Bitter Sweet Symphony. Лонг про Football manager

Bitter Sweet Symphony. Лонг про Football manager

Сегодня я расскажу про Football manager и её роль в развитии футсимов. Эту игру ненавидят и обожают, из-за неё разрушались семьи, а некоторых увольняли с работы. Играя в FM, люди надевают деловой костюм на виртуальный финал Лиги Чемпионов и даже называют своих детей в честь сгенерированных игрой футболистов. В общем, я давно планировал и наконец-то созрел написать лонг об этом футбольном симуляторе и его истории. Погнали.

Пролог

Bitter Sweet Symphony. Лонг про Football manager

С Football manager (далее FM или ФМ) меня познакомил сосед по комнате в общежитии, пока я учился в универе. Началось мое путешествие по миру футбола с FM 08. Поначалу было тяжело и не понятно, ведь игра в целом представляет собой огромный калькулятор с графической оболочкой. И хорошо, что я начал играть уже тогда, когда реализовали визуализацию матча — в ФМ 08 был 2D режим. Я поиграл за несколько разных клубов, узнал много нового для себя и на этом все закончилось. Я переключился на другие игры.

Таким образом, мимо меня прошел ФМ 09, в котором впервые ввели 3D в матче, а вернулся к игре только когда вышел ФМ 10. Менеджер игра не требовательная и запускается на любом картофельном агрегате, но у меня в те годы даже такого не было.

И тут на рутрекере я встретил пиратскую сборку игры, из которой нещадно вырезали все то немногое, что в ней было. Размер репака составлял где-то 100 мб против 800 и это позволило играть в неё практически на ведре, к которым мой тогдашний ПК и относился.

Мелодично постукивая по нему, я снова вкатился в мир виртуального футбола и до сих пор оттуда не выкатился. Первой купленной частью оказался FM 12, тогда как раз игра только захватывала стим. В него я наиграл 825 часов и считаю одним из лучших в серии. Абсолютным рекордсменом является ФМ 15 с 1043 часами, но там еще и частично можно учесть игры на работе в пиратку. Нет, меня не уволили за это, хотя начальница иногда и посматривала в мою сторону. В этом, кстати одна из прелестей менеджера — он не требует постоянной вовлеченности игрока. Поработал, в перерыве поиграл в ФМ. Ну или наоборот)

Скрин из веб-архива, 2011 год
Скрин из веб-архива, 2011 год

А еще я открыл для себя удивительное комьюнити по этой игре. Все произошло благодаря форуму fmfan.ru, на который я попал в 2011 году. Особенно меня привлек раздел, в котором можно было описывать, как ты играешь в фм. Тогда еще никакого ютуба не было и о всех похождениях люди рассказывали текстом и пачкой скриншотов. Иногда там даже были монументальные вещи, например человек лет 5 играл в ФМ 10 за один и тот же клуб, детально все расписывая. К сожалению, форум вместе с архивом окончательно погиб примерно год назад, а его возрождение на новом домене идет не очень успешно — сейчас уже на форумы заходят старожилы.

Благодаря форуму я познакомился с многими интересными людьми, потратил кучу времени на графоманские истории по ФМ, а теперь вот пишу статью об этом и чувствую, как растекаюсь в ностальгическую лужу. Пора уже рассказать, как эта серия появилась на свет. Все началось в британской глуши....

Мечта двух братьев

Bitter Sweet Symphony. Лонг про Football manager

Братья Пол и Оливер Коллиеры из Стреффорда, графство Шропшир, очень любили футбол. Будучи школьниками, они играли в Football manager от Кевина Томса, игра им нравилась, но по мнению братьев, была не идеальной. Поэтому они решили сделать такой симулятор, в который им бы понравилось играть самим. Парни кодить не умели, но это их не остановило. Они изучали код по играм, в которые играли в школе, а также по доступной тогда литературе. В 1985 году братья начали превращать свой код в игру. По их словам, в деревне делать было особо нечего, поэтому разработка стала прекрасным времяпровождением.

Как признались Коллиеры в одном из интервью, в какой-то момент будущая игра оказалась под угрозой. Дома у них водилось много живности: куры, утки, коровы и даже козел. Последний любил поджирать все подряд, в том числе и компьютерное оборудование. Как отметил Пол, хорошо что козел не сожрал код игры-мечты.

Их персональный Hall of fame
Их персональный Hall of fame

Ради работы над будущей игрой Оливер даже бросил университет после первого курса — он вернулся домой, чтобы все же доделать начатое. Долгое время главными фанатами начинающих разработчиков были друзья — им игра очень нравилась и Коллиерам предложили попробовать выпустить её. Поэтому было решено искать издателя.

