Часть 1. Геймификация: «Система образования как продукт: аудит системы».

Мы все знакомы с текущим образовательным процессом: посещение школы или университета, занятия по расписанию, выполнение учебных заданий, контрольные работы и подготовка к экзаменам.

История и практика показывают его работоспособность, но насколько он действительно эффективен?

Часть 1. Геймификация: «Система образования как продукт: аудит системы».

В данном посте я предлагаю посмотреть на систему образования с точки зрения формирования продукта для конечного пользователя, т.е. понять - как же улучшить эффективность данной системы посредством тех знаний/технологий, которые человечество приобрело за последние десятилетия.

Выявим проблемы, которые возникают в текущей версии системы образования (далее - СО).

Итак, проблемы текущей СО:

Часть 1. Геймификация: «Система образования как продукт: аудит системы».

1) Отсутствует адекватная система оценки эффективности СО.

Да, в школах есть оценки, есть ЕГЭ, олимпиады, аттестаты, дипломы и т.д. Но давайте будем откровенны: школьные оценки и оценки в высших учебных заведениях (как и в специализированных) чаще всего отражают субъективное восприятие/отношение учителя к конкретному ученику.


А так как мы имеем дело с субъективными оценками, то говорить об "адекватности" не приходится. Понятно, что в любом массовом наборе данных будут различные отклонения, но нам все же нужна система, которую будет проще отслеживать (спрашивать каждого преподавателя о его оценке каждого ученика - это неэффективно).


Олимпиады и ЕГЭ выглядят более прозрачными, но это очень обобщенные данные, которые никак не помогают конечному пользователю понять и использовать текущую ситуацию в своих интересах. (Пояснение: ЕГЭ, скорее, нужен государству, чтобы понимать, куда движется общий уровень образования, чем вам или вашему ребенку, чтобы понять, куда двигаться лично.)

Часть 1. Геймификация: «Система образования как продукт: аудит системы».

2) "Образовательная система потерялась".

Основная задача современной системы образования — сформировать необходимый, адекватный набор знаний и умений, способствующий формированию социально здоровой и профессионально компетентной личности, которая бы безопасно удовлетворяла потребности общества.

В переводе: «Земля круглая, не убивай, не воруй, не бухай, будь профессионалом в своем деле, но так как нужно обществу, а не в Dota 2».

На текущий момент лишь малая доля образовательной системы старается достойно выполнять свои функции, думаю, большинству знакома история: «Главное — получить любой диплом», когда ежегодно выпускаются тысячи «квалифицированных» экономистов/психологов/философов и пр., которые никогда не станут работать по своей специальности.

Зачем университеты/специализированные учебные заведения обслуживают данные специальности? Потому что есть устойчивый спрос на «высшее образование», а какой направленности или качества это самое образование — неважно.

При этом официально в стране наблюдается так называемый "кадровый голод", когда существует множество вакантных мест на очень востребованные профессии (и это не только ИТ, но и врачи, инженеры и другие востребованные специалисты в различных сферах). Однако, вместо создания дополнительных мест на эти специальности, предоставления льгот и дополнительных курсов подготовки, учебные заведения просто заполняют свою квоту.


Крупные компании же все чаще открывают собственные курсы и строят на своих предприятиях производственно-образовательные комплексы с общежитием для студентов.

Часть 1. Геймификация: «Система образования как продукт: аудит системы».

3) Отсутствие «гибкости» образовательной системы.

Текущий этап развития человечества представляется быстро прогрессирующими технологиями, когда каждые 1–2 года могут происходить глобальные усовершенствования как методов производства, так и обработки информации, качества услуг и пр.

К сожалению, современная система образования не рассчитана для текущего этапа развития, то, что вы изучите за 1 год в учебном заведении, будет устаревшим минимум на 2 года (т. к. программы обучения утверждаются заранее и крайне редко корректируются в соответствии с текущими технологиями, даже если они доказали свою эффективность).

Это создает прецедент, когда прохождение обучающих курсов, которые длятся пару месяцев, становится приоритетней при выборе кандидатов на прием на работу, нежели чем профессиональное высшее образование по конкретной специальности. Что еще больше обесценивает эффективность образовательной системы в целом.

Как любит повторять один мой знакомый товарищ: «лучше работать 4 года программистом, чем учиться 4 года на программиста», хотя на текущий момент это касается любых сфер, от услуг до производства и т. д..

Часть 1. Геймификация: «Система образования как продукт: аудит системы».

4) Интеграция в рабочую деятельность.

Возвращаясь в СССР, мы увидим, что обучение в специализированном учебном заведении по определенной специальности практически гарантировало тебе работу по этой самой специальности и то, что ты будешь востребован (естественно, мы отметаем все остальные минусы, данный пример приведен только затем, чтобы показать, как «в идеале» должно работать образование: учишься по специальности = далее работаешь по этой самой специальности).

То, что на текущий момент ты после выпуска и получения своей специальности не востребован, значит одно из двух:
первое — твоя специальность не востребована на рынке кадров;
второе — тот уровень подготовки/знаний/умений, который ты получил во время обучения, не соответствует требованиям работодателей к данной специальности.

Часть 1. Геймификация: «Система образования как продукт: аудит системы».

5) Методы обучения.

