Subnautica: первобытный страх, одиночество и детские мечты.

Для чего нам нужна тревога, страх и стресс? В древние времена нашим предкам она помогала быть внимательными и осторожными. Эти страхи нам помогали избегать опасностей, грозных хищников и находить оптимальный для выживания маршрут в дикой среде.
В современном мире наш мозг цепляется за наши взаимоотношения с людьми, стрессу на работе, неловких взаимодействий и прочее. Гораздо более мелкое, но корнями уходит еще в те доисторические времена. Нынче мы не сталкиваемся с тем самым изначальным страхом. Рассказать же я хочу об игре, которую наверняка многие тут знают. Она сталкивает с тем самым изначальным страхом, тем страхом, не преодолев который, мы бы оставались неразвитыми существами. Страхом неизвестного.

Страх — самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх — страх неведомого.

(Эссе "Сверхъестественный ужас в литературе", 1925-1927) Говард Лавкрафт.

Немного о сюжете.

Вы - рядовой сотрудник корпорации "Альтерра", находились на борту корабля "Аврора". Ваша миссия - построить фазовые врата для расширения влияния корпорации на соседние системы. Пролетая над планетой 4546B, по неизвестной причине, терпящей крушение на вулканическом кратере. Вы спаслись на спасательной капсуле, с трудом, пережившей падение.
Перед вашим взором открывается океаническая планета с агрессивной чужой средой. Разнообразной флорой и фауной.

По началу вы находитесь в безопасной зоне. И кажется, что это весело, восхитительный подводный мир. Ваш единственный спутник и соратник - КПК). Компьютер установленный в нём, скорее вас веселит. Подъёбывает вас, что ваши шансы на выживания ничтожны, помогает вести инвентарь. Один из забавных подколов, что ваше любимое занятие это плавание, советует вам найти дополнительную активность.( ага). Но самое интересное - даёт опыт исследователя.
И это одна из самых уникальных механик, которые я видел в играх вообще. Да, вы не занимаетесь наблюдениями, хотя я за свой опыт исследования заметил, что кусачие сталкеры( примеры живности будут позже), не только имеют крепкие зубы полезные в хозяйстве, но и складируют обломки упавшего корабля Альтерры, как ворона, таскала ништяки в сказке Паустовского. Вы не изучаете ничего под микроскопом. Но ваш КПК - уникальный инструмент, который при сканировании всего вокруг, даёт вам не только полезную информацию о материале и его использовании, но и даёт представление о эволюционном процессе происходящем на этой планете.
Примеры подобных исследований:

Вы в каком-то смысле учёный) Если вы когда-либо хотели почувствовать себя исследователем, то лучше вам игры не найти( поправьте, я буду только рад сделать для себя открытие).
После того, как вы отсканируете всё вокруг и снарядите себя базовым снаряжением. На ваш радиоприёмник в капсуле начнут поступать сообщения о бедствии с соседних капсул.
Продираясь через мелких хищников, леса зарослей, вы будете находить капсулу за капсулой, понимая, что никто из них не остался в живых. Кого-то сожрал хищник, пока он искал свинец для создания костюма от радиации. Кто-то не смог заштопать ранения, потому что диплом медика он купил и не знает, как даже оказать первую помощь. На маленьких историях не буду сильно останавливаться, оставлю это для тех, кто еще не играл, игра подаёт это с юмором и иронией. Даже "Солнечный луч", который принял сигнал бедствия отправленный в последний момент с Авроры, связист будет обсуждать бутерброды с ветчиной и сыром, пока вы на острове едите рыбу, которую человек будущего с трудом переваривает, ибо привык к суррогатам, сделанным на 3d-принтере.
Но вот незадача, ваша надежда обречена.

