Тирлист: все основные части Tomb Raider от худшей к лучшей

Тирлист: все основные части Tomb Raider от худшей к лучшей

Недавно вышел хороший ремастер первых частей Tomb Raider: он сохранил всю геометрию и механику оригинала, подтянув графику до уровня PS3. 60 fps ощущаются очень хорошо, фоторежим весьма уместен, а Дауру Авидзбе спасибо за огромное количество ачивок, благодаря которым хорошо знакомые игры раскрываются с новых сторон (это именно то, о чём я писал в своём тексте об ачивках). Освещение и читабельность локаций местами пострадали, но возможность переключиться на графику оригинала это нивелирует.

По такому поводу было бы неплохо вспомнить все основные части серии и ранжировать их. Сразу нужно заявить мои основные критерии — что для меня важно в Tomb Raider.

  • образ Лары: она должна быть элегантной аристократкой, а не жалким нытиком и не злобной маньячкой;
  • дизайн уровней: желательно компактные, читабельные, с понятными целями, ощутимым прогрессом и логичным бэктрекингом;
  • механика: умения Лары и то, что они дают геймплею.

Итак, я бы распределил части таким образом:

Тирлист: все основные части Tomb Raider от худшей к лучшей

F tier: убийца франшизы

Tomb Raider: Angel of Darkness

Лучший дизайн Лары и абсолютно худшее всё остальное. Героиня злобная, тупая и неумелая. Новые механики — это в первую очередь её унижение. «I’m not strong enough», сходи потереби бочку, чтобы суметь открыть дверь. Маловато? Финал игры буквально пытается продать нам другого протагониста на замену Ларе. А уровни расставляют невидимые стены, чтобы жизнь мёдом не казалась. Тут нет живого места; после такой игры кончину Core Design не хочется оплакивать.

C tier: устаревший мусор

Tomb Raider 3

На третьей части серия ушла не туда. Побег из тюрьмы — это не Tomb Raider. Огромные нечитабельные уровни — это очень утомительно. Куча подлостей, созданных словно для того, чтобы выкрутить сложность игры на максимум, — тоже. Неуправляемые средства передвижения, в особенности байдарка, — это уже пытка. Про последнего босса и вспоминать не хочется. Спринт и передвижение рачком ничего хорошего геймплею не дают: понятно, что кумерам хочется поставить героиню на четвереньки, но динамика от этого страдает очень сильно.

Tomb Raider: The Last Revelation

Ещё более затянуто. Одинаковые египетские храмы однообразны, каирская мясорубка — неуместна, а продолжительность игры изнуряющая. Решение выстроить уровни вокруг хаба в Александрии неплохое, но на деле фатальное: эти уровни можно пройти, не собрав всех ключевых предметов, из-за чего их придётся пробегать повторно, без понимания, что и где искать. Читабельность задачек в целом почти что нулевая: героине дали кучу возможностей без какой-то прозрачности в плане того, зачем они нужны. Лара тут невыносимо злобная — настолько, что ей сопереживать не хочется.

Tomb Raider Chronicles

Тонально — гораздо лучше предшественницы, за Лару тут почти не стыдно. Уровни и разнообразные, и небольшие, что тоже плюс. Но этого недостаточно, чтобы вытащить пятую часть из этого тира. Новые механики плохие и опять нечитабельные, а во всём происходящем слишком мало смысла.

Тирлист: все основные части Tomb Raider от худшей к лучшей

B tier: посредственности

Tomb Raider Underworld

Завершающая часть трилогии превратила Лару в эджовую злюку и растянула уровни до таких размеров, что по ним резонно передвигаться на транспорте. Этапы начинают утомлять ещё на их первой половине, отсутствие диалогов заставляет скучать, сюжет удручает. Единственная хорошая новая механика: QTE без QTE — замедление времени, позволяющее игроку сделать спасительное действие самому.

Tomb Raider 2013

Недостаточно смелое переизобретение серии после Underworld. Ребут — уже не про гробницы (их тут толком и нет), но и не про выживач. Исследования локаций тут крайне мало, а пострелушек в духе Uncharted — много. Механически игра ничего так, но разработчики не захотели делать игру, склепав вместо неё банальный линейный ААА-аттракцион. Новая Лара в оригинальной версии ребута была хотя бы симпатичной, но большую часть времени она унылый нытик.

