Cereza and the Lost Demon. Внезапное открытие моего игрового года. Рассказываю, почему🌙 [Лонг]

[ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ]

Прекрасная сказка в духе Алисы в Стране Чудес, которую я настоятельно рекомендую каждому владельцу Свича. Let's Dance!

Фирменная "узнавашка" серии

Игру я приобрёл ещё в конце предыдущего года, аккурат перед подарком от жены в виде Персоны 5. Именно поэтому "поприключаться" здесь мне довелось лишь сейчас. Будем считать, что я подогревал интерес к истории Церезы все эти месяцы, пока проходил как раз-таки Персону и Кирби.

Но, на самом деле, конечно же нет. Ничего особенного от Cereza and the Lost Demon я не ожидал, поэтому откладывал ее в долгий ящик, отдав предпочтение вышеупомянутым играм.

И как же я ошибался! Нет, конечно, и Кирби - прекрасный ремейк, и Персона - уже признанная классика. Но Церезу либо как-то обделяли вниманием совсем (несмотря на значимый бэкграунд в виде основной трилогии), либо я читал/слышал о ней преимущественно неоднозначные отзывы. Оттого лишь ярче моё восхищение игрой и недоумение от того, почему оценки оказались столь смешанными.

Cereza and the Lost Demon. Внезапное открытие моего игрового года. Рассказываю, почему🌙 [Лонг]

🌙По традиции начинаю с геймплея

Боевая система

Для всех фанатов оригинальной трилогии Cereza and the Lost Demon, признаю, может стать разочарованием. Но не спешите с выводами. Игра ещё сможет вас удивить в плане боёвки и драйвовой "отбитости" катсцен. Всё как вы любите.

Но больше, чем на все части Байонетты, Цереза всё-таки похожа на другое творение Platinum Games - Astral Chain.

Главной особенностью игры, как и там, является возможность (или, скорее, обязанность) играть за двоих персонажей одновременно: непосредственно Церезу и Чешира - её мягкого игрушечного кота, в которого вселился безымянный "новорождённый" демон.

Собственно, на этом и строится вся боевая система, решение простеньких головоломок и прохождение НЕ ПРОСТЕНЬКИХ данжей, именуемых Тир-на-Огами (но о них чуть позже).

Cereza and the Lost Demon. Внезапное открытие моего игрового года. Рассказываю, почему🌙 [Лонг]

Перечень способностей весьма обширен. Достаточно посмотреть на два этих деревца прокачки, которые разрастаются постепенно, по мере прохождения игры. Красное дерево принадлежит Церезе и левому джойкону, пурпурное, соответственно - Чеширу и правому джойкону.

За исключением беготни по лесу, когда брать Чешира на руки даже выгодно, дабы бегать быстрее, бо́льшую часть времени вы вынуждены сосуществовать раздельно. И это поистине интересно, хоть и немного непривычно.

Цереза отвечает за станлок противников и подпитку своего "питомца". На последнем же - вся боёвка, комбо-удары, различные приёмы и проч. и проч.

Бой с Бармаглотом, пожалуй, первый в игре, в котором ты начинаешь проникаться боевой системой, сменой облика/навыка Чешира прямо в процессе схватки. Здорово и то, что босс заточен не только под изученный последним навык, как это часто бывает, а заставляет пользоваться и прежними способностями, что, безусловно, вносит разнообразие в сражение.

И по мере прохождения Чеширу станут доступны четыре облика четырёх так называемых стихий: травяной, каменный, водный и огненный.

В игре немалое количество врагов - Фей, со своими индивидуальными особенностями. Где-то врагам нужно разбить щит или выбить их из-под земли, используя каменный облик. Где-то понадобится спустить их с небес на землю с помощью лиан травяного облика и т.д. Всё это может сочетаться в рамках одного боя и придаёт динамики.

Главной же моей проблемой вплоть до самого финала игры осталось управление Чеширом и Церезой одновременно. Иногда было действительно сложно сориентироваться, особенно когда девочка, за которую отвечает левый джойкон, оказывалась на экране справа, а демон, наоборот, слева. Дезориентация дикая! Это правда сложно.

