Отсылки к изобразительному искусству в играх, на примере Bramble: The Mountain King и других

Отсылки к изобразительному искусству в играх, на примере Bramble: The Mountain King и других

Текст предназначен для тех, кто любит наслаждаться красотой компьютерных игр*, погружаться в изучение лора, искать скрытый смысл и отсылки в сюжете.
* Для простоты используется термин "компьютерные игры", который включают в себя игры и на других платформах.

Отсылки к изобразительному искусству в играх, на примере Bramble: The Mountain King и других

Компьютерные игры давно уже стали частью повседневной жизни.
Кто не играл или не играет, тот, как минимум, слышал про них, и воспринимает как данность.
Многие компьютерные игры — это развлекательный медиаконтент, призванный заполнить свободное время или отвлечь от насущных проблем. Но также, много и более глубоких сложных и запоминающихся на долгие годы.
В настоящее время, все чаще в среде исследователей современных тенденций искусства звучат слова о том, что игры - полноценная часть культурного мира.

Мира полного разнообразия форм и смыслов.

Отсылки к изобразительному искусству в играх, на примере Bramble: The Mountain King и других

Некоторые страны, например такие как Южная Корея и вовсе признают на государственном уровне видеоигры одним из направлений искусства, наравне с живописью, скульптурой, литературой и кинематографом.
Как и многие другие виды искусства, компьютерные игры активно используют культурное наследие прошлого, для создания художественного образа, прибегая к цитированию, интерпретациям, переосмыслениям и оммажам.

Отсылки к изобразительному искусству в играх, на примере Bramble: The Mountain King и других

Именно о цитировании классических произведений в видеоиграх я хотел бы рассказать в своей небольшой заметке.

Скажу сразу, цели охватить все-все игры в данном тексте нет, да и это было бы затруднительно из-за их большого количества.
Сама тема подобных изысканий довольно популярна, и в сети можно найти различные статьи с искусствоведческим разбором тех или иных игр.
Далее, мне бы хотелось остановиться примерах отсылок и цитирования подробнее.

I. Немного о природе цитирования и отсылок к образам изобразительного искусства в игровой индустрии

Для начала, мне бы хотелось обозначить используемые термины.

Я использую несколько вариантов:

Отсылки к изобразительному искусству в играх, на примере Bramble: The Mountain King и других
  • Прямая отсылка, прямое цитирование картин, с обработкой под стиль игры и размещенных в интерьере
  • Цитирование в геймплее или локациях, отдельные атмосферные предметы или построение игровой сцены, связывающее с тем или иным произведением
  • Оммаж – отсылки вдохновленный стилем, историческим периодом или идеей.

И сразу же несколько примеров для понимания.

Использование и воспроизведение стилизованных картин, как прямые отсылки

Прямое цитирование с воспроизведением классических работ или их элементов

Оммажи, вдохновленные отдельными художниками, их мирами или отдельными произведениями, направлениями искусства, стилем.

Культура целой страны – Испании, а также произведения Франсиско Гойи и других художников используются для создания мира и персонажей в играх Blasphemous и Blasphemous 2.
Или, например, работы Ганса Гигера, переосмысленные в игре Tormentum - Dark Sorrow.

Визуал и геймплей игр с оммажами и цитатами

Отсылки к искусству могут быть как точечным, представляющими собой небольшую пасхалку, так и более обширными, затрагивающими, а иногда и определяющие игровые механики.

Например, игры серии Rock of Ages полностью основывают свой сеттинг и игровые механики на произведениях мирового искусства разных периодов и жанров.

Apocalipsis наполнен эстетикой Северного возрождения и отсылает к Босху, Брейгелю, Дюрреру и другим.

Многие концепты врагов Silent hil 2 основывались на работах художника-фигуративиста Фрэнсиса Бэкона.

Иногда отсылками являются даже целые игры или локации, как в случае с Thomas was alone и Back to Bed.

Геймплейные механики в вышеназванных проектах напрямую связаны с картинами или стилем того или иного художника.

Так, в Back to Bed игрок встретит уровни и их элементы с аллюзиями на Сальвадора Дали, а также элементы картин Рене Магритта и других сюрреалистов, участвующие в игровых головоломках или размещенные на фоне.

Построить геймплей основываясь на идеях живописи Пита Мондриана и других основоположников абстракционизма казалось бы странная идея. Однако Bithell Games мастерски это сделала в своей Thomas was alone.

