Manhunt - что это? (Разбор и рассуждение касательно игры)
Порассуждаем и разберём игру
Любой добросовестный автор
при создании любого произведения, будь то фильмы, книги, картины и в играх старается полностью раскрыться, показав своё видение проекта, при этом заинтересовав потребителя. Однако бывает так, что чем сильнее ты пытаешься показать себя, тем больше появятся те недовольные, которые найдут что-то в твоем творении, что может быть достаточно "провокационным" и тогда это творение могут сделать козлом отпущения, которого можно обвинить во всех смертных грехах. Особенно это касается тех вещей, которые появились в культуре относительно недавно. Те же игры в 90х и нулевых подвергались нападкам моралфагов за наличие жестокости и других достаточно не самых мягких вещей: Mortal Kombat за его насилие и появлении из-за него ESRB, DOOM за наличие сатанинской символики и жестокости и т.д. За ним следует запреты и цензура, что ограничивает видение автора.
Однако компания Rockstar еще при выпуске первой части GTA использовали провокационный сеттинг игры за преступника в рекламных целях (спасибо Максу Клиффорду). Да и в принципе Сэм Хаузер всегда хотел раздвигать границы дозволенного в своих проектах. GTA 3 и Vice City обвиняли в поощрении игры за преступника, приписывая им виновность в нескольких убийствах и преступлениях, было куча скандалов и т.д . Однако в 2003 году вышел Manhunt - и тут игру начали сильнее и пуще обвинять из-за наличия столь подробно показанных сцен насилия.
Игра была объявлена «нежелательной к покупке» в Новой Зеландии, в Канаде его начали квалифицировать как фильм и поэтому продавать его было разрешено только лицам с 18 лет. В Великобритании разрешалось с 18 лет, запрет в Австралии а в Германии копии игры были конфискованы. В РФ же игра была заблокирована в Steam после убийства, совершённым Дмитрием Виноградовым.
Существует мнение, что Manhunt сделали специально для ответки на нападки на GTA, типа показать реально жестокий продукт, по сравнению с которым игры GTA были бы цветочками, однако бывший программист Rockstar Оббе Вермей в интервью с Alexander PolyAK, сказал что это не так:
Разработка Manhunt стартовала одновременно с GTA III, так что нет, это не ответ на критику GTA. С самого начала игра подразумевалась мрачно стилизованной, и всегда было ясно, что это будет игра 17+, чтобы она могла быть во всех смыслах более суровой, чем GTA. Но вообще, она не казалась такой жестокой, пока мы не ввели анимации для скрытых убийств.
Вообщем, игра достаточно нашумела в свое время, однако получила хорошие оценки, а значит, что игра не кусок чего там, поэтому игра образовала некий культовый статус, как и многие другие игры Rockstar. Я решил пройти игру во второй раз, вспомнить какой она была.
Свет, камера, резня.
Для начала краткий экскурс в сюжет: Главного героя Джеймса Кэша приговаривают к смертной казни, однако смертельную инъекцию подменяют на сильнодействующее снотворное. Просыпается он же в Карцере Сити - эдаким "адом на земле" где уровень коррупции и бандитизма превысила все возможные рамки. Голос режиссера Старквэзера в наушнике говорит, что тот получил второй шанс, дабы тот поучаствовал в съёмках кровавого реалити шоу (или снафф - "жанр" кино, в котором присутствует реальные пытки и убийства, без всякой бутафории), где ему необходимо проходить специально подготовленную полосу испытании, попутно максимально жестоко убивая местных бандитов и головорезов, именуемые "охотниками", которым дали указание убить героя. В конце концов режиссер кинет героя, и попробует убить его, однако герой выживает (не без помощи журналистки, которая копала под горе режиссера) и главгад поплатится за это.
Сюжет игры не стоит во главе угла, следуя принципу Джона Кармака касательно его наличия в порнофильмах. Тут фишкой является геймплей и атмосфера. Тут я поговорю поподробнее.
Игра позиционирует себя как Survival Horror, однако игра не особо старается напугать игрока, возможно она держит в напряжении но только на первое время. Скорее это эдакий триллер с атмосферой и стилем хоррора, но это не хоррор.
Геймплей игры представляет из себя следующее, на карте герою необходимо выполнять определенную задачу, проходя разные секции, на карте бродят охотники, которые герою проходу не дадут, поэтому герою следует (а порой даже необходимо) убивать их. Основой является стелс а именно бинарная система свет-тень, на свету охотники вас видят, а в тени нет.
У противников существует три статуса состояния, которая отображается цветом их иконки на миникарте: желтый - охотники спокойны и тупо бродят на карте, оранжевый - они начинают подозревать и проверять места и красный - охотники ведут погоню за героем и его не видно даже в тени. Но это не Hitman, там игрока не наказывают за излишнее убийства, нету градаций тени, как в Splinter Cell. Фанаты стелса вряд ли увидят что то новое.
Показываю типичную ситуацию - заходишь в тень, ударяешь по стене, привлекая внимание, приходит охотник, удостоверяется, что ему послышалось, уходит, нападаем за спиной.
Со спины болванчика можно привести в исполнение три вида казни: чем дольше держишь кнопку атаки, тем жестче. Именно из-за этой геймплейной механики возник скандал вокруг игры за счет достаточно подробно показанного насилия. Герой убивает красиво, его движения уверенны и филигранны, чувствуется профессионализм. Звук хруста костей и стоны жертвы звучат достойно.