Shadow of the Tomb Raider

Лара продолжает ныть, только в этот раз к её унижению добавляется и вина за грядущий апокалипсис. Абсолютно отвратная героиня, абсолютно убогий сюжет. Геймплей неплох, но гробницы, бывшие в ребуте неприлично мелкими, тут стали слишком большими. Shadow в геймплейном плане словно противоположность ребута, но на результате смещение акцентов не сказалось: тут целый город NPC и квестов, но качество их такое, что делать их не хочется.

Lara Croft and the Temple of Osiris

Кооператив, скейлящийся от количества игроков, — так себе идея. Разработчики не смогли ни нормально прописать четырех персонажей, ни дать всем четырем уникальные умения, ни сделать головоломки интересными на большую компанию.

Тирлист: все основные части Tomb Raider от худшей к лучшей

A tier: достойные рекомендации

Tomb Raider 2

Тут есть ряд моментов, которые плохо аукнутся в последующих классических частях: например, плохо управляемая техника и враги-люди. У Лары всего полтора диалога на всю игру, хоть и хорошие. Этапы небольшие, обычно читабельные и довольно запоминающиеся, сложность терпимая. Новая механика тут — освещение в реальном времени, но радости от нее немного, поскольку из-за нее в игре появились места, где темным-темно и ничего не видно.

Rise of the Tomb Raider

Ещё одна вторая часть, в своей трилогии нашедшая правильный баланс между душной линейностью ребута и утомительной просторностью Shadow, а заодно и между исследованием локаций и боями. В Rise отличный дизайн локаций, грамотно расставленные коллектаблы и толковая опционалка. Сюжет, как обычно, плох, а ребутная Лара никакая.

Lara Croft and the Guardian of Light

Лаконичная, сконцентрированная, правильная. Кооп на двоих: оба игрока требуются и в бою, и в каждой головоломке. Оба с уникальными умениями. Лара хорошо прописана. Уровни небольшие и насыщенные. Лучше бы ребут был таким.

Тирлист: все основные части Tomb Raider от худшей к лучшей

S tier: лучшие из лучщих

Tomb Raider 1996

Игра, которая сразу же всё сделала правильно. И героиню прописала изумительно, и локации выбрала красочные и разнообразные, и сюжет прописала толковый, и управление сделала лучше, чем у других трёхмерных экшенов того времени, и уровни из-за своей компактности не надоедают и легко читаются. Образец и эталон.

Tomb Raider Anniversary

Ремейк, который от оригинала отделяло 10 лет, но всего лишь одно поколение. Более гибкий, более свободный, но менее математически выверенный и более заскриптованный, с QTE и парированиями вместо честного экщена. Сценарий даже похорошел, а интеграция в новую трилогию — красота.

Tomb Raider Legend

Первый и наиболее удачный ребут. Во многом предтеча Uncharted: довольно линейная, зрелищная, с погонями, перестрелками и тоннами диалогов, но не забывшая своих корней и сохранившая значительную часть того, что делало Tomb Raider выдающейся. Диалоги с друзьями раскрывают здешнюю Лару лучше, чем в какой бы то ни было части (причем с наилучшей стороны), уровни недлинные и сменяют друг друга очень быстро, да и сама игра не успевает надоесть. Вот бы новый ребут серии брал пример с неё.

8K8K показов
3.7K3.7K открытий
61 комментарий

Rise выше ребута 2013,охуел?

Ответить

Геймплей буквально во всем лучше же.

Ответить

Про Китеж град в топе стоит. Весь топ обосрал себе

Ответить

Баба Яга там была офигенной кстати.
Сражение с избушкой под наркотрип прям хорошее :)

Ответить

Идея с Китежем хорошая, исполнение, как всегда в новой трилогии, плохое

Ответить

Андерворлд должен быть выше.

Ответить

Это ж худшая часть после Легенды и Анниверсари

Ответить