Кодзима - гений? Ещё раз о «Death Stranding».

Кодзима - гений? Ещё раз о «Death Stranding».

«Death Stranding» (дата выхода – 2019 г.) – одна из тех игр, взглянув на которую со стороны может быть трудно понять, чем она может зацепить. Какие-то однообразные действия при работе курьером – такого в жизни что ли нет? Попробую описать свои ощущения после изучения этой концепции, которая сама по себе наводит на вопросы, что вообще нового – или хорошо забытого старого – могут предложить игры.

Нас приучили к тому, что открытый мир со множеством побочных активностей – это модно. Активности эти нередко скатываются в гринд, собирательство и прохождение однотипных миссий для дальнейшего продвижения. Что же смогли предложить Кодзима и его курьер Сэм? Они предложили... тоже гринд... Но без гринда.

Внимание игрока концентрируется на самом пути, а не на цели. Собирать материалы, конечно, можно для вооружения и строительства, дурная привычка раскрывать истории персонажей через дневники тоже присутствует, но самоцелью становится планирование маршрута и сам путь, ощущение дороги с преодолением препятствий. Вначале мы планируем и разбираемся в инструментарии, то есть занимаемся стратегией, а затем попадаем в полумедитативный поток движения по маршруту. Кодзима предполагает, что для игрока это может быть главным, ощущение дороги грамотно подчеркивается и точечно звучащим саундтреком, в том числе песнями от Low Roar, с помощью которых Кодзима нарисовал для себя прообраз игры. Гринд без гринда – это сам путь, где возможно – тщательно спланированный, где-то связанный с новыми препятствиями. Настолько передать это ощущение может именно работа курьера, если не возвращаться к древним схемам ориентирования без автоматических указателей, как в The Elder Scrolls III: Morrowind. Или не передать, если вы в этот поток не вольетесь. Поначалу трудности в понимании оптимизации всех действий могут этому помешать.

Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной… Если вы хотите собрать в игре все, то лучше сразу исследовать карту и понять, как выгоднее строить маршруты, чтобы прохождение не слишком затянулось.
Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной… Если вы хотите собрать в игре все, то лучше сразу исследовать карту и понять, как выгоднее строить маршруты, чтобы прохождение не слишком затянулось.

Но работа курьера не могла бы вовлечь, не будь интригующего мира вокруг. Постапокалиптический сеттинг здесь полон тайн и интересен в основном благодаря историям людей и их выживанию в новых для себя условиях. На протяжении всей игры не будет до конца понятно, кто главный злодей и есть ли таковой вообще. С чем связан так называемый «выход смерти», из-за которого некоторые умершие попутали берега и спутали карты живущим? Что за ребенок в капсуле и почему он так интересует героя Мадса Миккельсена? Можно подумать, что это какой-то японский бред, но почти на все вопросы в игре найдутся толковые ответы, для этого в ней присутствует обширный справочный материал.

Хотя здесь есть и любимая японская тема экспериментов над детьми, есть эксцентричные вставки, которые прорежают мрачную кинематографичную постановку, на полном серьезе обсуждаются мифологические темы, связанные с пуповиной или другими частями тела. В креативе и жизнеутверждающем посыле «Death Stranding» все равно не откажешь. И как нельзя лучшим полем для таких экспериментов являются игры. Они могут себе позволить больше свободных ассоциаций и условностей, невероятного экшена, в то же время не хочется, чтобы спустя сто часов вдумчивого прохождения наступил окончательный геймовер для основных персонажей. Мы хотим, чтобы нам подробно обосновали, зачем мы живем и играем. А о ценности жизни японцы говорить любят и умеют.

Для тех, кто помнит Кодзиму в основном по серии «Metal Gear Solid», перестрелки и битвы с боссами здесь тоже присутствуют. Иногда дают почувствовать драйв, иногда становятся предсказуемыми. Можно занять удачную позицию перед лагерем террористов и спокойно их порешать по одному, пока они соображают и добираются. Можно врукопашную легко справиться с толпой МУЛов – обезумевших курьеров. А можно полчаса затаив дыхание ползать по территории тварей – потусторонних существ – в поисках нужного груза и экономя боеприпасы. Или пережить несколько волн атак от солдат Клиффа на полях одной из мировых войн – такое тут тоже есть, и неспроста. В режиссерской версии есть и тренировочные миссии, напоминающие Metal Gear Solid: VR Missions, где можно обкатать новое оружие и получить оценку за прохождение, то же самое – за повторные битвы с боссами из убежища Сэма.

