Диско Элизиум: Личное путешествие сквозь боль и надежду
Это не классический обзор игры, а личные впечатления, сплетенные с психологическим анализом. "Диско Элизиум" - это не просто моя любимая компьютерная игра, а сложное многослойное произведение на тему человеческой психики, политики и места человека в мире…
Первые впечатления
Начало игры поражает глубиной психологического подхода. Герой - полицейский Гарри - общается со своим рептильным мозгом, древнейшей частью нашего сознания, отвечающей за базовые инстинкты выживания. Этот внутренний диалог не просто метафора, ведь так и устроен человеческий мозг: рептильный мозг, лимбическая система, неокортекс. Когда принимаются решения о выживании - то принимает решения рептильный мозг. Учитывая, как близок к краю наш герой, понятно почему он общался с рептильным мозгом.
Амнезия героя - да, классический приём. Но он работает и создает эффект погружения - вы оба ничего не знаете о мире. Коп в костюме диско - это вы. Мотель. Бабушка. Всё более менее понятно. Но. Вы вместе с Гарри постепенно открываете мир Ревашоля - города, через который насквозь прошла война. Поначалу удивляешься и смеёшься, над тем,что полицейский в таком состоянии может продолжать работу. Но, чем дальше, тем сильнее понимаешь, что все очень закономерно и органично, и тогда уже становиться грустно. Игра умело вызывает различные эмоции.
Мир игры: Разруха и адаптация
Часть здания разрушена - похоже, в него попал какой-то снаряд. Но в это же время в другой части вполне себе живут люди и даже работает магазин книг… Да, жизнь всегда будет продолжаться. Какой бы она ни была…Легкой или сложной. Да, это заставляет задуматься, можем ли мы вообще об этом судить…
Квесты как отражение решений
Механика квестов виртуозно имитирует реальные жизненные выборы. Каждое решение - купить сигареты, найти все улики или остановиться на нескольких, спеть в караоке - это микромодель человеческих решений. Вам словно подбрасывают идею, и вы можете её взять, либо отбросить.
Ведь мы тоже, каждый день либо берем квесты, либо отказываемся от них - идти на встречу или нет, заняться хобби, поработать подольше может? Всегда ли выбор осознанный и исходит от нас самих? Игра показывает: свобода - в умении выбирать собственный путь, в котором лично мы видим смысл, а не следуем навязанным извне шаблонам.
Эстетика мира: Красота среди разрухи
Визуальный стиль игры - это не погоня за реализмом, а искусство иллюстрации человеческих эмоций. Каждый кадр - это не просто изображение, а целая история. Побережье, дамба, покосившиеся домики - все наполнено глубоким смыслом и особым, щемящим уютом.
Когда герой оказывается на побережье, приходит мысль “Нужно прийти сюда, когда пойдет снег - это важно”. Да, будет совсем другая атмосфера, и игра это прекрасно передаёт. А что ведь важно? Та куча дел, по которой мы каждый день куда-то бежим? А как иногда здорово просто медленным шагом пройтись по побережью, когда снежинки падают тебе в ладонь… И ведь для этого - нужно просто уметь остановиться и заметить…Доступно всем, стоит только захотеть.
Саундтрек выходит за рамки обычного музыкального сопровождения. Это словно самостоятельный терапевтический инструмент, способный передавать тончайшие эмоциональные аспекты человеческих переживаний. Я слушал его долгое время, после того как закончил игру.
Да, это бывает тяжело
С миром игры знакомится иногда тревожно. Да, разруха. Да, крайне смутное будущее. Встречаешь подростка на спидах, а потом когда находишь в бессознательном печальном состоянии его отца…Спрашиваешь напарника - что делать? Больница, или сообщим в полицию, тут наркотики - Ким отвечает, да как бы это обыденность, не стоит беспокоить…Когда видишь это всё, лично я задавался вопросом “А нужно ли вобще это расследование?” Если всё так…
И всё же, мы действуем
В мире полного хаоса и системной разрухи легко почувствовать себя беспомощным. Казалось бы, Гарри может не так уж много. Как можешь приводить в порядок свою психику. Делать свою полицейскую работу и вести расследование. Спеть чудесную душещипательную песню в караоке. Помочь местным тусовщикам оборудовать музыку и клуб в заброшенной церкви…Помочь местной ученой продвинуться в её научной работе…Сделать граффити “I love you, Cuno”(тот самый трудный подросток). Да, может быть покажется, что в этого мало. Но это то, что мой Гарри мог сделать, и в чем для него был смысл…А может быть,это для меня…
И самому Гарри становиться лучше. Игра тоже это замечает, выдав в награду такую мысль Уборка в комнатах.
Механики и Шкафчик мыслей
Очень интересно передана личность героя. Четыре параметра - Интеллект, Психика, Физика и Моторика. И каждая делиться ещё на четыре, являя собой части Гарри, которые ему и буду подбрасывать идеи и замечать происходящее. Кстати, интересно обыграно - если персонаж курит сигареты, алкоголь или берет вещества - это влияет на параметры, и в этом состоянии он соответственно может что-то больше или меньше. На самом деле, на нас вляиет все. И чай, и кофе и еда.
