The Quiet Man: когда за хорошей концепцией пытаются спрятать плохую игру
И получается в результате «Месть боксёра».
Нет смысла долго рассуждать о The Quiet Man — это объективно плохая игра, которую не следует никому советовать. Никто ведь не спорит об играх «Месть боксёра» или «Бой с тенью 2: реванш», так ведь? Меж тем, они очень похожи.
The Quiet Man, которую издаёт Square Enix, тоже неуклюжий битэмап с катсценами (иногда — с живыми актёрами) между боями. Технически игра настолько же плоха. Разве что, с поправкой на время, чуть разнообразнее и визуально приятнее.
В игре нет озвучки и субтитров, если не считать самое начало. Вместо голосов главный герой слышит лишь звон. «Вы играете за глухого персонажа Дэйна и воспринимаете мир так же, как он» — говорится в промо-материалах игры. Но это ложь.
Дело в том, что главный герой умеет читать по губам, а вот игрок — вряд ли. Я не умею, тем более в случае с английской речью. Если авторы хотели, чтобы игроки догадывались о сути диалогов по мимике или жестам, то у них не получилось: актёрам следовало бы немного переигрывать, вести себя экспрессивнее, чтобы можно было хоть что-то понять. Окружение тут тоже никак не помогает — ролики были сняты явно без учёта концепции игры. Создаётся ощущение, что разработчики решили убрать речь и субтитры в последний момент.
В результате получается странный эффект: главный герой вроде бы глухой, но он-то на самом деле всё прекрасно понимает в отличие от игрока. Из-за этого никакое отожествление себя с персонажем попросту невозможно.
Сама по себе концепция, несомненно, интересная — показать, как ощущают мир глухие люди. До выхода игры даже хотелось сравнивать The Quiet Man с Hellblade — социальный посыл мог бы быть таким же ярким и важным.
Но, к сожалению, даже глухие люди вряд ли получат от игры наслаждение: даже если ты превосходно читаешь по губам, то всё равно поймёшь не всё — иногда в диалогах губ собеседников попросту не видно.
Сложно сказать, как вообще можно было запороть такую отличную концепцию. Но, увы, это не единственная и даже не главная проблема игры.
The Quiet Man делится на две части — катсцены (на движке или с живыми актёрами) и битэмап. В катсценах с драками всё хорошо, постановкой занимался Тацуро Койкэ, работавший над серией Yakuza. Но как только дело доходит до геймплея, игра превращается в сущий ад.
Хитбоксы «налеплены» как попало, анимация дёрганая и рваная, персонажи постоянно проходят сквозь друг друга, враги просто вываливаются на главного героя пачками без всякого контекста (иногда прямо сквозь двери), застревают в стенах, бегают кругами и ведут себя как полные идиоты.
Противник, например, может напрыгнуть на героя и повалить на землю — но что он сделает потом? Ударит один раз по лицу, встанет и отойдёт в сторонку. Причём ближе к концу драться приходится часто и долго: в худших традициях худших игр прошлого века враги вываливаются из двери «волнами» по двое-трое.
Боевая система непрозрачная, и даже несмотря на неловкое обучение в меню паузы (сама игра ничему учить вас не собирается), можно так и не понять, как и что работает. Из-за отвратительной анимации и рваной динамики боя кажется, будто сражения проходят в воде.
К тому же, камера в игре статичная и плохо учитывает положение персонажа в пространстве. Поэтому иногда бои происходят за кадром.
Враги появляются без всякого контекста. Вот начинается новая глава, герой выходит из вагона метро, оглядывается, и на него тут же бросаются какие-то мужики. Авторы, кажется, даже не пытались связать боевые арены сюжетом — Дэйн появляется на локации, а ему на встречу сразу выходят противники и грозно машут кулаками.
The Quiet Man — просто сборник глупых геймдизайнерских ошибок.
Зачин этой истории простой. Дэйн в детстве потерял мать и получил душевную травму. Теперь он занимается тёмными делишками вместе со своим другом детства. Но тут загадочный мужчина в маске птицы похищает подругу друга, а Дэйн вдруг видит в ней свою мать, влюбляется в неё и хочет спасти.
Авторы хотели, чтобы игрок сам домысливал происходящее на экране. При желании, домыслить можно, конечно, что угодно — хоть зомбиапокалипсис. Вдруг главные герои на самом деле обсуждают в катсценах некий вирус, который превратил всех людей в зомби-болванов? Вполне возможно.
Но на самом деле история The Quiet Man проста, примитивна и понятна без слов. Разве что налёт мистики в конце интригует, но это того явно не стоит. Тем более что этому предшествуют три часа затянутых однообразных кривых драк, которыми вполне можно пытать в аду любителей файтингов и битэмапов.
Примерно через неделю авторы планируют выпустить патч, который добавит в игру субтитры и озвучку, чтобы игроки точно поняли сюжет. Но я, пожалуй, не буду проходить The Quiet Man ещё раз. Мне всё понятно, да и вам, думаю, тоже.