Конечно, никто не бросился выхватывать игру у парней, многие издатели просто проигнорировали их письма. Некоторым не понравилось отсутствие графики и комментарии стилизованные под радио. Среди прочих, будущая хитовая серия не заинтересовала и Electronic Arts. Вот тут на горизонте появилась Domark games (в будущем Eidos Interactive Limited) и предложила взять под крыло их детище.

Как признаются Коллиеры, тогда сделка казалась прекрасной, хотя по факту таковой не являлась. Им дали денег на релиз игры, чего еще было нужно для счастья. Они даже показали контракт местному деревенскому адвокату и тот авторитетно заявил, что все збс по условиям. Но деревня на то и деревня, хотя братья все понимают и обиду на недалекого адвоката не затаили. Все же хорошо сложилось и так появилась она.

Серия Championship manager

Первая Championship manager вышла в 1992 году на Amiga, Atari ST а позже портирована на MS-DOS. Продали аж 20 тысяч копий, игра получила смешанные оценки, а братья Коллиеры основали свою собственную студию под крылом Domark — Sports Interactive (SI)

Championship Manager gameplay, с встроенным болгарским синтезатором

Не имея семей и соответственно, финансовых обязательств по их содержанию, братья Коллиер полностью погрузились в геймдев.

Следом за Championship manager (СМ) вышли CM 93 и CM Италия, их продажи составили 90 тысяч копий. Популярность симулятора росла, что заставило разработчиков выпустить две дискеты с апдейтами данных, которые делали виртуальный футбольный мир актуальным к футбольному сезону 1993/1994 года. С этой части начнется традиция, по которой к каждой части симулятора выходят апдейты (патчи), обновляющие базу данных в игре. Запомни, что в 1994 году Domark games превратилась в Eidos Interactive, но на сотрудничестве это никак не сказалось. Пока что.

Молод и опасен, Майлз Джейкобсон в цвете
Молод и опасен, Майлз Джейкобсон в цвете

Где-то здесь Пол и Оливер повстречали третьего важнейшего человека в становлении футбольной франшизы. По легенде, предприимчивый парнишка Майлз Джейкобсон предложил им сделку — дискета с альфа-версией игры Championship Manager 2 в обмен на два билета на концерт Blur. Предложение, от которого невозможно отказаться.

Через пару дней после сделки Майлз прислал факс с подробным фидбэком по игре. Прочитав его, Коллиеры позвали способного тестера Якобсона в паб, пообщаться за геймдев. Подружившись, они решили поработать вместе, Майлзу дали порулить бизнес-процессами (еще бы, ведь он евр…) и тот выбил из издателя хороший контракт для студии. В будущем именно Джейкобсон станет видным лицом компании и будет рассказывать обо всем, что касается жизни франшизы. Сейчас он является основной публичной персоной серии, тогда как братья Коллиеры очень редко появляются на публике.

Bitter Sweet Symphony. Лонг про Football manager

Championship manager 2 вышла в сентябре 1995 года на ПК. Как бы это не прозвучало, в ней улучшили графику, добавили фото на задний фон, а еще завезли аудио комментарии от Клайва Телдси из BBC. Следующие два года в SI работали над апдейтами для этой игры. Например, реализовали правило Босмана и выпустили другие европейские чемпионаты.

Еще два года и закончим
Еще два года и закончим

Прорыв случился с Championship Manager 97/98. Сюда засунули много инновационных по тем временам фич: стало больше играбельных чемпионатов, можно было выбрать сразу три из них в одной игре и отыграть целых 30 лет. То есть, пройти футбольный симулятор, да. Википедия пишет, что игра стала хитом продаж в Великобритании в 1997 году, хотя никакой защиты (кхе) не имела.

Bitter Sweet Symphony. Лонг про Football manager

Ну и собственно говоря, началось. Championship Manager 3 вышла в 1999 году и представляла собой уже абсолютно другую игру. Полностью поменяли интерфейс, с меню в левой части экрана, которое есть и сейчас. Добавили новый движок матча, больше фоток на задники в лучшем качестве, больше тактикульности, а еще команды дублеров и юниоров, систему скаутинга и возможность играть по сети.

Посыпались хвалебные отзывы от прессы и игроков, продажи в Британии достигли 170 тысяч копий. По уже устоявшейся традиции к игре накатили пачку апдейтов и обнов, всего их было 3.

