Я прошел Pathologic 2 (Мор Утопия) на канонической сложности. Лонг.

Я прошел Pathologic 2 (Мор Утопия) на канонической сложности. Лонг.

Не знаю, получится ли лонг. Но так как я достаточно долго подступался к этой игре, хочу зафиксировать свои впечатления на DTF. Писать буду экспромтом. Перескажу сюжет, как я его вижу и свои впечатления. Будут спойлеры.

Сразу скажу, я не претендую на то, что я стал инспектор лора Мора, я просто пишу то, как понял и запомнил. Я специально не пытался вызубрить его на "отлично". Могут быть ошибки и своя версия понимания тех или иных вещей.

Введение

Для начала я хочу обрисовать свой портрет, как игрока.

В игры я играю с 1990х годов, когда отец принес домой компьютер. Первое, что я помню: Братья Пилоты: По следам полосатого слона, Little Big Adventure, The Dark Colony, Ecstatica II, Город потерянных детей, Duke Nukem 3D, Wolfenstein 3D, DOOM I/II, Tomb Raider, Hunter Hunted, Призрак старого парка, Rebel Moon Rising, CyberMage: Darklight Awakening.

В текущем возрасте я бы выделил свои любимые игры так: Splinter Cell: Chaos Theory, Hitman серия, To The Moon, DayZ, Escape From Tarkov, SQUAD, Arma, Red Dead Redemption 2, Max Payne 2.

Считаю, такое разворачивание своего вкуса необходимо для того, чтобы выставить экспозицию относительного того, какой я игрок.

Подготовка к игре

Я не назову себя фанатом, но меня всегда манит вайб сюрреализма, который маскируется по реализм. Я не всегда смотрю фильмы или играю в такие игры, но по атмосфере - меня это цепляет.

Кадр из фильма "Счастливые дни". Реж. А. Балабанов
Кадр из фильма "Счастливые дни". Реж. А. Балабанов

Этим меня и привлекла первый раз Мор Утопия. Она мне очень напоминает такие фильмы, как "Счастливые дни", "Замок" режиссера Алексея Балабанова. И что-то похожее по атмосфере я вижу в этой игре с фильмом "Город Зеро" Карена Шахназарова. Именно такая атмосфера меня цепляет и поэтому мой мозг зацепился за Мор.

Кадр из фильма "Город Зеро". Реж. К. Шахназаров.
Кадр из фильма "Город Зеро". Реж. К. Шахназаров.

Лично у меня - чем старше становишься, тем труднее поиграть во что-то новое, разбираться в механиках, привыкать к лору настолько, чтобы я стал готов читать тонну текста.

С Мор Утопией у меня получилось примерно так же. Я пропустил классическую версию, но хорошо помню ее на страницах журнала Игромании, еще тогда она сохранилась у меня в памяти, но меня интересовали более примитивные вещи. Сейчас же, с подходящим кризиса среднего возраста все больше и больше начинаешь любить что-то подобное в поисках себя (наверное?)

Несколько заходов начиная с 2020/2021 года оказались неудачными, я бросал игру через несколько часов. Парадокс: мне нравился лор, постановка, графика, геймплей, но не готов был я погружаться в этот мрак надолго.

И вот на этих новогодних праздниках - это свершилось.

Я прошел Pathologic 2 (Мор Утопия) на канонической сложности. Лонг.

Вхождение в игру.

Игра честно пишет, что в ты ничего не поймешь в начале и история начнет складываться только к середине. Поэтому та тонна непонятной информации, которая сыпется на тебя, проглатывалась без попытки что-то осмыслить. Забегая вперед, скажу, что это сработало - картина начинается складываться во что-то внятное по мере прохождения. Хотя понять весь лор этой игры, наверное, сможет только создатель.

Я прошел Pathologic 2 (Мор Утопия) на канонической сложности. Лонг.

Начало сочное. Сразу задает тон тому, что будет дальше происходить. Странный Попутчик в поезде, который встает из гроба и ведет странные диалоги. Странные большие быки на платформе, тени персонажей, который разговаривает с тобой, как бы вне измерения. Люди в страшных хим. костюмах с клювами.

