Лордоведение. Небольшой обзорчик игры "Norland".

Лордоведение. Небольшой обзорчик игры "Norland".

А у меня для вас очередной обзорчик. И, на сей раз, расскажу про игру "Norland".
По названию можно уже догадаться, что это очередной градострой, а именно, симулятор средневекового поселения, с лордами, крестьянами, постройками и управлением всем этим чудесным хозяйством, а также, дипломатией, ведь вы не одни в этом мире.

Начало постройки поселения.
Начало постройки поселения.

Но, прежде, сделаю сноску, что игра ещё в раннем доступе, так что, какие-то моменты, по ходу разработки игры, могут меняться и дополняться.Собственно, в название игры выведено именно название некоего королевства, Норланд. В игре представлено четыре фракции: Варны, Кайдены, Танайи и Макхи. Все эти фракции различаются по мировозрению, по фокусу производства, а, также, по знаниям. Кто-то более агрессивен и силён в познании военного дела, кто-то более мирный и всё знает про сельское хозяйство и природу, а кто-то и вовсе ставит своим приоритетом торговлю и делает всё для улучшения своего достатка, а кому-то не претит вести свою политику через хитрые интриги и быть искушённым в делах религии и крючкотворства. Кроме того, изначально, фракции имеют нетерпимость к другим фракциям. Например, Варны отрицательно относятся к Кайденам, поскольку те весьма воинственный народ. А Макхи недолюбливают Танайя, ибо, интриганы и торговцы вряд ли могут найти общий язык и всегда относятся друг к другу с недоверием и неприязнью.Таким образом, у игрока в начале игры уже есть определённая политическая предустановка, а также, определённые сильные и слабые стороны. И, это может быть сильным препятствием при выстраивании дипломатических отношений.

Начало игры.

В начале, игроку предлагается выбрать состав семьи и фракцию, настроить навыки, выбрать внешность, черты характера ( их две - положительная и отрицательная), также, можно изменить имя персонажей. После, игроку предлагается настроить свою вотчину на глобальной карте (она не маленькая) - выбрать землю (можно также изменить название поселения), причём, некоторые участки подрузамевают более сложную игру, некоторые, наоборот, игру полегче, настроить тип владения - независимое, либо, вассальное, либо, и вовсе начать как сюзерен, настроить герб, начальный размер города и другие параметры. Более того, можно настроить и начальные позиции на карте и для компьютерного игрока. Так, можно сделать, что на карте будет несколько больших королевства, либо, множество небольших.

Настройка персонажа.
Настройка персонажа.

После настройки территории, можно настроить параметры игры - играть с предустановленным сценарием, например, можно взять сценарий, где целью игрока будет изгнать с трона бастарда и вернуть себе свои владения, при этом, игрок начнёт игру с дефицитом ресурсов. Также, можно играть и без сценария и просто развивать свою династию. Более того, можно установить различные модификаторы, например, увеличенная неприязнь между фракциями. И, нет, карта тут не генерируется, во всяком случае, на данный момент. Хотя, я бы на месте разработчиков, всё же, рассмотрел такой вариант. Для игр такого жанра, на мой взгляд, этот фактор почти критичен, ведь генерция карты, по сути, увеличивает реиграбельность.

Начальная настройка карты.
Начальная настройка карты.

Разумеется, можно выбрать сложность игры:

мирный режим, при котором игрок будет спокойно развивать своё поселение, соседи не будут трогать игрока, пока игрок сам не решит проявить агрессию, а также, на карте будет увеличено количество ресурсов.

Нормальная сложность, тут игра будет развиваться, так, как она и задумывалась. Сложность будет нарастать постепенно.

Хардкор, при котором сложность игры будет максимальной с первого дня игры, ресурсы тоже ограниченны.

Игровой процесс.

Тут всё более или менее стандартно для игр этого жанра. Есть поселение. Владеет поселением лорд и его семья. И, понятное дело, над лордами есть король, который может вмешиваться иногда в дела лордов.

Разумеется, во владениях лорда есть и крестьяне, на плечи и спины которых ложится вся работа в королевстве и которыми игрок напрямую не управляет, но может и должен это делать через управляющих, которые и раздают крестьянам указания, что именно надо сделать, что построить. В роли управляющих выступают лорд и члены его семьи. Любое производственное здание в поселении будет функционировать не эффективно, пока там не будет назначен управляющий, который, в свою очередь, будет руководить теми или иными работами. Один лорд может управлять 7-10 зданиями, а указания, которые лорд даёт крестьянам имеют силу в течении 3-х дней.

