Портал в детство. Обзор Yooka-Laylee

Незаслуженно обойдённый широким вниманием яркий олдскульный платформер, в который нужно поиграть всем любителям жанра. Если вам нравятся такие игры как Super Mario 3D или Ratchet & Clank, то эта игра для вас, дайте ей шанс.

Наверное, если бы эту игру не раздавали в магазине Epic Games, то я бы даже не обратил на неё внимание. Однако, звёзды сошлись, и мне посчастливилось ознакомиться с этой замечательной игрой, которая вернула меня прямо детство. Yooka-Laylee это весьма самобытная, маленькая, но очень яркая двойная звёздочка на игровом небосклоне.

Портал в детство. Обзор Yooka-Laylee

Содержание

Особенности восприятия.

На первый взгляд данная игра выглядит совершенно детской, и вряд ли способна привлечь поклонников «взрослых» проектов, кои насыщены жестоким насилием, страшными монстрами, душераздирающей драмой и чёрт знает чем ещё. Но стоит запустить эту игру и хоть немного пощупать её, как начинает проявляться странное, почти забытое чувство. Словно восстанавливаются какие-то давно разрушенные нейронные цепочки, сформировавшиеся в далёком детстве… Словами не передать, это почти дежавю. Кажется, что всё это уже видел, и наверняка так и есть, но никак не удаётся вспомнить когда и где. Геймплей и атмосфера настолько олдскульные, что попадают куда-то очень глубоко внутрь и обращаются напрямую к внутреннему ребёнку. Возникают какие-то вайбы нулевых, мелькают смутные тени игр с первой и второй «плойки» в игровых залах с пузатыми телевизорами, ставшими предтечами компьютерных клубов…

Да и на поверку игра оказывается не такой уж детской. Взрослого юмора не то чтобы много, но его хватает, он как десерт. Впрочем, вся игра выглядит и ощущается как десерт. В таком случае, юмор данной игры это вишенка на торте.

Так или иначе, от всеразличных мрачных миров тоже нужен отдых, и если есть обитель зла, то этот игромир ощущается практически обителью добра. Красочный портал в детство, сколь солнечное, столь же и беззаботное. Если коротко, то в данную игру будет интересно поиграть как взрослым, так и детям. Последним можно ставить её, ничуть не опасаясь за испорченную психику. Ну, а психика взрослых и вовсе словно регенерирует. Как говорил один банкир: я так чувствую!

Портал в детство. Обзор Yooka-Laylee

Сюжетная составляющая.

По сути, перед нами олдскульный платформер с приятной мультяшной графикой, которая не устареет и через десятки лет, оставаясь такой же красивой и радуя глаза игроков. Сюжет здесь простой как три копейки, но со своей задачей замотивировать игрока на выполнение действий в этом мире он вполне себе справляется. Злодеи пытаются украсть все книги в мире, с помощью гигантской установки, которая пылесосит или же книгососит книги со всего света. Всё бы ничего, но туда же затягивает и древнюю книгу с золотыми страницами, найденную нашими главными героями в разбитом корабле, который они отреставрировали и покрасили, чтобы жить поживать… Только они собрались продать книгу и поделить прибыль, как оную засасывает в установку. Но поскольку вещь уже довольно ветхая, то страницы высыпаются из неё и разлетаются по всем мирам. Герои отправляются за своей книгой и заодно узнают, что она не простая, а золотая, и по сути позволяет править миром. Поэтому им нужно собрать золотые страницы и не дать злому злодею завладеть такой властной властью.

Главное зло здесь представлено в виде огромной пчелы, или скорее даже шмеля Capital B. Он будет мелькать тут и там на протяжении всей игры, но встретится только в самом конце, в виде главного босса. Однако у него есть подмастерье, Dr. Quack. С этой утиной головой в банке на колёсиках мы будем видеться куда чаще. Она будет проводить крякторины с вопросами по лору игры. Они довольно несложные и весёлые, к тому же всегда даётся право на несколько ошибок. Данные секции отлично разнообразят геймплей. Если главный злодей похож на Грю из мультфильма «Гадкий я», то его вездесущих подсосов канцкрыс вполне можно сравнить с миньонами: сами увидите сходство, если захотите поиграть.

Портал в детство. Обзор Yooka-Laylee

Геймплей и головоломки.

До кучи мы будем собирать золотые перья, которых в каждом из миров имеется по две сотни. За найденные пёрышки можно покупать новые приёмы у деловой змеи в штанах и галстуке. Со временем они понадобятся нам все до одного, чтобы добираться в труднодоступные места и помогать в решении головоломок. К сожалению, по этой причине в игре присутствует бэктрекинг, что мне не очень нравится, но наверное, можно смириться. По сути это ещё и метроидвания, ведь все её принципы здесь соблюдены: опенворлд, бэктрекинг, новые скиллы. Головоломки здесь просто чудесные, и почти над каждой предстоит всерьёз пораскинуть мозгами. Однако не всегда понятно: это ты просто тупой или у тебя пока что нет нужных приёмов? Вопрос на засыпку.