Смысл такой, что ты Артемий Бурах, сын доктора Исидора. Вместе вы родились в каком-то неизвестном и фантастическом городе, который находится где-то на окраине страны, вдалеке от всех торговых путей и цивилизации. Из-за этой удаленности общество в городе достаточно замкнутое. Наслаивается на город то, что построили его на бывших степях, где жил степной народ, очень замороченный по тематике колдовства, чудес, мистицизму, традициям, обрядам и т.д. Вообщем, весь этот компот старого, нового и закрытого, находит свое отражение в городе, где ты родился:

Люди чаще всего простые, глубоко не думающие, верящие одновременно в алхимию и то, что земля живая и по ней текут вены крови, которые дают плодородную почву. Коллектив внутри города настолько замкнутый, что чужаку достаточно трудно понять, что происходит. Все между собой все понимают и складывают это в какую-то логику, но чужаку, т.е. тебе, играющему, вообще ничего не понятно.

Так вот Исидор пишет своему сыну письмо о том, что в городе случилась беда и Артемию (т.е. тебе) срочно надо вернуться в город и помочь завершить какое-то дело. Артемий срывается с учебы/работы в столице и уезжает к себе домой. Артемий уже стал человеком городским, для него вся эта степная деревенская жизнь уже кажется в диковинку.

Все только начинается

Я прошел Pathologic 2 (Мор Утопия) на канонической сложности. Лонг.

Приключения встречают сразу. Возле вокзала Артемия пытались убить незнакомцы, но он сам их убил.

Исидора, отца Артемия - убили в ночь его приезда. По иронии судьбы весь город прогоняет слухи, что Исидора убил его же сын. В связи с этим люди и пришли на вокзал убить Артемия, в месть за Исидора. Как бы это парадоксально не звучало. Но в случае Мора парадокс - норма.

По началу я бегал по городу соображая, что происходит. Встретил старых друзей главного героя, познакомился с несколькими стаями детей.

Кстати, о детях. В игре очень много детей, что, наверное, необычно. Они - распространители полезной информации, а так же выгодные торговцы. Торговля игре сделана так, что в основном ты обмениваешься мусором, который нашел, на мусор, который есть у прохожих. Мусор бывает разный: от ножниц, до каштанов, бусинок и пуговок. Взрослые и функциональные предметы, типа точильного камня можно обменять у взрослых на что-то другое, например, еду. А вот бусинки, иголочки, каштаны и всякие красивые шарики взрослым не нужны, но вот детям... Я не сразу вдуплил об этой экономике, ближе к середине. Всякие детские хлам, можно выгодно обменять у детей. За какие нибудь маленькие шарики-жемчужинки дети могут отдать что-то интересное и дорогое, что стоило бы бешеного обмена у взрослого.

Так же есть магазины, но денег постоянно не хватает, а в магазинах ценники конские. Поэтому основной путь получения лута - это обмен с прохожими, либо грабительство домов.

По началу в городе ходят слухи о том, что ты убил Исидора, поэтому в некоторых районах при виде тебя будут пытаться набить морду. Так же не будут с тобой обмениваться и пускать в подъезды своих домов: это нужно, если ты не видишь прохожих для обмена. Стучишься в какую-нибудь дверь дома, где живут люди и если у тебя хорошая репутация - тебя пустят внутрь.

Со временем ты восстанавливаешь старые социальные связи и обретаешь новые. Появляется какая-то движуха по решению чужих проблем, восстановлению связей со старыми друзьями и сглаживание обид.

Геймплей.

Геймплейно игра это визуальная 3D новелла на 70%, 25% - это survival хоррор, 5% - экшн от первого лица.

Представьте себе DayZ, который по хардкорности механик ближе к Escape From Tarkov, но только вы в основном бегаете от торговца к торговцу и о чем-то общаетесь.

Основная борьба в игре у вас это за ползунки:

  • Голод. Лечится едой.
  • Усталость. Лечится сном.
  • Жизнь. Лечится аптечкой
  • Жажда. Лечится водой, влияет на бег.
  • Иммунитет. Поддерживается таблетками, не дает заразиться эпидемией.

Эпидемия.

Я прошел Pathologic 2 (Мор Утопия) на канонической сложности. Лонг.

Игру я проходил с начала декабря и закончил только сегодня - 3 января 2025 года. Поэтому повествование у меня может быть не точным. Это в первую очередь личные ощущения и заметки для самого себя.

Вообщем на 3-4 игровой день на сцену выходит главный противник - эпидемия.

Песчаная чума, которая выкашивает за сутки любого, кто ей заразится. Чем лечиться - неизвестно. 5 лет назад что-то подобное уже было в этом забытом городе, и тогда Исидор помог остановить эпидемию. Забавно, что единственное лекарство, которое есть - странный порошочек, который попадается у детей при обмене, либо находится в тайниках. Этот порошочек полностью лечит Чуму, но никто не знает его происхождение и состав.