У него даже есть “шкафчик мыслей”. У всех у нас на самом деле, такой есть. Возьми какую-то идею, побудь с ней достаточное время - и вот, она как будто уже часть тебя. Можно стать коммунистом, или неолибералом. Расистом или феминистом - что угодно, и совмещать в себе то, что кажется мало совместимым. И она даёт тебе какие-то и бонусы и штрафы…В чём-то мешает, в чём-то помогает. В реальности это очень похоже.
Лично вот эту мысль - Никаких гарантий - я взял себе, в реальность. И она мне, настоящему, помогает сильно больше, чем Гарри в игре. Сначала от нее мне было грустно. Но, в итоге - это освобождает.
Там сильно больше…
Я не сказал о геополитике, “моралистах” - таких логичных и за все хорошее, против всего плохого, но по сути и устроивших эту войну. О напарнике - всем бы такого напарника - он всю игру будет поддерживать Гарри. Чего будет стоить в итоге “Ким вам доверяет” и “Ким РЕАЛЬНО вам доверяет”...О звонке Гарри бывшей жене, когда простое действие - положить трубку вызывает проверку воли со сложностью Невозможно. О том, как провалы проверок могут открыть вам еще более интересные фрагменты… Это все - целая детальная история…
Ключевой урок
Главная мудрость "Диско Элизиум" для меня - проста и глубока одновременно: делать то, что можешь, с тем, что имеешь. И оказывается, этот "малый" потенциал гораздо значительнее, чем кажется на первый взгляд.
Пара слов обо мне
В заключение. Да, я лично тоже в своей жизни прошел через сложный период - развод, увольнение и возвращение в свои детские травмы. И знаете, я пережил это, прошёл через депрессию - не сдался и живу дальше. И гораздо лучше, чем раньше.
Гарри не сдался, и мы тоже - даём себе второй шанс. Жить - по-другому. Более качественно, наполнено и осмыслено - для нас самих.
"You take the engine, Kim. I'll hold the boombox" :)
Статья участвует в конкурсе Игры, меняющие жизнь.
Спасибо вам за конкурс, я пришёл на дтф, потому что как раз хочу поделиться личными психологическими инсайтами от игр.
Напишу ещё несколько статей, даже если конкурс уже закончится.
Всего вам доброго. До встречи в моем телеграм-канале :)
Великолепное произведение, столь же красивое, выдержанное и многогранное, сколь и сложное по содержанию. Это не столько игра, сколько книга. Книга, дающая внимательному читателю, выступающему здесь в роли игрока, поистине огромное количество тем для размышления. От простых обыденных - пить или не пить - до древних философских - быть или не быть. Фи…
Наверное, если задуматься о том, какая игра воплощает в себе мой жизненный путь в игровой индустрии, то – за пределами детства, проведённого за восьмибитными приставками всех форм и размеров, – ответ будет очевиден: дилогия StarCraft от некогда горячо любимой и глубоко уважаемой Blizzard Entertainment.
2009 год!
Странный год для игроиндустрии, трудный год для меня лично.
Друзья, перед вами поучительная история о том, как не стоит проводить время в подростковом возрасте. В программе: лучшая RTS всех времён и народов, ностальгия по девяностым и старое-доброе ультранасилие. Заходите на свой страх и риск.
Сколько не пробовал, но через жирный слой графомании пробиться не смог!
Вот Второй Пленскейп - который нуменера - реально графомания.
Диско-эллизиум - любовь :)
До него там был первый пленскейп.
Мне вот смешно, что при живом Диско Элизиуме дтферы обвиняют в графомании АВ2.
Диско Элизиум это база
Прохожу ее когда ловлю длительное меланхоличное настроение, наиграно уже часов 70 и каждый раз удается найти что-то новое, но получена всего четверть достижений🥲
Disco Elysium для меня личная психотерапия, решения за Гарри - твои решения, т.к. ты попадаешь в этот мир абсолютно ничего не зная о нем, как и Гарри, и действуешь исходя из своего собственного мировоззрения и морального выбора. Это помогает чуть лучше понять себя
Ага. А я вот был за Копа аппокалипсиса. А Ким вроде как пытался сглаживать и адекватизировать...
Я помню у меня во времена универа я так со своим другом был. Я задвигал какую-то дичь, а он старался на серьёзной мине...Хотя он знал, что просто шучу и все понимаю...
А потом иногда, что в игре, что в жизни - видишь что дело-то серьёзное. Что не до шуток. Тогда я отключал эту аппокалиптическую телегу и был адекватгым...:)
Игра как будто вернула меня в моё прошлое. Хотя у всех свое прохождение. Скучным копом я ещё не был) Слишком скучно.