Роналду в CM 01/02
Роналду в CM 01/02

Особенной популярностью у игроков пользуется Championship Manager: Season 01/02. К десятилетию серии подогнали 100 играбельных лиг в 26 странах, новую трансферную систему и скрытые атрибуты игроков. То есть, перед покупкой их нужно было изучить с помощью скаутов. Завезли и возможность отправить травмированного игрока на операцию, общение с прессой и руководством. Словом, ошень много всего. На CM 01/02 усилиями игроков даже сейчас выпускают апдейты, а британский фанатский форум все еще жив и там даже теплится жизнь.

Также в Championship Manager: Season 01/02 был некий To Madeira — имбовий футболист, которого не существовало в жизни. Как выяснилось позже, игрока создал кто-то из команды ресерчеров и засунул в игру. Дела шли хорошо, CM 01/02 даже появилась на Xbox. Просто на на иксбокс, без цифр и букв)

Bitter Sweet Symphony. Лонг про Football manager

И тут случились две вещи. В 2003 году вышел Championship Manager 4 и разорвал рынок. Все потому что в нем появился 2d режим матча. Для посвященных, те самые колобки. Для тех, кто не в теме, но все еще здесь — внимание на видео ниже. Если что, до этой части визуализации матча не было, только комментарии.

Этого хватило для продаж в 300 тысяч, номинации на премию «Спортивная игра года» и попыток отобрать у SI их детище. Ага, в Eidos решили, что мол слишком много у вас там свободы и дальше серией займется созданная под крылом издателя Beautiful Game Studios. По задумке боссов компании, они должны были продолжить работу над успешной серией, а SI получит мощнейший пинок под зад.

Здесь можно посмотреть на 2D матч

По итогам разборок между Sports Interactive и Eidos, первые потеряли права на франшизу, но сумели забрать с собой исходный код игры, чтобы в 2005 году начать новую серию игр, доминирующую на рынке футбольных симуляторов и сейчас (которые про менеджмент, а не фифа и пес).

Компания Eidos начала победоносно маршировать в светлое будущее без этих наглых британцев и их хотелок. Серия игр закончится в 2011 году, а позже её попытаются воскресить ребята из Square Enix. Попытки эти ни к чему хорошему не приведут и серия снова ляжет в дальний ящик стола.

Серия Football manager

Дисигнер старался как мог
Дисигнер старался как мог

В момент, когда SI и Eidos побили горшки, нужно было сделать все правильно. И у первых была более выигрышная позиция — они забрали себе код игры. Beautiful Game Studios начала разработку с нуля, столкнулась с проблемами и не успела зарелизить игру в один месяц с новым FM. Возможно, успей они в срок, удалось бы откусить часть аудитории.

А так, конкуренции не получилось, FM деклассировал соперника, продавшись в Британии тиражом в 300 тысяч копий. FM 2005 впервые попала на рынки Северной Америки, получила хвалебные оценки от критиков, в общем, утвердилась как родоначальница новой серии и доказала всем, что Коллиеры и Джейкобсон могут.

Ебать ты Eidos Interactive
Ебать ты Eidos Interactive

2006 год ознаменовался новой эрой в жизни Sports Interactive. Их взяла под свое крыло SEGA и забегая наперед, это сотрудничество не прекращается и сейчас. Собсна, предпосылок к разрыву никаких и нет — серия успешна и собирает тонны деняк ежегодно.

Далее игра начала обрастать мясом — новыми механиками и фичами, о которых ежегодно рассказывал Майлз Джейкобсон, постепенно становившийся заметным лицом компании. Поэтому я вкратце расскажу о том, чего там важного запилили в игру за все эти годы.

Football Manager 2009 снова вывела серию на недостижимый для конкурентов уровень — здесь впервые появился 3D матч.

Выглядел он вот так, даже видео прямиком из 2009-го, в 360р. Ну чтобы ты ощутил вайбы того времени. Или боль. Кстати, первая игра серии, выпущенная на DVD диске, раньше она вполне себе помещалась на CD диске.

Bitter Sweet Symphony. Лонг про Football manager

В 2011 году SI настиг новый виток развития — издатель палками загнал продавать Football manager 2012 в этот самый steam. Ну чтобы бороться с пиратством и все такое. Такой шаг вызвал гнев дедов серии, привыкших покупать диски, а тут еще коды вводи, активируй чет там. Недовольный гундеж быстро умолк, на продажах и оценках это никак не сказалось. А Sega с тех пор пихает денуву в каждую новую часть, поэтому их так медленно и плохо ломают.

С релизом Football Manager 2014 в стиме добавили мастерскую, чтобы каждый школьник мог сделать свой мод и об этом всем узнали. На самом деле, штука мегаполезная, особенно для старых частей. Там лежит много всякого, чего уже давно не хранят на форумах.

