Первые игры, которые можно отнести к жанру survival horror (в переводе с английского «выживание в ужасе») появились еще в 80-ых годах предыдущего столетия. Предпосылки к развитию этого жанра появились гораздо раньше, в книгах Говарда Филлипса Лавкрафта, а после в фильмах ужасов, где цель главного героя сводилась к тому, чтобы выжить во враждебной атмосфере. Как правило, отличительной особенностью произведений данного жанра становится то, что героя пугают не изображения насилия, крови и жестокости в привычном понимании, а нагнетающая атмосфера и психологическое давление. В качестве весьма живописного примера можно привести атмосферу второй части серии игр Silent Hill, где главный герой в полном одиночестве бродит по заброшенному городу, изредка натыкаясь на персонажей, с которыми можно вести диалог. Это вызывает чувство одиночества и беспокойства у игрока, который, как и главный герой, начинает ощущать растерянность и, что закономерно, страх. Это вполне адекватная реакция на ситуацию, когда ты не можешь контролировать происходящее.