Умеете ли вы ездить на велосипеде? Помните ли вы, как играть в «Денди» / PSP / «Героев» / Tekken / NFS / GTA / Minecraft и т. д.? Может, вы помните последовательность нажатий клавиш / прокачку / вашу любимую марку и элемент тюнинга / рецепт крафта?

Думаю, у большинства есть какая-либо игра / развлечение, которое мы достаточно хорошо помним с детства, а если даже и не помним, дай нам ее в руки, и мы будем там как рыба в воде. Но вспомните ли вы то, что преподавали вам в первом / последующих классах, даже если дать тот же самый учебник? В большинстве своем нас это не сильно интересовало.

Часть 1. Геймификация: «Система образования как продукт: аудит системы».

Так почему же так происходит?Ответ прост: применимые знания всегда преобладают над неприменимыми.

Вы запомнили комбинацию клавиш / любимую марку / рецепт крафта, потому что вам нужно было их применять в том моменте, и вы получали конкретный результат от этого применения, причем именно тот результат, который вы сами хотели получить.
Но когда учитель читает вам лекцию по истории или объясняет, как решать задачу по математике, вы либо получаете неприменимую в текущем моменте информацию, либо решаете задачу, решение которой вам лично не нужно.

В этом лежит принцип любой геймификации — превратить информацию и решение задач в осознанное, лично мотивированное действие, направленное на конкретный результат.
И если ранее превращать каждый урок в «игру» или «испытание» для преподавателя было бы слишком чрезмерной задачей, то на текущий момент всё это могут взять на себя технологии, а учитель может из занудного вещателя и замученного объяснятеля превратиться в наставника/куратора/консультанта/воспитателя.

Часть 1. Геймификация: «Система образования как продукт: аудит системы».

Ваш ребенок приходит в школу и вместо урока садится в специально спроектированную игру со свободой действий, где он так же, как и в современных играх, может создать персонажа, взаимодействовать с другими игроками/учениками/учителями. Однако в данной игре у нас не просто «квесты», «гонки», «система крафта» или «выживание», а некая платформа, где вы посредством игры изучаете всё то же самое, что и на уроках (и это не те странные "государственные образовательные проекты", а полноценная игра в формате ММО и т.п.).
(Естественно, в дальнейшем мы будем учитывать, что мы не хотим, чтобы вся система образования строилась на «сидеть за компьютером», в дальнейших статьях я разберу будущие обязанности преподавателей и технологии, которые позволят вести активный образ жизни.)

Когда вы пишете в чат, вам автоматически указывают на ошибки, предлагая их исправить, где система крафта может учить вас физике/математике/химии (что, кстати, в свое время уже сделала Microsoft посредством своей модификации Minecraft: Minecraft Education ), где мир и взаимодействия/события могут отражать реальную историю, а точки перемещений могут отражать различные города/эпохи, НПС-персонажей и их биографии и т. д. и т. п.).

Часть 1. Геймификация: «Система образования как продукт: аудит системы».

Конечно, это звучит немного приторно, но если вы задумаетесь о влиянии игр на нашу жизнь, вы найдете множество примеров того, как знания, полученные из игр, стали применимы и в реальной жизни.

Например, кто-то, наигравшись в гоночную игру, начал лучше разбираться в автомобилях. Другой человек узнал из игры Minecraft, что из песка можно создавать стекло. А кто-то, играя в Civilization, получил новые знания об истории. И таких примеров множество. Стоит лишь оглянуться назад и вспомнить, в какие игры мы играли.

Часть 1. Геймификация: «Система образования как продукт: аудит системы».

Другой вопрос, который также стоит поднять в этом пункте, — а на кого возлагается ответственность за эффективность образования?

Если ваш ребенок не узнал что-то в школе, то кто виноват? Учитель? Он может сказать, что дал ребенку эту информацию, и вы не сможете ежедневно проверять, чему он учит ваших детей. Виноват ли ребенок? Не стоит возлагать ответственность на того, кого вы должны научить. Вы сами виноваты? Если вы вынуждены учить ребенка всему сами, то зачем нужна система образования?

Проблема в том, что текущие методы образования полностью распыляют ответственность за качество образования между всеми участниками, и невероятно сложно обвинить ту или иную сторону. Но в конечном счете все равно ответственность ляжет на вашего ребенка.

Часть 1. Геймификация: «Система образования как продукт: аудит системы».

В системе же, где каждое действие можно отследить, где обучение основывается не на субъективных действиях конкретного учителя, преподавателя, всегда будет понятно, откуда уши растут.

Естественно, в одном посте невозможно разобрать все, это лишь начало цикла статей касающихся геймификации образования в целом, где в конкретно этой мы поверхностно разобрали самые базовые проблемы текущей системы.

В последующих постах данного цикла я планирую разобрать более подробно каждую из проблем, рассмотрю проблемы указанной методики, распишу возможные варианты решения задач системы образования и пройдусь по многим другим немаловажным моментам.

Если кто-то дочитал до данного момента — честь вам и поклон, надеюсь, это не было тратой вашего времени. Всё написанное является частью моего проекта по реформам в системе образования. Благодарю за уделенное время.

33
1 комментарий

У меня давно уже не хватает терпения долго играть в современные РПГ.

Ответить