Один британец даже запилил стендап на тему того, как Football Manager сломал ему жизнь. Хайлайты с выступления выложили на официальном канале в ютубе.
бритишн эксент – галочка

Помимо всех инновационных штук, которые британская контора делала напильником и стамеской, в Football Manager 2015 завезли и интеграцию с Twitch, что дало толчок для развития стримов и роликов.

В следующей части серии очень хвастались аналитической системой ProZone Match Analysis, которая анализировала матчи и собирала больше статистики. FM 16 пробила планку продаж в 1 миллион копий. Народ кушал и требовал добавки. Где-то здесь на SI совершили рейд китайские игроки в виртуальный футбол с требованием сделать китайский перевод. Сопротивлялась компания ровно до следующей части, а FM 17 успела получить ревью-бомбинг в стиме. Кстати, FM 05 в свое время получила бан в Китае из-за наличия в базе Тибета и Тайваня как отдельных стран.

Все очень плохо
Все очень плохо

Football Manager 2018 снова сделала рывок в развитии серии, только уже больше в сторону менеджмента. Ввели новую систему морали — теперь можно было настроить игроков против себя, загнать команду в депрессию своими речами в раздевалке и слушать еще больше нытья от твоих футболистов. Каеф же, ну. Также FM 18 стала пионером на Nintendo switch.

В Football Manager 2019 добавили систему VAR, чтобы ты тоже не спешил радоваться голам, как это делают футболисты ИРЛ. Как в игре работает эта система, знают только индусские кодеры SI.

Еще через год в игру добавили экран с ожиданиями руководства от менеджера. Теперь поводов постучать физруку по голове у ИИ становилось в разы больше. Иногда ожидания могли конфликтовать друг с другом, из-за чего глупый мешок с костями получал пинок под жепу. А еще игра заявилась как тайтл для Google Stadia, ну ты помнишь да, было такое когда-то.

Вот наши ожидания, а платить мы тебе будем 100 фунтов в месяц
Вот наши ожидания, а платить мы тебе будем 100 фунтов в месяц

На компанию решил наехать Манчестер Юнайтед, который потребовал убрать свой клуб из игры. С тех пор команда именуется Manchester UFC и поправляется это все одной заплаткой, выходящей практически на следующей день после релиза каждого FM. Вообще приколы с лицензиями у SI происходят частенько, из-за этого страдают бразильские команды, испанские, а в Италии вместо Ювентуса играет Zebre и еще ряд клубов, которые не дали право на использование их названий. Но игроки заботливо это все чинят из года в год.

В Football Manager 2021 ковид не завезли, сославшись на то, что игра превратится в кошмар. Некоторым игрокам это не понравилось, ведь компьютерная игра она же про реализм, ну ты понимаешь. Они бы первыми потом писали на почту Майлзу что вот мол мой ФК Бобровик перед финалом ЛЧ из-за ковида лишился 15 человек и мы проиграли ПСЖ 10-0. КАК ТАК БЛ…

Football Manager 2022 подвез для любителей цифр аналитический центр, в котором собиралась вся статистика и можно было смотреть красивые графички и паутинки. Для этого заколабились со SciSports.

Играет пафосная музыка
Играет пафосная музыка

Через год разрабы решили похвастаться….ЛИЦЕНЗИЕЙ НА ЕВРОКУБКИ. Все три чемпионата были гордо выкуплены, навешена графика и красивые жеребьевки. Люди не впечатлились, да и в игре особо больше ничего не было….А, ну и коробочки, в которых продается игра стала более экологичными. Народ чавкал во всю — если обычно за год в менеджер катали примерно 2 миллиона потных мужчин на зеленом газоне, то в FM 23 цифра скакнула под 5 миллионов. При этом игра уже была почти везде, где только можно. Кроме консолей Playstation, потому что они никак не могли прислать Майлзу девкит. Нет, я серьезно, он так и написал у себя в твиттере.

Ответ Джейкобсона на вопрос, почему игра вышла на коробке, а на сони нет. Задавали еще в 2020-м
Ответ Джейкобсона на вопрос, почему игра вышла на коробке, а на сони нет. Задавали еще в 2020-м

В 2023 году в SI приехал девкит и игра была заявлена на PS5. Главными фичами стало появление японских лиг и перенос сэйвов от FM 23 в FM 24. То есть ты мог спокойно продолжить играть в своем маленьком уютном мире подальше от всего того пиздеца ИРЛ. По традиции, высокие продажи, хвалебные оды в пресс и даже там какие-то награды в геймдеве.

У Football manager сейчас все хорошо?

