Ретро, история, поп-культура: как мы видим легендарную аркаду Pac-Man сегодня

«Pac-Man не плохой… Ты поднимал настроение всем людям в мире. Тебя подменили! Ведь по сути ты добрый, нежный. С тобой можно просто поболтать и съесть по гамбургеру», – именно эти слова говорит «профессор Иватани» в «Пикселях», когда впервые встречается со своим главным творением и одновременно врагом.

Скрин из Pac-Man
Скрин из Pac-Man

Pac-Man – ретро, история, настоящая легенда в мире игр и влиятельная часть поп-культуры. Кажется, что большой жёлтый кружочек, поедающий всё вокруг, знает весь мир. Сложно в это поверить, но создатель аркады Тору Иватани (а позже профессор Токийского политехнического университета) представил миру Pac-Man 44 года назад! В наши дни его принято считать классикой, которая появилась в период становления и развития игровой индустрии.

Началось всё с того, что Иватани захотел создать игру, которая привлекла бы в игровые залы не только мужскую, но и женскую половину аудитории. Он следовал из логики, что девушки больше всего любят вкусно поесть. Давайте будем честны, все мы любим похрустеть разного рода вкусняшками. К слову о них! Не зря же по ходу игры Пакман может собирать различные фрукты и ягоды, которые приносят дополнительные очки.

Кроме еды были и другие источники вдохновения. Тору Иватани также брал за основу легенды, иероглифику и сленг. Мифическая часть состояла из сказки о существе, защищавшем детей, поедая монстров, и концепции «кокоро» (жизненной силы, которая даёт существу силы, чтобы есть чудищ). Филологический же аспект связан с тем, что иероглиф слова «рот» (口) квадратной формы (Иватани решил его «округлить» при создании главного героя), а также сленговое выражение «паку-паку» используется для описания открывающегося во время еды рта. Так и появился вечно голодный круглешок.

Источник фото: <a href="http://www.lego.com" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">www.lego.com</a>
Источник фото: www.lego.com

Про «съедобную» часть истории мы поговорили, теперь перейдём к визуальной составляющей. Чтобы угодить целевой аудитории и сделать игру более милой, было решено Пакмена покрасить в ярко-жёлтый цвет, а приведений сделать в пастельных тонах. На фоне контрастного тёмно-синего фона, персонажи смотрелись мягче и выглядели «мультяшно».

Так, выделившись на фоне всевозможных клонов Space Invaders, Pac-Man нашёл путь к сердцу игроков аркадных залов. Популярность игры росла с каждым годом. У неё, как и у всех крупных хитов, появилось много ремейков и клонов, а также сформировалась фанатская база.

Pac-Man также стал соревновательной дисциплиной. Мастера игровых аркад умело расшифровывали программные установки персонажей и соревновались в том, кто наберёт больше очков в игре не имеющей конца. А точно ли она бесконечна?

Разработчик Тору Иватани считал, что его проект бесконечен, так как до 256 уровня никак нельзя было добраться из-за технической ошибки. Но всё изменилось в 1999 году. Посетитель игрового зала в Нью-Гэмпшире Билли Митчелл смог пройти все уровни игры и установить рекорд в 3 333 360 очков благодаря багу игры. Чтобы добиться такого успеха понадобится более 5 часов.

<p>Источник: <a href="https://www.ted.com/talks/paola_antonelli_why_i_brought_pac_man_to_moma" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">TED</a> с куратором МоМА Паулой Антонелли</p>

Источник: TED с куратором МоМА Паулой Антонелли

А что если мы вам скажем, что Pac-Man попал в Книгу рекордов Гиннесса? В 2005 году аркада Namco была признана «самой успешной игрой с монетоприёмником». С 1980 года было продано более 293 тысяч игровых автоматов. А в 2010 году проект вошёл в топ-50 самых популярных игр.

Интересно, что Pac-Man стал музейным экспонатом. В 2012 году его добавили в постоянную коллекцию Музея современного искусства на Манхэттене (MoMA), которая составляется на основе уникальных элементов дизайна в проектах и произведениях. Помимо Pac-Man в музее представлены и другие популярные игры такие как: EVE Online, Minecraft, Pong, Portal, The Sims, Tetris, Snake и другие. А в 2015 году Пакмена поместили во Всемирный зал славы видеоигр, находящийся в экспозиции Национального музея игр (включён одним из первых вместе с Doom, Pong, Super Mario Bros., World of Warcraft).

