Впечатления от "Метро 2033 Redux" на хардкоре в 2024

Как игрожур сподвиг меня перепройти десятилетний шутер на максимальной сложности, почему я не впечатлился, но остался доволен игрой

Впечатления от "Метро 2033 Redux" на хардкоре в 2024

Два года назад автор Stopgame Максим Орлов выпустил видео об истории хардкор-мода в первых двух играх серии "Метро". Не углубляясь в пересказ, основной тезис в том, что "Метро 2033 Redux" и "Метро: Луч надежды Redux" надо проходить на высочайшей сложности в режиме выживания — тогда получите задуманный авторами опыт превозмогания в метро в час-пик в постапокалипсис. И вот посопротивлявшись соблазну пару лет, я перепрошёл первую "Метро" и, как владелец личного блога, высказываю личное мнение об игре в целом и режиме выживания.

То самое видео. Не для пиара, а чтобы прояснить мои ожидания

Начну с того, что я давно не играл в шутеры (не считая Escape from Tarkov со своей спецификой), а последним до этого, кажется, был Doom: Eternal и S.T.A.L.K.E.R.: Anomaly. Поэтому от "Метро" сложилось ощущение, что "вспомнил, какими должны быть видеоигры", как сейчас говорят в обзорах Space Marine 2. Скорее всего, на самом деле это ощущения от хорошей, но не отличной игры из 00-х–10-х с коридорами и слегка ватными противниками.

Да, в основном геймплее, то есть в стрельбе игра заставляет немного думать. Не будем говорить о противниках-людях с бронёй и гранатами (ниже станет ясно, почему), но и мутанты достаточны живучи, чтобы добежать и закусать, недостаточно меткого и хорошо подбирающего оружие игрока. Если не попадать идеально в голову, то надо следить за рабочей дистанцией: дробовик стандартно хорош только вблизи, а с револьвером, наоборот, лучше отстреливать врагов издалека, чтобы не забили между выстрелами и во время перезарядки.

Вообще игра примечательна тем, насколько она показательно хороша (или функциональна). Можно сказать, сделана по учебнику или для учебников. Из почти всех реплик можно извлечь характеристику персонажа или фракции, деталь лора и/или какой-то сюжетный намёк. Персонаж-балагур? Будет шутить в каждой реплике, кроме двух фраз-реакций на смерть товарищей. Герой связан с бандитами? Споёт "Владимирский централ" и скажет, что это пик искусства. За каждой строчкой сценария виден замысел, и это вызывает необычное чувство: вроде и хорошо, что он есть, но и непривычно видеть его так открыто, при этом не выбивающим из погружения.

Раскрытие персонажа — изобретательное и прямолинейное одновременно

При этом сами герои простые (не хочется говорить: "плоские"), но со своим характером. Не гиперсложные или драматичные, однако и не механические болванчики "Принеси мне это". Их интересно и ненапряжно слушать в процессе, и в целом метро получается колоритным, населённым непохожими друг на друга бандитами, коммунистами, фашистами, паладинами-спартанцами и просто обывателями, мало у кого из которых будет больше двух реплик.

Геймплей тоже разнообразный, интерес поддерживают тем, что каждый уровень что-то добавляют в концепцию прогулку по туннелю/станции/переулкам: то это происходит впервые, то нового врага дадут, то поездку на дрезинах устроят, то стелс с мутантами дадут. К слову о последнем, закрыл детский (подростковый) гештальт и прошёл библиотеку. Хотя некоторые места я именно что узнавал. Помню, скачивал сейвы когда-то, чтобы посмотреть концовку, минуя хоррор-уровень, но, может, после этого всё же справлялся со страхом и проходил сам (тогда это такая же ситуация, как со у меня была "Сталкером" Тарковского: забыл, что смотрел до конца, и пересмотрел). Всё равно был напряжённый уровень, но больше уже потому, что знал, что не хватит ресурсов пробиться через всех, а библиотекари порой припирали к стенке и не уходили, в итоге нападая. Достаточно короткий, оказывается, сегмент, но заставляет сжать булки, потому что непонятно, из какой дырки выскочит и куда смотреть, чтобы не убило одним ударом лапы. А они ещё и по двое ходят иногда, но это скорее баг был, чем фича.

Вот он, суровый русский Ван-Панчлибраримен
Вот он, суровый русский Ван-Панчлибраримен

С одним ударом, наконец, переходим к впечатлениям собственно от хардкор-режима. Начинал я игру на высочайшей сложности. Правда, не допрошёл, потому что сестра попросила дать ей поиграть с начала и, как оказалось, игра помнит только одну настройку сложности — последнюю выбраннную при начале новой игры. Сохранения перекинул из другой папки, но уровень сложности, видимо, сбросился, и ачивку не дало, да и интерфейс включился, хотя не должен был. Но первой половины игры хватило, чтобы всё же усомниться в выводе из видео выше, что на хардкоре игра раскрывается и даёт true stalker experience (скорее, true stalker mod experience, правда).