Вообщем, с наступление эпидемии Артемию, как единственному доктору в городе - приходится бороться с ней. Отличие Исидора и Артемия, как ученика от классической медицины, это то, что они подразделяют тело и здоровье человека на три какие-то магические линии. И по их логике, чтобы вылечить человека, надо понять, какая из этих трех внутренних и фантастических линий заболела. Для этого у Исидора (и как следствие - у Артемия) был рецепт своих бутылочек с жидкостью для диагностики. Каждая бутылочка - для выявления болезни в одной из трех линий. Бутылочки делаются в подвальной лаборатории Артемия (которую ему подогнал по старой дружбе один из смотрителей города) из травы и чистой воды. Трава добывается в степи самостоятельно.

Я прошел Pathologic 2 (Мор Утопия) на канонической сложности. Лонг.

С приходом Чумы и появляется основная цель игры и игрока - найти лекарство от нее. Для борьбы с Чумой одновременно по городу гуляют три персонажа.

  • Гаруспик - собственно, игрок.
  • Бакалавр - Даниил Данковский. Медик из столицы, которого отправили бороться с Чумой.
  • Самозванка - ее происхождение и влияние мне непонятно. В игре она просто появляется в разных местах, где был Гаруспик и совершает какие-то странные действия в отношении людей, предметов, событий. Помогает она или нет - я так и не понял.

Все эти персонажи раскрываются в старой версии Мор Утопия, которая есть в переиздании с улучшенной графикой, но в них я не играл.

Обстановка в городе.

Я прошел Pathologic 2 (Мор Утопия) на канонической сложности. Лонг.

К моменту прихода Чумы у меня появилось четкое представление из того, как состоит город. Рассказываю, как понимаю.

Город - достаточно дикий, древний и темный. По факту управляется тремя семьями, которые разделили обязанности между собой.

  • Семья Сабуровых. Исполнительная власть, отвечают за порядок.
  • Семья Ольгимских. Они отвечают за основное производство в городе. Мясо быков - основной градообразующий завод. Все экономически важные предприятия принадлежат им.
  • Каины. Законодательная власть. Если честно, пришлось глядеть в интернете, за что они вообще отвечали. Так как при прохождении я часто слышал, что это какие-то влиятельные ребята, чуть ли не выше Сабуровых и Ольгинских, но с Каинами я в игре как-то особо не пересекался.

Вообщем, город крутится вокруг трех этих семей. Т.е. есть они и есть работяги, которые работают на заводах.

В городе есть не только люди, но еще и посторонние существа, которые тут существуют "как и надо".

Уклад. Это тот самый коренной народ, который жил в этих степях до прихода индустриализации. Как индейцы в США. Среди них не только обычные хомо сапиенс, но еще и разные существа, которые от людей отличаются только внешним видом.

Черви.

Я прошел Pathologic 2 (Мор Утопия) на канонической сложности. Лонг.

Простоватые и не сильно интеллектуальные (по ощущениям) существа. Очень суеверные, прямые и не конфликтные. Но очень фанатичные к своим старым степным традициям. Если по этой традиции надо кого-то убить во имя жизни земли, они это сделают. В городе занимаются в основном простой работой: работают на скотобойнях, местными таксистами на лодочках.

Травяная невеста.

Я прошел Pathologic 2 (Мор Утопия) на канонической сложности. Лонг.

Ходят голые, обмотанные какими-то водорослями. Общаются непонятными фразами. Одна из невест бегает всю игру за игроком, заставляя его вспомнить - кто она, а когда у главного героя не получается. Она расстраивается и пропадает на пару дней.

Невесты занимаются только всякими обрядными делами. Зачем-то танцуют, кого-то зовут и ходят по городу. Из прагматичного - с ними можно обмениваться.

Еще эти невесты в лоре "горожан" часто фигурирует как злодейки, которые наводят беду. Ну типа как раньше ведьмы и колдуньи. Одну из травяных невест в начале игры сжигают.