Теперь перейдём к поп-культурным отсылкам. И тут нам нужно вернуться к той самой цитате из начала статьи. В фильме Криса Коламбуса «Пиксели» Pac-Man появляется отнюдь не раз. Первая отсылка на игру встречается в самом начале, когда главные герои заходят в только открывшийся зал аркадных автоматов. На его логотипе красуются силуэты Пакмена и привидений. Следующая отсылка связана с создателем игры Тору Иватани (спойлер: о нём мы ещё раз вспомним). Он появляется в качестве эпизодического камео и играет безымянного техника, который чинит аркадный автомат Pac-Man.

Но и это ещё не всё! По сюжету фильма инопланетяне атакуют Землю при помощи образов из видеоигр. Некоторые полюбившиеся герои становятся антагонистами. Пакмена тоже не обошли стороной. В одном из «раундов» против пришельцев он перемещался по улицам Нью-Йорка и беспощадно съедал всё на своём пути. Чтобы победить здоровяка, в команду главного героя присоединяется профессор Иватани (который изначально пытается договориться со своим «сыном» и хочет донести, что тот создавался во благо). Вместе с ним «аркадчики» должны были одолеть Пакмена на специально разработанных машинах, способных разрушить частицы, из которых состоят «воины» пришельцев. Эти автомобили по цветам и названиям на номерах соответствуют привидениям Блинки, Пинки, Инки и Клайду. Кстати, как и в классической игре у Pac-Man три жизни.

Где ещё впоминали о прожорливом кругляше? В диснеевском «Ральфе»! В начале мультфильма главный герой рассказывает о себе в рамках представления в группе поддержки злодеев. Собрание анонимного клуба проходит в комнате возрождения привидений из Pac-Man, а его руководителем является ни кто иной, как Клайд. С другими героями игры мы встречаемся эпизодически. Блинки, Пинки и Инки перемещаются на заднем плане «Игрового центра», а Пакмен наслаждается десертами на вечеринке в честь 30-летия «Мастера Феликса-младшего».

Фрагмент из фильма «Первому игроку приготовиться»
Фрагмент из фильма «Первому игроку приготовиться»

Перейдём к другому культовому игровому произведению – «Первому игроку приготовиться». В фильме нам не показали эпизод с Пакменом, однако в книге он играет ключевую роль (так как является частью загадки). Уэйд приходит в любимое заведение Холлидэя на планете с игровыми автоматами и там находит Pac-Man, в котором ему необходимо было побить рекорд, чтобы получить четвертак (напомним, что в фильме его отдаёт Куратор).

А ещё про Pac-Man было снято два анимационных сериала. Первый состоял из двух сезонов и выходил с 1982 по 1983 год и рассказывал о приключениях Пакмена, его жены Пеппер, дочери Пак-Бэби, собаки и кошки. Второй сериал выходил с 2013 по 2015 годы и состоял из 52 серий. В этой экранизации Пакмен – ученик школы-интерната в Пак-Ворлд. По сюжету он сражается вместе со своими друзьями и призраками (уже знакомыми нам Блинки, Пинки, Инки и Клайдом), которые стали дружелюбными и начали помогать героям победить злодея Предателя.

К слову, Пакмена во второй экранизации озвучивает Прохор Чеховской, известный многим по голосу Лютика из «Ведьмака».

Google Doodle на 30-летие Pac-Man
Google Doodle на 30-летие Pac-Man

О том, что Pac-Man играет значимую роль помнит ещё и компания Google. На 30-летие игры они создали «дудл» (своеобразную открытку в честь знаменательного события, которая помещается на главной странице Google). По сути это мини-игра, на основе ключевых механик и дизайна игры, где пользователю нужно собрать точки, огибая стенки в форме логотипа компании.

Теперь немного о музыкальной стороне вопроса! В 2019 году в ритм-игре Just Dance появилась возможность танцевать под официальную музыку из оригинальной игры. Движения можно повторять как за главного персонажа, так и за привидений.

В 2020 году Gorillaz и Schoolboy выпустили трек под названием Pac-Man, посвящённый 40-летию игры. Вместе с песней вышло музыкальное видео, где 2D играет в аркадную версию.

Не поверите, но корейские исполнители тоже вплели героя сегодняшней статьи в свою песню. Группа Stray Kids выпустила песню ITEM в рамках альбома 5-STAR. Текст песни основывается на аналогии развития личности через «прокачку игрового персонажа». Отсылка на Pac-Man делается для того, чтобы показать, что персонаж способен съесть всё на своём пути ради достижения цели.

И кто бы что не говорил, даже спустя 40 лет Pac-Man остаётся «живой» легендой, поп-культурным символом и любимчиком игровой публики.

2.5K2.5K показов
107107 открытий
4 комментария

Пиксели кстати не самая плохая комедия, хоть и не смешная

Ответить

С точки зрения юмора фильм действительно своеобразен, однако визуальная составляющая, связанная с играми неплоха)

Ответить