Коротко о мире игры и геймплее. У нас есть мир хаб из которого мы будем попадать во все другие пять миров, через фолианты, это такие огроменные книжки. Сами фолианты можно расширять за найденные странички. Тогда в том мире появятся новые, ранее отсутствующие, интересные локации. Можно расширять миры фолиантов несколько раз каждый. Однако это не обязательно для прохождения игры, ровно, как и собрать абсолютно все странички или перья, хотя я сделал и то и другое, и третье, ещё и все жетоны нашёл, и пиратские сокровища. Такой вот я молодец, да. В общем, бегаем по мирам, ломаем голову над головоломками, отвечаем на вопросы крякторины, забираемся в самые что ни на есть труднодоступные места, ищем перья, достаём странички, едим бабочек, прокачиваем навыки, сражаемся с боссами, ловим призраков, помогаем лопатному рыцарю и свинорыцарям в поисках их сокровищ и так далее.

В игре есть множество других второстепенных персонажей, вроде скелета антрополога, который вечно оказывается в котле, говорящих тучек, смешных снеговиков… Но стоит ли обо всём рассказывать? Гораздо интереснее встретиться с ними самостоятельно. Геймплей весьма разнообразен и не даёт заскучать. Миссии не следуют друг за другом. Если вам надоело гоняться с облаком по треку, то можно пойти поискать перья, куда-нибудь забраться, порешать головоломки, кому-то помочь и так далее. Можно вообще поменять локацию, если она вам надоела. Говорят, что лучший отдых это смена деятельности.

Портал в детство. Обзор Yooka-Laylee

Так же есть сегмент с ретро-играми на игровых автоматах. Но не гоните коней, для этого вам нужно будет отыскать жетоны и отдать их динозаврику Rextro. Тогда он пустит вас к своим аркадам и даже даст несколько страничек из искомой книги. Но для этого нужно будет установить рекорд, а затем побить его. В смысле побить свой рекорд, не динозаврика. Сами аркады неплохо интегрированы в мир игры и не выглядят чужеродно. Хотите новых ощущений? Ищите автомат тоников. Вы легко его узнаете, это чудо похоже на Элеонору из Атомного сердца. Но зовут её Венди. Она продаёт тоники, которые могут изменить внешний вид игры, добавив ретро фильтры или, например, упростить поиск страничек: при выборе соответствующего тоника, рядом со страничкой вы будете слышать звон. Плюс многое другое, не стану раскрывать всех карт. Но по сути это узаконенные читы или очень близко к ним, но без перегибов.

Это классика. Знать надо.

В игре пять зон. Тропики. Ледник. Болота. Казино. Космос. Все локации классные, но мне кажется, что в мире нет ничего скучнее казино, со всеми его атрибутами. Лучше бы вместо этой локации была какая-нибудь пустыня, на десерт. Такое отлично бы вписалось в ряд остальных локаций. Кстати, хаб это что-то вроде завода, по крайней мере его мультяшная интерпретация. В каждой локации есть интересный босс. Как ни странно, но в мире казино был самый интересный из них. Не буду спойлерить, надеюсь вам тоже понравится эта охранная система и динамичное сражение с ней. В других мирах посчастливится сражаться с не менее интересными и самобытными боссами, один гигантский осьминог с кучей глаз на щупальцах чего стоит. Остальные пусть останутся загадкой, иначе вам будет не интересно играть, и мне снова придётся стереть вам память…

Когда надоест решать загадки, можно будет найти вагонетку Картоса и покататься внутри него по старой железной дороге, совершенно безумной и местами разрушенной. Соберёте необходимое количество кристаллов и получите заветную страничку. Поможете отыскать свинорыцарям сокровища и получите страничку. Поймаете всех призраков на локации и получите страничку. Так же на каждой из локаций можно отыскать медальоны пиратов, их всего пять штук и я их чуть не пропустил. Часть заданий будет в несколько изменённой форме повторяться на других локациях, но всё же большинство головоломок будут совершенно уникальными, и они заставят вас задействовать все ваши навыки.

Плюс на в каждом фолианте будут головоломки, которые характерны только для этого мира: помочь снеговикам найти шляпы, опылить весьма капризные цветы, вырастить грибы на болотах и многое другое. Ведь в каждом из миров мы сможем трансформироваться в нечто новое: стая пираний, снегоуборочная машина, огромный цветок, маленький вертолёт, парусный корабль. Думаю, мне не стоит упоминать как сильно это разнообразит геймплей. Последний разнообразится и усложняется всю игру, по мере сбора перьев и покупки новых приёмов. Мы постепенно учимся дышать под водой, летать на любые расстояния и многому другому, что поможет нам в нашем приключении. Таких навыков десятки, я даже удивлялся как на геймпаде хватило кнопок для всего этого. Кстати, лучше всего играть именно на геймпаде, такие игры просто созданы для джойстиков.