Да, сложнее и меньше ресурсов, деньги на апгрейды всего подряд не вкинешь. Но если играть стелсом, то на уровнях с людьми запасаешься патронами по полной и эпизоды с мутантами проходятся достаточно уверенно (пару боковых мест пробежал, ибо за пятки кусали и не мог дать сдачи, но невелика потеря). Спонтанные моменты, когда на последней пригоршне дроби перебегаешь между тайниками, случаются, однако без того адреналина, когда выживаешь уже даже не на крополях, а на трофеях, как это бывает в модах к "Сталкеру", построенных вокруг выживания в Зоне отчуждения.

Скриншотов из "Сталкера" нет, но "Тарков" тоже порождает ситуации, когда еле живой и трясущийся от страха за хабар отстреливаешься от очередной группы врагов из чужого оружия, потому что в своём кончились патроны (или слишком жадный и хочешь вынести чужое)
Скриншотов из "Сталкера" нет, но "Тарков" тоже порождает ситуации, когда еле живой и трясущийся от страха за хабар отстреливаешься от очередной группы врагов из чужого оружия, потому что в своём кончились патроны (или слишком жадный и хочешь вынести чужое)

В отличие от, например, Anomaly и схожих сборок, в "Метро" у оружия есть свои кардинальные особенности и, зная их, не всегда хочется отказываться от надёжного автомата и дробовика, если всё равно не планируешь убивать людей. Если же плохая концовка не смущает, то держаться за один ствол приходится по иной причине. До переиздания бескровного стелса не было, поэтому пневматика имела больше актуальности, однако в Redux можно поставить глушитель на АК и часть дробовиков, поэтому разделение на стелс- и РЕЗНЯ!!1-оружие отпадает. Да, тихарём можно проходить и шумно, стреляя по всем, у кого есть голова, но с автоматом это делать удобнее, потому что не надо подкачивать баллон. Как следствие, либо цепляешься за то, во что инвестировал и пару раз спринтуешь и терпишь; либо играешь без обвесов, меняясь с трупами ради патронов, когда прижмёт; либо очень хорошо целишься из арбалета с многоразовыми стрелами. В "Сталкере", для сравнения, те же автоматы, дробовики и винтовки-пистолеты для разных ситуаций и в большом количестве (то есть моделек больше, чем функций), но у них разные калибры и состояние. Поэтому есть смысл подбирать, как Джон Уик, у бандита другой пистолет и походить с ним 10 минут, потому что кончились патроны под основной супер-АК или он заклинил.

Короче говоря, ни по экономике, ни по сложности решающих различий в хардкоре всё же не заметил, но убивают быстро, да. В этом хардкор хардкорен, но он не симулирует дефицитный мир, где каждый патрон на счету, или опасную, но прибыльную Зону, ходки в которую в итоге окупаются и позволяют вырасти. Режим не о прогрессии, а о том, как дотянуть до получки, если сорвался и накупил пряников в начале недели, и о колебании между вот этими точками полного и пустого инвентаря. Только пустым он будет до следующего схрона, а затем ещё до одного, второго, а там уже и безопасная зона с торговцами.

Могу ошибаться по фактике относительно последних уровней, начиная с Полиса. В этом случае жду поправок и дополнений. Хотя библиотека проходится без единого выстрела (кроме подхода к ней), а перед Д6 дают собрать любую топовую пушку со всеми обвесами бесплатно и отсыпают полные карманы патронов, так что аргументы о балансе должны быть валидны. Впрочем, это не помешало мне сегмент с пауками проходить с ножом, но это я нажал на дробовик-пулемёте ПКМ и растратил часть боезапаса в стену, пытаясь прицелиться. А ещё огнемёт не взял, но натыкался на уровне на канистры.

Буду ли проходить следующую часть, не знаю. Пока, наверное, нет, всё же что-то новое для себя посмотрю. Плюс, много раз её начинал помню, что на высокой сложности тебе достаточно быстро возвращают вундервафли, которые в начале можно собрать за бесплатно. Мне уже тогда, лет в 15 показалось, что так неинтересно играть (слова "прогрессия" в русском ещё не было). Но, возможно, это был обычный "Луч надежды" и в Redux сложнее.

55
11
7 комментариев

Забавно насколько большое количество людей этот ролик стопгейма сподвиг пройти метро на максимальном уровне сложности. Я тоже в числе этих людей. Прошел все три части на выживании и кайфовал

4

Я играл на Выживание Рейджер - я просто пошел и мне было интересно так пройти (немного пожалел об этом).

Метро Редукс в выживании рейджер вызывает двоякое ощущение - как-то на легком она поинтереснее играется нежели на хардкоре без интерфейса.

1

Так там проще простого то
Вот в ласт лайт разве что в конце на штурме еще можно попотеть или с креветками, а так ерунда

1

Ага, это тот самый режим сложности, который нужно было отдельно покупать? XD Ну и пидоры на издателе! Только поэтому в свое время не играл.

1

Подскажи , в какой последовательности их проходить?