В остальном здесь прекрасная, разнообразная боевая система, пусть и отличающаяся от трилогии. Можно, занимая выгодное положение, притягивать Чешира к себе, чтобы, возвращаясь на ручки, он наносил урон. Можно подбирать его обессиленного, создавая взрывную волну. Притягивать врагов, станлочить их, останавливать водной струёй, стрелять огненными снарядами, как из пушки. И много-много всего. В конце даже дадут сразиться со знакомым нам по серии врагом - Ангелом (точнее его копией).

Да и вообще ближе к концу игра все больше раскрывается. Здесь появляются и секции с преследованием:

И момент объединения с Чеширом в одну боевую единицу:

И даже показывают зарождение Witch Time и дают им немного попользоваться!

В общем, в плане разнообразия и постоянного расширения механик Cereza and the Lost Demon держит планку и ничуть не уступает трилогии-предшественнице.

Исследование

Говорил неоднократно, что элемент исследования - главное, за что я ценю и люблю игры. Я прощу условному Элден Рингу повторяющихся боссов за масштаб и чувство первооткрывательства. Но я никогда не проникнусь Ведьмаком с его прекрасно прописанными квестами, если меня заставят бегать по плоскому миру от вопроса к вопросу. И именно поэтому жанр метроидвании и является одним из моих любимых жанров. К слову, и в Cereza and the Lost Demon элемент метроидвании раскрывается в полной мере, несмотря на линейность. Особенно если поставить себе цель - собрать всё и вся. Но это лирика. Вернёмся к нашим Демонам.

Так вот, все вышеупомянутые способности здесь актуальны и для "внебоевого" опыта. Благодаря способностям Чешира, мы перемещаемся по лесу, решаем простенькие задачки, помогая Церезе продвигаться вперёд, и попадаем в новые, ранее недоступные места, открываем новые тропы, сундучки.

Помимо основы мы имеем несколько объектов интереса: вышеупомянутые Тир-на-Оги - местные данжи с испытаниями, Крохи, записки с лором, воспоминания и кристаллы для прокачки Байонетты и Чешира.

Забегая вперёд, скажу, что собрал их все...

Cereza and the Lost Demon. Внезапное открытие моего игрового года. Рассказываю, почему🌙 [Лонг]

...и расскажу немного о каждой.

  • Тир-на-Оги

Своего рода участки видоизмененного Феями леса. Найти некоторые из них достаточно непросто. Находя каждую новую локацию с Тир-на-Огом, мы попадаем в какую-то параллельную реальность с трещиной в конце, а пройдя через эту самую трещину, попадаем уже в Тир-на-Ог.

Актрисе, озвучившей рассказчицу, кстати, отдельная хвала! Прекрасная работа. И мне показалось, или она озвучивала и Чешира в тех же диалогах, но другой интонацией? Тогда двойные восторги. Поправьте, если не прав

Здесь нас ждут испытания, которые делятся на два типа.

Примерно 2/3 испытаний, к сожалению, просто бои с определенными условиями, как, кстати, было и в трилогии Байонетты. Не очень их любил уже там, но таков путь. Есть испытания на время с прибавляющимся за убийства врагов таймером. Есть испытания, которые нужно пройти без урона и т.д. Честно, не лучший аспект игры.

А вот второй тип - своего рода полоса препятствий. Вот это уже чистый кайф. Просто посмотрите, как игра испытывает навык игрока управлять двумя персонажами одновременно.

Это необычно, непривычно, непросто и дико фаново! Вот ещё пример участка одного из Тир-на-Огов. Уже в одиночку.

Но ранее я писал, что Тир-на-Оги непростые. И вот, в чём загвоздка. Чтобы пройти игру на 100%, нужно выполнить все эти испытания за определённое время. А их порядка двадцати. В этом и заключается главная сложность для меня. Именно поэтому счётчик моего прохождения остановился на 97%. Оставлю это превозмогателям, задротам и азиатам. Я пас.

