"Взгляд" на Психику: BioShock. Часть 1. Доктор Штайнман

Ps+ideogram: Dr. Steinman in Rapture
Ps+ideogram: Dr. Steinman in Rapture

Вступление

Важно: Если вы встретите описание, похожее на то, что происходит с вами, проверьте информацию ещё раз сами, а затем спросите у близких людей, если вы действительно страдаете от психических расстройств и вредите себе и/или окружающим обратитесь к специалисту!

Добрый день, я являюсь любителем психологии (и психиатрии), недавно мне хотелось почитать контент, который бы в научно популярной форме рассказывал или объяснял про диагнозы и рассказывал про психику на примере персонажей видеоигр, но даже если я и находил подобный контент, то его было недостаточно дабы обеспечить мой интерес, а в серьёзные научные произведения толку нет без хороших примеров, которые могут быть только во врачебной практике.

Поэтому я решил поговорить о том, как поведение ключевых персонажей, т. е. их Психическое состояние влияет на атмосферу игры. Они могут определять настроение сцены, делая её грустной, весёлой, доброй, злой, или даже смешной. Это создаёт особый опыт игрока и формирует его взаимоотношение с миром игры и самими персонажами.

Также я хотел бы рассказать о том, как гейм-дизайнеры и сценаристы работают над характерами персонажей. Они создают уникальные черты личности, которые делают персонажей живыми, а не просто картонными фигурами. Это придаёт игре глубину и значимость.

В этой и последующих статьях я не буду поднимать темы конкретики отличий от норма-статического поведения из-за сложности её объективной оценки, а буду обсуждать «обобщённое» и «упрощённое» восприятие конкретных моментов в игре по персонажу — лично мной!

Моя группа в телеграмм, в популярной форме там доношу некоторые тезисы из статей или рассказываю про материал, который в прямой форме не может быть описан или рассказан, но я буду к нему прибегать в дальнейшем.

Проще говоря: все перечисленные в статье описания и представления, были взяты из игры, моей головы, а также других источников, ссылки на которые я прикрепил в месте использования, поэтому вся информация может и не являются “точной” или “конечной”, в том числе и диагнозы, а только моим личным мнением, с которым вы вправе не согласиться.

Начало

В этом выпуске я расскажу про Доктора Штайнмана, первого босса в игре Bioshock.

Доктор Штайнман во всей красе!
Доктор Штайнман во всей красе!

Сам по себе персонаж является «поверхностным» оммажем (отсылка) на сразу двух персонажей, знаменитого творца Сальвадо́ра Дали́ (в поведении) и Пикассо (в «творчестве»), на последнего в игре есть прямые отсылки.

Когда Пикассо наскучило рисовать людей, он начал представлять их в виде кубов и абстрактных форм. Мир назвал его гением! Я все свою карьеру хирурга был занят тем, что повторял одни и те же скучные формы: вздернутый носик, подбородок с ямочкой, полная грудь. Как прекрасно было бы делать ножом то же самое, что старик-испанец — кистью!
Аудиодневники из BioShock: Пикассо от хирургии

Зачем персонаж в игре(Геймплейная роль и Сюжетное значение):

В игровой индустрии (прим: гейм-дизайн), есть такой термин, который называется «фетч-квест», если коротко то он означает необходимость сходить и забрать квестовый предмет, который нужен для прохождения дальше по сюжету. Ныне такие квесты считаются нарицательно плохими в виду репетативности (повторения, условно "дейлик"), ну или «дурным тоном» в виду «скучности», хотя для старого геймдизайна такая тема еще не была изъезжена и поэтому часто встречалась в играх той поры, сейчас в виду нового казуального ритма мы принимаем «разбавленность» как должное и однообразие улетучивается само по себе.

На деле в BioShock мы видим неплохой повествовательный приём для задания ритма (пэйсинг), который учит нас, на практике, как стрелять и использовать плазмиды, последний это «супер-сила», которую даёт АДАМ — наркотик способный изменять гены, но в замен делая необратимые мутации в организме. Конкретнее о АДАМе и Плазмидах мы поговорим в отдельных статьях.

Возможно вам неизвестно, но ряд наркотических веществ вызывает устойчивое психическое нарушение в виде деструктивного поведения, то есть люди склонны к агрессии и невменяемости, в том числе и в одержимости идеями, которые могут быть вредны как для себя, так и для окружающих.

В игре мы видим Мутантов, с которыми как раз нас и знакомит первая локация, изуродованные мутациями плазмидов и «красотой» Доктора Штайнмана — они мучаются, страдают, «сходят с ума» и всё для того, чтобы прожить ещё один день в умирающем городе готовые подчинится любому, кто даст им дозу АДАМа.

