Да, в школах есть оценки, есть ЕГЭ, олимпиады, аттестаты, дипломы и т.д. Но давайте будем откровенны: школьные оценки и оценки в высших учебных заведениях (как и в специализированных) чаще всего отражают субъективное восприятие/отношение учителя к конкретному ученику.
А так как мы имеем дело с субъективными оценками, то говорить об "адекватности" не приходится. Понятно, что в любом массовом наборе данных будут различные отклонения, но нам все же нужна система, которую будет проще отслеживать (спрашивать каждого преподавателя о его оценке каждого ученика - это неэффективно).
Олимпиады и ЕГЭ выглядят более прозрачными, но это очень обобщенные данные, которые никак не помогают конечному пользователю понять и использовать текущую ситуацию в своих интересах. (Пояснение: ЕГЭ, скорее, нужен государству, чтобы понимать, куда движется общий уровень образования, чем вам или вашему ребенку, чтобы понять, куда двигаться лично.)
У меня давно уже не хватает терпения долго играть в современные РПГ.