Вообще у Уклада полностью свой степной лор - боги, ритуалы, поклонения, вид на жизнь. Чтобы коротко описать, как выглядит мир представителями Уклада, попробую сформулировать это так: они все мироустройству привязывают к организму. Земля - это плоть, люди и животные - это цветы взращенные на этой плоти, которые все родственники, ведь у них одна мать - земля. Внутри земли есть туннели и сосуды, которые питают все живое. Земля может разозлится и стереть всех с лица земли, управляет законами физики и т.д. Вообщем, все суеверия Уклада завязаны на земле, ее венах/жилах/крови и т.д. Очень много говорят про это и считают, что чума это что-то связанное с тем, что земля очищает город.

Окружение.

Я прошел Pathologic 2 (Мор Утопия) на канонической сложности. Лонг.

У Артемия были три друга детства.

  • Гриф - в дальнейшем стал жуликом и крышует воров и карманников на складах города.
  • Лара. Просто девушка-подружка Артемия. Спокойная, переживательная по поводу смерти своего отца. Живет в особняке, чем занималась - особо не помню. Отец, вроде бы, у нее был военный.
  • Рубин. Ученик Исидора, очень ревнует и завидует тому, что Артемий сын Исидора. Потому что, судя по поведению Рубина, сыном хотел стать он. Считает, что Артемий предал отца, уехав из своего города учиться. По началу находятся в контрах. Он так же допускает, что Артемий причастен к убийству отца.

Жизнь во время чумы.

Я прошел Pathologic 2 (Мор Утопия) на канонической сложности. Лонг.

В городе пришла чума и теперь какие-то районы города выглядят достаточно печально. Начинает работать шкала иммунитет, которая убавляется, когда ты гуляешь по таким районам и трогаешь там предметы. По таким районам летает черный дымок (как в "Остаться в живых") и если ты с ним пересекся, у тебя очень сильно падает иммунитет. Восстанавливается таблеточками, которые покупаются/вымениваются.

Зараженные люди либо лежат на полу и Артемий может попробовать им помочь: продиагностировать и дать нужную из трех таблеток (вспоминаем про три линии тела по Исидору), либо просто ходят обмотанные и просят помощи. Но это бедолаги, которым уже не помочь. Сабуровские патрули их просто забивают до смерти. Если с ними пытаться контактировать, то ты очень быстро потеряешь иммунитет и заразишься.

Правда, у игрока будет вечный дефицит каких-либо ресурсов. Лично у меня - было много таблеток всех трех видов, но мало диагностических жидкостей. Поэтому я часто давал прохожим таблетки наугад, без диагностики, оставляя бутылочки диагностики для важных персонажей. Государство, кстати премирует любую помощь, даже если ты без диагностики дал таблетку - это хороший поступок в рамках номенклатуры.

Я прошел Pathologic 2 (Мор Утопия) на канонической сложности. Лонг.

С приходом эпидемии в городе сформированы госпиталь и штаб. В штабе дают задания и выдают деньги, лекарства и не обходимый провианты для врачей, Артемия это касается. Главный в штабе - Бакалавр.

Госпиталь распложен на территории театра. Туда надо ходить каждый день и делать разные задания, от препарирования больных до их лечения. Если не ходишь - в Штабе из фонда города ничего не получаешь. Если помимо основной работы еще и в зараженных районах пытаешься лечить бедолаг - тебе плюс к пайку.

Особый вайб мне добавили такие моменты, как кричащие дети в некоторых домах. Если туда забежать, то среди зараженных в обмотках можно забрать кричащего ребенка и отнести в Управу. За это тебе дадут деньги. Очень атмосферно.

Управленцы из города не понимают, как надо действовать и у всех свои тактики. Рубин, пытается сделать какую-то вакцину, но о планах особо не делится. Они мутят что-то с Бакалавром. Задача Артемия же только защищать Рубина от Уклада. Потому что его исследования по разработке вакцины очень не нравятся людям Уклада.

Да, кстати, Термитник (это бойня, где делают мясо быков) закрыт на карантин. Там заперли людей, считая, что таким образом они не заразятся. В Термитнике работает что-то в районе десятка тысяч людей. В основном люди из Уклада.

Я прошел Pathologic 2 (Мор Утопия) на канонической сложности. Лонг.

Уклад, кстати, постоянно несет какие-то свои степные бредни про то, что все это специально сделано, земля мстит и бла бла бла. Все это соотносится со странными исследованиями Рубина.

Ситуация усложняется еще тем, что в город, еще до чумы, перестает пребывать поезд с провизией. Все жители негодуют. Это создает дефицит еды, который очень ощущается в геймплейном плане.

Ночная жизнь во время чумы.

