Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Вступление

Братья и сестры,

Прошло больше 20 лет с тех пор, как я впервые прочитал про игру СТАЛКЕР в рубрике "Игры на экспорт" журнала Домашний ПК. Еще даже не СТАЛКЕР, а некий Обливион Лост, который обещали выпустить в начале 2003 года.

Ахахахах. Извините.

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Так вот, создатели поведали журналистам, что сюжет вдохновлен повестью братьев Стругацких "Пикник на обочине". Там тоже есть "зона" с различными артефактами, и мы играем за сталкера (еще без точек), который в эту самую зону ходит с риском для жизни, вынося оттуда всякие бирюльки. Кроме того, в центре зоны имеется некий объект ("золотой шар"), притягивающий всяких авантюристов. Обещали нам и робота-помощника — "железный цыплёнок", такой себе чокобо из финалки, способного выполнять простые команды и, в случае необходимости, поддерживать огнем или осуществлять разведывательные функции.

Я не пил, а буквально процитировал заметку.

Для тех, кто любит смотреть или слушать, — видео на YouTube.

Убежден, что у многих слюни потекли от такого прогрева. Меня же тогда заинтересовали больше скриншоты... А вот книга — нет. И это прекрасно. Я себя знаю: прочитав её тогда, я бы плевался и, не дочитав, никогда бы не взял её в руки снова. Какие-то бомжи ковыряются в мусоре, оставленном пришельцами, а мусор пришельцев опасен для человека.

Ну жесть же.

А этой весной, дочитав «Анафем» Нила Стивенсона, я решил таки прикоснуться к Стругацким.

Не дойдя до половины, буквально загорелся перепройти, а точнее пройти оригинальную игру с её дополнениями.

Ибо, выйдя в марте 2007, я в неё играть не стал, несмотря на то, что она получила тонны наград от неподкупных игровых журналистов.

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Ей пели такие оды: что это Half-Life 2 в чернобыльском антураже, и чуть ли не украинский Fallout. А может, даже Готика. Ведь это не какой-нибудь сраный коридорный шутан а-ля DOOM 3. Мир открытый, враждующие группировки, наш протагонист, который в зависимости от принятых решений может улучшать или ухудшать отношение к себе. И инвентарь с весом, и потребность в еде, и, конечно же, шмот.

А чего ж я не стал играть?

Раздобыв вожделенный диск, установив и запустив, я разочаровался: игра вылетала буквально на каждом шагу, так что играть в такое барахло я не стал и переключился на что-то другое.

Но что-то я задушнил. Ведь, если этот ретрообзор вышел, значит, игру я как минимум прошел. И, забегая вперед, скажу: я прекрасно понимаю тех, кто играет в неё до сих пор, кто пилил моды все эти годы и исправлял вместо разрабов баги.

Начало игры

Кордон

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Уже в те времена "амнезия" считалась пошлым клише в играх. Но Сталкеру, как я обмолвлюсь и не раз, прощали и не такое.

Так вот. Главного героя обзывают Меченым, а в его КПК (это такой реликт из прошлого, не путать со смартфоном) есть одна-единственная запись: "убей Стрелка". Это и станет нашим главным квестом и твистом одновременно. Первым делом нужно помочь "Волку" разобраться с бандосами и вызволить человечка с важной флешкой, спрятанной очень надежно. В этот раз я был готов к всратой системе стрельбы — она меня не выбешивала, а, наоборот, я воспринял её как должное и дал себе установку: вот такая игровая механика — косая стрельба.

В этом предбаннике стоит чутка задержаться и выполнить пару квестов перед походом на военный КПП. К слову, можно их обойти и попытаться пройти через молнии, но мне было лень, так что я расфигачил военных. Благо они такие же косые, как и я, так что битва была на равных. Налутал первые калаши, прошел дальше. Торганул с Сидоровичем, а лучше бы его звали Барыгыч, т. к. обменный курс у него — мое почтение. Четыре калаша он у меня купил за 1000 рублей, а у самого всё продается за десятки косарей за айтем. Короче, торгаш и редиска.

Так, стоп, нужно рассказать об окружении.

Начнем с дороги. Именно с дороги всегда начинается любое путешествие. По дороге мы будем чаще всего перемещаться между локациями. Тщательно срисованная с реальности, с той реальности, навечно застывшей в моменте, где пересеклись центробежные и центростремительные силы, переломившие тренд с величия СССР на его угасание, но еще не проявившиеся вовне. А в ней как было? В той реальности.