«Красота» Доктора Штайнмана
«Красота» Доктора Штайнмана

Атлас — Главный НПС, который достаточно «любезно» просит нас о том, чтобы мы двигались дальше и спасли его семью, а таким добрым персонажам мы обычно верим, слушаемся и помогаем, то есть для нас как игрока он даёт мотивацию двигаться дальше.

Входя в первую локацию игры он рассказывает нам про безумного доктора и даёт «Фетч-квест» на поиски ключ-карты:

Ты пройдёшь дальше, как только заберёшь (убей босса) ключ карту (собери предмет) для допуска (принеси и используй) к батискафу (для доступ к метро служащего переходом между внутриигровых локаций).
Атлас

Данный дизайнерский приём учит нас как тематике «встреч» с боссами в их boss room, так и взаимодействия с объектами окружения, для использования своих «супер сил», например разлитая лужа бензина или вода, которая пропускает электричество.

Boss room — комната босса, в котором мы его уничтожаем
Boss room — комната босса, в котором мы его уничтожаем

Поведенческая структура:

Для начала давайте разберём базовые черты Доктора Штайнмана — судя по его дневникам мы видим отсутствие эмпатии откровенную одержимость идеями красоты, в которых прослеживается явная переоценка собственных способностей и это проявляется в форме зависимости от навязчивых действий, а последние сопровождаются психозом — т. е. состоянием, при котором человек теряет контакт с реальностью и может испытывать галлюцинации и бред, которые вызваны скорее всего длительным приёмом АДАМа ввиду его наркотических свойств.

Расстройство личности

Разберём сначала расстройство личности — это как бы "психологическая аномалия", которая делает человека очень отличным от других. Обычно такие “аномалии” могут быть вызваны определёнными событиями в жизни человека: рождение, ранняя жизнь (прим: АРЛ), взросление в каких условиях(?), с какими друзьями(?) и так далее, то есть на это может влиять множество переменных.

Расстройства могут сопровождаться большим количеством видов и свойств, и на деле их нужно ещё и диагностировать с помощью нейрохимического исследования для понимания нейробиологический ракурса, но мы этого не будем делать в виду невозможности данного исследования на персонажах видео-игры.

Я бы выделил только то, что мы можем сделать основываясь на действиях и мотивации у доктора Штайнмана. Из его записок мы видим что у него явное проявление свойств Нарциссического расстройства личности (НРК) — переоценка своих способностей и преувеличение своих достижения, являются основными особенностями данного персонажа.

Я прекрасен, да. Посмотрите, разве я мог бы стать еще красивее? Благодаря АДАМу и своему скальпелю, я преобразился. Но, возможно, есть что-то еще лучше? Что если мне изменяют не способности, но... воображение?
Аудиодневники из BioShock:Границы воображения

Подразумевается, что такие “люди” думают, что они лучше других, уникальные или особенные. Их завышенное восприятие собственного достоинства и достижений часто подразумевает занижение значимости и достижений других, это может не мешать жить в реальной жизни, чаще всего такие люди являются актёрами или ведущими, с ними сложно спорить или что либо им доказывать, но они чётко уверенны в своих словах и действиях, но очень негативно воспринимают когда их действия ставят под сомнения.

Штайнман, очень не любит когда его искусство и виденье красоты ставят под сомнения, в игре говориться что каждый кто препятствовал ему оказывался на операционном столе и операции над ними он делал обычно без анестезии. Онбычно такие люди пытаются быть известны и общаются только с такими же по их мнению “необычными людьми” для поддержки и повышения своей самооценки, что мы и видим на примере тесного общения Штайнмана с Районом и Фонтейном, последний и предоставлял доктору доступ к АДАМу

ideogram: Люди с НРК в “своей голове”
ideogram: Люди с НРК в “своей голове”

Нарушение поведения

Стремление к совершенству в идеях (обсессия) и желание действиями контролировать всё вокруг (компульсия) являются признаками обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) при этом пациент не всегда может их контролировать и часто становится одержим ими. Может иметь хронический, прогрессирующий или эпизодический характер.

Сегодня я обедал с Богиней. "Штайнман", - сказала она... - "Я здесь, чтобы освободить вас от тирании пошлости. Я здесь, чтобы показать вам новую красоту." Я спросил у нее: "О чем ты, Богиня?" "Симметрия, мой дорогой Штайнман. Пора что-то сделать с симметрией"...

