепенно не села на мель.

POV: Ты играешь в «Корсаров» в 2000 году

Assassin’s Creed IV: Black Flag (2013) стала продолжательницей традиции, придя на смену медленно идущим ко дну Корсарам. В отличие от других представителей жанра, здесь игрок не волен выбирать корабль — им станет двухмачтовый бриг «Галка». Динамичные схватки, лавирование между скал и гигантских волн, готовых потопить корабль — все это давно стало привычными атрибутами игр про море. Но одна деталь все же весьма примечательна: помимо шума волн, плавание сопровождалось шанти – песнями британских моряков. Под ритмичные распевы удобнее управляться со снастями. Эта деталь способствует игровому погружению и позволяет лучше ощутить атмосферу парусного судна восемнадцатого века.

Assassin’s Creed IV: Black Flag шанти слушать без регистрации и смс

Sea of Thieves (2018) позволяет то, чего не могут предложить иные пиратские игры — возможность разделить радость морских приключений с другими игроками. Охотиться на мегалодонов, искать сокровища и управлять кораблём — всё это сподручнее делать вместе с лихим экипажем друзей. Игра была поначалу холодно встречена, но в 2023 году она вышла из доков, залатав пробоины.

Краткая история морей в играх

Но не все корабли в играх — пиратские. В The Legend of Zelda: The Wind Waker (2002) Линк исследует затопленный Хайрул совершенно иным образом, нежели в других играх серии – он делает это не на коне, но на лодке. Вместе со сменой визуального стиля для серии это был глоток свежего ветра.

 Линк и разумная лодка Король Красных Львов
 Линк и разумная лодка Король Красных Львов

В пронизанной светлой грустью Spiritfarer (2020) игроку предстоит взять обязанности Паромщицы и сопровождать души в Последний путь. Весомую часть игры занимают путешествия от острова к острову. В это время можно общаться с пассажирами, рыбачить, создавать предметы или просто смотреть на проплывающие мимо облака.

Пассажиры просят возвести им жилье, построить мастерские, разбить огороды — постепенно корабль превращается в плавучий город
Пассажиры просят возвести им жилье, построить мастерские, разбить огороды — постепенно корабль превращается в плавучий город

В первые годы World of Warcraft (2004) сильно отличалась от ее современной версии. Она была сложнее и медленнее, много времени уходило на долгие путешествия. Ночные эльфы начинали игру на отдельном острове, с которого им предстояло уплыть, их путь на материк пролегал через Сокрытое море.

Сквозь дымку тумана игроки видели проступающие очертания гавани и отблески маяка
Сквозь дымку тумана игроки видели проступающие очертания гавани и отблески маяка

Но корабли в игре были важны не только для эльфов. Путешествие по морю позволяло экономить время и не бежать через несколько локаций. Между гаванями ходили регулярные рейсы, корабли могли перевести с одного континента на другой. Поэтому достаточно часто игроки скучали, удили рыбу на пристани или просто смотрели вдаль в ожидании кораблей.

Действие многих игр разворачивается на островах, почти всегда тропических. Неизменный пейзаж — безмятежное море, ясное небо, пальмы и белый песок. Но в Tomb Raider (2013) Лара Крофт с командой исследователей терпит кораблекрушение у берегов японского острова. Со всех сторон он окружен скалами, на которые выброшены корабли разных эпох, некоторые из них предстоит исследовать.

Героиня должна отправится на португальскую каравеллу и достать с нее пару морских шкивов. Так пространство корабля становится отдельным игровым уровнем
Героиня должна отправится на португальскую каравеллу и достать с нее пару морских шкивов. Так пространство корабля становится отдельным игровым уровнем

Остовы кораблей напоминают о том, что море бывает безжалостным. Геймдизайнеры самых разных игр усеивают ими побережья, скрывая в трюмах и обломках сокровища. В том числе и стратегии — в Age of Mythology (2002), где у всех трех фракций есть свои корабли. В одной из миссий можно найти обломки триеры и обнаружить в них древесину и золото.

Краткая история морей в играх

В Shadow of the Tomb Raider (2018) Лара Крофт находит в глубокой пещере испанский галеон. Героиня изумленно комментирует это, не понимая, что он делает посреди перуанских джунглей.

Краткая история морей в играх

В сериале «Остаться в живых» (2004–2010) подобные эмоции испытал Сойер, когда увидел британской торговый корабль «Черная скала» в глубине острова.

Краткая история морей в играх

Встреча с покинутым кораблем в неожиданном месте удивляет, встреча с покинутым кораблем в море – пугает. В Return of the Obra Dinn (2018) спустя три года после исчезновения корабль-призрак возвращается в порт. Страховому инспектору Британской Ост-Индской компании необходимо понять, что произошло с пассажирами и экипажем торгового корабля. Он изучает бортовой журнал, фотографии, списки и постепенно восстанавливает хронологию событий.