Создатели Thomas was alone взяли простые формы из картин и оживили из в игре, наделив разными свойствами в зависимости от цвето-формы, в чем можно увидеть обращение к супрематическим композициям Казимира Малевича.

Лично для меня наиболее приятными и впечатляющими отсылками являются те, которые ты замечаешь либо под определенным углом и при стечении нескольких обстоятельств, либо те, которые ты сможешь опознать обладая определенным багажом знаний(ну или посмотрев видео вроде “100 отсылок в Марио”).

В частности, подобного очень много в серии souls-игр от From Software, которые можно разбирать на отдельные большие тексты.

Такие моменты, по моему личному мнению, придают играм дополнительную глубину, связывая с классикой.

Отсылки, цитирование и оммажи в игре «Bramble: The Mountain King»

Отсылки к изобразительному искусству в играх, на примере Bramble: The Mountain King и других

Так как меня долго не отпускает замечательная атмосфера проекта Bramble: The Mountain King, то хотелось бы на нем и остановиться. Про эту игру на DTF уже есть несколько(1, 2, 3 и др.) подробных статей с разбором геймплея и других элементов и я ограничусь лишь краткими выходными данными, чтобы не отвлекаться от основной мысли статьи.

Отсылки к изобразительному искусству в играх, на примере Bramble: The Mountain King и других

Игру разработали: Dimfrost Studio

Жанр: бродилка, приключенческий экшн, хоррор

Сеттинг: мрачный фольклор скандинавских стран

Год выхода: 2023

Платформы: PlayStation 5, Nintendo Switch, PlayStation 4, GeForce Now, Xbox One, Microsoft Windows, Xbox Series X and Series S

Bramble: The Mountain King – это приключение-квест в мире добрых, а также мрачных норвежских сказок. По классике, в дневное время всё вокруг светлое, теплое и доброе. Но как только наступает ночь, то главный герой начинает подвергаться всевозможным смертельным опасностям.

В игре присутствуют элементы платформера, стелса и битвы с боссами, а акцент сделан на повествовании и погружение, для чего используются все возможные элементы окружения и программная камера.

Отсылки к изобразительному искусству в играх, на примере Bramble: The Mountain King и других

Если в начале геймплей кажется простым, то в определенных моментах игра вполне способна бросить вызов даже искушенному игроку.

Статичные скриншоты не в полной мере передают особенности движка и ощущений от погружения в игру.

При непосредственном погружении в Bramble игрок сосредотачивается на происходящем, замечает мелкие детали, и может очень хорошо прочувствовать настроение сцены: от светлой и радужной деревни гномиков до мрачной монохромной локации чумной деревни.

Особенность игры заключается в том, что перед игроком возникает череда стильно вписанных в повествование норвежских сказок с репрезентацией картин известных художников скандинавских стран. Этот проект можно назвать эталоном в использовании фольклора и истории искусств при создании небольшого, но атмосферного и качественного продукта.

В саундтреке игры активно используются фольклорные мотивы, атмосферные эмбиенты, и в финале дополнительное напряжение создает кавер на известную композицию Эдварда Грига «В пещере горного короля».

Э.Григ В пещере горного короля, по пьесе  "Пер Гюнт" .

Всегда любил мрачные и атмосферные бродилки- квесты, и, в случае с данной игрой, я не читал никаких обзоров, а просто взял ее на очередной распродаже. С первых сцен я уже стал не просто пробегать задачи и головоломки на скорость, а очень внимательно изучать окружение, любоваться каждым камешком, грибочком или существом.

Продвигаясь по не слишком длинному сюжету, почти на каждой новой локации меня ждал вау-эффект от осознания того, как мастерски и изящно переплетены с миром игры идеи и стиль картин знаменитых скандинавских художников - иллюстраторов!

По сюжету игры, главный герой Олле вместе с сестрой попадает в волшебный лес, наполненный добрыми и не очень добрыми сказочными созданиями. Сам главных герой это собирательный образ из нескольких сказок и картин. Тут и сказка "Мальчик, который ничего не боялся", "Мальчик и тролль" и другие.

Практически все из них связаны с национальной мифологией и сказками скандинавских стран: Швеции, Норвегии, Дании.

Большинство игровых локаций, персонажей и существ в игре отсылают к работам известных художников, но в основном я буду касаться творчества Теодора Киттельсена, Йона Бауера и немного других художников, вдохновленных их творчеством (например, Брайана Фрауда).