Bitter Sweet Symphony. Лонг про Football manager

Да, твердо и четко. Продажи хорошие, фанбаза есть, комьюнити помогает игру доделать до состояния конфетки. Что еще нужно) Правда, ежегодно то же преданное сообщество разделяется на два лагеря и начинает друг другу доказывать, что вот нифига нового в игре нет, а цену заламывают конскую.

Но если посмотреть на историю релизов, SI занимаются ровно тем же, чем и в 90-х. Они выпускают игру, а потом каждый год допиливают её новыми фичами. Стоит ли каждый год платить установленную цену, которая еще и в последнее время выросла, вопрос спорный. Кто-то скажет, что хватило бы обновленной базы с игроками за меньшую стоимость, кто-то сразу делает предзаказ, как только анонсят следующую часть.

Моя коллекция. Две части пропущены по определенным причинам) но в них я тоже играл
Моя коллекция. Две части пропущены по определенным причинам) но в них я тоже играл

Я для себя решил так, оно того стоит. ФМ это футбольная песочница, в которую можно откатать сотни часов, поэтому ты получишь очень много игрового времени. Тем более, скоро будет абсолютно новый менеджер, наверное, его просто назовут Football manager 2, как в свое время было с тем же Championship manager.

А еще полезно ничего особо не ждать от серии. Они монополисты, поэтому могут себе позволить не оглядываться на конкурентов и не спешить делать что-то грандиозное. С одной стороны это плохо, с другой есть уверенность, что ты точно получишь чет новенькое с каждой частью. Вот к примеру в FM 24 реализовали перенос сэйвов от FM 23. Это очень крутая вещь для тех, кто не хочется расставаться с любимым клубом и продолжить играть дальше уже с новыми фичами.

Когда я пишу про не ждать ничего от серии, то имею в виду вот что. Каждый год под анонсами новой части собираются люди, которые с пеной у рта вопят про «ничего не сделали», «продают одну и ту же игру» и все в таком духе. FM это в принципе игра, способная иногда вызвать тилт на ровном месте. А такое отношение к ней поджигает очаг еще и вне игры.

Поэтому я для себя решил, что проще ничего не ждать. Совсем. Тогда ты такой смотришь, о, это вот прикольная фича, и это тоже ничего. Вроде что-то делали, нормально. Это конечно не относится к часам и браслетам при создании менеджера. Это ненужная хуйня и не понятно, зачем они….вот так это обычно и происходит) Поэтому лучше просто покупать и играть, либо не покупать и не играть, либо играть в ту часть, которая нравится тебе. Выбор есть всегда.

Перспективное будущее серии Football manager

Арт перерисован из ИРЛ момента в футболе, говорят, впервые в серии. Раньше граф диз рисовал по картинке из головы. 
Арт перерисован из ИРЛ момента в футболе, говорят, впервые в серии. Раньше граф диз рисовал по картинке из головы. 

Последние несколько лет Football manager бьет свои же рекорды по продажам. Добавились версии для PS5, а мобильный FM24 стал эксклюзивом Netflix — все это явно дает неплохой плюс к прибыли. SI заключает партнерские соглашения с ведущими клубами Англии, например, в последних промо-роликах мелькали футболисты Манчестер Сити и Брайтона. В списке также Брентфорд, Бернли, Уотфорд, АФК Уимблдон, Венеция, Йокогама Маринос. Также SI очень давно поддерживает фонд WAR CHILD, которое помогает детям в зоне боевых действий, и ряду других благотворительных организаций. Полный список можно найти здесь.

А пока из Сити не ушел Гюндоган, с ним даже делали прикольные интеграции. Например те, где он рассказывал о своей карьере и все это анимировали в стиле интерфейса игры. Выглядит и правда классно, но раскручивать эту тему не стали.

Bitter Sweet Symphony. Лонг про Football manager

Главной новостью прошлого лета стал анонс АБСОЛЮТНО НОВОГО менеджера, который выйдет в 2024-м — над ним вели работы параллельно с основной серией. Джейкобсон написал, что делают это лет шесть и будет круто, даже обещают новый игровой движок, на Unity. Похлопаем. Ну и конечно, то, чего ждет каждый потный задрот и любитель FM, это женский футбол. Количество срача по поводу ресерча футболисток удвоится. Более подробно обо всем этом расписано вот здесь, конечно же, на английском.

Мифы и легенды Football manager

Bitter Sweet Symphony. Лонг про Football manager

Вокруг игры годами идут ожесточенные споры на тему того, насколько она всратая или же наоборот, крутая. Я попытался вспомнить самые распространенные поводы, после вброса которых начинается лютое бурление и постараться ответить, почему все не так одно….почему на эту тему спорить не стоит.