  • Крохи

А вот в чём я не пас, так это в поиске Крох!

Феи обходятся с ними слишком жестоко

Каждая найденная Кроха вызывала во мне бурный восторг, схожий с восхищением от каждого найденного Корока в Зельде. Ну люблю я искать всякое, хоть убей.

У каждого Крохи есть свои характеристики роста и веса, хобби и описание. Например, Прихлопок ростом с обычный молоток, весит несколько молотков и увлекается кемпингом, а Мотуша всё ещё растёт и набирает вес, а хобби у неё, что логично, физкультура. Очень мило!

Cereza and the Lost Demon. Внезапное открытие моего игрового года. Рассказываю, почему🌙 [Лонг]

Крохи, кстати, собираются в одном поселении и развлекаются от души!

  • Записки и кристаллы

Эти два collectibles объединю. Оба не являются обязательными, но лично мне было интересно их находить. Записки раскрывают лор, а кристаллы двух видов работают на дерево прокачки Церезы и Чешира соответственно, хоть игра и проходится без полного апгрейда.

  • Воспоминания

Их не так много, и они просто добавляют страниц в нашу сказку, описывая живописные локации, на которых и были найдены.

  • А ещё костюмчики

Здесь есть костюмчики! Их выдают за выполнение определенных игровых условий. Например, за полную прокачку обоих деревьев или прохождение сюжета. Мелочь, а приятно!

Кстати, фанаты серии, не подскажете, кто эти двое на плакатах сверху? Хм...
Кстати, фанаты серии, не подскажете, кто эти двое на плакатах сверху? Хм...

И обобщая всё сказанное про исследование, хочу отметить, что лес в Cereza and the Lost Demon - один из лучших проработанных миров в играх схожего жанра, в которые мне довелось поиграть. Все эти открытия новых путей, скрытые тропинки, поиск сундуков, переходы из одной локации в другую, разные уровни (этажи) и т.д., всё это воодушевляет. Особенно я ценю связки локаций в духе произведений Миядзаки или метроидваний уровня Hollow Knight, где ты находишь какой-то путь, а потом оказываешься в уже знакомой локации, но с другой стороны, или под ней, или в месте, которое видел издали, но не знал, как туда попасть. В общем, от исследования леса я получил тонну наслаждения!

QTE

Отдельная механика, которую я так не люблю в играх, когда кроме нее больше ничего нет.

Почему я выделил ее в отдельный пункт? Не знаю. Просто мне показалась необычной именно форма ещё с момента "пробного" отрывка о Церезе, эдакой затравочке в Байонетте 3.

При взаимодействии с различными кристаллическими цветами, скрытыми лестницами и лифтами, мы видим ведьмин круг и отбиваем определенный незамысловатый ритм под танец Церезы.

Нашел скрин из тырнета, ибо футажей с QTE у меня не осталось)
Нашел скрин из тырнета, ибо футажей с QTE у меня не осталось)

Это просто прикольная механика, которая занимает достаточное количество геймплея, поэтому и отмечаю. Но если придётся кататься на рандомном лифте несколько раз в поиске какого-нибудь Крохи, то, конечно, эта механика может и изрядно так задолбать.

Но есть и более классического рода QTE. Такое я, кстати, люблю. В том же первом ЧПуке было офигенное QTE с шикарной постановкой!

Что дальше?

🌙Немного о сюжете

Как я и говорил, типичная сказка в духе Алисы в Стране Чудес. Маленькая девочка со спутником попадает в неизведанный, полный загадок лес, пытаясь из него выбраться.

Целью Церезы является помощь маме, а впоследствии и Чеширу вернуться в Инферно.

По традиции Platinum Games главный злодей известен едва ли не с первых минут, но подаётся это все равно занятно, с двойным дном, я бы сказал. Мне понравилось, хоть и ничего сверхъестественного.

В целом, это типичная история про двух спутников с избитыми тропами по типу:

  1. Знакомство
  2. Неприязнь
  3. Притирка
  4. Совместный путь
  5. Ссора/расставание
  6. Примирение/встреча
  7. Финал варьируется

Не перепутайте.

