«Опять карточки»: Лонг о жанре карточных и/или пошаговых рогаликов, их фундаментальных проблемах + примеры (20) интересных представителей.

«Опять карточки»: Лонг о жанре карточных и/или пошаговых рогаликов, их фундаментальных проблемах + примеры (20) интересных представителей.

Проблема номер 1 «Опять карточки».
«Карточки». Какие только игры не попадали под этот «народный» тэг.
Тут вам и MTG с Hearthstone, и Slay the Spire c Vault of the Void, и внезапно даже Backpack Hero c Peglin.

Что уж говорить, если даже Into the Breach некоторые постояльцы называют «карточками», то ожидать, что так не назовут игру, в которой есть что-то похожее на прямоугольные рамочки, слишком уж наивно. Как говорится: "Все смешалось - кони, люди" и это только начало.

"Не карточки, так пиксели, да шож такое"

Действительно ли все «карточки» одинаковые, и не предлагают нам ничего нового от раза к разу? Или же отличаются друг от друга так же, как бумер-шутеры от CS, и градостроительные симуляторы от RTS?

Карточки? Карточки. Рогалик? Рогалик! Пошаговый? Пошаговый! То же самое!

Для меня это никогда не было вопросом.
Можно ли коллекционную карточную ОНЛАЙН игру в полной мере сравнить с синглплеер рогаликом? Конечно, человеку ничего нельзя запретить (только замедлить), но будут ли похожи хоть в чем-то эти игры, если ты играл в обе из них на должном уровне?
Очевидно, что нет. Даже игры в жанре MOBA, или файтинги, при казалось бы очевидном визуальном сходстве часто имеют абсолютно разный геймплей, и фокус абсолютно на разных вещах.

"Что у нас тут, опять дерешься, всё чертей по ящику гоняешь?"

А уж визуальным различиям «Менеджмента инвентаря», «Дракам в ограниченном пространстве», «Ацтекского трансгуманизма», «онлайн ККИ», «пошаговой тактики про мехов и жуков», и битв «девочки, ищущей отца на гладиаторской арене», может позавидовать любой жанр.

Конечно, я не буду отрицать, что понять подобные заявления про одинаковые «карточки» становится чуть проще, когда в очередной раз видишь всё тот же UI (пользовательский интерфейс) Slay the Spire.

Законодатель мод
Законодатель мод

Более того, некоторые игры действительно похожи на StS не только визуально, но и концепцией колоды, и даже иной раз полностью копируют карты и билды StS.
Но также многие из них добавляют что-то оригинальное, что-то, что меняет игру, задает ей свой тон. Инвентарь, системы близкие к Darkest Dungeon, кубики и прочие концепции, добавляющие игре глубины, продуманности и вариативности с разной степенью успешности.
На первый взгляд сложно поверить, но иногда UI это просто UI, особенно, когда за ним стоит хороший геймплей.

К тому же "войти" в игру и добраться до её уникальных механик куда проще, когда тебя встречает привычный уже интерфейс. А для игр этого жанра это невероятно важный параметр.

Понять с первого раза, что происходит на экране, даже проведя в StS кучу времени, не очень-то и просто
Понять с первого раза, что происходит на экране, даже проведя в StS кучу времени, не очень-то и просто

Прямиком из этого вытекает "Проблема номер 2":
"Демонстрация сильных сторон"
В играх подобного жанра не всегда представляется возможным передать/понять, в чем же суть, «фишка», удерживающий элемент геймплея.

Возьмем всем известный Slay the Spire. Но что о нем можно сказать глядя лишь на трейлер или скриншоты? Что это игра, где ты кидаешься карточками во врагов. Что твой «персонаж» просто стоит слева. А вместо анимации удара модельку героя двигают слева направо.

Анимация молнии тоже была редким гостем на стартовых персонажах.
Анимация молнии тоже была редким гостем на стартовых персонажах.

Получаешь карточки, собираешь какие-то непонятные предметы, которые не отображаются на герое (а в Knock on the Coffin Lid (выше в "клонах") отображаются)
В общем, не сказать, что с первого взгляда выглядит это увлекательно.

Лучшая часть игры: вариативность, возможность что-то придумать, нащупать какую-то не найденную ранее комбинацию, игровые механики и их элегантное сочетание меж собой – всего этого в трейлере обычно не увидишь. И не поймешь насколько хорошо или плохо это реализовано.

Что это говорит потенциальному игроку в скриншотах магазина?
Что это говорит потенциальному игроку в скриншотах магазина?

И даже "наигранность" в подобный жанр не особо помогает.
Даже c опытом игры в StS-о подобные игры, глядя на трейлер случайной игры с похожим UI, никогда наверняка не скажешь, такая же это по качеству игра, лучше ли она, или это просто невнятная пародия, которая даже не смогла нормально скопировать механики оригинала, не то что придумать свои.

Получается изначально игроку не на что ориентироваться, кроме кинетики, картинки и каких-то базовых моментов механик, которые в таких играх могут как остаться на базовом уровне, так и раскрыться во что-то прекрасное.

-Автобатлер-декбилдер-тавердефенс? -Карточки!
-Автобатлер-декбилдер-тавердефенс? -Карточки!

Например, я наиграл в Monster Train около 110 часов, и до сих пор не могу сказать хорошая эта игра или же отличная. Всё потому, что мне кажется, что я до конца не понимаю и не вижу некоторые её аспекты. Если то, что я увидел, дальше раскроется в более глубокую систему, то игра отличная. Если нет, то хорошая.