Ночью жизнь города совсем меняется. С приходом Чумы увеличивается количество мародеров и преступников. По улицам начинают ходить странные люди с накрашенными белыми лицами или с грязью на лице. Они с тобой не разговаривают - их цель убить тебя. Милиция на улице помогает их бить.

Помимо постоянной борьбы с различными шкалами с каждым днем становится все больше и больше этих мародеров.

Я прошел Pathologic 2 (Мор Утопия) на канонической сложности. Лонг.

Тут проявляется еще одна механика, которую я заметил только с активными драками по ночам. Если тебя убивают и ты загружаешься - игра это понимает. А в игре есть правило умер - становится еще сложнее. Обычно уменьшается какая-либо из шкал: здоровье теперь максимум не 100% от изначального, а 90%. К концу игры у меня наверное было 60%.

Инквизиция.

Я прошел Pathologic 2 (Мор Утопия) на канонической сложности. Лонг.

Так как несколько дней город не справляется с эпидемией - правительство присылает Инквизицию. Представитель инквизиции - Аглая. Ее задача не допустить распространение заразы самыми негуманными способами, если это потребуется.

Мне казалось, что это будет еще одна сложность для существования. Но тетка оказалась нормальная, сердобольная и с какой-то большой болью внутри. Она как-то доходчиво объясняет, что делает то, что должна. Мол "я не ученая, а раз ученые не справляются - моя задача предотвратить распространение". Тетка честная, призналась, что она не на хорошем счету. Понимает, что Мор не сможет остановить, мол это нереальная задача. Поэтому ее и послали, чтобы потом убить/посадить.

Сильно больших палок в колеса я не заметил от инквизиции. Просто еще один штаб, куда надо прийти поболтать. Остановить распространение чумы у Инквизиции не получилось. Единственное, что я заметил, это когда заразился друг Артемия - Гриф, он побежал по вызову Аглаи к ней в штаб (штаб располагается на территории Собора). После бесед с ней у него в голове что-то щелкнуло и он перестал быть хотеть вором.

Чума идет. Инквизиция не справляется. Рубин разрабатывает лекарство, единственное чем лечится Чума - это странный порошочек, который редко можно найти у детей. И пачка которого стабильно продается у ночного торговца. Еще один вайбовый персонаж.

Я прошел Pathologic 2 (Мор Утопия) на канонической сложности. Лонг.

Странный мужик, который спал в гробу в самом начале - владелец Лавки мертвых вещей. Работает только ночью. Принимает за дорого все вещи, которые "умерли" - разбитые ампулы, окровавленные бинты и т.д. В обмен можно купить полезные ништяки, в основном еда, но я затаривался этим волшебным "порошочком", чтобы лечить ключевых для себя персонажей.

Когда происходит чума. Всякие ключевые персонажи могут заразиться. В конце каждого дня игроку показывают рулетку, где "бросаются кости" и показывается исход по персонажам - заразился/не заразился/умер.

Вероятности исходов "костей" зависят от того, навещал ли Артемий этого ключевого персонажа или нет, давал ли ему какие-нибудь лекарства для иммунитета, порошочки для лечения и т.д.

Я прошел Pathologic 2 (Мор Утопия) на канонической сложности. Лонг.

В исследовании заразы Артемий продвинулся только в неоднозначном выводе: у Исидора был список детей, которых необходимо сохранить во время Чумы. Там 8 человек, семь из них известно кто, восьмой - неизвестен. Я, кстати, так с прохождением игры и не понял, кто был восьмой. Вроде бы, сердце города?

Натурально, сердце внутри земли, Уклад были правы со своими фантазиями.

Армия.

Я прошел Pathologic 2 (Мор Утопия) на канонической сложности. Лонг.

Аглая из Инквизиции не справилась и в город отправляют армию. Снимают движение колонны с направления на фронт (да, в стране идет, какая-то война. Привет, Алексей Октябринович) и отправляют в наш Мухосранск, тотально решить вопрос с эпидемией.

Аглая, конечно же, понимает, что это ее конец.

Рубина убивают. Кто - неизвестно (кстати, кто убил Исидора, тоже). Но он успевает отправить опытный образец в Штаб, доказав, что вакцина существует. Судя по тому, что Уклад охотился за Рубином, скорее всего они его и убили.

К концу игры в городе начинается полный хаос. Военные стреляют зараженных людей и бандитов.