Асфальтированная дорога обычно однополосная, но еще без ям и глубоких колей. И нет разницы — в городе, ПГТ или межгород, ведь личного транспорта очень мало, а для автобусов, тракторов и прочей спецтехники достаточно. Ведь лучше однополосная асфальтированная, которая будет функционировать круглый год, чем широкая грунтовка.

А вечным атрибутом дороги, по крайней мере в Украине с 50-х годов, стал тополь. Неприхотливое, быстрорастущее дерево, которое решало сразу несколько задач, таких как борьба с загазованностью и удержание грунта от проседания.

90% зелёных деревьев на этой картинке — тополя. г. Николаев.
90% зелёных деревьев на этой картинке — тополя. г. Николаев.

Проблем, конечно, он тоже принес, взрослым... Будучи детьми, весной, когда пух, как снег, застилал улицы городов, мы его поджигали. Впечатление на всю жизнь, особенно если его еще никто не разнес, и он горел по площади двора. Осенью же листья, опавшие, собирали в огромные кучи, в которые можно было что? Правильно, прыгать. С трубы, например, или с гаража — смотря куда дворники их сгребали.

Да, ложка меда воспоминаний в бочке с дегтем реальности 90-х.

Поначалу бродил по виртуальному музею, отлично воссозданному авторами для современников. Заходил в молчаливые, покрытые пылью строения, в которые свет проникал сквозь разбитую шиферную крышу, сгнившие и переломанные доски перекрытия. И доставал из памяти детские воспоминания. Такие же обшарпанные, полуразрушенные, нередко глиняные или деревянные частные домики, построенные в период с 30-х по 50-е годы 20 века, а может, и чуть раньше.

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Тогда, лазая по таким заброшкам, я не задумывался, почему это произошло, где хозяева, что с ними, почему не продали.

А что еще прилагается к заброшкам? Звуки. И тут саунд-дизайнеры поработали на славу. Скрипы дверей, шаги и, конечно же, лай собак.

Лай собак нужно отметить отдельно. После заката, идя по дороге, от внезапного лая меня такая жуть пробирала, что хотелось побыстрее добраться до дружественных НПС.

И вишенкой на торте для меня стала неосвещенная дорога, лай собак где-то в округе и диалоги басяков по фене. 12 из 10. Сразу. Плевать на все баги и вылеты.

Зона

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Итак, как же мы дошли до жизни такой? Нет, не в реальности. В игре.

Действия разворачиваются в альтернативной реальности (2012 год), через 6 лет после второй катастрофы на ЧАЭС, которая имела гораздо более серьезные и таинственные последствия.

И вот, как говорится, пока верстался этот номер, в интернетах выяснилось, что у великих фантастов был рассказ "Забытый эксперимент", который даже ближе к игре, чем "Пикник". Настоятельно рекомендую его к прочтению или, если лень, прослушать. Благо в ютубе есть много отличных аудиоверсий. Там всего час.

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Я позволю себе кусками цитировать рассказ:

Возникли совершенно новые формы, странные и удивительные. Многие виды просто вымерли. Другие приспосабливаются, хотя и не знаю, можно ли употреблять этот термин. Вернее сказать, дали мутации, жизнеспособные в условиях повышенной активности.

Аркадий и Борис Стругацкие «Забытый эксперимент»

Свалка

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Не знаю, как сейчас, но в мои школьные годы трагедия Чернобыльской АЭС отмечалась каждый год днем памяти. Были линейки, на которых показывали документальную хронику тех страшных дней после пожара. Даже рефераты сдавали. Сильнее всего меня впечатляли кадры оставленной техники: пожарные машины, военные авто, вертолеты и многое другое. Всё это стоит там и по сей день.

И вот на одной такой стоянке-свалке мы помогаем отбиться от бандитов и, желательно, сохраниться перед боем... Братья, сохраняйтесь как можно чаще. Это сбережет ваши нервные клетки.

А вот по курганам прыгать без водки и шприцов не советую. Фон такой, что здоровье тает на глазах. Там есть и схрон, и некоторые интересные артефакты.

