Contra: Operation Galuga - между классичностью и вторичностью

«Контра» – одна из грандиозных франшиз конца прошлого века, изрядно потускневших в новом тысячелетии. Её пытались развивать, переводили графику в три измерения, возвращали обратно, однако повторить успех «восьмибитных» шедевров или разудалой Hard Corps различным разработчикам не удавалось ни разу. Несколько лучше остальных коллег с задачей справились работники студии WayForward, ставшей за последние годы одним из флагманов ретро-гейминга. Contra 4 для двухэкранной Nintendo DS получилась весьма аутентичной лучшим выпускам из прошлого, хотя в то же время излишне хардкорной на вкус современной публики. Спустя более пятнадцати лет пути команды Мэтта Бозона и эпического сериала от Konami пересеклись вновь, только теперь уже в рамках проекта для всех актуальных платформ. Авторы остались верны своей базовой идее – творить с оглядкой на признанную классику. Operation Galuga во многих аспектах ощущается как «та самая» Contra первой половины девяностых, но обратить проверенную годами формулу в очередной хит высшей пробы у калифорнийских кудесников всё же не вышло. Попробуем разобраться, почему.

Contra: Operation Galuga - между классичностью и вторичностью

На сюжетную составляющую сценаристы не поскупились. Приключение начинается с подробной предыстории о том, как на архипелаге Галуга поселилась нечистая сила… В смысле, злобные инопланетяне, прибывшие из глубин космоса на метеоритах. Всего через полгода после вторжения в их мерзких лапах оказалась высокотехнологичная террористическая группировка Red Falcon, костяк которой составляют солдаты с промытыми мозгами, а также опаснейшее сейсмическое оружие, несущее угрозу планетарного масштаба. Элитный отряд правительственной армии не сумел справиться с задачей нейтрализации агрессоров, после чего в бой пришлось отправлять, конечно же, спецназ Contra в каноничном составе из Билла Райзера и Лэнса Бина. Такова завязка, но ею художественная часть отнюдь не ограничивается. По ходу развития событий то и дело появляются новые персонажи (в том числе пополняющие список играбельных, выбирать разрешается перед каждым уровнем), эфир пестрит полностью озвученными диалогами, причём порой прямо в разгар экшена. Работа режиссёра-постановщика заслуживает похвалы, простенький на вид «шутемап» с первых минут воспринимается не иначе, как интерактивное кино.

Contra: Operation Galuga - между классичностью и вторичностью

Классический геймплей 2D-«Контры» обильно приправлен вроде бы маленькими, но важными деталями. К списку базовых приёмов добавились двойной прыжок и дэш примерно на треть экрана, существенно поднимающие мобильность не особо быстрых при стандартном беге героев. Чуть позже обнаруживается умение лазать по отвесным стенам без каких-либо специальных приспособлений. Однако это всё пустяки по сравнению с целой системой перков. Как обычно, в процессе отстрела врагов зарабатываются очки, только теперь вместе с ними поставляется валюта для затоваривания в местном магазине, доступном между этапами. Выдающейся придумку назвать сложно, зато возможности она расширяет изрядно. В списке приобретений значатся лишние плашки здоровья (стандартно – три, аптечек нет), временная неубиваемость после утраты «жизни», дополнительные попытки, любое опциональное оружие в стартовом инвентаре, автопрокачка «стволов» до второго левела, много чего ещё. Глаза от такого счастья разбегаются, правда, слотов для перков всего два (причём я уверен, что лишнее HP один из них будет занимать всегда), так что придётся умерить амбиции. Хотя так тоже неплохо.

Contra: Operation Galuga - между классичностью и вторичностью

Ну а теперь о плохом. Разработчики пошли путём наименьшего сопротивления, не создав, по сути, вообще ничего нового. Отсылки к ретро-романтике понятны, но когда всё насквозь вторично, начинают возникать неудобные вопросы. Локации порой тупо копируют классику (гонка на ховерциклах, водопад с падающими камнями и гигантским пришельцем наверху, едущий поезд), в других случаях прозрачно на неё намекают (лаборатория, пещера алиенов). Ладно бы авторы впервые делали нечто подобное, но разве в Contra 4 было не то же самое? Зачем настолько цинично топтаться на месте? Другое разочарование – графика. Стилистика «3D-модели, вписанные в плоскую механику» давно устоялась как стандарт подобных проектов, вот только детализация картинки Operation Galuga смахивает на оную времён PSP. Тут самое время вспомнить, что WayForward сделала себе имя не только (или даже не столько) в ретро-тематике, сколько на мобильных платформах. Получается, геймдизайнерские привычки с годами не поменялись совсем? Самое печальное – игра попросту короткая. Прохождение сингла занимает час-полтора чистого времени, кооператив ни с каких неожиданных сторон геймплей не раскрывает. Альтернативных режимов два, оба скопированы из Contra 4: «Аркадный» (те же этапы без диалогов и микро-менеджмента) и «Испытания» (прохождение отдельных локаций со специальными условиями). На этом, собственно, всё, вот только ценник вполне себе полновесный, 40$ извольте выложить.

Contra: Operation Galuga - между классичностью и вторичностью

Будучи давним поклонником сериала Shantae, про игры WayForward я пишу довольно часто. Кажется, это первый случай за много лет, когда очередная работа студии не вызвала у меня не то что восторга, а скорее повергла в уныние. Парадокс состоит в том, что фанатам легендарной серии, для которых по идее предназначена Contra: Operation Galuga, смотреть на неё практически незачем. Чёрте какое по счёту пережёвывание пройденного и изученного, с минимальным добавлением оригинальных ноток. Назвать боевик плохим тоже нельзя, но кому и зачем он нужен по такой конской цене – это вопрос, на который у меня нет ответа. Ностальгия – штука прекрасная в своей сущности, однако бесконечно эксплуатировать одну и ту же концепцию, один и тот же сюжет с незначительными вариациями, одних и тех же персонажей, при этом экономить на визуализации… Хотелось бы надеяться, что следующие главы бесконечной эпопеи получатся более креативными. Ну а самой «Галуге», безусловно, стоит дать шанс, но только когда издатели выкатят серьёзные скидки.

Contra: Operation Galuga - между классичностью и вторичностью

(Статья взята с позволения автора из свежего выпуска журнала Great Dragon’s Dale #35)

1111
4 комментария

Парадокс состоит в том, что фанатам легендарной серии, для которых по идее предназначена Contra: Operation Galuga, смотреть на неё практически незачем.Да у тебя у всех игр старше 90-го года нечего смотреть :D

1
Ответить

Младше*

Ответить

Впервые слышу о этой части франшизы)

Ответить