Пивоварня под управлением Воинослава.
Пивоварня под управлением Воинослава.

Более того, эффективность управления и продуктивности того или иного здания зависит от навыка управления лорда. Поэтому, важно обращать внимание на способности лорда, и, так как, у лордов навыки различаются, разумеется, грамотно распределять управляющих.

Надо сказать, что абсолютно все персонажи в игре - полноценные личности. Начиная от имени и заканчивая характером. У каждого персонажа, коль уж они личности, есть потребности и желания - жильё, еда и алкоголь и качество жизни (качество еды, алкоголя тоже сказывается на настроении жителей). Удовлетворение потребностей крестьян повышает их настроение, что привлекает новых жителей в поселение. При благоприятных условиях в поселении, новые жители не заставят себя долго ждать. Порой, их приходит столько, что хватаешься за голову, прикидывая, где их разместить :) . Однако, с чрезмерным наплывом новых жителей можно бороться, распространив по округам соседних королевств соответствующие слухи, и, наплыв новых граждан слегка ослабнет. И наоборот, нужда заставит крестьян покидать город или становится преступниками.

Каждый персонаж в игре - личность.
Каждый персонаж в игре - личность.

В начале игры жителям придётся питаться брюквой, пить отвратительный самогон, но, долго терпеть такой уровень жизни крестьяне не станут.

Лорд и члены его семьи также зависят от своих потребностей и желаний, с разницей, что еду и алкоголь они получают бесплатно, со склада, но, вот реализация желаний иной раз может потребовать чуть больших усилий. Да и бесплатная еда с пивом - результат хорошего управления поселением, что, напрямую зависит от степени удовлетворённости крестьян.

При плохом настроении лорды могут впасть в депрессию, отказаться от выполнения своих обязанностей, что, в итоге, приведёт к снижению лояльности, при низкой отметке которой, лорд может просто уйти из семьи или поднять восстание.

Однако, есть у лордов ещё одна, уникальная потребность, присущая только им - святые кольца, предмет роскоши и статуса, а также, они используются для расчётов между лордами, найма лордов, подкупа и отпущения грехов. Большая разница в количестве колец у лордов может стать причиной зависти, что может сильно сказаться на отношениях и настроении лорда. Святые кольца нельзя произвести. Их можно только купить в Святых караванах.

Между членами семьи лорда, также имеются взаимоотношения. Они могут рассказывать друг другу весёлые истории, шутить, выяснять отношения, ругаться, завидовать друг другу. Разумеется, все эти отношения имеют те или иные последствия, от повышения благоприятных отношений до очень глубоких обид, приводящих к серьёзным последствиям. Ну и конечно, между персонажами могут быть романтические отношения. Так что, в этой игре имеет место быть продление династии. Более того, глава династии, может иметь отношения и на стороне (например, от гостей или людей низшего сословия), что, может быть причиной появления бастарда. Такой персонаж, тем не менее, будет считаться лордом, но, остальные лорды будут относиться к нему с неприязнью. Однако, дети от брака бастардов уже не будут считаться бастардами.

Взаимоотношения лордов между собой тоже имеются.
Взаимоотношения лордов между собой тоже имеются.

Экономика.

Краеугольный камень экономики в игре "Norland" - Святые караваны, которые являются основным источником золота и святых колец (ресурс, очень важный для лордов) в игре. Святые караваны приходят в поселение раз в несколько дней и они являются одним из основных средств торговли. В караване можно продавать свои товары, покупать товары, а также, покупать книги и пленников (читай, рабов).Торговля с караванами, однако, имеет один нюанс. Насыщение товарами. То есть, если игрок продаёт слишком много тех или иных товаров, то цена, по которой караванщик будет покупать эти товары будет падать. Однако, есть и другой способ торговли - через дипломатию. Можно наладить внешнюю торговлю, с другими поселениями, такая торговля не подвержена насыщению, поэтому, торговать можно куда уверенней, главное, чтобы было бы чем. Правда, для этого придётся налаживать дипломатические отношения с потенцальным партнёром, для чего, можно отправить лорда с дипломатической миссией в заграничную поездку. Кстати, ассортимент караванов напрямую зависит от отношения к вам Церкви Святой Софии. Чем лучше, тем более шире будет ассортимент товаров, в том числе и редких.