А осуществляет эти самые казни герой словно Джон по фамилии Уик разнообразными предметами: пакеты, осколки стекла, проволоки. Есть четыре типа оружия: зеленые - одноразовые предметы, которые исчезают после казни, синие и красные не исчезают и различаются лишь по жесткости и габаритами, и желтые являются метательными приманками, ими нельзя казнить.
Драться в рукопашную - крайне сомнительная идея, если раз на раз еще можно потянуть, то вот против двоих, а еще пуще троих, шанс на победу если есть, то он кране мал. Здоровье героя достаточно небольшое, а аптечки не на дороге валяются, они в эдаком дефиците, так что лучше всего просто убежать, серьезно. Игра не сильно жалеет игрока, не даёт поблажек, играть агрессивно стоит лишь в том случае, если ты уверен в этом.
Но не одним холодным оружием игра богата, в ней присутствует разные виды огнестрельного оружия, однако ситуацию это не облегчает, в перестрелках несколько попаданий по герою хватит, чтобы лечь замертво. А чекпоинтов маловато. Так что обычно в перестрелках нужно быстро выстрелить из укрытия, дабы в тебя не попали, попутно выманивая их оттуда.
Плюс игра достаточно темная, прям как у кое кого кое где, и при правильной яркости противников иногда не видно, что у меня при прохождении пару раз приводило к смерти.
Вообщем Manhunt - игра хардкорная, не жалеет игрока.
По темным переулкам
Атмосфера игры досточно мрачная, Rockstar провели достаточно хорошую работу показав разруху и местное безумие. Мы видим последствия коррупции и наплевательского отношения властей к уровню жизни населения, полиция контролирует лишь пару спальных районов и аэропорт, те кто хотел и могли уехать явно уехали, остались лишь те мученики, которые выживают и головорезы, каждые из которых явно обладает двумя какими либо психическими заболеваниями и одним венерическим. Местные бандиты уникальны по своему, они используют свои методы охоты, обладают уникальными фразочками, стилем и т.п.
Тут и местные гопники, которые делают всё на отшибись.
Агрессивные скинхеды.
Ветераны войны, наемники и прочие профессионалы связанные с военной деятельностью, именуемые "Боевые Псы" (Кстати, моя любимая группировка, за счет тактических и групповых методов, моменты с ними ощущаются как действительно охота).
Сборище латиноамериканских бандитов, наркоманов, сатанистов и извращенцев, которых называют Невинными.
Психически неуравновешенные параноики, именуемые улыбчивыми.
Когда же герой сбежит от привязи режессера, на него бросят все коррумпированной силы полиции и спецназа.
А также личная армия Режессера.
Редко можно увидеть достаточно проработанных рядовых противников, респект разрабам.
Ну и на десерт финальный босс - апофеоз безумия данного города - толстяк с маской свиньи и бензопилой, при первом прохождении я охуел.
Вы ведь знаете, что рокстар при создании своих игр в качестве вдохновения часто используют реальные города в США. В GTA 3 это Нью Йорк, GTA Vice City - Майами, в случае нашего объекта прототипом скорее всего является Детройт или города, подобные Ржавому поясу США, вот просто гляньте, декорации заброшенности, разрухи, смерти, ада на земле передано прекрасно.
Ну и так же кровь и мясо само собой, ну как без этого)))
Стиль VHS видео очень хорошо подошла игре, это одна из моих вещей в игре. Помехи, шумовые эффекты хорошо играют и на так более безумною атмосферу игры. Будто смотришь какой то старый ужастик на видеокассете аля слэшеры. Мне, как фанату подобного стиля прям очень зашло.
Ну и игры есть свои минусы. Во первых - она ощущается пустоватой, ощущение будто что в игре нет, не знаю как это объяснить, но в игру нужно было что то добавить. Также искусственный интеллект, он странный, и порой вытворяет какие то сумасшедшие действия. А так вроде бы все ок.
Так что такое Manhunt?
А черт его знает, каждый ответит на этот вопрос по своему. Это не хоррор, хотя вроде бы позиционирует себя таким. Хотя для того времени это было в новинку, и прямых похожих проектов того времени я не вспомню (Condemned вышел позже), но если сравнить с конкурентами по типу Resident Evil и Silent Hill, то там противники не всяческие монстры, а реальные люди, сумасшедшие маньяки, которые существуют в нашем мире, эдакий слэшер, вроде бы.
Жестокость в игре уже не шокирует, Blood 97-ого года с этой задачей лучше справлялся. Вообще жестокость в видеоиграх - это вообще отдельная тема, достойная отдельной статьи.
Возможно Manhunt для меня - это артхаус, при этом не треш, а вполне серьезный и интересный артхаус. Я люблю, когда игры берут нестандартным подходом, будь то геймплей или стиль и атмосфера, не важно. А если при этом игра хорошо и качественна сделана - вообще замечательно.
Скажите, что игра кроме жести и мрачняка ничего не имеет - я отвечу, что да, возможно в игре чего то не хватает, но в ней явно есть что то еще кроме этого.
Вы можете любить Manhunt, или ненавидеть, но под впечатлением вы останетесь.
Ok, are you ready? Camera, action!