Сэттээх: обзор инди-хоррора от якутских разработчиков

Не так давно, 2 августа в Steam вышла игра, за которой многие следили ещё с прошлого года. Анонс состоялся 5 ноября 2023 и произвёл в информационном пространстве если и не фурор, то как минимум заметный всплеск. Сопровождаемая неплохим тизером и порцией вкусных скриншотов, игра привлекла к себе внимание геймеров и заставала их ждать релиза, назначенного на это лето, что и произошло в минувший праздник. Но не всё так радужно…

Скриншот из анонса 
Скриншот из анонса 

К настоящему моменту уже успело выйти немало материалов с кричащими заголовками вроде «Российский хоррор про Якутию получил 100% положительных отзывов в Steam», несмотря на то, что к моменту написания этих статей, отзывы к игре оставили от силы человек 10. Сейчас их уже заметно больше, и от 100% положительных не осталось и следа. Потому что игра далека от идеала, и в целом, она даже далека от игры. По крайней мере первая её глава. Всего глав в игре две. Первая представляет собой первый этаж школы, где нашему герою (наёмному рабочему), предстоит починить электричество и устранить протечки. До того ещё перетаскать ящики на склад, выступив в роли грузчика.

По законам жанра, нам предстоит бегать по уровню, читать записки и решать головоломки, а пока мы будем их решать вокруг будет мигать свет, слышаться всякие страшные звуки и так далее. Впрочем, головоломками это сложно назвать. В первом случае нам предстоит вправить пакетники в щитке, дабы зажечь свет в дальнем конце коридора. Скорее всего на этой головоломке вы застрянете надолго, если заранее не знать, что делать. Но это не потому что вы глупы, а потому что головоломка конченая. Она контринтуитивна, и даже не будет существенным спойлером, если я раскрою алгоритм её, так сказать, решения. Чтобы найти правильную последовательность пакетников, вам нужно изучить все планы эвакуации. Электрощитовая на всех отмечена разным цветом. Пакетники с этими цветами и нужно вправить. Как это связано меж собой? Никак, просто автор так придумал. Не нужно искать по школе никаких запасных «пробок» или разбираться в хитросплетении проводов меж узлами: ничего из того, что было бы интуитивно понятно. Вместо этого, нам предлагают почти что пиксельхантинг. Может, я бы проглотил это, если бы изначально эта головоломка не была нормальной. Откуда мне знать? Оттуда. На официальном скриншоте игры в стиме осталась схема для запуска электричества, но в конечной (или всё-таки конченой) версии игры этой схемы на внутренней дверце щитка уже нет Магия. Мистика. Фантастика. Фэнтэзи.

Эта схема вырезана.
Эта схема вырезана.

Во втором случае нам предстоит покрутить вентили, чтобы убрать преграждающие путь турникеты. Всё это делается на изи примерно в течение минуты, но я недоумевал, почему я не могу убрать только нижние турникеты и пролезть под ними в режиме приседания? Ведь игра такую возможность зачем-то предоставляет. Но увы, так нельзя. Нужно убрать с пути абсолютно все преграждающие балки, и пройти с высоко поднятой головой. Пусть даже последняя из этих балок на уровне лица. Видимо пройти рога не позволяют. Кстати, я застрял в этих трубах, меж двух левых вентилей и не смог выбраться. Ни приседания, ни прыжки не работали. Кстати, прыжки тут тоже как собаке пятая нога, ни разу не пригодились. Из-за застревания в текстурах пришлось перезапускать игру. Сохранений на самих уровнях нет. Пришлось делать всё заново. Жутко интересно. Особенно перетаскивать ящики в качестве грузчика. Геймплей — моё почтение.

Ну, а третья головоломка это подбор кода к сейфу. Видимо, наш герой ещё до кучи и медвежатник. Ну, а что, деньги есть деньги. Ключи к получению кода лежат в решении трёх задачек. Они написаны на досках в трёх классах. Если первые две я в общем-то без труда решил, то математическую головоломку со знаками > и < мне решить не удалось. Может быть те, у кого математический склад ума смогут её решить сходу, но у меня другой склад ума (ограбленный). Но несмотря на это я без труда открыл сейф, просто подобрав третью цифру. Однако, денег внутри не оказалось… Грустный тромбон. Зато оказалась фотография шамана. Знатно он троллит, ничего не скажешь. Видимо, потому и громко смеётся за кадром.

Вот собственно и весь геймплей первой главы. Время от времени слышны страшные звуки, грохот и стуки. В арсенале игры есть так же несколько скримеров, один из них даже хороший: с вороной, которая что-то где-то и как-то сделает. Не буду говорить, если всё-таки решите поиграть. По углам распихана макулатура в виде записок, объяснительных и докладных, вот собственно и всё. Ну, ещё нам предстоит столкнуться с паранормальным и побегать за собакой. Точно, как я мог забыть про пса? Он несколько оживляет игру, делая её чуточку менее унылой и невзрачной. Окей, ладно бы графика была хорошая, но нет, она прям привет из девяностых. В лучшем случае из нулевых. Вот вам дерево вблизи.