В игре есть скрипты и они душат игрока

Обычно такой матч могут списать на действие якобы скриптов, но пример с натяжкой. Думаю, в комментариях вспомнят другие примеры)
Обычно такой матч могут списать на действие якобы скриптов, но пример с натяжкой. Думаю, в комментариях вспомнят другие примеры)

Очень древний тейк, но каждый раз актуален. Состоит в том, что якобы FM иногда действует по предопределенному сценарию и это нельзя никак изменить. Например, команда бьет 1 раз по воротам за матч, забивает и побеждает. А твоя бьет 10-15 раз в створ и не забивает голов. Бывало ли такое в жизни? Да. Доказывает ли это наличие скриптов? Не обязательно. Просто FM это большой калькулятор и что там происходит под капотом, не известно. И иногда это приводит вот к таким результатам.

Обычно игроки обращают на это внимание, когда «скрипты» работают против них. Когда их команда забивает 5 голов при 4 ударах в створ, это ок. Ну или в любой другой подобной ситуации.

В прошлом году разработчики даже пытались доказать, что никаких скриптов нет, а все вот из-за чисел в игре и якобы других факторов, которые тоже учитываются. Там еще про мифы рассказывают, сама статья на английском доступна вот здесь.

Графика в 3D матче не меняется вот уже 5/10/15/999 лет

Вот видео с «эволюцией» 3D

Еще один повод пнуть игру. Нужно признать, визуал у игры сильно уступает спортивным симуляторам, но FM игра про другое. Да и существует огромный пласт игроков, предпочитающих 2D, я один из них.

Так вот, визуально движок меняется от релиза к релизу. Просто его как и игру в целом шлифуют, а не радикально переворачивают все. Вот в следующей игре явно будет другой 3D. Если же говорить за FM 24, то в нем движения стали более плавными, появились новые анимации и все действительно выглядит симпатично.

В игре плохой ресерч

Bitter Sweet Symphony. Лонг про Football manager

Это очень субъективная штука, которая зависит от самих людей. Так как у SI нет каких-то жестких критериев, например, в разбросе атрибутов игрока, то и проставить их так, чтобы нравилось всем, невозможно. Плохим может быть ресерч только в том случае, когда он вредит игре. Например, в FM 22, когда в московском Динамо была ошибка в цифрах, из-за которых их трансферный бюджет был 25 миллионов евро, а всего на балансе клуба было 8 миллионов рублей.

Естественно, клуб быстро улетал в минус и распродавал своих лидеров за копейки, чтобы закрыть долги. Да, это все правилось руками с помощью редактора за минуту, но сам факт наличия такой ошибки в официальной базе игры впечатление портил. Таких косяков мало, но это, как я уже писал, исторически так сложилось.

Хорошо, что сейчас есть стим и онлайн обновы или предигровой редактор, которым это все чинится за минуты. Плохо, когда ты обнаруживаешь этот баг спустя пару сезонов со старта игры — я так отыграл 10 сезонов в Венгрии, в которой из-за косяка дедлайн по регистрации состава закрывался на месяц раньше, чем трансферное окно.

Если по-простому, когда ты покупал игрока после даты регистрации состава на сезон, то заявить его можно было только в следующее окно. Обычно это через полгода. Каждый август я отбивался от других клубов, пытаясь отстоять своих игроков. А они сами иногда очень хотели уйти и заменить их моментально было невозможно)

Как сотни человек по всему миру делают серию лучше

Внутренняя графика

https://sortitoutsi.net/, где собрано очень много полезностей для визуального апгрейда FM
https://sortitoutsi.net/, где собрано очень много полезностей для визуального апгрейда FM

У Sports Interactive прав на использование логотипов клубов и фото игроков мало. Сейчас в игре есть несколько лиг, у которых есть лого и лица игроков. Во всех остальных случаях используются выдуманные логосы, а вместо фоток реальных игроков силуэты. Всю остальную графику делают неравнодушные люди — в интернете лежат архивы с сотнями тысяч логотипов клубов и фоток игроков. Все они разной степени обновляемости и качества, так как работа ведется на энтузиазме, впрочем как и в 90% случаев создания контента для FM. Технически обвинить SI в нарушении авторских прав нельзя, это все делают игроки. Хотя например портал fmscout удалил почти все логопаки после наезда правообладателей или что-то в этом роде.

Сторонние лиги и актуальные апдейты игроков

Кто-то сделал играбельной индийскую Суперлигу
Кто-то сделал играбельной индийскую Суперлигу

Football manager имеет два редактора, которые иногда путают. Один из них предигровой, второй внутриигровой. Первый это инструментарий для создания чемпионатов, которых нет в базе и других правок. Второй это чит-утилита, которую официально можно купить в стиме за пару баксов. С её помощью можно править все прямо в игре, например, сделать себе много денег, прокачать футболистов и так далее. Теперь вернусь к предигровому редактору.