Немного про обсессии для понимания — это когда у человека возникают постоянные навязчивые мысли или идеи, которые он не может контролировать и от них трудно избавиться. Например, Штайнман всё время хочет видеть пропорции, которых у пациентов нет, он зависим от этой идеи и для него она постоянная и навязчивая.

И про компульсии — это действия или поведение, которые человек репетативно выполняет, то есть делает снова и снова, даже если они не имеют смысла или не нужны. В этом плане Штайнман старается изменить лицо пациента

Важно: ОКР может протекать много как, в том числе и в простом увлечении ритуалами, но клиническим случаем считается именно тогда, когда вы начинаете вредить своими действиями себе или окружающим, ПОЖАЛУЙСТА! Если у вас есть намёки на описанное выше, обратитесь к специалисту для оказания помощи!

То есть обобщая вышесказанное люди с ОКР часто испытывают беспокойство и тревогу, если им кажется, что что-то идёт не так, как должно. Они могут тратить много времени на попытки сделать вещи идеальными или следовать определённым ритуалам, чтобы уменьшить своё беспокойство на эти темы, что и делает доктор когда оперирует пациентов, чаще всего насильственно навязывая свою красоту.

Афродита идет по залам - сверкающая, как скальпель... "Штайнман, - зовет она. - Штайнман! У меня есть то, что ты ищешь! Открой глаза!" И когда я ее нахожу, она рассекает меня на тысячи прекрасных кусков.

Фразы:

«Ну что я могу сделать с этим, Афродита? Она — не — хочет-стоять-смирно! Я хочу сделать их красивыми, но они всегда оказываются неправильными! Эта… слишком толстая! Эта… слишком высокая! Эта… слишком симметричная! А теперь — что это, богиня? Незваный гость! Он уродлив! Уродлив, Уродлив, Уродлив!»

«Нет Богиня! Он все испортит! Останови его! Пусть твои гарпии разорвут его на куски!»

Штайнман

ИТОГ:

Существует также теория, которая объясняет появление или ухудшение симптомов ОКР при стрептококковой инфекции. Эти бактерии вызывают, к примеру, ангину. Согласно этой теории, в процессе борьбы с бактериями антитела в теле пациента «случайно» разрушают другие ткани тела, а не бактерий.
Wikipedia

Может быть так, что разработчики продумали идею ОКР вызванную на основе АДАМа, но напрямую об этом неизвестно.

Как видим из диалогов выше, идеи, которыми одержим Штайнман, завязаны на красоте, он не видит идеала в симметрии, он видит лишь навязчивые мысли, которые требуют от него исправить это, по его мнению, уродство. Что по моему мнению и делает его пациентом страдающим от Хронического Прогрессирующего ОКР.

Дополнение: Это может быть ещё и формой бредового расстройства, однако в игре есть упоминание что Штайнман сделал Фонтейну операцию примерно в то же время, что и начал видеть Афродиту с её идеями Красоты, что говорит о том, что Штайнман понимал свои идеи как совсем "реальные" и достижимые, что приводит нас к выводу что это вряд ли БРЛ.

Хотел бы выделить то, что доктор Штайнман, возможно, страдает ещё и от синдрома Стендаля — сложная болезнь, идея которой в сильных эмоциях и стрессе при виде произведений искусства или красоты природы.

Это бы объяснило почему у него есть навязчивые идеи, которые ему и даровала Афродита (которые привели к ОКР).

У меня есть предположение, что Афродита — «богиня красоты», была матерью Штайнмана и являлась к нему в виде Призрака, который был воспоминанием о ней из его детства, это можно понять когда он записывая аудио дневники говорил о завтраке с ней, или о том, как она нашёптывала ему что делать в течении жизни, исходя из этого становится очевидным что она была одержима сыном и хотела чтобы он вырос кем-то гениальным, то есть давя своей авторитарностью она и вызвала у него НРЛ, что после приёма АДАМа в больших дозах сделала из него Маньяка ОКРщика с манией признания его «красоты».

2424
5 комментариев

Мне так нравится, что в BioShock такие интересные, но в то же время сложные персонажи. Райан, Коэн, Штайнман, да те же Джек и Фонтейн тоже весьма интересны.

1
Ответить

Да, поэтому решил начать писать с них, рад что тоже кто-то осознаёт их "интересность"

1
Ответить

Лонги по Биошоку всегда вызывают похвалу.

1
Ответить

на КПВД - Стенли Твидл и Зев Беллрингер

Ответить

Блин, хорошо пишешь, подпишусь пожалуй) сам сейчас первый Биошок прохожу, поэтому тема актуальна)

Ответить