Больше всего я буду ссылаться на своих любимых иллюстраторов, так что немного полезной информации о них:

Теодор Киттельсен

Автопортрет
Автопортрет

Годы жизни: (1857 -1914)

Теодор Северин Киттельсен — норвежский художник, график и иллюстратор, был влюблен в Норвегию: ее суровую и величественную природу, ее предания и старину.

Вот некоторые из его работ: "Колдовство", 1892, "Замок Сория-Мория", 1911.
Часть сюжета из сказки Замок Сория-Мория использовался и в сюжете игры Bramble.

Примеры работ можно найти в издании "Волшебные сказки Норвегии".

Он писал мир, в котором живут огромные неуклюжие Тролли, добрые, но лукавые Ниссе, коварные Водяные, зачарованные Хюльдры, злые Ведьмы и бессмертные Драконы.

Статья на DTF про художника от Сказки Сутеева.

Йон Бауер

Автопортрет
Автопортрет

Годы жизни: (1882 -1918)

Йон Бауэр - шведский художник и иллюстратор.

Учился в стокгольмской Королевской академии свободных искусств, С 1907 по 1915 год он иллюстрировал альманах сказок «Среди эльфов и троллей». Увлекался мифологией и ее связью с природой.
Художник много путешествовал по Лапландии, Германии, Италии. Также, художник черпал своё вдохновение в итальянском Ренессансе и культуре саамов.

Статья на DTF про художника от Smirnov School

Художественные цитаты в игре

По мере прохождения истории мы видим, как отдельные художественные оммажи, так и непосредственные сюжеты сказок или картин, выстроенных в композицию или действие, также присутствуют интерьерные отсылки.

Так, когда игрок идет по мосту, гора на фоне вдруг может раскрыть светящиеся глаза и окажется, что это огромный тролль великан.

Или для создания атмосферы, подобные существа со светящимися глазами будут следить за главным героем.

Отсылки к изобразительному искусству в играх, на примере Bramble: The Mountain King и других

Существа, словно сошедшие с иллюстраций мрачных сказок используются не только для фона, но и активно задействованы в геймплее и сюжете.

Милота до крипоты

Например, вот этот добряк поможет нам перебраться через преграду и спасет в другой ситуации.

А классические скандинавские гномы разбавят атмосферу весельем и поучаствуют в небольшой головоломке. (Что произойдет с ними потом спойлерить не буду, но очень в духе мрачных сказок).

Огромная жаба на болотах, окажется весьма дружелюбной и нежной. Образ так и отсылает нас к сказке “Король с горы Экеберг” и иллюстрациям к ней (Ekebergkongen).

Персонаж игрока встретит прекрасную леди с золотыми волосами на берегу озера, которая подарит главному герою немного покоя и утешения. Этот момент явно вдохновлялся сказкой “Сказка про Лося Скакуна и Принцессу Осоку” и иллюстрациями к ней.
* Другие названия: "Про лося Скутта и принцессу Тувстарр"; "Лось Скакун Длинные Ноги и принцесса Былинка";

Кстати, самому Лосю Скакуну не так повезет и опасную сказочную ночь он не переживёт...

Достаточно подозрительный фонарщик, тем не менее окажется не таким уж и злобным, а даже поможет. В нем можно увидеть явные черты существа из скандинавской мифологии: Луктгуббен (Lyktgubben).

Из наиболее известных последователей неоромантизма скандинавских авторов, можно назвать английского художника и иллюстратора Брайана Фрауда. Его феи, тролли и прочие волшебные существа обладают такой же таинственностью, красотой и сказочностью, как и работы более ранних художников.

Например, тролли и феи

До смерти страшно

За хоррор - элемент в игре отвечают более мрачные создания.

Тролли и прочая лесная нечисть пытается поймать, съесть или извести главного героя. Такие моменты и существа вдохновлены сказками, похожими на “Тролли Хедальского леса” "На пир в замок троллей" и другими сказками и иллюстрациями со страшными троллями.

В болотах нас поджидает существо вобравшее в себя черты страшного нёкки(Nøkken) - опасные и недобрые существа, живущие в водоеме и фоссегрим - Водяной дух в фольклоре скандинавских народов, златокудрый юноша, играющий на скрипке или арфе.

В игре и на иллюстрациях можно увидеть персонажа норвежского фольклора хулдра/хульдра, также имеющего аналог в шведском фольклоре - скогсро.