Для любителей грабить караваны - плохие новости. Святые караваны находятся под защитой инквизиции, так что, затея невозможна в этой игре. Если с товарами всё понятно, то пленники и книги - это особый элемент экономики.

Пленники - это захваченные в бою воины, либо же, бродяги, пойманные на каких - либо преступлениях. Этих персонажей можно использовать в жизни поселения. Например, они могут работать, при этом, они не требуют оплаты своего труда (то есть, им просто не платят за это :) ), более того, они работают на три часа больше, чем обычные, свободные крестьяне, которые работают с утра до вечера (18-ти часов), а потом они получают свою ежедневную плату за работу, идут отдыхать и спать. Тем не менее, стоит учитывать тот факт, что пленники получают еду и алкоголь бесплатно. Также, пленнику можно даровать свободу, что, разумеется, скажется в лучшую сторону на его настроении, а, впоследствии он может стать полноценным крестьянином или хорошим воином.

Книги - ресурс, который тоже влияет на экономику игры. Причём, значительно. Дело в том, что в игре "Norland" есть такая вещь, как знания. В начале игры игрок может построить некоторые начальные здания без особых знаний, но, многие важные постройки можно совершить, лишь изучив те или иные знания. Источником необходимых знаний и являются книги, которые продаются в Святом караване. Более того, книги могут быть написаны на вашем, родном языке, тогда, тут проблемы нет, но, книга может быть написана и на языке другого народа, тогда без носителя языка не обойтись.

Знания - ключ к процветанию.
Знания - ключ к процветанию.

Также, знания можно получить общаясь со свободными лордами (лорд, по каким-то причинам вынужденный бродяжничать), которые обычно приходят вместе с караванами или пригласить (или похитить) лорда из другого города, чтобы получить ценные знания.

Иногда, очень редко, знания можно получить в результате озарения. Такое возможно, если персонаж управляет каким-либо производственным здание, при этом, он должен быть счастлив или в состоянии нервного срыва.

Скорость изучения знания зависит от уровня интеллекта персонажа. Собственно, навыки постепенно растут, в соответствии с занятием персонажа. Например, если персонаж занимается торговлей, растёт навык торговли, управляет работами - растёт навык управления, читает книги - растёт интеллект.

К слову, персонажи могут обучать и друг друга определённым навыкам. Без необходимых знаний, в этой игре не получится ни развить поселение, ни обеспечить поселение хорошей защитой.

Со знаниями есть нюанс, который, на мой взгляд, несколько нелогичен. Дело в том, что если лорд, приобрёл какое-либо знание, оно становится доступным для всех лордов в поселении. Но, если этот лорд, например, погиб, то знание будет утеряно и его придётся изучить снова. А иначе, здания, связанные с этим знанием просто недоступны. На мой взгляд, механика несколько не логична.

Далее, про армию.

Армия.

Разумеется, в игре про королей, лордов и королевства не обойтись без военного дела. Армию в данной игре можно набрать либо из наёмников, либо из крестьян.

Наёмники, удобны тем, что они уже, фактически, готовы приступать к своим обязанностям. Правда, после найма, надо дождаться, пока они прибудут в ваше поселение, а идти они, порой, могут очень долго. Более того, их надо ещё вооружить, что, на мой взгляд, странно. Наёмники без оружия?! Ну, и, разумеется, наёмникам надо платить деньги.

Крестьяне тоже могут наниматься в ополчение. Но, это будут довольно морально слабые воины. При малейшей опасности, они развернутся и побегут. Поэтому, для набора воинов из крестьян, надо организовать тренировки, для чего, опять же, нужно соответствующее знание. Плюс, время на тренировку. Ну и, разумеется, вооружать их тоже придётся. При этом, надо учитывать, что при наборе крестьян в армию, рабочая сила в поселении будет уменьшаться.

Пленники тоже могут становиться воинами. Причём, очень часто, у пленников. которые приходят с караванами весьма неплохие воинские данные. Но, в любом случае, тренировка для их найма тоже нужна.

Также, можно нанять в армию разбойников. Но, воины из них, зачастую, тоже не самые лучшие. В добавок к этому, весть о том, что ваш лорд связан с разбойниками повлияет на отношение к вашему лорду других королевств.

При наличии армии, лорд каждый день обязан выплачивать церкви налог. Размер налога тем больше, чем опытнее армия. Опытность армии исходит из навыка "Бой". Чем больше значение этого навыка у воина, тем дороже обойдётся его содержание.

