В непростые времена важно сохранять надежду — обзор Spider-Man: Miles Morales

Трогательная новогодняя история о дружбе и ошибках, которые мы все порой совершаем.

В непростые времена важно сохранять надежду — обзор Spider-Man: Miles Morales

Важная разница между Питером и Майлзом в том, что последний — подросток. Питер Паркер встречается с ЭмДжей, работает учёным вместе с Отто Октавиусом (ну, работал, пока тот не слетел с катушек) и, в общем-то, уже давно повзрослел.

В комиксах Marvel уже пыталась омолодить Паука, чтобы он соответствовал своей подростковой аудитории и был при этом темнокожим: в результате появился ещё один паук — Майлз Моралез. Электрический и с возможностью становиться невидимым.

Впрочем, его история у Insominiac получилась ничуть не менее взрослой и драматичной. Spider-Man: Miles Morales новой частью серии не назвать: скорее это всё же дополнение к Marvel's Spider-Man, но гордое, — будто из тех времён, когда не было никаких DLC, а были аддоны. Ассеты вроде бы преимущественно те же, но игра совсем другая и ничуть не хуже основной. Со своими удачными новшествами и старыми проблемами.

Большая часть скриншотов сделана с помощью фоторежима, одного из лучших в играх
Большая часть скриншотов сделана с помощью фоторежима, одного из лучших в играх

Единственный Паук в городе

Историю Питера Паркера экранизировали не раз. Да что там — её знает даже тот, кто ничего не читал и не смотрел (вряд ли такие люди, правда, существуют). Возможно поэтому предыдущей Marvel's Spider-Man чуть не хватало новизны в сюжете — Insomniac сделала потрясающее произведение, с драмой, проработанными и необычными героями и злодеями. Но всё же: это была история Питера Паркера, которую знает каждый.

Майлз Моралез — он другой. В комиксах он появился не так давно, он не вполне уверенный в себе подросток, у него милая семья, необычные способности и друзья, за которых хочется переживать. Перед нами история становления нового супергероя — пусть даже один из твистов благодаря «Через вселенные» вам, скорее всего, и известен.

Питер Паркер в самом начале игры временно уезжает из города, так что Майлз остаётся единственным Человеком-пауком в Нью-Йорке
Питер Паркер в самом начале игры временно уезжает из города, так что Майлз остаётся единственным Человеком-пауком в Нью-Йорке

Но что самое интересное, Майлз Моралез, в отличие от многих других супергероев, действительно делает свою работу: Паркер в прошлой игре в основном просто предотвращал разбой и угоны авто, да зачищал ангары от преступников.

А вот круг обязанностей Майлза гораздо интереснее — благодаря мобильному приложению жалоб, куда местные жители сообщают ему о преступлениях. Вот магазин ограбили да ещё и кошку стащили до кучи — надо найти похитителей. Вот кто-то подворовывает игрушки для приюта — стоит разобраться, негоже детей на Рождество радости лишать. Так Insomniac частично решают проблему диссонанса между геймплеем и нарративом из первой части, объединяя сайдквесты в целые цепочки и делая сам процесс интереснее.

В игре есть встроенная социальная сеть, где люди реагируют на события вокруг — что-то вроде Твиттера, как и в прошлой части. В основном там, конечно, фальшивая чепуха, но когда тебя вдруг кто-то благодарит за то, что ты спас ему жизнь (а ты этого даже не заметил) — это приятно.

Продавец магазина и счастливый владелец котика по имени Человек-паук, даёт после прохождения игры лучший костюм на свете
Продавец магазина и счастливый владелец котика по имени Человек-паук, даёт после прохождения игры лучший костюм на свете

События игры происходят на Рождество. Немного даже жаль, что не в школьные будни — было бы любопытно, как Майлз совмещал бы свою работу с учёбой. Но это слихвой окупается потрясающе тёплой атмосферой праздника. Как говорят герои, Гарлем — действительно лучшее место, где можно встретить Рождество.

Майлз и его лучшая подруга детства — оба чертовски живые персонажи
Майлз и его лучшая подруга детства — оба чертовски живые персонажи

Да и история очень и очень наивная. К примеру, мать Майла Моралеза — политик, который избирается в городской совет, а о митинге в свою честь задумывается за вечер до этого и ничего не смыслит в социальных сетях. Типичная добродушная мама, которую многие хотели бы видеть у руля города — чтобы в клумбы вкладывалась, бюджеты под спортплощадки выбивала и толкала трогательные речи о том, что все мы должны сплотиться, жить дружно и бороться за права обычных людей перед злобными корпорациями.

Кроме того, игра будто стесняется поднимать реальные проблемы чёрных кварталов: наркотиков в этом мире будто бы и нет, а вместо банд — наёмники и подполье, борящиеся с корпорацией «Рокксон».