Это лесное создание, заманивающее людей в лес своим пением. Спереди она красива, но сзади видны коровий хвост и полая спина. Встреча с ней не сулит ничего хорошего.

В игре классическое описание из сказок было немного приукрашено и получилась рогатая бесовка.

Пожалуй, одним из наиболее жутких для меня был босс что такое основанный на легенде о Песте - персонификации чумы.

Песта(Pesta) - в датском и норвежском фольклоре персонификация чумы и мора в облике страшной старухи в черном обветшалой балахоне, скитающейся от деревни к деревне.

Считалось, если старуха придет в город с граблями в руках, часть жителей переживет чуму, однако если будет с метлой — погибнут все.

Этому существу посвящена книга Киттельсена "Черная Смерть".

Помимо знакомства с представителями фольклора и окружением сказки, игрок сможет через геймплей и повествование лучше проникнуться таинственным, чуть мрачным и самобытным изобразительным искусством скандинавских стран, а также сюжетами многих сказок интерпретированных в игре.

Причем, это знакомство может быть как осознанным, так и подсознательным, когда впитываешь атмосферу, цвета, стиль и сказочность мира, не задумываясь значением и художественной подоплекой.

В конце игры нас ждет финальная битва с тем самым Горным Королем из названия игры. Король здесь собирательный образ и из музыкальной композиции по пьесе Генрика Ибсена и из сказок и иллюстраций.
В образе явно используются отсылки и на сказки и на изобразительное искусство нескольких авторов.

Заключение

В заключение, хотелось бы сказать, что не каждая игра обязана дергать отовсюду отсылки лишь бы вставить (как это последние годы делают в кинематографе).

Более того, многим играм это и не нужно, и они сами могут становиться таким произведением, из которого в дальнейшем будут черпать вдохновение игроделы, писатели, художники и режиссеры.

Но есть и игры, и жанры, в которых грамотное, аккуратное и изящное цитирование добавляет глубину, украшает мир игры и показывает мастерство авторов.

Всем Хороших и качественных игр, наполненных светом искусства и красоты.

Что почитать, если заинтересовал скандинавский фольклор

  • Northern mythology: comprising the principal popular traditions and superstitions of Scandinavia, North Germany, and the Netherlands by Benjamin Thorpe. In three volumes — London: E.Lumley, 1851
  • Norske Sagn samlede og udgivne af Andreas Faye — Arendal: Hald, 1833
  • Olaus Magnus Historia de gentibus septentrionalibus — Roma, 1555
  • Pontoppidan E. The Natural History of Norway& — L., 1755
  • Scandinavian Folk Belief and Legend / ed. by Kvideland R., Sehmsdorf H.K. — Minneapolis, London: University of Minnesota Press, 1988
  • The King`s Mirror / tr. by L.M.Larson — L: Oxford University Press, 1917
  • W.H.Lehn, I.I.Schroeder The hafstramb and margygr of the King`s Mirror: an analysis Polar Record — 2004, Vol.40, Issue 02. — p.121-134
  • Александр Волков Мистическая Скандинавия — М.: Вече, 2015
  • Асбьёрнсен П.К. На восток от солнца, на запад от луны: Норвежские сказки и предания / Перевод А.Любарской; Оформление и рисунки Н.Брюханова — Петрозаводск: Карелия, 1987
  • Бенджамин Торп Нордическая мифология / Перевод с англ. Е.С.Лазарева, А.А.Помогайбо, Ю.Р.Соколова. — М.: Вече, 2008
  • В стране троллей. Кто есть кто в норвежском фольклоре / Под ред. Рачинской Е.С. — М.: ОГИ, 2009
  • Волшебные сказки Норвегии / Сост. Е.Рачинская; худ. Т.Киттельсен — М.: Рипол Классик, 2011
  • Среди эльфов и троллей, перевод И.Мосина, иллюстрации Йона Бауэра, Санкт-Петербург, 2023
  • Сказки скандинавских писателей / под редакцией Л.Брауде — Л.: Лениздат, 1990
  • Скандинавские сказки — М.: Художественная литература, 1982
  • Что всего дороже. Сборник скандинавских народных сказок — Ленинград: Детская литература, 1969
1717
6 комментариев

В аниме тоже видел

1
Ответить
1
Ответить

игра вообще топчик. а статью я сейчас почитаю

1
Ответить

Лайк, только вообще не понял зачем в такую статью срать неросетями в начале.

1
Ответить

Если саму статью написала не нейросеть офк.

Ответить