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Дальше меня ждало железнодорожное депо, где мы также помогаем сталкерам отбиться от бандосов. Обидно, что сталкеры мне не помогали возле ворот, где я достаточно долго провозился, пытаясь в одно рыло одолеть кучку бандосов. Там бы я и застрял без боекомплекта, благо мне еще на свалке подвернулись запрятанные разрабами патроны на башне в ящиках. Иначе всё: ходи — побирайся в окрестностях или лутайся на месте под свист пуль над головой.

НИИ Агропром и Тайник Стрелка

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Набрав с гадских бандосов всё, что только можно было уместить в рюкзачок, я перешел в новую локацию — Научно-исследовательский институт "Агропром", где уже вовсю резвились НПС и без моего участия. Выпустив пару очередей, я добрался до тайника Стрелка...

Вот где начинается настоящий survival horror. Если до этого испугаться можно было лишь от резко выскочившей собаки, то тут и джампскеры раскрываются на полную. Да, я знал, как выглядит кровосос — он был на постерах и многочисленных видеороликах тех времен. Да, я знал, что он появляется в этом данжине. Помогли ли мне эти знания не отложить кирпич? Нет, конечно.

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Во-первых, как только ты туда спускаешься, сраный оранжевый проблесковый маячок со скрипом вращается, освещая туннель на мгновение, а потом ввергает его в темноту. Волей-неволей возникает ощущение неопределенности и тревоги.

Во-вторых, после встречи с военными я и так поистратился в припасах, а, как мы знаем по всяким Резидентам, ограниченность ресурсов заставляет чувствовать себя уязвимым.

Энивэй, всадив в эту тварюку обойму-полторы, в тайнике я подобрал супер-пупер-мега калаш, с которым и прошел игру. Так что оно того стоило.

Но разрабы не пощадили мою психику: когда мне показалось, что я уже вылез, контролер затянул меня обратно.

Клан Сопрано - И когда мне показалось, что я уже завязал...
Клан Сопрано - И когда мне показалось, что я уже завязал...

Три раза он меня убивал... А я не знал, что делать. Форменное насилие. Всё же мне удалось от него сбежать. Вылез. Да уж, было страшно и нервно.

Сходил на горшочек, чтобы после зачистить Агропром и забрать документы. Как видно по геймплею, я действовал, скорее всего, неправильно, но весьма эффективно: напаровозил первых вояк, засел в угол дома, сохранился в энный раз и давай расстреливать по очереди в голову. Когда от большей части избавился, погнал добывать документы.

Бар

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Сколько же добра я оставил. А мог бы всё загнать по сходной цене еще одному местному барыге. У бармена, так же как и у Сидоровича, всё неимоверно дорого купить и копейки продать.

Лаааадно, — подумал я. — Квестами перебьюсь.

Разнообразием они не блистали, но деньги есть деньги. Тем более рядом стоял странный тип, который за бабки предлагал информацию о Стрелке. Сначала я подумал: "Хрен ему, а не 4000 рублей", но сохранился и потратился. А потом еще 2000... и 3500...

Благо это казино закончилось, а я выяснил, что Призрака нужно искать в лагере ученых "Янтарь".

Был и бедолага в баре, которому нужно вернуть оружие, иначе его попрут из Долга. Лучше бы я этот таск не брал. Трижды я оббегал локацию, трогал каждого бандоса, чтобы найти этот Обокан штурмовой. Я уже и забить хотел — буквально последний поднятый мной автомат оказался нужным для закрытия.

Возле бара была арена... Но я её пробежал. Уже после прохождения прочитал, что там нормально денег давали за убийство других сталкеров за бабки.

Темная долина

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Тут после заскриптованной сценки помогаем вызволить побратима долговца Пули, и мне выдали прицел на полэкрана. Я с ним ходил-ходил, да и снял. Толку от него ±0, а эстетически мешал любоваться Зоной. Да, я любовался Зоной и без модов.

На стройке валим всех, чтобы забрать Обокан штурмовой — об этом я чуть раньше сказал. Еще в подвале сидел долговец, спас и его. Нафига — я так и не понял. Но раз уж мимо проходил, а он мне зла не желал, то и ладненько.

Бегая туда-сюда по этажам стройки, поймал себя на мысли, что я тут уже бывал в детстве. Планировка-то по всему СССР была очень похожа, если не одинакова. По таким остовам набегались с друзьями. Было жутковато, потому что нас пугали наркоманами, поджидающими нас. Но обычно там было пусто: только шприцы да окурки.