За происходящим следить интересно, а главное, это не мешает геймплею. Это мы ценим!

🌙Визуал

И я сразу хочу связать его с сюжетом. Мне дико зашёл повествовательный момент через книгу. Отличное решение. Как будто ты действительно читаешь какую-то интерактивную сказку с возможностью перелистывать страницы одним касанием экрана. Класс! Вот, что я имею в виду, когда восторгаюсь форм-фактором Свича, вот такие мелочи!

Однако, в целом, визуал - самый спорный, на мой взгляд, аспект игры. То, за что действительно можно и нужно пожурить Platinum'ов.

Нет, арт-дизайн великолепен! Это нельзя сравнить и с классической мультипликацией, и с творениями Хаяо Миядзаки, и со стандартными решениями именно в играх. Это что-то особенное. Как будто оживший, небрежно наброшенный акварелью скетч. Хотя, мб, я не шарю. Но я говорю об этом как о достоинстве игры.

Но именно разрешение, в котором игра работает, оставляет желать лучшего и снова ждать новый Свич в надежде на изменения. В игре столько восхитительных, красивейших локаций, в которых хочется остановиться, сделать скриншот, полюбоваться деталями. Но это просто невозможно из-за ужасно низкого разрешения. А в боях это вообще превращается в кашу из красок. Это просто никуда не годится. И это главный, если не единственный, минус игры.

При этом, повторюсь, Cereza and the Lost Demon - восхитительная в визуальном плане игра, которая, справедливости ради, зажата рамками Свича, увы.

Даже в меню готовки вот такая красота

🌙Музыка и звук

Я хотел добавить отрывок с главной темой всей теперь уже квадрологии Байонетты, где Цереза успокаивающе поёт Чеширу Fly me to the Moon, но, я узнал это впервые, Свич при записи подобных футажей просто вырезает музыку с авторскими правами. Шок(нет).

Поэтому держите не менее выразительную основную тему игры.

И, например, тему финального босс-файта. Ну это кайф для ушей, разве нет?

И ещё немного непосредственно в процессе боя.

Каждая локация сопровождается интересным звучанием и музыкой. Все сундучки открываются с приятным звуком. Милое пение Крох. Опять же, классная озвучка каждого из персонажей. Нам ведь так не хватает озвучки в играх от Нинтендо, верно?

Всё гармонично и уместно и работает на погружение в сказку. Блеск!

🌙Итоги

Я не ждал ничего выдающегося от приключений Церезы. Честно говоря, я не видел геймплейных роликов, обзоров, анонсирующих трейлеров и прочего. По большому счёту, я в принципе даже не знал, чего ждать от игры.

А получил выдающееся, неповторимое приключение со своими геймплейными особенностями, сказочным, добрым сюжетом, запоминающимися деталями и необычными решениями. Я нашел утоление жажды исследования. Я побывал в сказке, которую запомню и которой захотел поделиться.

Как говорится, я искал золото, а нашел бриллиант. А ведь тут я даже и золота, пожалуй, не ждал, а бриллиант все равно выкристаллизовался, лишь утвердив свою ценность.

Но впереди у меня ещё немножко контента за Жанну!

А пока, браво, Platinum! Спасибо и за новые решения, и за верность прошлым!

Если кому-то вдруг интересно, я сделал хэштег, по которому можно посмотреть мои прошлые обзоры/мнения по играм, коих пока не так много здесь.

Всем добра.

9999
71 комментарий

Хороший гамез.

8
Ответить

Более чем! Сначала я думал, что моей игрой года будет первая же в году Персона 5, но тепеееерь... Та не, там вообще скала) Но это тоже величина! Столько игр, оказывается, хороших ещё не играно

4
Ответить

Оооооо!

5
Ответить

Ооооо здорова! Вынесешь второй лонг за день?

3
Ответить

Это какая-та Bayonetta на минималках? 🚬🥴

4
Ответить

Скорее спинофф в другом жанре

6
Ответить

И да, и нет)

3
Ответить