Портал в детство. Обзор Yooka-Laylee

Финальный босс и конец.

После того как всё это будет пройдено, собрано и найдено, нам нужно будет отправиться в офис Capital B и сразиться с ним. Однако на этот раз всё будет куда сложнее чем с предыдущими боссами. У этого наглого шмеля несколько фаз. Нередко я проигрывал почти в конце и приходилось начинать сначала. На финальный бой я потратил несколько часов, даже в соулслайках я справлялся с боссами быстрее. Но наверное всё зависит от скиллов и реакции. Но ни капли не сомневаюсь, что при должной концентрации это под силу всем. В конце концов игра позиционируется как детская. Ну ладно, не позиционируется, но как минимум так выглядит. Но в этом и заключается её прелесть. Настоящая радость для внутреннего ребёнка, про которого многие из нас забывают. Впрочем, об архетипах мы поговорим в другой раз.

Ну, а заканчивается всё именно так, как и должно заканчиваться в таких солнечных историях. Герои возвращаются к себе домой, к покрашенному в начале игры кораблику и чиллят в той бухте разбитых кораблей со своими друзьями, наслаждаясь тем, что ничего больше делать не надо. Эх, как же хорошо я их понимаю… Однако, если этого покажется мало, то данных героев можно найти и в других играх. Только об этом мы поговорим уже в следующий раз. Хотелось бы подбить какой-то итог и сделать выводы. Но делать этого не то, что не хочется, а по правде говоря, незачем. Игра определённо стоит потраченных на неё денег и времени. В стиме она очень часто продаётся на распродажах за бесценок. На всякий случай прикупил её и там. 150₽ это вообще не цена. Кстати, прямо сейчас она продаётся со скидкой 80%. Ни на что не намекаю, просто держу в курсе. Сами всё знаете.

Портал в детство. Обзор Yooka-Laylee

Кое-что о древних богахъ.

Постскриптум. В игре довольно странный выбор персонажей, хамелеон и летучая мышь. Зачастую, в художественных произведениях это носит дополнительный смысл. Первая локация изобилует индейскими постройками, наталкивая на определённые мысли. Ведь американские индейцы почитали как летучих мышей, так и ящериц. Возможно в этом есть смысл. Небольшой поверхностный поиск выдал нечто, что вполне вяжется с сюжетом игры, со всеми этими перьями и страницами. Во всяком случае, это не такое сильное натягивание совы на глобус, как может показаться. Однако, лучше оставить это квалифицированным специалистам. Но небольшой ликбез я вам таки проведу, раз уж заговорил об этом.

Ицамна (юкатек. Itzamna — «дом ящерицы») — имя одного из верховных божеств в мифологии индейцев майя. Создатель мира и письменности, основатель жречества, покровитель майяских правителей и владыка неба. Камасóц в мифологии майя бог-летучая мышь, воплощение ночного ужаса, смерти, жертвоприношения. Он всегда требовал человеческих жертв. На языке киче имя Camazotz происходит от двух древних слов майя «kame» и «sotz», которые означают, соответственно, «смерть» и «летучая мышь». У нашей видеоигровой мышки точно такой же характер.

99
11
14 комментариев

У тебя содержание не работает, на самый верх перекидывает
P.S. Скоро, кстати, ремастер выходит
https://store.steampowered.com/app/2448020/YookaReplaylee/

2
1
Ответить

О, так это только недавно анонсировали. Получается, вовремя запостил. Жаль только, что теперь какие-то монетки (да ещё и серебрянные, харк тьфу) вместо золотых перьев. Кажется перья были отсылкой к Banjo-Kazooie, а сейчас из заменили. Непонятно зачем. Перья и страницы больше сочетались чем перья и жетоны. Рррря! Ну по крайней мере звуки разговоров вроде бы чуть урезали, чтобы не раздражали.

1
Ответить

Уже поправил, спасибо... Ого, не знал про ремастер. Класс. Но и эта версия выглядит просто отлично. Но раз уж живём во времена ремастеров, то почему бы и да?

Ответить

Когда я играл, игра была адски недоделанной. Большие уровни, но пустые, и полно мест, которые выглядят так, будто там что-то должно быть, но не сделали и закрыли туда проход. Поиграл пару уровней и забросил.

1
1
Ответить

Так туда потом можно вернутся, открыв новые навыки на последних уровнях и получив с их помощью доступ в ранее недоступные места на предыдущих уровнях. Genius.

Ответить

Великолепная игра, прошёл на Свиче. Жаль, что не получила достойного внимания.

1
Ответить

Спасибо за статью.
Играть я в это, конечно же, не буду.

Ответить