Наверное, современным детям в мегаполисах не понять очарования заброшек. Да и нет их уже практически.

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Ну, вернемся к игре. Убив Борова и полутавшись в его комнатке, забираем второй ключ, чтобы проникнуть в лабораторию.

Лаборатория Х-18

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Я уже начал догадываться, что GSC Game World сделали фишкой игры: надземные и подземные локации будут чередоваться.

Но что с порога, я снова захотел на горшок. От же черти. Вроде бы и ученый уже, тайник прошел. Но внезапно стали летать предметы. Сами.

Оказалось, это полтергейсты. А за ними еще огненный шарик.

Снова-таки, баги мне помогли, или так задумано, я от него убегал и умирал. Убегал и умирал. Как и в случае с контролером, помог случай. Я забежал в комнатушку, а он пролетел. Дурачок. Хех.

Награда того однозначно стоила. В одном из шкафчиков я нашел броню монолита. У мертвого ученого выяснил пароль от двери и спустился дальше. Снова убегая от этой огненной срани.

Долго ли, коротко ли, я таки забрал документы, и тут началось. Я правда думал, что это баг. Что эта летающая срань, поджигающая всё вокруг, — ни что иное, как сломанный противник. Сколько БК я высадил в него, даже сосчитать не смогу.

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Оказалось, что оно вполне смертное.

Катсцена. И валим обратно.

Выскочив, Сидорович рассказал, что делать дальше. Принеся документы бармену, выяснилось, как работает Выжигатель мозгов, который мешает пройти к центру Зоны.

Естественно, так просто пойти туда и выключить его нафиг нельзя. Нужны еще документы. Они лежат в еще одной лаборатории — Х-16.

Емае, сколько ж их там, этих лабораторий...

Дикая территория и завод Янтарь

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Поплелся я в новую локацию, где меня сходу пристрелили. Впрочем, со второго раза я заныкался за деревом и методично отстрелил несколько снайперов. Пройдя через такой блокпост, началась новая мини-катсцена, где сбивают вертолет, а ученые просят спасти их. Что ж, пошли спасать.

Быстренько познакомился с Кругловым и давай пробираться сквозь врагов в кромешной тьме. Игра Сталкер была бы не Сталкером, если бы мне не пришлось несколько раз выводить его из тоннеля. Он просто стоял как вкопанный. Не баг, а аномалия. В отличие от него зомбаки, которых я увидел впервые, ходили отлично и стреляли метко.

Ты не смотри, что на локации одни зомбари да снорки. Что одни, что другие крайне меткие, и удары у них очень болезненные. С помощью Круглова, нескольких обойм и чуда с настроенным пси-шлемом идем искать вход в лабораторию номер 16. Труп Васильева рассказал нам, что вход с корешем Стрелка, Призраком, то был найден, но он попал под излучение. Рукожопые. Всё мне делать.

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Путь мой лежал через завод Янтарь. Капец, зомби меткие... Нет, серьезно, бандосы мне так ХП не сносили, как эти.

Лаборатория Х-16

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Лифты... Повторюсь в сотый раз: нарисовано — мое почтение. Эта облупленная краска до половины стены, лифт в коричневой обшивке "под дерево". Что в многоквартирных домах, что в больницах, что в институтах, ты их точно видел. Жаль, что нерабочий. Этот звук вызова, характерное открывание и закрывание дверей... Возможно, в следующих играх серии.

Памятуя о схроне Стрелка и 18-й лабе, я буквально каждую минуту сохранялся. Но мне это не помогало: зомбаки меня сносили издалека.

Чудом! Я вырубил фонарик и смог подходить к ним ближе и завалить таки всех уродов. Добравшись до последнего рычага, я вырубил его — и вырубился сам. Катсцена.

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Судя по всему, баги были на моей стороне, потому как я завалил контролера, а он меня даже не притягивал. Не веря своему счастью, я сохранился. В конце комнаты лежал Призрак. Лутанув с него всё, что можно, я вышел и махнул комбез усопшего на имбовый ученых, зеленого цвета.

Черт знает, что меня дернуло пойти на Кордон... А, вспомнил задание, светившееся зеленым. Там был труп, а задание зеленое. Я ходил вокруг да около. На том же месте, где мы спасли сталкера, снова подошел к нему, и он мне дал новый квест. А зеленое осталось.

