Великая, пьянящая, неограненная: почему я люблю Arcanum

Великая, пьянящая, неограненная: почему я люблю Arcanum

Статья — чистейшие дифирамбы. Присутствует множество субъективных рассуждений, серьезной аналитики всех аспектов игры, равно как и вселенского откровения, тут ни в коем случае нет.

«Во-первых, мы хотели большой мир. Непрерывный от начала и до конца, но с сильной сюжетной линией. Мы хотели удовлетворить как любителей исследовать, так и поклонников сюжета. Увлекаясь D&D, — а я всё ещё играю, пусть и не так часто — я предпочитал модули Judges Guild. Они делали гигантские карты с деревнями, горными хребтами и подземельями, к которым можно было докупать дополнения, проводящие по определённым местам игрового мира. Мне нравился такой подход. Всегда была возможность как окунуться в исследование, так и двигаться по сюжету, чувствуя, что впереди много интересного», цитата Тима Кейна, одного из главных дизайнеров игры, из интервью 2001 года сайту Electric Playground

Не все знают, но у серии Fallout, особенно первой ее части, существует, так скажем, внебрачный сын, духовный наследник, а именно Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — амбициозная ролевая игра, впечатляющая проработкой крайне уникального для жанра мира, свободой и дотошным отыгрышем роли. Творец — компания Troika Games, созданная выходцами из Black Isle Studios, — Тимом Кейном, Леонардом Боярским и Джейсоном Андерсоном, — ключевыми создателями оригинальной Fallout, не пожелавшими участвовать в разработке Fallout 2 и быть под крылом Interplay, что, несомненно, повлияло на будущее столь культовой франшизы, о чем, возможно, в другой раз.

Слева направо: Джейсон Андерсон, Тим Кейн и Леонард Боярски
Слева направо: Джейсон Андерсон, Тим Кейн и Леонард Боярски

Я не буду расписывать сложности разработки, общую недоделанность игры, ее фундаментально убитый баланс и баги, простые впечатления тут будут уместнее и «чище».

Скажу сразу — это для меня прекрасная игра, крайне важная, эпохальная, со стальными яйцами, ведь в ней игрок познает полный спектр расового и полового угнетения. То, сколь нетривиальным миром она обладает, то, сколь красиво, утонченно, детализованно и, главное, компетентно реализованы внутренние правила сеттинга фэнтезийного стимпанка, то, сколь качественно реализована реакция этого самого мира на игрока и остроумность, циничность диалогов, сколь вариативная, гибкая и многоплановая ролевая система, — все это удивляет, заставляет полюбить игру, да и невольно забываются другие культовые cRPG на время прохождения.

Сеттинг — фундамент любой ролевой игры, сердце, позволяющее любой из них существовать. Что крайне важно? Дозированная подача экспозиции (привет, «дженерик» Pillars of Eternity и бездарная графоманщина Torment: Tides of Numenera), чего у многих cRPG крайне часто может не быть, оригинальность и грамотное объяснение правил. У Арканума в этом плане полный порядок.

— Да, что вам угодно?

— Я, пожалуй, выжму всю кровь из твоего мерзкого тела! (миленькие диалоги из игры)

Великая, пьянящая, неограненная: почему я люблю Arcanum

Представьте мир Толкина, переживший индустриальную революцию. Мир, где магия и технология не способны адекватно сосуществовать, за счет чего в игре отражены политические, идеологические и психологические противостояния, перемешанные с глубоко укоренившимся расизмом обитателей континента Арканум. Это напряжение, надо отметить, превосходно отражено в саундтреке игры, исполненном композитором Беном Худжем, и он своим струнным квартетом создал прекрасный микс средневековья и викторианской эпохи. И при этом не хочется истерически смеяться от такого мира, ведь он крайне убедителен и серьезен. Завязка проста и заставляет зевать: после крушения дирижабля «Зефир», который летел в индустриальный город Тарант, главный герой остается единственным выжившим и в обломках находит умирающего гнома (вообще-то не гнома, но сами разберетесь), который просит вернуть кольцо некоему мальчику, попутно рассказывая о надвигающемся зле, а там следом подходит странный монах Вирджил, сумбурно болтающий о том, что наш герой – инкарнация непонятного могущественного эльфа Насрудина, и настоятельно просит пойти с нами.

Интерфейс и внешний вид игры в целом. Естественно, без второго протагониста, Собаки, не обошлось. Поиграете — поймете. 
Интерфейс и внешний вид игры в целом. Естественно, без второго протагониста, Собаки, не обошлось. Поиграете — поймете. 

Помните, я говорил, что сеттинг достаточно логичен и продуман? Сосуществование магии и технологии в игре обосновано тем, что они... не могут друг с другом сосуществовать. Магия против законов природы, в то время как технология им напрямую подчиняется, и это противостояние, что тоже очень хорошо, отражено по факту всей игры, а не где-то в «лорной» записочке или по очередным эпическим рассказам одного из компаньонов о приключениях, аналогов которых, конечно, никогда не случится. Доходит до того, что прокаченный технолог, например, в магических локациях игры ослабевает, а прокаченный маг в индустриальном Таранте может надевать технологические штучки на себя и не может, к слову, вылечить союзника-технолога, он просто невосприимчив к магии и должен лечить себя иначе. Полуогры из-за своих огромных пальцев не могут использовать огнестрельное оружие, так как они просто не пролазят в скобу. И таких деталей много, очень много.