Причина падения вашего корабля раскрыта. Планета обустроена странными инопланетными сооружениями без признаков жизни самих инопланетян. Ваш КПК объявляет - планета и ее обитатели, заражена неизвестной бактерией. Планета на карантине и орудия ПВО уничтожают всё, что пытается попасть или покинуть планету. Из данных этого сооружения выясняется, что где-то в глубине планеты спрятанные от посторонних глаз, обустроены комплексы неизвестного назначения и все ответы нужно искать в глубине.
Именно с этого момента игра по настоящему начинается, вас лишили надежды, вам необходимо собрать, разбросанные обломками, данные для создания оборудования и обустройства базы. Вы здесь надолго. Вам нужно убрать карантин и улететь. Вы абсолютно одни и помощи ждать неоткуда. Ваш путь - вниз.
И это потрясающе играет на ваших страхах. Чем глубже вы погружаетесь, тем меньше таких драгоценных пучков лучей света достигает дна. Водоросли в темноте кажутся щупальцами опасных существ, тёмные кораллы издали, будто надзирают над вами, пугают тем, что cкрывается за ними. А истошные крики неизвестных существ и мигающий КПК, говорят вам "вам здесь не рады" и поблизости обитают существа класса "левиафан". Игроки, помнящие свои первые воспоминания никогда не забудут первых встреч с существами обитающими в этих тёмных водах, пусть люминесцентные биомы не обманывают вас своей красотой, вы в опасности, еда - это вы. Сколько раз приходилось менять штаны, особенно при игре ночью - не сосчитать. Вы испытываете тот самый неописуемый ужас, тот первобытный страх перед неизвестным. Но ради ответов вам нужно снова и снова делать вылазки. Всё глубже погружаясь, исследуя не только морское дно, но и давящие на вас системы подземных пещер. Примеры мрачных пейзажей:

Обитатели здесь настолько же прекрасны, насколько кровожадны.
Каждый обладает собственной манерой поведения, индивидуальными развитыми чертами(о которых вы можете узнать, если осмелитесь их отсканировать). Каждый обитает в своих зонах. Они рычат, роются, поедают более мелких обитателей, воют и беснуются. Если вы не будете осторожны, то они будут рады вами полакомиться.
Воют, впрочем, не только агрессивные существа, но мирные рифоспины( уж реально что-то в духе лавкрафта) на чьей спине своя собственная эко-система. Но и остальные, думаю, Говарду понравились бы. Представлен на первом скрине, дальше прочие хищники.

Пару слов о музыке.

вы не пожалеете

Лучше всего один раз послушать самому, чем прочитать тысячу слов.
Этот эмбиент пробирает до мурашек. Где-то сломанным электрическим звучанием, где-то, будто играют на племенных инструментах. Это восхитительно и точка.
Оставлю несколько тайм-кодов: Alien Passageways 28:57 , Fear the Reapers 58:57 , What are You 19:11 , Caverns 48:14 Abandon Ship 23:54 (для любителей дискотеки), Original Inhabitants 20:31 (инструменты и пение, одна из самых напряженных), A Tendency to Float 22:36 , Shadow of the Reefback 1:28:45, Ancient Aliens 36:40. Arc Lights 38:17 (интересно не вдохновлялись ли Infected Mushroom?) Дальше сами. Считаю это ярким примером грамотного и изобретательного саундтрека к играм.

Детские мечты.

Одна из причин, почему я считаю, что эта игра лучше всего работает на одиночество, испытание себя перед страхом, не только пробирающим эмбиентом, отчаянием, мрачными локациями и опасными существами и атмосферой ада( по мере погружения). Но и ограниченным арсеналом.
Прежде всего, я тут вынужден поругать игру и предостеречь возможных новых игроков. Ни в коем случае, не используйте стазис-винтовку. Это разрушает всё. Ее способность схватывать и удерживать противников в застывшем состоянии - худшее, что могли сделать разработчики.
Как по мне, прелесть и играет на погружение, как раз то, что пусть со временем вы обзаведётесь разносторонним оборудованием. Это оборудование не предназначено для убийства. И я настоятельно рекомендую играть только так.
По большей части, всё, что вы будете находить и конструировать, является различными устройствами для отпугивания, отвлечения врагов. Вы всё равно будете обязаны вести себя осмотрительно, не выдавать себя, пробираться мимо или кидать приманки. Используя более опасное оружие лишь в защите, но никак не для нападения.
Ваши враги сильнее вас, крепче. А ваши корабли, экзо-костюм хрупки и не годны для борьбы(если вы не искушённый игрок).
И это самое правильное для настроения и проникновения страха и одиночества в вас. Именно таким должно быть выживание. Чтобы возвращаясь с очередной вылазки, вы были эмоционально истощены и чувствовали, что вы чудом выжили. В этом плане неповоротливость вашего корабля и неудобное управление девайсами играет на руку.
Теперь же немного о мечтах.
Эта игра позволяет вам почувствовать себя смелым капитаном своего собственного судна, исследующим неизвестные края. Построить собственную подводную базу и носить костюм для добычи трудно добываемых залежей и защите от крупных хищников.
При этом вы не собираете что-то из говна и палок, а лорно хорошо объясняется, что вам нужно собрать чертежи, предназначенные для существования в тяжелых условиях. И благодаря этому, игра ощущается более серьёзной.