Вот такая Spider-Man: Miles Morales наивная игра. Но это и не плохо вовсе, а очень даже хорошо.

В непростые времена важно сохранять надежду — обзор Spider-Man: Miles Morales

Главное — семья

Наивность и действительно хороший юмор (обязательно пройдите до конца тренировки Питера Паркера — дадут некрасивый костюм, но это того стоит) обеспечивает истории лёгкий тон, и потому драма на контрасте бьёт сильнее.

История Майлза Моралеза более ёмкая, чем Питера Паркера, если не считать финал — а потому и более личная. Как мы знаем по предыдущей игре, его отец трагически погиб, и парень по нему сильно скучает. Здесь на передний план выходит дядя, у которого отношения с братом были сильно натянутые — речь идёт о крепкой дружбе, в один момент потерпевшей крах. И ровно через это проходит и сам Новый Человек-паук.

В непростые времена важно сохранять надежду — обзор Spider-Man: Miles Morales

Дьявол кроется в мелочах: речь даже не об основном сюжете, который, впрочем, ближе к концу обязательно даст прикурить. В один момент игра предложит искать по всему городу «капсулы времени» — воспоминания о юности, проведённой с лучшей подругой, что обязательно стоит восполнить.

Будет и задача от дяди — искать особо звучащие места в городе, которые они с братом очень любили посещать. Когда-то они хотели записать звуки города и замиксовать их в трек, но судьба распорядилась иначе. И выполняя этот нехитрый сайд-квест, Майлз будет всё больше узнавать о своём погибшем отце, устами дяди, который, несмотря ни на что, всё равно сохранил тёплые воспоминания о нём. Эта история продолжится и в эндгейм-контенте, но уже под другим углом.

Наконец-то Майлз начнёт вновь писать музыку
Наконец-то Майлз начнёт вновь писать музыку

Всё это, и многое другое, делает Spider-Man: Miles Morales ничуть не хуже, а в чём-то даже лучше киноблокбастеров о Человеке-пауке. Главное — не лететь по сюжету, а стараться изучать контекст.

Боссов здесь раз-два и обчёлся, это не история о Зловещей шестёрке или о чём-то вроде того — это история о семье, о важности дружбы, об ответственности за сложные решения. Словом, обо всём том, о чём и должна быть история о супергерое. А Зловещая шестёрка может подождать возвращения Питера Паркера, никуда она не денется.

Из-за переменчивых погодных условий игра порой очень резко меняет тон
Из-за переменчивых погодных условий игра порой очень резко меняет тон

Паучья работа

Однако, несмотря на удачное решение с приложением «Дружелюбный человек паук» и сайд-квестами, объединяющимися в цепочки, старая проблема никуда не делась. Назовём её «Ubi-трудностью», хоть сама Ubisoft уже успела с ней справиться.

Нет, вышки активировать, слава богу, не нужно, «Ubi-трудность» проявляется в другом. Если у вас, как и у меня, синдром комплециониста, то начало игры будет несладким.

Ресурсов в игре два вида — те, что дают за поимку преступников, и детали для гаджетов и костюмов. Так вот: детали эти хранятся в сундуках по всему городу и их очень много — все подсвечены, надо собирать. Или не надо, если вы не желаете заниматься рутиной. Но тогда прокачаться нормально не получится. То есть, ещё толком ничего не началось, а Spider-Man: Miles Morales уже, во-первых, вываливает на игрока испытания на ловкость и технику боя, а во-вторых, заставляет собирать 35 чемоданов.

В непростые времена важно сохранять надежду — обзор Spider-Man: Miles Morales

Я бы сказал, что так играть — то есть собирать всё-всё и закрывать объекты на карте — в Miles Morales не надо, но кто ж вас убедит, да? Благо, искать злосчастные чемоданы всё-таки не сильно напряжно: всё дело в полёте и механиках, с ним связанных. Летать по городу просто... ну, кайфово. Лучше слова тут не подобрать.

Выделывать кульбиты (за которые дают очки), падать на дорогу птичкой и вовремя взмывать вверх едва касаясь ногой проезжающей машины, пролетать между двумя стеклянными близко стоящими небоскрёбами, любуясь своим отражением... Да пусть хоть 100 чемоданов, хоть 200. Летать в Spider-Man: Miles Morales никогда не надоест.

У PS5-версии есть две важные особенности. Во-первых, игра использует адаптивные курки DualSense, что придаёт полётам реалистичности. Во-вторых, рейтрейсинг, с которым игра становится на порядок красивее и зрелищнее. Если чуть пожертвовать разрешением и разными фишками (вроде плотности толпы), можно выставить ещё и 60 fps — а это отдельный кайф.