Дальнозоркость, да?
Дальнозоркость, да?

К слову, никакой «буханки» в игре нет, машину заменили. Зима и снегопад тоже пошли под нож. Никаких монстров на дороге нет. Да и всё равно, ведь поуправлять транспортом нам не дадут, вместо этого можно будет лишь понаблюдать со стороны, типа кат-сцена. Крайне спорное решение, ведь этот сегмент мог бы разбавить геймплей. Пусть хотя бы на несколько минут. Вторая глава начинается с того, что наш герой сваливает с этой школы и пытается уехать домой. Но сваливает очень странно. Вместо того, чтобы посадить своего пса на пассажирское сиденье, он пускает его побегать рядом с машиной. Хороший хозяин. Как бы то ни было, через километр лесную дорогу преграждает упавшее дерево. Приходится вылезать. Пёс в это время убегает в лес и вот здесь начинается хоть сколь нибудь интересный геймплей.

На сей раз никаких головоломок решать не нужно. Хватаем фонарик и бежим в ночной лес, за нашей собакой, ориентируясь на её громкий лай. Непослушное животное за кем-то погналось, и нам нужно его найти и вернуть. Судя по отзывам, многие игроки не поняли, что нужно делать в этой части игры, и очень долго бродили по лесу, пытаясь наткнуться хоть на что-то интересное. Не все поняли, что нужно ориентироваться на лай и бежать в его сторону. Играть при этом лучше всего в наушниках, трёхмерный звук хорошо даёт понять направление своего источника… Возможно при звуке из колонок можно пойти не туда и заблудиться, я не проверял. Помимо лая будут присутствовать и другие звуки, на которые нужно ориентироваться: гудки машины, шаманский бубен, рёв и треск деревьев. Данный сегмент довольно интересный. Лично я не припоминаю игр, где в условиях плохой видимости и потерянности нужно ориентироваться на звук, как в этой. Так что тут хорошая находка, даже если позаимствованная. Ставим плюсик.

Бедная собачка, эх…
Бедная собачка, эх…

Помимо этого здесь неплохой саспенс, атмосфера постепенно накаляется, доводя мозг главного героя до кипения… Это не совсем фигура речи, ибо к концу уровня почти весь экран заливает красным, а угол зрения сужается. Короче говоря, у нашего героя начинает свистеть фляга, а единственный кто может нам помочь это наш пёс. Ведь сами мы дорогу к машине уже не найдём, а рассвет как будто и не думает наступать: похоже, солнце съел крокодил. Примерно под конец этого уровня нам попадется избушка, где наш пёс встревает в ловушку, из которой его надо освободить. Но после этого случается скример, убегая от которого моей первой мыслью было залезть в эту ловушку, так как она в дальнем конце дома. Мне удалось спастись от монстра, но выбраться из этой ловушки я так и не смог, застрял в текстурах как в трубах на первом уровне. И угадайте что? Мне пришлось перезапускать уровень и бегать его заново. Ну хоть не с самого начала игры, и на том спасибо. Второй раз бегать уже не так страшно: чувствуешь себя как дома.

Как бы то ни было, всё заканчивается тем, что пёс приводит нас к машине, мы рубим дерево и уезжаем в рассвет. На этом всё. Третьей главы нет. Время прохождения заняло два с половиной часа. Учитывая, что я облазил каждый угол, целых два раза перезапускал эту недоигру из-за того, что застрял в текстурах, и долго пытался решить контринтуитивную головоломку, где план эвакуации каким-то волшебным образом связан с электрощитком — игра проходится примерно за час. Потому я и называю её недоигрой, ведь это больше похоже на демку, собранную из бесплатных ассетов и такой-то матери, чем на полноценную игру. Причём её стоимость составляет 265₽. Сейчас действует скидка в 10%. Для такой демки это очень дорого. Для сравнения: Scorn сейчас стоит 224₽. Outlast со скидками часто стоит меньше 200₽. Короче, стоимость слишком завышена. Красная цена этой демке где-то доллар, и то благодаря второму сегменту. Цены указаны на момент написания этого текста и уже наверянка сильно изменились, так что не бегите в магазин сломя голову. Тем не менее, сути сказанного это не меняет.