Страны, доступные для игры на дефолтной базе
Страны, доступные для игры на дефолтной базе

В дефолтной базе FM много стран и чемпионатов на любой вкус. Обладая должной усидчивостью и терпением, можно создавать хоть фентезийные чемпионаты Ваканды. Но обычно люди предпочитают пилить 20 дивизионов Англии и эфиопскую Суперлигу.

Также есть люди из комьюнити, которые делают трансферные апдейты. Некоторые переходы могут происходить уже после того, как SI запаковали базу в игру. Обновляют базу они один раз в жизненном цикле игры — весной. Поэтому игроки не дожидаются этого момента, а своими усилиями делают апдейт с актуальными составами. Только обычно это бесплатно. Прекращаются апдейты актуальной игры с выходом новой, тогда начинают делать трансферы уже под новый FM.

В общем, это еще один пласт работы, который на себя берут игроки. SI очень медленно добавляет новые страны в свою игру. Последней стала Япония, но например в Африке уже лет 15 есть только ЮАР и всё. Такие дела.

Ресерч игроков и команд

За годы существования серии SI собрала множество человек, которые за плюшку помогают делать самое главное — наполнять базу игры. Таких людей зовут ресерчерами, иерархия у них простая, насколько мне известно. Сначала идут ресерчеры от студии, затем главные ресерчеры и ассистенты-ресерчеры. Обычно, у каждой доступной для игры страны есть свой пул из главного ресерчера и его ассистентов. Обязанности каждого ассистента могут варьироваться от одного клуба до лиги или всей страны. Единого процесса работы нет и все выстраивается индивидуально, плюс зависит от заинтересованности. Бывали случаи, когда ресерчер жил в одной стране, но набивал информацию в базу от условной Андорры. При этом компания не сильно спешит идти навстречу таким инициативам.

Вот так описывают вакансию ресерчера сами SI:

Applicants are expected to be FM players who have extensive knowledge of the club they’re applying for, ranging from player and staff details right down to club kits, finances and records. Ideally, they would regularly attend matches for both the first team and development/youth teams so are able to scout players for your club across all levels.


We also expect applicants to have at least a basic understanding of how data works in-game and have the appreciation that we’re striving for everything to be as accurate as possible. We need our researchers to have at least basic IT skills to operate our online database and keep in contact with Head Researchers and other Assistant Researchers as and when required.

Всю информацию ресерчеры собирают сами, по слухам, сейчас SI начала выдавать доступ к статистическим базам типа wyscout, но не всем подряд. Да и чем дальше от Англии, тем ситуация с количеством ресерчеров хуже. Если в Англии может быть по несколько человек на клуб, и вроде как им там даже что-то за это платят, то условный ресерчер СНГ получит за работу только бесплатную копию игры. Иногда можно еще попасть в credits и увековечить себя в игре в качестве регена (футболиста, рандомно появляющегося в мире)

Вот в такой список попадают
Вот в такой список попадают

Так вот, по рассказу одного ресерчера, года так до 2020-го онлайн базы не было. Было две программки с интерфейсом из нулевых, в которые нужно было вбивать все данные, сохранять файл, отправлять файл главному, а он уже грузил в базу SI. С введением онлайн-базы ситуация в разы улучшилась, но так как данные в игре не обновляются моментально, иногда не все трансферы или изменения попадают в игру или патч.

Обычно ресерчеров принято ругать. Поводов для этого много — ошибки в правилах лиги, неправильно проставленные игроку Х скиллы, и многое другое. Ресерч нужно делать фактически отсматривая матчи и мониторя информацию в СМИ — это огромный пласт работы, за который не платят. SI ловко сэкономила на куче персонала, отдав работу с базой игрокам. Они же кстати частично выступают и в роли тестеров — альфа билд новой части FM выдают пораньше обычных игроков, чтобы там можно было отловить баги и другие косяки. И пока, судя по всему, это всех устраивает.

P.S. Если вы хотите помочь с ресерчем игры, поискать нужные контакты можно здесь — https://community.sigames.com/forums/forum/768-available-research-roles/

Из FM в реальный футбол

Football manager может записать себе в достижения несколько историй, в которых парни, играющие в эту серию игр, попадали в реальный футбол. Слышал, что несколько человек с того же фмфана работают в клубах РПЛ, но не скажу, насколько в этом заслуга именно игры) Так вооот….