Почти до конца игры мне больше такой неочевидной цепочки не попадалось.

Вернулся в свой схрон. Там я задел растяжку, которую не задел в прошлый раз. WTF! И тут — о чудо — твист, который я разгадал пол игры назад, потому что мне на него намекали очень настойчиво: я и есть Стрелок.

Но что более интересное, дед рассказал, что Монолит — это херь.

Армейские склады

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Вернувшись в Бар, сдал всё, что мог, и отправился к местному генералу. Дядька мне выдал, на первый взгляд, дурацкий квест — спереть некое оружие Бульдог-6. И, вдобавок, найти модифицированную винтовку.

Ребята, не игнорируйте этот квест! Мне за него дали Винтарь-ВС. Это просто вещь. Патронов бы к ней больше, и радар бы превратился в легкую прогулку. Оценил её по достоинству я уже на ЧАЭС, но это будет потом.

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Не успел и пары шагов сделать в новой локации, как начался замес: долговцы, как я понял, из отряда Черепа, положили всех. Хоть меня не тронули, и на том спасибо. Памятуя, что генерал хотел проучить Черепа, бочком прошел мимо. Решил не ввязываться, раз меня предупредили.

Напоив повара и разузнав, где лежит это чудо-оружие, поплелся в деревню. Чуть не забыл: я всё же перед этим прошвырнулся по базе, и там был местный вожак — Лукаш, который предложил мочкануть группу Черепа. Сохранился на всякий. Подумал-подумал и забил. Понимая, что развязка игры близка, я хотел двигаться по сюжету, и, побоявшись, что потом у меня таки будут проблемы с Ворониным, отказался и умотал.

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Добежав до деревни, меня снова накрыл выброс. Нет, не Зоны — воспоминаний о местах, некогда мною посещенных. Они его так нарисовали, что немедленно представляешь осенний яблоневый сад в погожий солнечный денек, когда с дедушкой собирали урожай под шелест листьев и запах созревших яблок.

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Но меня быстро вернули свободовцы, предупреждающие о кровососах. Странно, что им разрешили тусоваться вне помещений. Днем на улице они не такие страшные. В подвале полуразваленного дома лежит гранатомет Бульдог-6. И вот там-то парочку кровососов нужно было бы втыкнуть.

На автобусной остановке валим наемников, забрал квестовый ствол и радостный побежал к Воронину. Всё, пора было бежать к радару, где меня встретили и нагнули бойцы на заставе "Барьер".

Ладно, пару раз умерев, заюзав практически весь боекомплект от калаша, я пробился дальше.

Радар и Лаборатория Х-10

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Это было больно. Не ожидал такого количества противников, но страшнее этого была радиоактивная техника. Меня там и с РПГ пару раз валили, и гаусс-пушкой, но я прорвался.

Дальше — больше. Начали появляться разные глюки. Естественно, я не сразу сообразил, что они безвредные, и лупил по ним.

А потом — пустые коридоры и помещения. Шел я долго. Дошел до панели управления и... выключил её. Всё.

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Ляяя, как же я ошибался, подумав, что локация простецкая донельзя и что самый жир был на подходах к лаборатории. Всю дорогу обратно я пробивался сквозь монолитовцев. А на поверхности вообще творился трэш и угар: военные сцепились с монолитовцами.

Моя броня была знатно потрепана. Благо в вагончике нашел еще одну и краями ушел, стараясь ни с одной из группировок не сталкиваться.

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Ну и звонок бармена с информацией о том, что все побежали к Исполнителю Желаний со всей Зоны, меня прямо подстегнул.

Так же бочком, не влезая в разборки между Долгом и Свободой, я на всех парусах бежал в Припять.

Припять

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

А вот тут меня уже поджидали не такие приятные впечатления. В целом скажу, что эта локация самая отвратительная. Но не потому, что её плохо нарисовали — отнюдь.

Меня кинули в жилой квартал, где я с отрядом людей в военной форме бегу сквозь стрелков, засевших на крышах, стреляющих из черных окон-бойниц. Шум и крик вокруг, воронки от взрывов, пролетающие боевые вертолёты. Вайбы войны, короче.