Сражения с боссами выглядят эпично, правда многие из них проходятся со схожей тактикой.
Сражения с боссами выглядят эпично, правда многие из них проходятся со схожей тактикой.

В процессе работы курьером нужно будет следить за многими вещами – начиная с балансировки и веса груза, общего самочувствия Сэма и его маленького партнера в капсуле – ББ, заканчивая строительством и оборудованием – лестницы, якорные крюки, защитные пластины, усилители, разные виды оружия и транспорта – от вспомогательного воздушного (работающего на «хиралии» - потустороннем веществе, с которым связаны многие технологии игрового мира) до больших бронированных грузовиков. Все это со временем превращается в рутину, но не такую рутину, которая совершается бездумно. При наблюдении со стороны это может казаться простыми перемещениями из одной точки в другую, но игрок в процессе должен постоянно учитывать массу факторов и выстраивать целую стратегию.

Идти напролом через таких тварей не всегда выгодно, иногда и стелс может быть не бесполезен.
Идти напролом через таких тварей не всегда выгодно, иногда и стелс может быть не бесполезен.

Физика транспорта рассчитана на то, чтобы очень редко можно было окончательно застрять. Чаще всего даже из сложной ситуации можно выбраться с помощью прыжков. Но сам фактор торможения и застревания на пересеченной местности может быть довольно раздражающим. С другой стороны – тогда лучше подумать, как неудобную местность обойти или взять более маневренный транспорт – мотоцикл, или добраться на своих двоих с инструментами. Вложиться в материалы и построить нормальную дорогу, в конце концов.

Кроме геймплея игра примечательна и в художественном плане. Кодзима устроил знатный творческий междусобойчик, созвав своих известных друзей и пригласив звезд на главные роли. Норман Ридус как будто был рожден для роли одинокого курьера, временами немного ворчащего по поводу своей работы, как и многие из нас, но все равно надежного. Мадс Миккельсен – идеальный неоднозначный персонаж с трагически-инфернальной аурой. Гильермо дель Торо – тот самый странный друг, который ставит в неудобные ситуации, но и пользу приносит (а на другом берегу также знаменитый кинодеятель). Леа Сейду - грустная подруга с предысторией, Линдсей Вагнер в молодой версии - девушка мечты с изюминкой. Трой Бейкер - классический с виду злодей, малость запутавшийся в жизни. Еще один известный кинорежиссер Николас Виндинг Рефн исполнил роль оторванного от жизни ученого Хартмана. Истории персонажей так или иначе интересны, хотя иногда довольно просты, но в этом есть свой акцент, ведь обычные вещи ими воспринимаются по-другому в измененной реальности.

Линия персонажа Мадса Миккельсена - возможно, самая сильная в игре.
Линия персонажа Мадса Миккельсена - возможно, самая сильная в игре.

Резюмируя, еще раз повторюсь, что мы имеем проект, который трудно оценить, не поиграв самостоятельно. Многое здесь не совсем то, чем кажется – работа курьером не так проста и однообразна, а внешне странные выверты подробно объясняются, если как следует изучить внутриигровые материалы. Все это я и рекомендую вам сделать, если игры вас интересуют не только для «полчасика расслабиться после работы».

Личная оценка: 8.0.

Оценка на Metacritic (версия для PS4): 82 из 100.

15
41 комментарий

Скипнул после 2х часов игры, за это время ничего кроме ходьбы не увидел, скучно, однообразно, примитивно. Физика транспорта убогая от слова сильно. Не знаю, может дальше что-то было бы пободрей в плане геймплея, если разработчик не смог заинтересовать игрока в начале, нафиг такую игру.

4
Ответить

За первые два часа игра может впечатлить разве что кинематографичностью и атмосферой, а геймплей - нет, не раскроется, только азы, не раньше середины может стать понятна вся система и элементы стратегии.

Ответить

Двачую. Игра либо с начала цепляет, либо нет.

1
Ответить

Там и за 50 часов ничо не поменяется, разве что добавят обязательные шутерные секции, которые по моим впечатлениям - вообще худшее, что можно быдо представить
За 2 часа игра и впрямь неплохо демонстрирует то, какой она будет
Дальше растёт вширь, а не вглубь, ничего потенциально не меняется, так что если не понравилось сразу, то делать там и впрямь нечего. Всё верно вы решили для себя

Ответить

Короче, если кратко, то игра хуйня, вот что автор пытался вам сказать

4
Ответить

Садись 2, завтра маму ко мне в кабинет

1
Ответить