«Опять карточки»: Лонг о жанре карточных и/или пошаговых рогаликов, их фундаментальных проблемах + примеры (20) интересных представителей.

И хоть у Monster Train сильный и понятный старт, приятная кинетика, много контента, и в целом интересный концепт карточного автобатлера-тавердефенса, но всё равно сам концепт жанра будто подразумевает, что лучшая часть геймплея не дается игроку сразу. Не из-за зловредности разработчиков, а просто потому что это "физика" подобных игр. Тебе надо понять элементы, чтобы в полной мере начать оперировать ими. А это естественно требует времени.

И самое забавное, не вернись я в свое время после 100 часов в Slay the Spire, я бы даже не знал, что эта часть в играх подобного жанра настолько выраженно существует. (все по своему познают мир, не надо смеяться)
И поэтому следом у нас идёт...

Проблема номер 3: «Кредит доверия»

Разработчики "карточек" просят дать их игре время раскрыться
Разработчики "карточек" просят дать их игре время раскрыться

Кто-то возразит: «Если игра по-настоящему хороша, она завлечет игрока даже скриншотами и удержит на многие часы даже со старта. Slay the Spire же смог!»
И правда смог. Но есть один нюанс...

Сейчас Slay The Spire является заслуженным эталоном и законодателем жанра, с несколькими миллионами проданных копий и портами на все возможные платформы.
Но начиналось у него всё совсем не радужно.

Ситуация с StS, как песня очередного рэпера в стиле "Ты меня не ценила, а теперь я богат и успешен. Не поверила мне ух, ах, ух!"
Ситуация с StS, как песня очередного рэпера в стиле "Ты меня не ценила, а теперь я богат и успешен. Не поверила мне ух, ах, ух!"

За первые 2 недели (самые важные для инди) игра продалась тиражом ~1.5к копий, даже с учетом сил, затраченных разработчиками на рекламу, плейтесты и невысокую цену.
Но волей случая всё изменилось. Один из китайских стримеров с большой аудиторией вник в игру, она ему очень понравилась, и он очень хорошо о ней отозвался.
Только и конкретно после этого (остальные стримеры не приносили должного эффекта т.к не особо вникали в игру и уделили ей мало внимания) продажи Slay The Spire невероятно резко возросли.
1.5к копий до и 1.5ккк копий после.
Разница в одного вникшего в игру человека с большой аудиторией, которая ему доверяет.

Проблема номер 4:
"Старт и эндшпиль"
Старое и похожее вызывает скуку. Новое перегружает мозг.
Поэтому мы любим новое, но при этом так же любим быстро категоризировать и использовать наш pattern seeking brain направо и налево, чтобы облегчить анализ и не устать.

Где-то я уже это видел (?)
Где-то я уже это видел (?)

Быстрые выводы о чем-либо не являются патологией.
Процесс познания, пожалуй, на добрую половину состоит из поиска схожего. Мозг любит экономить энергию.
Но не стоит забывать, что на первый взгляд под визуальным сходством могут скрываться совершенно разные вещи.

"Лицо" на Марсе
"Лицо" на Марсе

Поэтому не только в "карточках", но и во всех сферах жизни, иногда нужно дать себе немного времени, чтобы разобраться. И развлечения здесь не являются исключением.

Но будем честны, не каждый готов ждать, пока игра «раскроется» в полной мере после 100 часов. Должно быть что-то, что удержит тебя первое время. Игрока должен цеплять старт, который каким-то образом мягко вовлечет и незаметно доведет до эндгейма - той части, где игрок сможет оперировать всеми механиками, что предложила ему игра, и получать от этого удовольствие.

Бивтва-спор аргументами, едкими замечаниями и завуалированными угрозами в Griftlands
Бивтва-спор аргументами, едкими замечаниями и завуалированными угрозами в Griftlands

Разработчику всеми способами нужно убедить игрока, который еще физически не может увидеть всё, что предлагает геймплей, что в игре есть что-то стоящее. Убедить в том, что изучение механик окупится удовольствием спустя некоторое время. А это сделать ой как не просто. И не удивительно, что даже Slay the Spire изначально не получил этот кредит доверия, и им потребовался «поручитель».

«Итог»
Что же делают разработчики?
Как и всегда, справляются, как могут. Кто-то пытается найти «правильную» тематику и любимые людьми стили, поджанры и франшизы. Кто-то делает ставку на издателя. Кто-то на визуальную презентацию, визуал и анимации. Кто-то уходит в 3D. Кто-то вводит минорные, но веселые на старте механики.

Но у каждых «карточек» по итогу очень специфические, я бы сказал, личные реалии.
Что ж, если вы по какой-то фантастической причине это дочитали, то я уверен, никакое обучение и вход в игру вам не помеха, и вы смело можете пробовать любые «карточки»!

«Представители»

Ну и напоследок хочу порекомендовать вам свои «карточки», над которыми мы работали вместе с @kujjaoo. Вдруг вы станете тем самым нашим «китайским стримером», хахаха.

Всего доброго!

1414
5 комментариев

Ребят... Сыграем в Гвинт? 🥴

4
Ответить
Комментарий удалён модератором
Комментарий удалён модератором

Проблема большинства таких игр в том, что все эти уникальные механики по трейлеру не поймёшь вообще, а демки хрен кто делает
Как пример - я пробовала демку Astrea чтоб посмотреть в чем, собственно, отличие. И меня заинтересовало, хотя я едва ее механики потрогала
А если демки нет.. ну ок, наверное какой-то очередной карточный рогалик, и зачем он мне, если есть тот же проверенный StS? К вашей SotSF тоже относится

Ответить