Особенно приятно летать в костюме из «Через вселенные». Анимирован он соответствующе «рвано»

Если сундуков вам было мало, то тут есть ещё «капсулы времени», которые главные герои, будучи подростками, запрятали по всему городу. Кто-то так вообще делает? А подполье? Зачем они разбросали своё снаряжение в чемоданах по всему городу?

Чувствуете, да? Насколько сильно нарратив отрывается от геймплея? Этим грешила первая часть, этим страдает и Miles Morales. Геймдизайнеру нужно занять тебя и обеспечить прогрессию — заставить собирать чемоданы или другое барахло, бороться с преступниками, зарабатывая очки, на которые ты потом покупаешь новые костюмы и прокачиваешь снаряжение. Но в плане нарратива эти вещи обоснованы слабо.

Это не сюжетные сайд-квесты вроде поиска сбежавшей кошки, это просто рутина, просто чемоданы. Стоит добавить и то, что некоторые костюмы и улучшения открываются и вовсе на «Новой игре +».

Как и раньше, у костюмов есть свои скиллы, но летать в некоторых из них почему-то совсем не хочется
Как и раньше, у костюмов есть свои скиллы, но летать в некоторых из них почему-то совсем не хочется

Да, мы к этому привыкли. Мы считаем само собой разумеющимся собирать перья и зубы волков. Эти вещи были испокон веков. Условность, на которую принято закрывать глаза.

Но она есть. И видеоигры шагнули уже далеко: можно придумать прогрессию и занятия в открытом мире изящнее, чем сундуки и прочие рудименты геймдева. Но авторы не смогли, не придумали.

Да, нарратив и игровые механики тут существуют отдельно, и их скрепили кое-как. Настолько это важный минус — решать каждому отдельно.

Для кого-то манчкинизм — и есть суть видеоигр: условные цифры должны расти, как на заре видеоигр, а для этого нужно собирать зубы волков в WoW и чемоданы в Spider-Man. И в этом есть своя правда.

В непростые времена важно сохранять надежду — обзор Spider-Man: Miles Morales

Очень показательный пример: в одном из сайд-квестов нужно выручить рабочего, застрявшего в люльке на небоскрёбе. Задача простая: подать энергию, включить генератор. Но, чтобы квест не казался слишком простым, разработчики добавили на крышу шпану с дубинками. Что они там забыли? Какое отношение имеют к квесту?

И такая неаккуратность встречается повсюду: Miles Morales вроде бы ААА-боевик, красивый, с акцентом на сюжет, но нарратив то и дело рвётся из-за исключительно геймплейных и часто лениво сунутых элементов.

Сундуки и прочие обычно необязательные вещи здесь во многом обязательные. Без них не получишь костюмы, не прокачаешь гаджеты. Даже в «Ведьмаке» ты можешь забить на знаки вопроса, а здесь — потеряешь в контенте и боевых приёмах.

Пожалуй, такой диссонанс между нарративом и геймплеем можно было бы записать в серьёзные минусы, если бы не одно «но»: флоу, или, если хотите, чувство потока, которому здесь, как в Mirror's Edge, подчинено всё.

Ты спешишь к сюжетному заданию, на ходу забирая сундук, тут вдруг на улице кого-то грабят — надо разобраться, а неподалёку ещё и «капсула времени». Всё происходит буквально на лету, и из-за самого чувства полёта ты не устаёшь. Ощущение свободы всё искупает.

Поэтому, когда на карте появятся значки баз корпорации Рокксон и местных повстанцев, которые нужно зачищать (вы же не сомневались, что этим придётся заниматься, да?), я настоятельно не рекомендую их пропускать. Да, это сайд-миссии, но, во-первых, каждая из них делает свой маленький вклад в лор, а, во-вторых, Miles Morales в разы интереснее в плане стелса, чем предыдущая игра.

Сравнение с Batman: Arkham здесь уже неуместно — Miles Morales обошёл её во всём: и в сложности арен, и в вертикальности геймплея, и в интересности и разнообразии противников. Да, у Моралеза ближе к концу игры появляются очень мощные удары, но противникам всегда есть что противопоставить, так что периодический уход в тактический стелс всегда предпочтительнее.

Каждая такая битва — это паззл, который очень интересно решать
Каждая такая битва — это паззл, который очень интересно решать

В боевой системе есть несколько важных новшеств. Во-первых, Майлз Моралес — электрический, и, накопив достаточно энергии, может, к примеру, подбрасывать группы противников в воздух. Во-вторых, он может на некоторое время становиться невидимым, что открывает огромные возможности для стелса.

В предыдущей игре было как: попался — всё, придётся драться. Здесь же можно быстро сбежать на край локации, зависнув на какой-нибудь балке, и включить инвиз назад. Появляется мощный тактический элемент, который игра не стесняется использовать.

