«Маяк» в русской сказке

Небольшое впечатление от демо фолк-хоррора «Лихо одноглазое».

«Маяк» в русской сказке

Сегодня разработчики из Morteshka выпустили обновлённое демо своего проекта к фестивалю Tiny Teams 2024. Предыдущие игры студии («Человеколось» и «Чёрная книга») были созданы на основе народных сказок и мифов, поэтому неудивительно, что и «Лихо» следует за своим одноимённым источником. Страшно? Интересно?

Если ответить сразу, то это пока что больше походит на артхаусный симулятор ходьбы, чем на полноценный игровой хоррор, но опыт любопытный.

«Маяк» в русской сказке

Демо я прошёл за 34 минуты (с отходом от компьютера, чтобы закинуть вареники готовиться), что было бы неплохо, если бы не самоповторы и куцый геймплей.

Демо начинается с того, что главный герой — кузнец — в запое видит страшный сон и вместе с портным (который сначала ходит с нами, а потом куда-то просто исчезает) решает найти лихо. Эта вводная информация подана в форме трипа: картинка мельтешит и обрывается, этот же приём используется для того, чтобы переместить героя между локациями. Ощущение, будто разработчиками были созданы несколько более-менее готовых локаций и сцен, которые было решено объединить для демо, добавив хоть какие-то рваные переходы. А как локации-то хоть выглядят?

А выглядят они мрачно, таинственно и по-хорошему жутковато благодаря выбранному стилю.

«Маяк» в русской сказке

В заголовке я написал о «Маяке» по большей части из-за собственных банальных ассоциаций с фильмом в плане картинки: Ч/Б, густо наваленный шум и местами налёт сюрреализма. В демо даже есть «кинематографичный» режим 4:3. Подобный стиль хорошо прикрывает бедную детализацию и не самые лучшие модели персонажей и окружения. Те, кто играл в «Чёрную книгу», могут вспомнить, насколько всрато там выглядели 3D модели, а здесь хотя бы это не бросается в глаза.

«Маяк» в русской сказке

Внешне локации выглядят недурно, хочется ходить и скринить их.

«Маяк» в русской сказке
«Маяк» в русской сказке

Игра будет целиком построенна на мотивах и метафорических образах, что видно уже по демо: кузнец перемещается из реального мира в мир потусторонний (типичный троп народных сказок), мёртвый и подземный. Игрок постоянно спускается вниз: в подвалы, склепы, тоннели и, наконец, в могилу.

«Маяк» в русской сказке

Интересная параллель между русской сказкой и образами одноглазых чудовищ и людоедов из мировой культуры: тут и история Одиссея, и Синбада.

«Маяк» в русской сказке

В общем, чисто с эстетической и визуальной точек зрения демо порадовало, а дальше начинается геймплей...

«Маяк» в русской сказке

Показанная часть игры по большей части представляет собой беготню по узким коридорам (избы и подземелий) со спичкой в руке. Спичка довольно быстро гаснет, и хотелось бы, чтобы это механически на что-то влияло. Например, чтобы нужно было учитывать тайминг, дабы спичка не потухла в самый неподходящий момент, но ничего подобного нет (по крайней мере в демо): ты просто освещаешь себе путь через очередную кишку и кидаешь спички в сухую траву, чтобы что-нибудь сжечь и получить предмет или открыть проход.

Огонь приятно «похрипывает» под стать шумной картинке
Огонь приятно «похрипывает» под стать шумной картинке

Переодически необходимо выполнить головоломку, чтобы пройти дальше. И вот тут даже в 30-минутном демо начинаешь зевать от повторов и однотипности: есть «ключи», которые нужно найти и собрать вместе, чтобы открыть проход дальше. Их сбор заключается в том, что у главной кишки есть три-четыре прямых как палка ответвления, в конце которых игрока ждут нужные предметы.

Вот так выглядит схема типичного уровня со сбором предметов, где посередине проход, а по бокам  — предметы. Творчество душевноздоровых.
Вот так выглядит схема типичного уровня со сбором предметов, где посередине проход, а по бокам — предметы. Творчество душевноздоровых.

Один раз пришлось даже решить «загадку»: покрутить несколько секций диска, чтобы получилась картинка. И дело не в том, это должно быть хотя бы немного сложно. Я лишь не совсем понимаю, зачем подобное вообще нужно: ты просто без интереса тратишь максимум 30 секунд, чтобы выполнить лениво реализованную загадку и пойти дальше. Это не привносит разнообразия, не даёт передохнуть (передыхать, в общем-то, не от чего).

Интересно, а Папич бы это собрал?
Интересно, а Папич бы это собрал?

На очередном сборе предметов демка обрывается, оставляяся после себя приятное ощущение лишь благодаря атмосфере и арту. «Лихо» не является полноценным хоррором: игрока не пугают разного рода скримерами, за ним не бегает какой-нибудь чёрт. Страха или боязни нет, лишь покалывает чувство «неуютности», тлена и напряжения, что сравнимо с просмотром киношных фолк-хорроров: «Ведьмы» или, скажем, «Сауны».

«Маяк» в русской сказке

Градус напряженности немного сбивает озвучка: главный герой комментирует происходящее, однако делает это слишком уж будничным голосом. Находишь криповый тотем с одноглазым ангелом? Герой произнесёт фразу: «Странная какая-то фигурка», будто увидел фигурку анимешной девушки в трусах на Алиэкспресс. Возможно, эта будничность и была задумана авторами (в сказках персонажи не удивляются происходящему трэшу), но у меня возник диссонанс с моими ощущениями и реакциями кузнеца. Игрока однозначно стараются напугать или, хотя бы, сделать ему неуютно, но героя это не касается.

«Чёрная книга» в своё время приятно удивила, хоть и показалась затянутой. Здесь же вангую, что итоговый проект будет коротким (учитывая небольшой объем оригинальной сказки), но он уже выглядит минимум как любопытный симулятор ходьбы. И ещё жаль, что трейлер годовалой давности показывает 90% того, что есть в этом демо.

Трейлер

В общем, в список желаемых игра добавлена. Сами уже пробовали эту демку (или прошлую)? Как ощущения?

Зачем ты его разбудил?

ЗАЧЕМ ТЫ ЕГО РАЗБУДИЛ?

З А Ч Е М Т Ы Е Г О Р А З Б У Д И Л ?

88
3 комментария

Вот прямо видно нелюбовь к игре и разработчикам (несмотря на добавление игры в вишлист). Что они вам сделали?

Ответить

Да ничего. Меня смущает только однотипность происходящего

Ответить

и к папичу

Ответить