Animal well. Маленький шедевр к Хэллоуину.

Animal well. Маленький шедевр к Хэллоуину.

Самый примечательный факт об игре – в ее рукотворности. Сделана она была практическим одним человеком по имени Билли Бассо. Конечно, без чужой помощи не обошлось, в особенности в области маркетинга, но исключительный авторский стиль налицо. В эпоху, когда разработка все дорожает, такое встречается редко и напоминает о временах компьютера «юрского периода» - спектрума, на аудиовизуальный стиль которого ссылается. Но пусть техноаура прошлого века вас не обманывает, работа потребовала прилично временных ресурсов и следования заветам дедушки Тьюринга. Часто подобные проекты рискуют оказаться вымученными или заброшенными, но это творение сделано в итоге с удивительным расчетом.

Это игра, в которой можно уловить множество приятных ассоциаций из детства миллениалов: звуки и пиксель-арт, как на упомянутом спектруме (о, эти бипер-шажочки и прыжочки, записавшиеся на подкорку), мрачный эмбиент в ладе «Твин Пикса», пружинка, похожая на модную в 90-е «радугу» - она же «слинки». По геймплею же это классическая метроидвания с исследованием, головоломками и требующими тактической сноровки боссами, в которой ты, правда, скорее одинокая мечущаяся жертва, нежели жаждущий возмездия и спасения мира герой боевика.

А начинается все в темной сказочной пещере, полнящейся сокровищами и кошмарами. В роли сокровищ здесь полезные предметы, которые становятся твоими инструментами для прогрызания в новые области. Кроме упомянутой пружинки – помощника в обращении с большими кнопками, это мячик йо-йо, чтобы дотянуться, куда руки короткие загребущие не могут, еще один вайб детства – мыльные пузыри и другие знакомые вещи, о смысле и назначении которых интереснее догадаться самостоятельно. Тест на догадливость и внимание предстоит вполне суровый, как предки-геймеры из прошлого века, но в случае неудачи хотя бы не придется начинать все заново: точки сохранения в виде «не все поймут» дисковых телефонов присутствуют (а при сохранении является еще один импульс из далекого прошлого – изображение дискеты). Есть и возможность поправить пошатнувшееся здоровье с помощью подозрительного вида фруктов (впрочем, здесь все – подозрительного вида).

Нелегко приходится в такой пещере – кошмарном колодце, населенном разномастными животными, маленькому бесформенному, пусть и смекалистому существу. И ладно бы они были милыми, как в книжке с картинками тех же времен детства, но больно уж жути нагоняют. То звуки странные издают, то глазами не по-доброму зыркают среди этой неоновой полутьмы, то злобные гримасы кажут. Вот представьте, что у вас в вашем уютном человеческом мире однажды пропал любимый кот. Пошли вы его искать – и нашли в каком-то темном закоулке, который вы и не замечали раньше. Он смотрит на вас из темноты, а у него глаза горят и еще угрожающе порыкивает. Уже немного по себе? А теперь представьте, что вы почему-то раз эдак в пять меньше своего кота. И тогда почувствуете себя в полной мере в шкуре главного героя этой игры.

Твой кот, когда у него горят глаза в темноте.

Автор проделал искусную работу по созданию атмосферы сновидения, логика которого – это знакомые явления – животные и предметы – видоизмененные странной незнакомой обстановкой. Сюжет такой игре особо не требуется, как не требуются толкования снам – они могут только испортить впечатление. Напоминая о чем-то давно известном, чистым кошмаром, от которого просыпаешься в холодном поту, это место не становится, щекоча нервы и в то же время притягивая, пробуждая интерес к исследованию. Что делает с куда большим скрипом более громкий «Alan Wake 2» с теми же инициалами, авторы которого сами признались, что перестарались со скримерами.

Не потеряться в «зверском колодце» поможет карта, но ставить большинство отметок и рисовать на ней придется вручную. На карте можно разглядеть и плохо изученные углы. Полученные предметы можно использовать не одним способом, и до некоторых механик дойти может быть непросто даже технически. Но как только вы додумаетесь, понаблюдаете за окружающей обстановкой и поведением существ, что иногда мешают, а иногда помогают, как тут же начинает выстраиваться картинка дальнейших действий. Появляются идеи, как можно использовать свои новые открытия там, где «мимокрокодил». А если вы хотите самостоятельно дойти до второй – т.н. истинной концовки, то без системности в виде тщательной работы с картой и внимательности не обойтись. Скажем, когда вы найдете игрушку, которая поможет прокапывать некоторые поверхности, вам придется повторно изучать большинство прежних мест, подозрительно присматриваясь ко всем шероховатостям. Хотя кроме того тут можно найти два предмета, которые будут подсвечивать подсказки и скрытые сундуки. И есть своеобразная система быстрых перемещений, устройство которой еще требует постижения.

Самое большое количество секретов приходится здесь на яйца – но не простые, а золотые, хрустальные, галактические и так еще 60-ти различных эпитетов. Сбор определённого количества, кроме внутриигровых достижений, открывает доступ к новым сундукам с предметами. Исследовать всю карту и найти все эти яйца самостоятельно – недюжинная геймерская задача, переходящая уже в постгейминг после первых «ложных» титров, но можно посчитать, что игра этого вполне заслуживает (об этом я как раз недавно размышлял здесь).

Можно гордиться своей коллекцией книг или игр, можно - количеством трофеев в этих играх, а можно... яйцами.
Можно гордиться своей коллекцией книг или игр, можно - количеством трофеев в этих играх, а можно... яйцами.

О любви создателя к своему детищу свидетельствуют и попытки перейти на сакральный язык. Здесь есть и такие задачки, решить которые можно только с онлайн-помощью. Ведь одному игроку дается только один кусочек паззла, а все другие нужно искать при множестве других прохождений. И есть кусочки шифра, что можно найти при совершении совсем неочевидных действий – а приведут они к самым глубоко запрятанным секретам. Автор делал это намеренно, не рассчитывая, чтобы кто-то мог их обнаружить без помощи коллективного разума или взлома игры.

Этот колодец еще глубже, чем кажется, друзья.

Я крайне рекомендую как минимум ознакомиться с игрой, в которой из множества знакомых вещей будто бы выстраивается что-то совершенно новое. Ведь это и есть само искусство, возрождение былой увлеченности не просто играми – мирами.

Личная оценка: 9.0.

Оценка на Metacritic (версия для ПК, от критиков): 91.

Оценка на Metacritic (версия для ПК, от игроков): 8.0.

2828
11
28 комментариев

Лучшая метроидвания этого года

9

Котики тож ничего получились, но я тоже отдал бы корону Колодцу.

Для меня было самое ужасное открытие, после мантикоры, увидеть сундук, за горой скелетов гг. И когда я понял что они появляются после смерти, я офигел. Обязательно перепройду когда-нибудь

4
1

Буду болеть за неё на ТГА, надеюсь отхватит там лучшую инди или дебют.

3

Спасибо за обзор. Игра заинтересовала, но когда ещё я до неё доберусь...

2

Так вот сегодня как раз, чтобы нервы немного пощекотать на Хэллоуин, нет?)

1

Яйца по гайдам же собрал?)

1