Артемий договаривается с Укладом проникнуть в их святые места, чтобы попробовать найти там ингредиенты для приготовления вакцины. Это оказывается кровь земли, которую охраняют Черви. Приходится силой брать эту кровь, увидеть сердце города - натуральный орган внутри земли, не спрашивайте, как это можно объяснить. В это надо играть. Понимает, что Уклад действительно был близок к пониманию этой Чумы.

Короткий смысл, как я понял: Чума стала убивать людей, оторвавшихся от своей матери - Земли. Обычные горожане мрут моментально. Степняки, которые соблюдают традиции - не мрут. Так земля мол показывают свою усталость от пошлости, которая творится на ней - возведение города. Единственное безопасное место в городе - детская башня, построенная с нарушением всех законов физики. Не заражаются там - потому что дети ее построили на источнике кровяного фонтана, который оттуда бьет.

Концовка

У меня была такая концовка. Я добыл лекарство, сохранил по максимуму детей из списка Исидора.

Во время зачистки города армией пришел приказ о том, что город и в частности детскую башню, которая не заражается - надо разбить артиллерией. Таким образом остановить эпидемию. В штабе прознали, что детская башня затыкает фонтан крови Матери-Земли, и если его разбить то фонтан заполнит весь город и Мор уйдет.

Уклад приходит к Артемию и просит этого не делать. Мол тогда с этой земли пропадет все сюрреалистичное и волшебное, что родилось тут. Так делать нельзя.

В руки Артемия попадает возможность перехватить приказ у курьера, который несет бумажку о бомбардировке города и решить что с ней делать: отнести или спрятать и тогда бомбардировки не будет.

На мой выбор повлияло "чеховское ружье". В самом начале игры какой-то степняк мне по дешевке предложил купить быка. У меня тогда не было дома, но он сказал, что когда у меня он появится - быка приведет. Я на шару купил этого быка.

Когда у меня появился дом, степняк привел этого быка и он все 30 часов пасся возле моего дома. С ним можно было поговорить, но он ничего не отвечал. В конце игры, в последний игровой день я подошел к быку с попыткой еще раз поговорить и он сказал "не надо".

Так я и решил, что не надо бомбить город.

В итоге, как я понял.

Дети из списка Исидора - это те люди, которые сохранят и восстановят город и Уклад вместе. Ведь взрослые почти все поумирали.

Те, кто не готов к такой жизни ушли по степям из города - я так понимаю, что это какая-то потусторонняя сила изгнала "лишних".

В заключение

Любимая ли это моя игра? Нет.

Рекомендую ли я ее? Если фильмы из самого начала этого лонга Вам нравятся - да.

Жалею ли я о потраченных 35 часах - нет.

3030
33
13 комментариев

Ого. Теперь Дыбовский рад.

2
Автор

Почему?

1

Сперва подумал, что это нейронка, но после "переживательной" Лары, ревнующего и завидующего "ТОМУ" Рубину и работяг работающих на заводах из правящих семей Города понял, что нейронка такое бы не написала)

*Выводы по концовке в статье ничего общего с концовкой игры не имеют, это для интересующихся.

2

Чума стала убивать людей, оторвавшихся от своей матери - Земли. Обычные горожане мрут моментально. Степняки, которые соблюдают традиции - не мрут. Так земля мол показывают свою усталость от пошлости, которая творится на ней - возведение города.

Да ну. Там реально такая идея?

Опять дремучие крестьяне, которые бьют жен, используют в качестве детских пустышек отрезанные коровьи соски и молятся колесу оказываются носителями скрепных священных традиций и уличной магии? Потому что мать-сыра земля родит кровь, что питае и поддерживае, тех, кто верует, и потому случаются всякие чудеса и понеже сходит благовесть из недр земных?

А дворяне, чиновники и ученые - стало быть, тлен, разврат, вход не в ту дверь и бездуховность?

Пожалуй, хорошо, что я из своего прохождения вынес только идею о том, что все это было лишь театральной постановкой.

1

Я играл только в первую часть, где в разных прохождениях за разных персов были разные причины чумы. Так что это скорее видение Артемия.

2

Есть принципиальная разница между мракобесием и объективно существующих фактором. Мистика, воля Уклада, авроксы - это всё объективно существующие в Городе вещи, которыми, в частности, пользуются и дворяне. И если уж до сути копать, то она скорее про ценность жизни, про ценность времени, про цену решений, а не про мольбы колесу, они как раз декорация.

Хороший лонг, спасибо. Самому игра понравилась, однажды хочу ее перепройти, но убедить сделать себя это будет сложно, уж больно морально тяжело было играть в нее.

1