Простор для тактики всегда огромен. При желании можно вообще не вступать в открытое столкновение, но тогда противников придётся отвлекать друг от друга
Простор для тактики всегда огромен. При желании можно вообще не вступать в открытое столкновение, но тогда противников придётся отвлекать друг от друга

А видов врагов меж тем много. Подпольщики, едва завидев Паука, начинают гонять его по всей карте — они высоко прыгают, метко стреляют и больно бьют. Каждый бой с ними — игра в догонялки, с периодическим уходом в невидимость.

Наёмники «Рокксон» же обучены блокировать электрические атаки паука, да к тому же у них есть бойцы, которые моментально выводят Майлза из инвиза, что нужно учитывать, пережидая опасность где-нибудь в углу.

Так что громить базы ничуть не менее интересно, чем летать по городу, выполняя кульбиты. И если в Marvel's Spider-Man зачищать базы вскоре становилось откровенно скучно, то в Miles Morales, напротив, даже жаль, что их так мало.

Spider-Man: Miles Morales — это как будто посмотрел отличный фильм Marvel, дорого поставленный, с претензией на драму. Немного наивный, местами глуповатый, но — жутко зрелищный и живой. С кино видеоигру в плане постановки и сюжета сравнивать как-то негоже, конечно, — другой медиум, — но в этом случае почему-то очень хочется. Таких игр не так много, чтобы игнорировать хотя бы одну.

Ну а между делом можно ещё сундучки пособирать.

Кот-паук тоже драться умеет!

Понравилось

  • Всё то же ощущение полёта и свободы, чувство потока. Сравнимой игры в этом плане не существует.
  • Потрясающее графическое исполнение, особенно с рейтрейсингом. Заснеженный Гарлем выглядит очень красиво, и летать по нему одно удовольствие.
  • Хорошо прописанная история: пусть менее масштабная, чем в прошлой игре, но в этом её плюс.
  • Отлично прописанные контекстные диалоги: Майлз шутит ничуть не реже Паркера и не гнушается иронизировать сам над собой.
  • Стелс-миссии — многоуровневые, сложные, с большой вариативностью прохождения и разнообразными врагами.
  • Потрясающий костюм из «Через вселенные», соответствующе анимированный.
  • Теперь в Нью-Йорке не один Паук, а два — с разными способностями. Продолжение ждёшь с удвоенной силой.
  • Новогоднее настроение, пусть и слегка грустноватое.
  • ...душа?

Не понравилось

  • Вездесущие маячки на карте с сундуками, которые, по идее должны быть необязательными, но без них не прокачаешься.
  • Нарратив и геймплей слабо связаны, что порождает глупости и когнитивный диссонанс. Но это индивидуальный минус, к тому же некоторые сайд-квесты всё-таки связаны общим нарративом и интересны.
  • Паук время от времени всё ещё застревает в архитектуре, а камера во время ожесточённых схваток порой тыкается в стены.
  • Игра в целом выглядит «сыроватой»: из-за багов мне не удалось пройти два дополнительных квеста и получить костюм (ну и ладно, я его всё равно не хотел).
  • Всё-таки чуть не хватает боссов: добавь сюда Шокера и, может быть, Алистера Смайта — хуже бы не стало.
  • История камерная (что хорошо), но почти никак не влияющая на общий лор вселенной.
88 показов
15K15K открытий
11 репост
104 комментария

Странный обзор на киберпанк.

Ответить
Ответить

Учитывая что там сюжет на 4-6 часов, очень странно 

Ответить

Куча релизов, PS5 задержали, потом ещё дрочил игру несколько дней. Ну камон, простите уж! Опоздал, каюсь (Киберпанк уже скачан, (а обзор был вчера). Лучше поздно, чем никогда, верно?

Ответить
Ответить

Сравнение с Batman: Arkham здесь уже не уместно — Miles Morales обошёл её во всёмМощное заявление, никак не раскрывающееся в тексте, кроме вялого перечисления "преимуществ" без какого либо сравнения.
можно было бы записать в серьёзные минусы, если бы не одно «но»: флоуВот это найс приёмчик: найти минус, а потом сказать что это даже не минус.
Впрочем, его история у Insominiac получилась ничуть не менее взрослой и драматичной.Можешь пояснить пожалуйста, что для тебя значит "взрослый" сюжет? А то куда не плюнь - везде так сурово и по взрослому.
Понравилось:Теперь в Нью-Йорке не один Паук, а два — с разными способностями.Продолжение ждёшь с удвоенной силой.Новогоднее настроение, пусть и слегка грустноватое....душа?Интересное высасывание "плюсов" игры.

Ответить

Тоже не понял про Бэтса Аркхэма, которого обошли "во всем"
Собственно в чем?

Ответить