Таким образом, набрав нужное количество воинов, надо поставить их под начало лорда. При выборе лорда, который поведёт армию, следует обратить внимание на значение навыка "Командование", у лорда. Чем выше значение этого навыка, тем выше будет значение морали у воинов под началом этого лорда и тем меньше шансов, что бравая армия разбежится в разные стороны, при первой же опасности.

Лордоведение. Небольшой обзорчик игры "Norland".

К слову, о вооружении и снаряжении. Как выше было сказано, вооружать и снаряжать набранную армию лорду придётся самому. Либо изготовив всё необходимое силами своего поселения, либо закупив его. Распределяется оружие и снаряжение между членами отряда автоматически. Чем опытней воин, тем лучше он будет вооружен и снаряжён.

Таким образом, сбор армии в любом случае, дело не быстрое, и, довольно дорогое.

Дипломатия.

Ну и в завершении, немного о дипломатии. В данной игре, дипломатия основана на взаимоотношениях между лордами королевств, что логично и понятно. Что это значит? Всё очень просто. Прежде, чем наладить какие-либо дипломатические связи, будь то торговля, союз, просьба о помощи или поиск невесты, требуется довести взаимоотношения между лордами до дружественного уровня. Как это сделать? Самым простым способом. Нанести визит соседу, пообщаться, сходить вместе на охоту, и, вот уже отношение соседу к нашему лорду благоприятствует развитию сотрудничества между королевствами.

Политические отношения строятся на отношении королевств друг к другу.
Политические отношения строятся на отношении королевств друг к другу.

Разумеется, действия в отношении других королевств могут быть не только созидательного характера. В любой политической игре есть место и интригам, и похищениям, и, даже, политическим покушениям на жизнь. Причём, такие действия могут производиться в обе стороны. И, конечно, же, никто не отменял геополитические амбиции по присоединению какого-либо королевства, вассализации или просто уничтожении. Как игрок, так и королевства, управляемые компьютером, могут проявить агрессию, если им позволяет военная мощь их королевства.

Надо сказать, что королевства на карте живут полной жизнью, кто-то с кем-то торгует, кто-то зачиняет походы, разбойники появляются то тут, то там, на глобальной карте постоянно что-нибудь происходит. Например, играя за сюзерена нескольких королевств, я, однажды, получил известие, что некий лорд имеет виды на моего вассала и собирает войско для похода. Я начал собирать армию, а собрав, получил сообщение от ещё одного своего вассала, что к его границам идёт войско такого-то лорда и он просит моей помощи, а, ещё, как назло, в моих лесах, в этот непростой момент, объвились плотоволки. Вот, как хочешь, так и решай проблему.

                                             ****************

Что же, пожалуй, на этом обзорчик, который уже вышел за рамки обзорчика :) и закончу. Разумеется, в данном обзоре я рассказал не про всё, что есть в игре. Я затронул лишь основные, базовые механики, некоторые продвинутые механики, но, в игре есть и случайные события, при которых могут проявиться те или иные скрытые и редкие механики.

Так что, уверен, игра сможет развлечь и удивить игроков. В целом, игра мне понравилась, есть незначительные косячки, вроде наёмников, у которых нет своего оружия и снаряжения, знаний, которые оказываются утеряны или, отсутствия генерации карты, но, это не так критично. Визуально, игра очень хорошо смотрится, по механикам, тоже всё неплохо. Думаю, любителям повозиться с человечками и развитием поселения, а, также, любителям спокойного игрового процесса, имеет смысл обратить своё внимание на эту игру. Игра очень затягивает. А за сим, благодарю за внимание и играйте в интересные игры. Всем всех благ, удачи и хорошего настроения.

1919
14 комментариев

И ни одного скрина, отличный обзор, просто гениальный

4

Картинки теперь есть. Наслаждайся. :)

1

Она как римка, только попроще, сетинг мне больше понравился

1

Не, с "римкой" немного неточное сравнение. А вот с игрой "Clanfolk" очень похожа. И да, тематика игра отличная. Такой, "Manor lords" на минималках :) .

1

В игре представлено четыре фракции: Варны, Кайдены, Танайи и Макхи

Это не фракции, а народы. Причем, на культурном уровне. Ребенок может быть при рождении варном, но если отдать на воспитание кайденцу, то вырастет кайденец.

1

Ну, я образно выразился. Понятно, что народы. Все уникальные, разумеется. :)))

Crusader kings на минималках

1