Я уже не говорю о том, насколько в целом мир игры, несмотря на присутствие архетипов, взрослый, ведь моральные выборы будут вас сопровождать буквально все прохождение — показателен квест, который дает, казалось бы, высокомерный мастер дуэлей Гаррик Стаут, желающий жениться на красавице Леди Друэлле, которую он любил настолько, что ослепил в ярости ее возлюбленного. Но понял это, раскаялся, нашел даже для него лекарство и согласен помочь нам стать мастером в случае ее согласия выйти за него замуж. Леди же просит нас обманом научиться мастерскому владения меча и наказать неисправимого, по ее мнению, наглеца. Как закончится этот квест и решится судьба Друэллы — решать только самому игроку. Только учтите, что за убийство Стаута игра, пусть и немного, все-таки накажет вас отрицательной кармой. А теперь думайте =)

Подытоживая, за всем этим в игре следит, чтобы вам было удобно, шкала магия и технологии, сбалансированных персонажей создать почти невозможно, ведь такой персонаж будет плох и в магии, и в технологии, но это не значит, что гибких персонажей создать нельзя в принципе.

Мой благородный полуогр-оратор-воин
Мой благородный полуогр-оратор-воин

Ролевая система и, следовательно, реактивность данной игры изумительны. Она абсолютно бесклассовая, в игре 80 заклинаний, 56 (кажется) технологических дисциплин, 8 рас, уйма предысторий с баффами и дебаффами (аналог трейтов из Fallout). По сути говоря, это одновременно упрощенная и усовершенствованная система S.P.E.C.I.A.L, и выбор расы, пола и навыков ОЧЕНЬ сильно влияют на игровой процесс. Хочешь создать брутального полуогра-интеллектуала, которого принимают все за дебила и оскорбляют, но ты можешь красиво их заткнуть словами и решил отыграть персонажа, который не переходит в агрессию и жестокость? Пожалуйста! Тебя заколебал фанатик Вирджил, втирающий дичь про твою избранность и вообще никакие сопартийцы не нужны? Пошли его или убей на фиг, ведь игру, как Fallout 1-2, абсолютно реально пройти без напарников, и подобная опциональность мною очень высоко ценится, ведь иногда намного приятнее вжиться в роль одинокого персонажа, представить себя одиноким Клинтом Иствудом. А может, вы хотите все-таки остаться с Вирджилом? Можно, причем наш проводник, наше зеркало и, без сомнения, прекрасный персонаж со сложной судьбой, даже поменяет озвучку, если вы будете творить нехорошие дела. Некромант? Эльф-обольститель? Брутальный варвар? Пожалуйста, причем на происхождение игрока будут непременно реагировать обитатели игры, на варианты ответов, помимо характеристик, пола и расы, влияет даже экипировка, а о влиянии навыков харизмы и убеждения я вообще молчу и о том, как красиво в игре преподнесены проверки навыков. Обязательно учтите, что за своим языком надо следить, ведь неправильно выбранная реплика может сильно усложнить вам прохождение, достаточная характеристика убеждения НЕ гарантирует безоговорочного успеха.

Прекрасное вольное изображение Вирджила
Прекрасное вольное изображение Вирджила

Игра, подобно первой Fallout, имеет детальный сеттинг с точками интереса, где есть щепотка повествования, а остальное дается в руки игроку. Да, в Аркануме сюжет более ярко выражен, но учитывая, что сюжетную информацию можно получить золотым правилом трех «у» (убить, украсть, уговорить), плюс это еще смешивается с дополнительными ветвями прохождения, способов достичь своей цели действительно много. А квесты вдобавок являются частью сюжетного повествования, ведь последствия действий игрока выносятся в слайды, опять-таки точно так же, как в Фоллачах. Можно спокойно развязать войну между двумя государствами, помочь почти падшему королевству одолеть заклятого врага, сделать орков расой, равной остальным, помогая революционеру, убедить антагониста, что его убеждения — чушь, и избежать финальной драки, либо присоединиться к нему и аннигилировать весь мир. Прекрасный, надо отметить, антагонист. Комплексный, категоричный, надломенный, с непростой судьбой, некромант Керрган, разочаровавшийся в сути самой жизни, наблюдая за истерзанными вечным адом духами. Уверенный, как и изумительно прописанный Создатель из оригинальной Fallout, что только радикальные, даже безумные, действия могут исправить неразрешимую и вечную проблему — самого человека и его порочность. Но даже его, используя разумные доводы, можно убедить в собственной крайности. Восхитительная преемственность.

Собственно, сам антагонист
Собственно, сам антагонист

Причем игру интересно просто исследовать, бродя по карте Арканума. Помимо городов, в игре куча руин, подземелий, алтарей и просто любопытных локаций на глобальной карте. Вдобавок в игре отсутствует разбиение на эти самые локации, и карту можно исследовать в реальном времени! На мой взгляд, Тиму Кейну и его команде удалось создать достойного конкурента серии TES, учитывая, что это чистокровная ролевая игра с отличным повествованием и диалогами.

А вот и вся карта игры. Так легко не исследуешь.
А вот и вся карта игры. Так легко не исследуешь.

В общем, must have, hidden gem. Для фанатов РПГ, но осторожно советую.

3131
11
36 комментариев

О, эта та игра про собакена-аннигилятора

4
Ответить

Как там шутили... если бы у собаки был инвентарь, она бы была главным героем.

2
Ответить

Она самая

1
Ответить

Играл за полуогра с 1 интеллекта. А кому не нравится моя бить долго и сильно

3
Ответить

Грешно, что я забыл указать, как офигенно дневник и диалоги переписываются с единицей интеллекта. Но это и так хвалят все, кому не лень.

Ответить

Да. Аркаша отличная РПГ. Ценителям жанра рекомендую. И советую использовать Мультивёрс Эдишн (группа в ВК). Есть и сборка Фокса, но она не интересная.

2
Ответить

Мне, кстати, издание в некоторых аспектах ребаланса не очень зашло, поэтому забил и накатил оригинал, но спору нет, труд хороший, еще и много багов правит.

Ответить