Краткая история морей в играх

В кинематографе и анимации долгие кадры воды служат для смены темпоритма, дают возможность зрителю передохнуть посреди напряженного повествования. В качестве примера можно привести медитативную сцену, где лодки проплывают по городским каналам из аниме Ghost in the Shell (1995). Подобный прием используется и в ряде игр.

В Assassin’s Creed II (2009) действие разворачивается в Италии времен Возрождения. Молодой флорентийский повеса Эцио Аудиторе привык смотреть на города с высоких колоколен и передвигаться по крышам. Но в Венеции он волен примерить на себя роль гондольера. Это изменяет привычный способ перемещений и предлагает новый опыт: можно медленно плыть по каналам и любоваться палаццо.

Краткая история морей в играх

В The Sinking City (2019) терзаемый кошмарами частный детектив приплывает в Окмонд, штат Массачусетс. Это некогда процветающий город со всех сторон окружён морем. Наводнение затопило часть улиц и герой вынужден перебираться из одного квартала в другой на моторных лодках.

Герой проплывает между заводских построек и величественных зданий ар-деко, созерцая красоту посреди лавкрафтианских ужасов
Герой проплывает между заводских построек и величественных зданий ар-деко, созерцая красоту посреди лавкрафтианских ужасов

В других играх, навеянных мифами Ктулху, море предстает столь же зловещим и древним, скрывающим ужас глубин.

Sunless Sea (2015) – игра с видом сверху про подземное море в альтернативной викторианской Англии. Гнетущий мрак, чудовища и безумие подстрегают корабль и его экипаж в непроглядной тьме. Необходимо следить за ресурсами, рассчитывать оптимальные маршруты, кружить вокруг противника и быть готовым начинать все сначала с новой лодкой.

Краткая история морей в играх

Dredge (2023) – это игра про рыболовецкое судно в неспокойных водах. Поначалу предстоит довольствоваться скромным уловом в тихой гавани. Но постепенно, исследуя отдаленные острова архипелага оно явит мрак бездны. В игре акцент смещен с морских боев на рыбный промысел, но не смотря на свою медитативность – это одна из наиболее интересных игр про море.

Птицы стремятся украсть и без того скудный улов
Птицы стремятся украсть и без того скудный улов

Море позволяет не думать о бесшовности игрового мира и создавать острова с различными биомами, словно в Spiritfarer (2020), оно может быть естественной границей мира в Risen (2009) или Tomb Raider (2013), оно может быть безмятежным или наоборот свирепым и предлагать механику шторма, словно в серии игр Корсары и Assassin’s Creed IV: Black Flag (2013). Оно может быть неотъемлемой частью истории, будь то бесчисленные игры про пиратов или мифах о Ктулху. И что немаловажно — оно может быть ценно само по себе духом авантюризма и той самой морской романтикой, из-за которой игроки продолжают играть и ждать новых игр.

В разные годы интерес к играм про море возрастал и спадал, но не никогда не иссякал. Во время пандемии особую популярность получили симуляторы яхтенного спорта. Но это — тема для отдельного исследования, наравне с подводным миром в играх, в который можно погрузиться с головой.

2828
8 комментариев

Я понимаю, что тема не сильно богатая, но с твоей аргументацией удивлён, что ты Vice City и Sleeping Dogs не упомянул, раз там по воде можно передвигаться

А если серьёзно, то блин, всякие Ecco, Subnautica, Abzu и многое другое больше бы зашло чем многое из этого материала

2

Перемещение на катерах в Vice City более динамично и связано с миссиями с перестрелками. В Assassin's Creed II перемещение на гондоле более факультативно. [но да, там тоже есть миссия, когда нужно отвезти персонажа]

Про подводные миры готовлю отдельный материал, там про все три последние будет.

1

В Rise of the Tomb Raider Ларка тоже находила корабль в ледяной пещере. А сколько кораблей и морей было в приключениях Дрейка, не сосчитать.

2

Моря и ночное небо со звёздами - это то, что даже в самых стареньких играх рисовали красиво. Видимо, уже тогда создатели игр думали о более важных темах, чем обычное шароёбство в эпоху потребления.

Вроде новичок, а стиль наработанный. В чем секрет?

Комментарий недоступен

Начиная с Морского боя!

Большая часть из них про железные корабли и подводные лодки, но спорить не буду, и про парусный век тоже хватает.

В этом тексте решил сфокусироваться на играх, где протагонист человек или корабль. [Age of Mythology — исключение]