И именно здесь отряд постоянно тупил, приходилось по несколько раз рестартить сохранения. Кое-как добравшись до подземной стоянки и убив всех, я вроде бы сдал квест... Но зеленая точка так и продолжила гореть. И пес с ней. Не первая и, как оказалось, не последняя.

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Реально подустав от дикого спавна врагов со спины и багов, я максимально быстро помчался от гостиницы до ЧАЭС.

ЧАЭС

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

На входе в локацию — стела, вещающая о том, что я вступил на территорию атомной электростанции имени Владимира Ильича Ленина. И горящий БТР. Символично.

Я понял, что меня ждет жопа. Пару раз погиб и, сверкая пятками, пытался добежать до входа в станцию. Ещё на полпути таймер запустился, подстегивая меня шевелиться. Забавные диалоги в рации только отвлекали от нервозности происходящего вокруг. Пальба, таймер, вспышки выброса.

Забежал. Начал рассматривать всё, как пигмей, увидевший реликвию гигантов прошлого.

Всю жесть пересказывать не буду. Я так ещё не сохранялся: буквально на каждом шагу — по несколько монолитовцев в фулл-экипе. 30–40 минут я прорывался к Монолиту.

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

И моя невнимательность (а может, уже усталость) позволила мне сразу получить каноническую концовку. Я согласился присоединиться к О-Сознанию. Хотя, посмотрев после прохождения вариант с отказом, мне показалось, что именно уничтожение О-Сознания было каноном.

Выводы

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

Жалею ли я о том, что не прошел игру в детстве? Нет. Потому что я бы не стал её проходить.

Почему? Да потому что, если к Сталкеру относиться как к игре в вакууме, то получается игросодержащий продукт идентичный натуральному.

Хотя в самом начале я даже удивился: уже полчаса играю, и нормально. Но... Сталкер был бы не Сталкером, если бы не начал три раза подряд на одном и том же месте вылетать. Чудом, перезапуская сохранение, я не словил его ещё раз. Иначе обзор мог бы затянуться.

Бандиты. Давят обычно числом, но после получения в схроне Стрелка уникального АК становятся более податливыми.

Военные используют калаши, как мне показалось, чуть лучше стреляют и до получения дополнительной защиты с навешиванием пары артефактов на пояс являются крепкими орешками.

Ретро обзор игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. 12 из 10 аномалий!

А вот напитавшись книгами Стругацких, Ежи Тумановским, возможно, посмотрев сериал от HBO и Записки мертвого человека... В Зону заходить — одно удовольствие. Вы сами увидите, что там творится.

55
8 комментариев

Тем временем, настоящий ретро-обзор, а не бледная тень отца Гамлета, что мы видим выше:

1

Играл на релизе с лицензионного диска с промокодом на подарок от гск. Ни одного вылета. Спеки: пень4 820(775socket) hdd80gb(ide) ddr1 256 radeon9600pro XPsp2.

Первая попытка:
OS: Windows XP
CPU: Intel Celeron D
GPU Leadtek WinFast A350XT (NVIDIA GeForce FX 5900 XT)
RAM: 2 gb
Вторая:
OS: Windows XP
CPU: Intel Core 2 Duo E6600
GPU: GeForce 8800 GT
RAM: 4 gb
Финалочка:
OS: Windows 11
CPU: Intel i7
GPU: GeForce 3060 mobile
RAM: 32 Gb

Всегда вылетали. Возможно, я рукожоп.

1

Играл в сталкера в день выхода, но у меня уже не детство тогда было. До этого читал и пикник, и фильм смотрел, и забытый эксперимент читал. Игра норм для своего времени была, но к этим произведениям почти никакого отношения не имеет.

А мне после прочтения «Забытого эксперимента» показалось иначе. Может, я через чур проникся Зоной, и она мне стала везде мерещиться😅

Буквально на днях перепроходил после двоечки
Тч плохо состарилась, все плюсы заканчиваются на музыке из подвала Сидоровича, а в остальном - сломанный баланс, унылые сайды, артефакты, раскиданные по всей свалке, смешно делаю вуб-вуб, весь исследовательский вайб заключён в трёх фрагментах (сумасшедший на болоте, военный на болоте, раненный чел с историей про гаусс за 800)
Сейчас из ванильных сталкачей только зп приятно играется, но я бы всё равно мизери сверху накатил для надёжности