Nathan Owolabi

Начну с самого свежего примера — история фаната FM Натана Оволаби. В ноябре 2023 года Xbox, английский клуб Бромли и FM устроили конкурс. Участника, который выполнит простые условия, позовут в клуб на должность аналитика (тактика) на вторую половину сезона 23/24 года. Недавно вышел первый эпизод реалити.

Will Still
Will Still

Более громкий именно в плане футбольных достижений пример Уилла Стилла. Он попал в футбольные новости в 2023-м году, когда возглавил французский Реймс и выдал вместе с командой большую победную серию. Стилл перед началом футбольной карьеры очень увлекался FM и это увлечение переросло в желание стать тренером. И кстати, за каждый матч Стилла в Лиге 1 Реймс платил штраф на 25 тысяч евро, так как у молодого тренера не было необходимой лицензии для того, чтобы быть главным тренером команды в этой лиге. Сейчас он вроде как учится, чтобы получить лицензию для работы.

Орри Ториссон
Орри Ториссон

В феврале 2024 года Орри Ториссон также попал в новости с припиской «Он провел 8% жизни в Football Manager, а теперь тренирует клуб»… Исландский клуб КВ переживает не лучшие времена, команда опустилась в низшие дивизионы страны. Поэтому они решили поэкспериментировать и позвать главным тренером 27-летнего любителя FM.

Вугар Гусейнзаде
Вугар Гусейнзаде

Ну и последним вспомню более древний пример, но тоже в свое время засветившийся в сми. Вугар Гусейнзаде попал в азербайджанский Баку из-за своей любви к Football Manager. На момент начала футбольной карьеры ему был 21 год, а стаж в игре сам Вугар оценивал в 10 лет. О его дальнейшей карьеры я информации не нашел.

Эпилог

Серия игр Football Manager была и остается самой стабильной игрой, в которую я играю практически ежедневно. Да и наверное, продолжу играть в неё еще очень долго. Реально, глядя на 50+ летних мужичков на официальном форуме, которые пишут «Я играю только в FM», вот как-то вижу себя таким же. Просто потому что здесь уже все знакомо, игра не требует особого внимания и она по сути бесконечна. Сломать игру может только потеря сэйва, но с облачными сохранениями в стиме да еще и в три файла это очень сложно сделать. За все годы карьер я практически не терял игровые сэйвы.

Поэтому, я жду Football Manager 2 или как он там будет называться и каким бы он не получился, я обязательно в него сыграю. Потому что мне нравится эта игра, со всеми её недостатками и преимуществами.

И очень хорошо, что в далекой английской деревушке два брата в свое время не забросили мечту и сделали игру, которая дала старт величайшей серии футбольных симуляторов.

Cause it's a bittersweet symphony, that's life
7676
48 комментариев

Спасибо за статью! Отвлекся от всех дел и прочел запоем.

Обожаю фм, жаль на него нет так много настроения/времени сейчас. Помню святые годы, студент, каникулы, садишься в поезд в родной город и садишься со своим древним ноутом возле розетки что возле уборных и катаешь 24 часа к ряду за клуб из 12го дивизиона англиии и выводишь их спустя восемь лет в профессиональный статус… а затем начинается ванорама.. и это уже другая история

12
Ответить

Вообще в свой последний ран пытался сделать команду самураи Лондон, там короче только японцы играют. Но в Англии как мы знаем сложно получить рабочую визу, а японцев в Англии в фм совсем не много.
Хотелось спросить совета, как в Англии сделать население более diverse ? Ну нет как в реальности в фм столько японцев (вообще почти нет, на любительском точно). Что жаль) есть ли моды на такое?
Тк клуб реальный и в нем играют только японцы в основном дети)

Ответить

Игру в Football Manager сравнил бы с лузганием семечек - увлекательно и бесполезно. Сотни часов, из которых вспомнить то нечего, но каким то чудом тебя удерживало в этой игре. Черная дыра. Бросил ее с 20 года. Теперь вспоминаю, как о бывшей - нахрена я потратил столько времени на нее, столько дел бы мог переделать полезных. Эх...

11
Ответить

Не исключено, что я когда-нибудь к этому тоже приду) И мысли забросить не раз появлялись, но особых альтернатив для себя не нашел)

1
Ответить

Как бесполезно, я вот программистом стал. Сразу программировал расчёты лучших игроков под тактику, анализировал матчи. Затем уже для людей за деньги кодил генератор матчей. И понеслось, уже четверть века увлечение кормит.

1
Ответить

Я так league of legends бросил с такими же мыслями, но FM пока не отпускает)

Ответить

Спасибо за волшебный материал! Грустно, что не поддержать донатом

5
Ответить