Не урыл, а закопал…
Не урыл, а закопал…

Однако, если вам хочется побегать по лесу с собакой, с классной графикой и хорошо прописанным героем, то лучше обратите внимание на игру Blair witch, которая на скидках стоит примерно столько, сколько и эта поделка, сделанная скорее всего одним человеком: в титрах указана студия, а не имя, так что утверждать не берусь. Но если это сделала студия — тем хуже… Вообще, игра якобы основана на реальных событиях, реальность коих подтверждается якутской газетой, которую автор прочитал в девяностых — авторитетнее источника не сыскать. Ну да ладно. В чём сама история? В том, что какой-то разнорабочий устранил протечку в школе, вправил выбитые пробки и взломал сейф? Хм… Может быть в том, что ему что-то там показалось или послышалось? В том, что он решил погулять по ночному лесу с фонариком? В чём сюжет? Ну ладно. Не будем искать чёрную кошку в тёмной комнате. Но почему анонсирующий трейлер и скриншоты выглядят куда лучше чем-то, что получилось в итоге? Мы теперь вынуждены сталкиваться с «беливами» и в инди-играх? Какой-то задел, безусловно есть, это хорошая демо-версия игры, которую нужно раздавать бесплатно, чтобы привлечь внимание и насобирать предзаказов на полноценную игру, но никак не сама игра. Если бы мог — вернул бы деньги, в крайнем случе, отобью их этим обзором. На самом деле, эту недоигру пришлось перезапускать не два, а три раза. Один раз она отказалась разворачиваться после сворачивания. Пропала стрелочка в меню и я не смог продолжить. Пришлось закрывать её через диспетчер задач и запускать заново. В итоге я аж три раза за ночь поработал грузчиком.

Меж тем, автор сего творения собирается выпускать продолжения «Сэттээх». Но не спешите радоваться. Продолжения заявлены не в виде новых глав к этой демке, а в виде отдельных игр. По всей видимости таких же продолжительных и проработанных. Похоже, жёлтых газет у автора завалялось ещё много. Могу ли я кому-либо порекомендовать её? Ну… Если вы хотите поддержать независимых российских разработчиков, ничего не ожидая взамен — вперёд. Если же вам важно поиграть в интересную игру, то нет. Кажется, что продолжительность специально ровно такая, чтобы нельзя было вернуть средства. Но если вы заранее узнаете решение «головоломки» с щитком, то успеете и пройти и вернуть средства. Если захотите, конечно. Само слово сэттээх в переводе с якутского языка означает «влекущий за собой кару, возмездие». Ну, допустим. Но непонятно, чем главный герой заслужил кару и возмездие? Тем что честно выполнял свою работу? Или всё-таки тем, что он медвежатник? В целом, хочется охарактеризовать игру такими словами: летела ракета — упала в болото.

Гробик открывается. 
Гробик открывается. 

Минусы: контринтуитивные головоломки, застревание в текстурах, малая продолжительность, весьма посредственная графика для нашего времени, неуместные эффекты (рябь, зерно, глитчи и хроматическая аберрация, как будто играем за робота).

Плюсы: жутко атмосферный лес, как из русских сказок (в темноте не видно плохую графику), ориентирование на звук, собака, хороший саспенс во втором сегменте, ряд отличных скримеров и других решений, подогревающих градус безумия и сюрреализма.

Субъективная оценка: 5/10.

Тизер и скриншоты из анонса можно посмотреть по данной ссылке (вдруг захочется сравнить с тем, что получилось). Там же можно увидеть скриншот из квартиры главного героя. Видимо, изначально игра планировалось гораздо больше и интереснее, с нормальными загадками, с ездой и с другими главами. Но автор решил схалтурить и выпустить никчёмный огрызок с завышенной ценой. Если бы это был ранний доступ, то оценка и выводы были бы другими. Жаль.

Сэттээх: обзор инди-хоррора от якутских разработчиков
Сэттээх: обзор инди-хоррора от якутских разработчиков
Сэттээх: обзор инди-хоррора от якутских разработчиков
Сэттээх: обзор инди-хоррора от якутских разработчиков
Сэттээх: обзор инди-хоррора от якутских разработчиков
99
11
11
10 комментариев

Я думал, что это Fntastic)

1
Ответить
Ответить
1
Ответить

Откуда пёс?

Ответить

Скриншот из квартиры - слитый ассет из unreal market, который уже был как минимум в 10 инди-хоррорах, которые проходил. Хорошо, что не засунули его.

Первая половина игры более менее интересная и атмосферная, вторая - мусор, с бесконечными однообразными блуканиями по лесу. Судя по отзывам в стиме, большинство тоже сгорело с этого недогеймплея в лесу.

1
Ответить

Лол, почему-то я не удивлён... Ну а по поводу леса: читал отзывы, знаю что многим лес не зашёл (просто почти никто не понял куда идти). Я сразу пошёл на лай и всегда ориентировался на него, и вообще лес люблю, может потому и насладился этим сегментом. Но всё равно игрой это даже с натяжкой совы на глобус сложно назвать. Максимум это вступление игры в раннем доступе, бета демо. Хронометраж хотя бы раза в три-четыре больше, законченную историю какую-то, лучше проработать головоломки и было бы норм. Но в стиме полно подобного шлака, типа игры. Хуяк-хуяк и в продакшн.

Ответить

5/10. 12 тысяч знаков. Откуда у людей все это время?

Ответить