Сделаю тут пометку половина скриншотов мои, другая из интернета, поскольку не успел до написания статьи пройти игру полностью. Прохожу третий раз)
Корабль "Циклоп" . Костюм КРАБ. Мотылёк.

Всю технику можно улучшать, костюм снабжать функциональными руками, технику перекрашивать. А крупное судно "циклоп" превратить в передвижную базу.
И мне было очень приятно исполнить такие детские мечты о собственной базе и корабле. Пусть кастомизация тут не сильно богата и игра вышла не с таким размахом, как ее планировали разработчики.
Но для меня эта игра о столкновении со своим страхом, о том, как можно постепенно его преодолевать, надеясь на себя. Одиночество, что благодаря атмосфере и эмбианту во время очередной рутинной добычи руды даёт столкнуться с собой. Но и показывает обратную сторону медали, изоляцию, отчаяние и нервный тик во время управления "мотыльком" даёт о себе знать.
Она замечательная даже своим неудобным управлением и нагнетающей атмосферой. Мало игр, которые ставят игрока в неудобное и тяжелое положение. Эта одна из них.
И когда ты раскрываешь тайны планеты, находишь способ ее покинуть. Возвращаясь из самой глубины, отправляясь вверх. Пройдя долгий путь борьбы со страхом и одиночеством. В конце ты ощущаешь всплеск сил, достижение чего-то, что редко нынче в играх. Нырнуть за ответами в глубины, чтобы вознестись наверх. Красивая метафора, как по мне.

2828
27 комментариев

Эта индюшатина подарила мне такое количество эмоций на единицу времени, что стала однозначным победителем в личной категории "игра десятилетия". Это при том, что я её дропнул спустя примерно 5 часов после постройки голиафа (если правильно помню название), т.к. осознал, что страх на большой глубине даже с этой махиной ни куда не делся.
И только за эти эмоции страха я готов отдать это игре все мыслимые награды.
Опять же, до непосредственной постройки голиафа, я слабо себе представлял что это будет, и когда плстроил испытал поистине щенячий восторг.

4

Циклопа

Игра действительно очень атмосферная. Красивая, страшная, захватывающая. Раз в пол года ее себе устанавливаю, что бы немного поисследовать, поплавать, построить базу и прочее. Возвращаюсь не ради прохождения, а ради этих ощущений.

3

Всё таки Субнатика - великая игра, вроде вышла далеко не вчера, а народ до сих пор играет в неё. Первый раз, когда проходил, в перерывах, смотрел прохождение одного летсплейщика и чуток обогнал его в прохождении. Сцук, первую встречу со жнецом не забуду никогда. "Аврору" облутал, плыву такой себе в сторону базы, а тут эта ебака ка-ак схватит мой Мотылёк. Сказать, что я, мягко говоря, охренел - ничего не сказать. Я, блин, даже не знал, что там такие чудища водятся. Кое-как отбился, доплыв до базы на честном слове и на одном крыле, сохранился и выключил накуй игру. В себя пришёл только после пары сигарет и рюмки коньяка. Недели две потом к игре не прикасался, каждый раз когда тянулся курсором к ярлыку, перед глазами вставала картинка с рожей этой твари. Но потом всё таки я пересилил страх и прошёл игру. Блин, с каким удовольствием я мочил эту гадину буром КРАБа - словами не передать. В прошлом году во время перепрохождения сначала учудила моя кошка(увы, ныне покойная), которая почему-то решила, что будет хорошей идеей хрипло мявкнуть мне прямо в наушник, в то время как я ползаю где-то на глубине по дну в поисках ништяков. А потом и я, отправившись на КРАБе за кианитом. Кианит нашёл, но потом, как это обычно бывает - жадность фраера сгубила, ибо я заблудился(маячки? Не, не слышали) нафиг и в костюме сели батареи. Полтора часа коту под хвост. Такие вот пирожки.)

2

Согласен. Мой первый опыт не забуду никогда. Очень страшно и не сразу прошёл)

1

маячки - наше всё

1